Насилие как способ совершения преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 13:20, дипломная работа

Краткое описание

Проблема насилия в обществе – одна из самых глобальных проблем нашего времени. Содержанию слова «насилие» и различным его категориальным (понятийным) значениям (социологическое, религиозное, национальное, медицинское, сексуальное, преступное насилие и др.) уделяется пристальное внимание всего мирового сообщества.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…………..3
1 Понятие и характеристика насильственных преступлений………………...………..8
1.1 Понятие и виды насилия…………………………………………………...…………8
1.2 Юридическая природа преступных деяний и их классификация……..………….22
2 Влияние насилия как способа совершения преступления на квалификацию преступления………………………………………………………………..……………35
2.1 Преступления, с применением физического насилия…..………………………..35
2.2 Преступления, с применением психического насилия…………………………..39
2.3 Особенности насилия как обстоятельства, исключающего преступность деяния.……………………………………………………………..……………………48
3 Значение насилия как способа совершения преступления в зарубежном законодательстве………………………………………………………………………..52
Заключение…………………………………………………….…………………………65
Глоссарий……………………………………………...…………………………………70
Список использованных источников………………………………………………….74
Приложение………………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом Насилие как способ совершения преступления СГА.docx

— 123.55 Кб (Скачать файл)

В большинстве стран дальнего зарубежья объектом воспрепятствования осуществлению избирательных прав является законодательно закрепленное право граждан избирать и быть избранными, участвовать в голосовании  при проведении референдума, в отдельных  кодексах объект рассматриваемой группы преступлений более широкий - неразрывно связанные с избирательными конституционные  или политические права. Об этом свидетельствует  размещение соответствующих статей в тех главах (разделах) Особенной  части уголовного закона, которые  посвящены: преступным деяниям, связанным  с выборами и всенародным голосованием - Австрия, Германия; преступлениям  против выборов и референдумов - Польша; преступлениям против выборов и политической деятельности - США; преступлениям против политических прав граждан - Болгария, Сан-Марино, Италия; преступлениям против гражданских прав - Норвегия; преступлениям против демократических прав граждан - Китай. В Бельгии указанные преступления отнесены к деяниям против прав, гарантированных Конституцией, в Голландии - к преступлениям, связанным с конституционными правами и обязанностями, в Дании - к преступлениям против Конституции и высших органов государства.

Однако есть примеры и  иного характера. Так, в Швейцарии  соответствующие преступления отнесены к проступкам против воли народа, в  Швеции - к преступлениям против общественной деятельности, в Испании - к преступлениям против общественного  порядка. По мнению Л.Г. Мачковского, при  размещении данных преступлений в "непрофильных" главах Особенной части уголовного закона происходит искусственное смещение приоритетов уголовно-правовой охраны, умаляется значение обеспечения  избирательных прав уголовно-правовыми  средствами.

В российском уголовном законодательстве, как отмечает Ю.А. Красиков, родовым  объектом рассматриваемой группы преступлений являются конституционные права  и свободы человека и гражданина, непосредственным объектом отдельных  преступлений - социальные связи по поводу реализации возможностей конституционных  прав и свобод политического характера. По мнению Н.И. Ветрова, общим признаком  всех преступлений, содержащихся в  гл. 19 УК РФ, является родовой объект посягательства - общественные отношения, обеспечивающие конституционные права  и свободы человека и гражданина. Данную позицию разделяет А.С. Самойлов, указывая, что родовым объектом преступлений, предусмотренных гл. 19 УК РФ, являются права и свободы человека и  гражданина. При этом под конституционными правами понимаются закрепленные и  гарантируемые Конституцией РФ возможности  человека и гражданина для удовлетворения жизненно необходимых потребностей и реализации своего внутреннего  потенциала. Под конституционными свободами  понимаются способы и гарантии свободной  реализации возможностей человека и  гражданина.

Различными являются позиции  законодателей разных стран при  описании объективной стороны воспрепятствования осуществлению избирательных прав.

