Нарушение правил дорожного движения и эксплуатация транспортных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 22:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Для достижения данной цели курсовой работы, следует выполнить следующие задачи:
1. Изучить уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
2. Дать общую характеристику преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..3
Глава 1.Нарушение правил дорожного движения и эксплуатация транспортных средств

1.1.Уголовно-правовая характеристика транспортных преступлений………………………………………………5

1.2.Основания уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств…………………………………….7
Глава 2.Общая характеристика преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

2.1.Понятие, общая характеристика и виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта …………………………………………………13

2.2.Преступления, непосредственно связанные с нарушением безопасности движения и эксплуатации транспортных средств…………………………………….16
2.3.Иные преступления в сфере функционирования транспорта, непосредственно не связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств……………………..32
Заключение…………………………………………………………………39
Список использованной литературы…………………………………….42

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по уголовному праву 3 курс.doc

— 223.50 Кб (Скачать файл)

Под дорожным движением принято  понимать движение наземных механических транспортных средств по автомагистралям, шоссе, городским улицам, иным дорогам  и проездам. Под транспортным средством  понимаются любые механические самоходные транспортные средства, оборудованные автономным двигателем объемом не менее 50 куб. см и способные развивать скорость не менее 50 км/ч.

Под транспортными средствами, о  которых говорится в ст. ст. 264 - 268 УК, наряду с автомобилями следует понимать автомототранспортные средства, подлежащие регистрации в Государственной автомобильной инспекции, пассажирские и грузовые трамваи и троллейбусы, все виды тракторов, а также строительные, погрузочные (автопогрузчик, автокран), уборочные, дорожные (автогрейдер, асфальтоукладчик и др.) сельскохозяйственные (например, комбайны) и тому подобные специальные самоходные машины, мотоциклы, мотоколяски, мотонарты и иные механические средства, выполняющие не только транспортные, но и иные функции. Транспортные средства делятся на эксплуатационные и учебные. В связи с тем что учебные машины сохраняют свойство повышенной опасности, при управлении ими тоже может быть совершено рассматриваемое преступление.

Безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Участник дорожного движения - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения как водитель транспортного средства, пешеход, пассажир. Организация дорожного движения - комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах. Дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Эксплуатация - это комплекс мер по обеспечению нормального технического состояния, сохранности и применения (использования) транспорта в соответствии с его предназначением. Она должна осуществляться в процессе управления транспортным средством - технический осмотр машины, устранение неисправностей, соблюдение правил парковки и т.д. Запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения.

Обязанность поддерживать транспортные средства, участвующие в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на их владельцев либо эксплуатантов.

Порядок эксплуатации регламентируется как указанными Правилами, так и другими нормативными документами, устанавливающими, например, требования к техническому обслуживанию и осмотру машин, транспортировке отдельных грузов, допуску водителей к управлению транспортом, хранению и сбережению машин и т.д.

Нарушение правил возможно путем как  действия, так и бездействия. Нарушение  правил дорожного движения может  выражаться в превышении установленной  скорости движения, в выезде на встречную  полосу движения, в игнорировании  дорожных знаков и т.п. Нарушение правил эксплуатации транспортных средств - в перевозке пассажиров на не предназначенном для этого транспортном средстве, стоянке машины в неположенном месте, буксировке на слабом тросе и т.п. По ст. 264 УК не могут квалифицироваться нарушения правил технической эксплуатации и иных правил предосторожности при производстве ремонта автомобилей, тракторов, городских электротранспортных средств, при заправке горючим, производстве погрузочно-разгрузочных работ и т.д. В этих случаях посягательство направлено на иной объект: нормальные безопасные условия труда и т.д.

Для определения тяжести вреда  здоровью, причиненному потерпевшему или потерпевшим, обязательно назначение судебно-медицинской экспертизы. Кроме того, обязательным признано проведение автотехнической экспертизы для определения исправности транспортного средства.

