Обеспечение безопасности "защищаемых лиц" в уголовном процессе России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 20:53, контрольная работа

Краткое описание

Обеспечение безопасности является необходимым условием эффективности отправления уголовного судопроизводства. В качестве специфической системы гарантий эффективности осуществления правосудия выступает уголовное законодательство, предусматривающее ответственность за посягательства на жизнь, честь, достоинство и иные интересы субъектов уголовно-процессуальных отношений.

Содержание

Введение 2
1. Понятие обеспечения безопасности "защищаемых лиц" в уголовном процессе России. 3
2. Меры по обеспечению безопасности в уголовном процессе. 7
Заключение 15
Список литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 37.46 Кб (Скачать файл)

 

1. В отношении защищаемого  лица могут применяться одновременно  несколько либо одна из следующих  мер безопасности:

 

1) личная охрана, охрана  жилища и имущества;

 

2) выдача специальных  средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;

 

3) обеспечение конфиденциальности  сведений о защищаемом лице;

 

4) переселение на другое  место жительства;

5) замена документов;

 

6) изменение внешности;

 

7) изменение места работы (службы) или учебы;

8) временное помещение  в безопасное место;

 

9) применение дополнительных  мер безопасности в отношении  защищаемого лица, содержащегося  под стражей или находящегося  в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного  места содержания под стражей  или отбывания наказания в  другое.

 

2. При наличии оснований, указанных в статье 16 настоящего  Федерального закона, в отношении  защищаемого лица могут применяться  также другие меры безопасности, предусмотренные законодательством  Российской Федерации.

 

3. Меры безопасности, предусмотренные  пунктами 4 - 7 части 1 настоящей статьи, осуществляются только по уголовным  делам о тяжких и особо тяжких  преступлениях.

  На основании ст. 5 Федерального закона РФ от 20 апреля 1995 г. «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» № 45-ФЗ (ред.  от 03.02.2014г.) Для обеспечения защиты жизни и здоровья защищаемых лиц и сохранности их имущества органами, обеспечивающими безопасность, могут применяться с учетом конкретных обстоятельств следующие меры безопасности:

1) личная охрана, охрана  жилища и имущества;

2) выдача оружия, специальных  средств индивидуальной защиты  и оповещения об опасности;

3) временное помещение  в безопасное место;

4) обеспечение конфиденциальности  сведений о защищаемых лицах;

5) перевод на другую  работу (службу), изменение места  работы (службы) или учебы;

6) переселение на другое  место жительства;

7) замена документов, изменение  внешности.

В целях реализации предусмотренных в настоящей статье мер безопасности могут проводиться оперативно-розыскные мероприятия в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации".

Третья группа. К этой группе относятся уголовно-процессуальные средства, которые прямо не предусмотрены как меры безопасности, но в силу своей правовой сущности могут быть использованы для этих целей. К ним относятся, например, избрание меры пресечения, отобрание подписки о неразглашении тайны предварительного расследования, принятие процессуальных решений об отказе в производстве тех или иных действий по ходатайству стороны защиты и т.п. 

Четвертая группа. К мерам безопасности, прямо не предусмотренным законодательством, можно отнести те средства, которые используются в настоящее время в практике правоприменения. А. Халиков в числе дополнительных мер безопасности применительно к закрытому судебному заседанию называет следующие:

– зашторивание окон, через которые может осуществляться прослушивание, наблюдение или видеосъемка;

– дополнительная охрана помещения суда (в первую очередь мест входа и выхода участвующих в деле лиц);

– оцепление работниками милиции здания суда по всему периметру, обеспечение негласной явки свидетелей и других лиц путем их доставления специальным транспортом в условиях, исключающих их наблюдение посторонними лицами;

– направление поручений оперативно-розыскным подразделениям о предварительной проверке помещения суда на предмет обнаружения скрытых подслушивающих и наблюдательных технических средств30.

Пятая группа. К специальным мерам безопасности, применяемым по уголовным делам, связанным с организованной преступностью, можно отнести те средства, которые могут применяться в зависимости от особенностей того или иного вида преступлений. Так, например, отдельными учеными в рамках проекта Федерального закона «О противодействии торговле людьми» предлагаются такие меры, как:

– закрытие доступа к данным о личности жертвы торговли людьми в справочных службах и информационно-справочных фондах;

– запрет распространения информации о жертвах торговли людьми или об обстоятельствах торговли людьми, способной создать угрозу жизни или здоровью жертвы торговли людьми, или его близких родственников, а также о лицах, оказывающих содействие торговле людьми;

– запрет разглашения сведений о мерах безопасности и конфиденциальность информации о жертвах торговли людьми, равно как и разглашение данных предварительного расследования и сведений о мерах безопасности;

– оказание помощи государственными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, убежищами и центрами жертвам торговли людьми;

– помощь дипломатических представительств и консульских учреждений РФ за пределами РФ гражданам РФ, ставшим жертвами торговли людьми, по возвращении их в Российскую Федерацию36.