В УК РФ не раскрывается содержание понятия "воспрепятствование осуществлению  избирательных прав", соответствующая  норма носит бланкетный характер. Для уяснения смысла правового предписания  необходимо обратиться к Федеральному закону от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации", который  определяет объем активного и  пассивного избирательного права, перечисляет  конкретные избирательные права  граждан, осуществляемые в ходе выборов.

Следует отметить положительный  опыт уголовного законодательства Австрии  и ФРГ в раскрытии самого понятия  воспрепятствования осуществлению  избирательного права. С некоторыми нюансами законодатели этих стран определили, что указанное воспрепятствование может быть выражено, с одной стороны, в принуждении избирателя не участвовать  в выборах, не голосовать вообще или  голосовать определенным образом, с  другой стороны - препятствовать ему  в этом.

Детальный и даже казуистический подход к регулированию ответственности  за преступления в сфере выборов  характерен для уголовного законодательства США (§§ 594, 597, 598 и др. разд. 18 Свода  законов США), Великобритании (ст. 115 Закона о народном представительстве 1983 г.), Голландии (ст. 125 УК), Дании (ст. 117 УК), Польши (ст. 249, 250 УК), ФРГ (§ 108 УК), Франции (L.107 Избирательного кодекса), Швейцарии (ст. 280 УК). В диспозициях соответствующих  норм приводится исчерпывающий перечень способов воспрепятствования осуществлению  избирательных прав.

К обязательным признакам  объективной стороны воспрепятствования осуществлению избирательных прав в указанных странах относятся:

- принуждение, мошеннические  ухищрения, связанные с незаконным  воздействием на избирателя (угроза  причинения физического или психического  вреда, увольнение с работы, расторжение договора аренды и т.п.) (ст. 115 Закона Великобритании о народном представительстве 1983 г.);

- насилие или угроза  насилия (ст. 125 УК Голландии);

- незаконное принуждение,  лишение свободы или использование  положения превосходства (§ 117 УК Дании);

- насилие, противозаконная  угроза или обман (ст. 249 УК Польши);

- насилие, угроза или  обман (ст. 394 УК Республики Сан-Марино);

- насилие, угрозы, внушающие  страх потерять работу или  причинить ущерб личности (ст. L.107 Избирательного кодекса Франции);

- насилие или угроза  причинения ощутимого вреда, злоупотребление  профессиональной или экономической  зависимостью или прочим экономическим  давлением (§ 108 УК ФРГ);

- насилие или угроза  причинения серьезного вреда  (ст. 280 УК Швейцарии).

Для уголовного законодательства России, Австрии, Швеции характерна дифференциация уголовной ответственности путем  закрепления в соответствующих  статьях основного и квалифицированного составов данного преступления (ст. 141 УК РФ). В качестве "существенных обстоятельств, отражающих типовую  значительно измененную в сравнении  с основным составом преступления степень  общественной опасности содеянного" законодатель указывает насилие  или опасную угрозу (ч. 1 § 262 УК Австрии), применение или угрозу применения насилия  или злоупотребление служебным  положением (ст. 8 гл. 17 УК Швеции).

Таким образом, законодатели различных стран по-разному оценивают  влияние одних и тех же признаков  на дифференциацию уголовной ответственности  за воспрепятствование осуществлению  избирательных прав граждан. Например, применение насилия является обязательным признаком основного состава  данного преступления в уголовном  законодательстве Болгарии, Голландии, Польши, Республики Сан-Марино, ФРГ, Швейцарии, в то время как в УК РФ, Австрии, Швеции данный признак характеризует  квалифицированный состав преступления.