По ч. 3 ст. 264 УК ответственность наступает при условии причинения в процессе нарушения правил дорожного движения смерти двум или более лицам при условии, что гибель нескольких человек была следствием одного нарушения. Если в результате нарушений наступили последствия, предусмотренные разными частями ст. 264 УК, то инкриминируются все, но содеянное квалифицируется по той части, которая предусматривает более тяжкие последствия.

Причинение вреда личности при  осуществлении на самоходных машинах производственных процессов не подпадает под признаки рассматриваемого состава и должно квалифицироваться в зависимости от конкретных обстоятельств дела как преступление против личности или как нарушение правил техники безопасности.

Потерпевшими могут быть любые  лица, которые пострадали от транспортной аварии, в том числе и родственники виновного или иные близкие ему  лица.

Следует учитывать, что уголовная  ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств наступает вне зависимости от места, где было допущено нарушение. Дорожное движение в основном осуществляется по дорогам, но может происходить и в условиях бездорожья, во дворе, поле, на автомобильных стоянках и т.п.

Субъективная сторона комментируемого преступления характеризуется неосторожной виной в виде легкомыслия или небрежности.

При привлечении к  уголовной ответственности за преступление, совершенное по неосторожности в  форме преступной небрежности, следует  иметь в виду, что закон требует в каждом конкретном случае устанавливать не только обязанность, но реальную возможность лица предвидеть наступившие вредные последствия. Последняя может быть ограничена как объективными условиями, в которых возникло дорожно-транспортное происшествие, так и субъективными особенностями человека.

Водитель автомашины не должен нести уголовной ответственности за аварию вследствие самоуправных действий другого лица, которые по обстоятельствам дела водитель не мог предвидеть и предотвратить.

Если по делу установлено, что причинение вреда здоровью или  смерти потерпевшего охватывалось умыслом  виновного, содеянное следует рассматривать как умышленное преступление против здоровья и жизни.

В тех случаях, когда  виновным последовательно совершены  два самостоятельных преступления: одно - автотранспортное, а другое против здоровья и жизни личности, его  действия надлежит квалифицировать по совокупности преступлений.

Субъект преступления специальный - вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет и управляющее транспортным средством. Для квалификации деяния по ст. 264 УК не имеет значения, имел ли виновный водительские права. При поездке на учебной машине с двойным управлением ответственность за нарушенные правила вождения несет инструктор, так как согласно Правилам дорожного движения обучающий вождению приравнивается к водителю. Вместе с тем следует учитывать, что согласно Правилам дорожного движения обучаемый также считается водителем транспортного средства. Поэтому в случаях, когда будет установлено, что нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств произошло по вине курсанта, пренебрегшего указаниями инструктора, то не исключается привлечение к уголовной ответственности обучаемого лица.

Действие водителя, виновного в нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего, и заведомо оставившего без помощи потерпевшего, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии, надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 264 и ст. 125 УК.

Если водитель был виновен в нарушении указанных правил, но жизнь или здоровье были поставлены под угрозу в результате происшествия с управляемым им автомототранспортным средством, то неоказание помощи потерпевшему должно квалифицироваться по ст. 125 УК.

С учетом этих обстоятельств  следует решать вопрос как об основном, так и о дополнительном наказании - лишении права управлять транспортными  средствами (ч. 1 ст. 264 УК).

Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК РФ). Непосредственным объектом рассматриваемого состава преступления выступает общественное отношение, регулирующее качественный ремонт транспортных средств и эксплуатацию транспортных средств, участвующих в движении. Дополнительным объектом выступают по ч. 1 - здоровье, по ч. 2 и ч. 3 - жизнь человека. Предметом признаются транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи либо иное транспортное оборудование.

О понятии транспорта разъясняется в ст. 263 и ст. 264 УК.

