Нарушение правил дорожного движения и эксплуатация транспортных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 22:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Для достижения данной цели курсовой работы, следует выполнить следующие задачи:
1. Изучить уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
2. Дать общую характеристику преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..3
Глава 1.Нарушение правил дорожного движения и эксплуатация транспортных средств

1.1.Уголовно-правовая характеристика транспортных преступлений………………………………………………5

1.2.Основания уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств…………………………………….7
Глава 2.Общая характеристика преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

2.1.Понятие, общая характеристика и виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта …………………………………………………13

2.2.Преступления, непосредственно связанные с нарушением безопасности движения и эксплуатации транспортных средств…………………………………….16
2.3.Иные преступления в сфере функционирования транспорта, непосредственно не связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств……………………..32
Заключение…………………………………………………………………39
Список использованной литературы…………………………………….42

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по уголовному праву 3 курс.doc

— 223.50 Кб (Скачать файл)

Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК РФ). Непосредственным объектом данного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации транспортных средств, а дополнительным объектом - здоровье (ч. 1) и жизнь человека (ч. 2 и ч. 3).

Безопасность обеспечивается соблюдением соответствующих правил как лицами, ответственными за вождение и эксплуатацию транспорта, так и другими участниками движения.

Правила, охраняющие безопасность движения и эксплуатацию транспорта, регламентируются различными нормативными актами (положениями, наставлениями, инструкциями, памятками и т.д.), особыми для  каждого вида транспорта (автомобильного, городского электротранспорта, железнодорожного, водного и воздушного), в том числе и ведомственного.

Объективная сторона  содержит три обязательных признака: деяние в виде нарушения участником движения соответствующих правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств; последствия в виде тяжкого вреда здоровью человека; причинную связь между ними. В связи с этим состав преступления считается материальным. Преступление окончено при наступлении указанных преступных последствий.

Деяние выражено в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации любого вида транспорта любым участником движения, кроме лиц, указанных в ст. 263 и ст. 264 УК.

Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта заключается в несоблюдении или  ненадлежащем соблюдении действующих  на железнодорожном, воздушном, водном и городском наземном транспорте правил, обеспечивающих указанную безопасность. Нарушение может заключаться, например, в переходе улицы в неположенном месте.

При причинении вредных  последствий на гужевом транспорте виновный должен нести ответственность  по статьям УК о преступлениях против личности. Однако, если работник гужевого транспорта нарушает своими действиями работу указанных выше видов механического транспорта (неправильно выезжает на шоссейную дорогу, нарушает правила проезда железнодорожных переездов, оставляет груз на проезжей части и т.п.) и тем самым вызывает его аварию, действия подпадают под признаки ст. 268 УК.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме неосторожности, которая определяется по отношению к последствиям. При этом виновный сознательно либо по невнимательности нарушает установленные на транспорте правила, обеспечивающие порядок и безопасность движения, но действует легкомысленно или по небрежности.

Субъектом преступления может быть пассажир, пешеход или  иной участник движения, достигший 16 лет, за исключением лиц, указанных в ст. 263 и ст. 264 УК.

Квалифицированный и  особо квалифицированный составы  характеризуются более тяжкими  последствиями: гибелью в результате нарушения правил одного человека (ч. 2 ст. 268 УК) или гибелью двух и более лиц (ч. 3 ст. 268 УК).

Нарушение правил международных полетов (ст. 271 УК РФ). Непосредственным объектом рассматриваемого преступления являются отношения, затрагивающие безопасность международных полетов. Диспозиция носит бланкетный характер и требует знания специальных нормативных актов.

Международным считается  полет воздушного судна, который  происходит в воздушном пространстве более чем одного государства. Под  воздушным средством понимаются пилотируемые самолет, вертолет, дирижабль и т.п. Вид воздушного транспорта, а также его принадлежность какому-либо государству не оказывают влияния на квалификацию. Правилами международных полетов признаются правила пользования воздушным пространством того или иного государства. Правила международных полетов над территорией РФ регламентируются не только национальными нормативными правовыми актами, в частности Законом РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации", Воздушным кодексом РФ от 19 марта 1997 г. и др., а также некоторыми положениями международного права.