Следует отметить, что не только система обязательных признаков  воспрепятствования осуществлению  избирательных прав, но и конструкция  этого состава преступления не имеет единообразного решения в уголовном законодательстве зарубежных стран. В основном с учетом степени повышенной общественной опасности деяний, посягающих на избирательные права граждан, состав изучаемого преступления сформулирован как формальный и ответственность наступает за сам факт совершения посягательства. Вместе с тем в ряде случаев последствия называются в качестве обязательного признака состава преступления и состав сформулирован как материальный. Так, ст. 256 УК Китая к указанным последствиям относит срыв выборов, ст. L.100 Избирательного кодекса Франции в качестве таковых называет нарушение нормального хода голосования. Часть 2 ст. 142 УК РФ к последствиям преступной подделки подписей избирателей в подписных листах относит существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Субъект воспрепятствования осуществлению избирательных прав - общий, любое вменяемое лицо, достигшее  возраста уголовной ответственности. В специальных нормах, устанавливающих  ответственность за нарушение тайны  голосования, подлог избирательных  документов, фальсификацию результатов  выборов в ряде стран законодателем  введены ограничения субъектного  состава. Так, в качестве специального субъекта совершения указанных преступлений ст. 169 УК Болгарии называет лицо из состава  избирательной комиссии, ст. L.113 Избирательного кодекса Франции - членов административной или муниципальной комиссии в  избирательном бюро, особо оговаривая, что если виновный является аттестованным  государственным служащим, то наказание  удваивается. К специальным субъектам  фальсификации избирательных документов, документов референдума УК РФ относит  членов избирательной комиссии, комиссии референдума, уполномоченного представителя  избирательного объединения, группы избирателей, инициативной группы по проведению референдума, а также кандидата и его  представителя.

Содержание субъективной стороны преступлений против избирательных  прав в зарубежных странах во многом обусловлено, на наш взгляд, способом совершения указанных деяний в целом. В подавляющем большинстве, как и в УК РФ, единственным признаком субъективной стороны данных преступлений выступает умышленная вина, при этом форма вины во всех исследовавшихся уголовных законах не называется прямо, а вытекает из содержания статьи.

Там, где в качестве самостоятельного состава выделяется нарушение тайны  голосования, субъективная сторона  усложняется мотивом или целью. Так, в УК ФРГ обязательным признаком  нарушения тайны выборов является преступная цель: "с намерением ознакомиться самому или сообщить другому лицу, как голосовало то или иное лицо". Такие же преступные цели являются альтернативно-обязательными по УК Австрии. Избирательный кодекс Франции  при совершении подобного преступления указывает на иные цели: "помешать избирательным операциям или  исказить их результаты" (ст. L.116).

В качестве криминообразующего признака воспрепятствования осуществлению  избирательных прав законодатель Франции  также указывает на наличие специальной  цели - "помешать избирателям сделать  свой выбор" (ст. L.99). В УК РФ наличие  специальной цели - повлиять на решение  избирательной комиссии, является обязательным признаком состава вмешательства  в осуществление комиссией ее полномочий (ч. 3 ст. 141).

Наличие преступной цели является обязательным признаком субъективной стороны подкупа избирателей. В  концентрированном виде указанная  цель сформулирована в УК Дании: "привести лицо к голосованию определенным образом или воздержаться от голосования" (п. 4 § 117).

Следует отметить, что подкуп избирателей в качестве самостоятельного состава преступления предусмотрен в законодательстве Австрии, Великобритании, Голландии, Дании, Республики Сан-Марино, США, ФРГ, Франции, Швейцарии, причем в  большинстве случаев одинаковая ответственность устанавливается  как для подкупающего, так и  для подкупаемого. Их действия определены альтернативно: подкупающий предлагает, обещает или предоставляет вознаграждение (§ 265 УК Австрии), подарки или иные выгоды (§ 108b УК ФРГ), любую денежную выгоду (§ 117 УК Дании), а подкупаемый требует, принимает или обещает принять соответствующие вознаграждение, подарки и т.д.

В УК РФ подкуп выступает  лишь квалифицирующим признаком  таких составов, как воспрепятствование осуществлению избирательных прав и подделка подписей избирателей. Однако, на наш взгляд, назрела необходимость  выделения в отечественном уголовном  законодательстве подкупа в качестве самостоятельного состава преступления.

Информация о работе Насилие как способ совершения преступления