Пути сообщения включают в себя: а) на железнодорожном транспорте - железнодорожное полотно с рельсами, шпалами и насыпью. Их неотъемлемыми  элементами также являются: дистанции пути, диспетчерские службы, линии электропередач и др.; б) на воздушном - взлетно-посадочную полосу, рулежную дорожку и т.п.; в) на водном транспорте - пути следования морских либо речных судов из одного порта в другой; г) на автомобильном транспорте - проезжую часть дороги.

Под средствами сигнализации понимается совокупность устройств, обеспечивающих передачу сигналов или условной информации: команд, донесений, оповещения, опознания, управления, оповещения о бедствии, согласований и т.д. Может быть звуковой (звонок, сирена), световой (зрительной - мигание лампочки, светофор, семафор, маяки и т.п.), радио.

Средствами связи признаются технические устройства, предназначенные  для приема и передачи текстовой  информации. Связь может быть телефонной, телеграфной, телекодовой, факсимильной, телевизионной, видеотелефонной, сигнальной и т.д. По средствам и среде распространения сигналов связь делится на проводную, радиосвязь, радиорелейную, космическую, оптическую, сотовую, лазерную и др. Возможна связь с подвижными средствами. По дальности действия связь может быть дальней и ближней.

Иное транспортное оборудование - это совокупность механизмов, технических  устройств и приборов, обеспечивающих безопасность функционирования транспорта (эстакады, радиолокаторы и т.п.).

Объективная сторона  выражается: а) в недоброкачественном  ремонте транспортных средств, путей  сообщения, средств сигнализации или  связи либо иного транспортного  оборудования; б) в выпуске в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств. Наиболее важный признак объективной стороны - наступление последствий в виде тяжкого вреда здоровью человека. Между действием и последствиями должна быть установлена причинная связь.

Недоброкачественный ремонт - это такой ремонт указанных предметов, который не соответствует необходимым техническим требованиям, обеспечивающим безопасность функционирования транспортных средств, а также элементов технической системы их эксплуатации. Например, недоброкачественный ремонт может заключаться в устранении не всех неисправностей подвижного железнодорожного состава или в установке деталей, срок эксплуатации которых уже истек.

При недоброкачественной  работе ремонтируемое транспортное оборудование не соответствует необходимым  техническим требованиям, обеспечивающим безопасность функционирования транспорта и элементов технической системы его эксплуатации.

Выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств означает разрешение использовать транспортное средство, имеющее какие-либо технические неисправности, способные создать при движении аварийную ситуацию и в результате привести к опасным последствиям.

Разрешение может иметь  как устную (например, устное разрешение, в ином непринятии мер, способных  пресечь использование транспорта в технически неисправном состоянии), так и письменную форму (например, выдача водителю путевого листа, пропуск транспорта через пункт технического контроля).

Рассматриваемое преступление может совершаться в форме  действия (например, техническая ошибка в ремонте средств сигнализации и связи, выдача разрешения на выпуск в эксплуатацию транспортных средств с неисправным тормозом) или бездействия (например, непринятие мер к замене тормозных колодок, сокращение рельсовых зазоров, укрепление межрельсовых накладок). Оно считается оконченным с момента наступления последствия в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека по ч. 1 или причинения смерти по ч. 2 и ч. 3 этой нормы. При отсутствии последствий, указанных в ст. 266 УК, недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями могут влечь лишь дисциплинарную, административную или материальную ответственность.

Субъективная сторона  характеризуется неосторожной виной в виде легкомыслия и небрежности.

Субъект преступления специальный - физическое, вменяемое лицо, достигшее 16 лет и обладающее следующими признаками: а) его служебная деятельность непосредственно  связана с ремонтом транспорта; б) он является ответственным за техническое состояние транспортного средства и имеет правомочия по выпуску их в эксплуатацию; в) он - владелец либо водитель индивидуального транспортного средства, разрешивший другому лицу эксплуатацию заведомо технически неисправного транспортного средства.

Информация о работе Нарушение правил дорожного движения и эксплуатация транспортных средств