С объективной стороны  рассматриваемое преступление выражается в несоблюдении командиром воздушного судна и его экипажем во время международного полета указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или ином нарушении правил международных полетов. В частности, в ст. 6 Конвенции о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г. указывается, что никакие регулярные международные воздушные сообщения не могут осуществляться над территорией или на территории договаривающегося государства, кроме как по специальному разрешению или с иной санкции этого государства и в соответствии с условиями такого разрешения или санкции. В ст. 9 этой Конвенции также предусматривается, что каждое государство вправе по соображениям военной необходимости или общественной безопасности ограничить или запретить полеты воздушных судов других государств над определенными зонами своей территории при условии, что в этом отношении не будет проводиться никакого различия между занятыми в регулярных международных воздушных сообщениях воздушными судами данного государства и воздушными судами других государств, занятых в аналогичных сообщениях. Такие запретные зоны должны иметь разумные размеры и местоположение, с тем, чтобы без необходимости не создавать препятствий для аэронавигации. В Российской Федерации такие участки воздушных трасс для международных полетов определены Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1998 г. N 515-р.

Данное преступление считается оконченным с момента  нарушения указанных правил.

С субъективной стороны  рассматриваемое преступление может  быть совершено умышленной формой вины. Мотив и цель на квалификацию не влияют, но могут учитываться при назначении наказания.

Субъектом преступления может быть физическое вменяемое  лицо, достигшее 16-летнего возраста и ответственное за соблюдение правил международных полетов. В частности, это командиры кораблей, другие лица, осуществляющие пилотирование воздушного судна, члены экипажа, авиационные диспетчеры. Это может быть гражданин России, иностранного государства либо лицо без гражданства.

Ответственность экипажа исключается, если он действует по принуждению (например, в случае захвата самолета террористами, согласно ст. 40 УК). Также исключается уголовная ответственность за нарушение правил международных полетов, если они были вынужденными, что возможно, например, вследствие стихийного бедствия, технических неполадок, плохой видимости, действия различных помех естественного или искусственного происхождения. Однако и в этих случаях судно при наличии технической возможности должно подать сигнал бедствия, совершить посадку в указанном месте, выполнить другие требования; иначе возможно признание нарушений правил международных полетов.

Нарушение правил международных  полетов может быть сопряжено  с другими преступлениями: контрабанда (ст. 188 УК), терроризм (ст. 205 УК), захват заложников (ст. 206 УК), угон воздушного судна (ст. 211 УК), диверсия (ст. 281 УК) и т.п. В этом случае нарушение правил международных полетов квалифицируется по совокупности. Если нарушение правил международных полетов с целью совершить такие преступления было пресечено, представляется, что содеянное образует совокупность оконченного преступления, квалифицируемого по рассматриваемой статье, и приготовление к иному преступлению.

Нарушение правил полета воздушных судов на внутренних линиях при наличии соответствующих  оснований должно квалифицироваться  по ст. 263 УК.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Иные преступления в сфере функционирования транспорта, непосредственно не связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств.

Приведение в негодность транспортных средств или путей  сообщения (ст. 267 УК РФ). Непосредственным объектом выступает общественное отношение, обеспечивающее исправное состояние транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а также транспортной коммуникации. Дополнительным объектом - по ч. 1 интересы здоровья и собственности, по ч. 2 и ч. 3 - жизнь человека. К предмету анализируемого преступления относятся транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи и иное транспортное оборудование, понятие которых дано в ст. 266 УК, а равно транспортные коммуникации, т.е. постоянные маршруты движения транспортных средств, а также сооружения, специально оборудованные в целях обеспечения безопасности движения транспорта.

С объективной стороны  рассматриваемое преступление характеризуется  тремя обязательными признаками: деянием, последствиями и причинной  связью между ними. Деяние заключается  в разрушении, повреждении, приведении иным способом в негодное для эксплуатации состояние перечисленных выше предметов, а также блокирование транспортных коммуникаций.

Под разрушением понимается приведение в полную негодность транспортного  средства или транспортного оборудования, полный распад системы, в силу которого она теряет способность функционировать и не подлежит восстановлению либо из-за технической невозможности, либо из-за экономической нецелесообразности.

Повреждение - частичное  изменение в структуре и форме технической системы, в силу которого она полностью или частично теряет свои функциональные способности, но может быть восстановлена. Способы разрушения или повреждения могут быть самыми разнообразными (например, отвинчивание гаек, прикрепляющих рельсы к шпалам).

Приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние  может заключаться в любых  действиях, в результате чего транспортные средства или технические системы  не могут быть использованы по предназначению (например, затопление транспортного средства, вложение в механизмы посторонних предметов и т.п.).

Блокирование транспортных коммуникаций заключается в создании препятствий для свободного передвижения транспорта (например, преграждение дороги, взлетной полосы, акватории порта  и т.д.).

Состав преступления - материальный. Последствиями настоящего преступления являются причинение тяжкого вреда здоровью человека, либо причинение крупного ущерба (ч. 1), либо наступление смерти человека (ч. 2 и ч. 3). Под крупным ущербом следует понимать как материальный ущерб, так и дезорганизацию работы транспорта. Следует учитывать, что понятие крупного ущерба является оценочным, по которому решение будет приниматься правоприменительными органами с учетом обстоятельств конкретного дела.

Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения с субъективной стороны предлагает двойную форму вины: умысел по отношению к разрушению и другим запрещенным действиям: неосторожность по отношению к наступившим последствиям.

Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 14 лет.

От преступлений, ответственность  за которые предусмотрена ст. ст. 167, 214 УК, комментируемое преступление отличается предметом посягательства. Разрушение или повреждение путей и средств сообщений, совершенные в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности РФ, образует признаки состава диверсии (ст. 281 УК). Те же деяния, совершенное путем взрыва, поджога либо иным способом, создающим опасность гибели людей или наступления иных общественно опасных последствий в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения или оказания воздействия на принятие решений органами власти, оцениваются как терроризм и квалифицируются по ст. 205 УК.

Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 269 УК РФ). Непосредственным объектом рассматриваемой нормы выступает общественное отношение, регулирующее безопасность функционирования магистральных трубопроводов. Дополнительные объекты - здоровье (ч. 1) и жизнь человека (ч. 2 и ч. 3).

Предмет преступления - магистральный  трубопровод, под которым понимается комплекс сооружений и технических  средств, предназначенных для транспортировки нефтяных газов и нефтепродуктов. Они могут быть магистральными, т.е. несущими основной поток содержимого вещества, вспомогательными (ответвляющиеся по потребителям линии) и складскими (наземные, подземные, подводные). Нарушение правил, обеспечивающих безопасное функционирование иных нефтепродуктопроводов, должно рассматриваться в зависимости от наступивших последствий и от формы вины лица, выполняющего деяние, как повреждение или уничтожение имущества, либо как нарушение правил по технике безопасности, либо как преступление против личности. При отсутствии последствий деяние может влечь дисциплинарную, материальную или административную ответственность.

С объективной стороны  рассматриваемое преступление выражено в деянии в виде нарушения правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистрального трубопровода. Для правильной квалификации преступных деяний необходимо обратиться к специальным ведомственным нормативным правовым актам, регулирующим строительство, эксплуатацию и ремонт магистрального трубопровода. К ним относятся, в частности, Правила технической эксплуатации магистральных трубопроводов, Правила охраны магистральных трубопроводов.

Строительство магистрального трубопровода включает в себя как  непосредственно его сооружение, так и проектирование, испытание  на прочность и проверку на герметичность. Эксплуатация магистрального трубопровода предлагает безопасное его функционирование в соответствии с предназначением. Ремонт означает устранение неисправностей магистрального трубопровода. Он может быть текущим, средним и капитальным.

Преступление считается  оконченным с момента наступления  указанных в законе последствий.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления включает вину в форме неосторожности. При этом виновный сознательно нарушает известные ему правила безопасности, предвидит возможность наступления тяжкого вреда здоровью или смерти, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (преступное легкомыслие) либо не предвидит наступления таких последствий, хотя должен был и мог их предвидеть (преступная небрежность).

Информация о работе Нарушение правил дорожного движения и эксплуатация транспортных средств