Применение мер безопасности во многом зависит от правильной организации работы правоохранительных и судебных органов. В связи с этим представляется возможным и необходимым применять как те меры безопасности, что прямо предусмотрены в законе, а также иные организационные, информационные и технические возможности, которые не противоречат принципам и назначению уголовного судопроизводства. [6].

Ежегодно в ходе расследования уголовных дел более 10 миллионов человек выступают в качестве потерпевших и свидетелей. К участникам уголовного судопроизводства часто применяются приемы и методы физического и психологического воздействия с целью изменения своих показаний либо отказа от них. Результатом этого становятся случаи отказа и уклонения потерпевших и свидетелей от участия в уголовном судопроизводстве.

В целях выработки единой системы мер, направленных на защиту жизни и здоровья свидетелей, потерпевших и иных уголовного судопроизводства , а также их близких родственников, с 1 января 2005 года вступил в силу Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» .

Федеральный закон устанавливает виды государственной защиты, основания и порядок их применения, определяет органы, на которые возложены обязанности по обеспечению мер безопасности и социальной поддержки.

Эффективность и особая значимость деятельности органов, обеспечивающих меры государственной защиты, подтверждена практикой применения государственных программ «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006 – 2008 годы» и «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009 – 2013 годы».

Государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2014 – 2018 годы» разработана в соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона Министерством внутренних дел Российской Федерации на основе предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и наработанного практического опыта применения конкретных мер государственной защиты, установленных Федеральным законом.

Общепрограммные расходы, направленные на ее осуществление  связаны с:

1)организацией и проведением информационно-пропагандистских мероприятий с целью формирования позитивного общественного мнения о деятельности органов, осуществляющих меры безопасности, широкой информированности населения о мерах государственной защиты. Данные расходы направлены на размещение специализированной рекламы, создание видеофильмов по тематике, издание целевой печатной продукции по пропаганде и иные аналогичные расходы;

2)медико-психологической реабилитацией защищаемых лиц. Данные расходы включают расходы, связанные с привлечением специалистов (врачей, медицинских психологов) для проведения медико-психологической реабилитации защищаемых лиц;

3)совершенствованием, содержанием и обслуживанием материально-технической базы специальных подразделений в структуре органов государственной власти, на которые возложены задачи по осуществлению мер безопасности. Данные расходы направлены на приобретение специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности; средств специальной техники; специальных транспортных средств; специального оборудования для психофизиологического обследования защищаемых лиц и методик для оказания психологической помощи; на автоматизацию деятельности подразделений, непосредственно осуществляющих меры безопасности, федеральных органов исполнительной власти – участников Программы; на обслуживание и модернизацию специализированной территориально-распределенной автоматизированной системы.

Таким образом общепрограммные расходы (организация и проведение информационно-пропагандистских мероприятий; медико-психологическая реабилитация защищаемых лиц; совершенствование, содержание и обслуживание материально-технической базы специальных подразделений в структуре органов государственной власти, на которые возложены задачи по осуществлению мер безопасности) по данной программе предполагают  ожидаемый результат: формирование позитивного общественного мнения и имиджа органов, осуществляющих меры безопасности, широкая информированность населения о мерах государственной защиты и их обеспечении; осуществление мер безопасности. [7].

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Обеспечение безопасности участников процесса и их близких в связи с производством по уголовному делу необходимо рассматривать как одно из наиболее эффективных средств противодействия преступности и получения доказательственной информации о событии преступления.

Безопасность участников уголовного процесса расценивается законодателем как одна из составляющих принципа охраны прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве (ст. 11 УПК). Закрепление в процессуальном законе мер безопасности личности следует рассматривать как:

1.  Гарантию обеспечения прав и законных интересов личности в уголовном судопроизводстве;

2.  Средство достижения цели и задач (назначения) уголовного судопроизводства;

3.  Новую эффективную форму противодействия наиболее опасным видам преступности (организованной, профессиональной);

4.  Позитивное стремление государства привести национальное законодательство в соответствие с рядом международных документов.

Под мерами безопасности следует понимать комплекс различных действий, закрепленных действующим законодательством и осуществляемых уполномоченными должностными лицами, в целях предупреждения возникновения угрозы безопасности участников уголовного судопроизводства, а также ее пресечения и восстановления нарушенного состояния защищенности указанных лиц.

Государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2014 – 2018 годы» позволяет утверждать, что российским государством создан институт государственной защиты участников уголовного судопроизводства, который, несомненно, будет способствовать повышению эффективности борьбы с преступностью.

Список использованной литературы и источников:

 

[1] http://cyberleninka.ru (статья: ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ  Волгоградская академия МВД России Е.И. Замылин, кандидат юр. наук, доцент, В.В. Намнясева, кандидат юр. наук, доцент)

[2]. Жариков Е.В. Дифференциация  уголовного процесса как средство  обеспечения безопасности, содействующих  уголовному судопроизводству: дис…  к.ю.н. – Барнаул, 2005. – С. 61.

[3].  Новикова М.В. Обеспечение  безопасности участников уголовного  судопроизводства как гарантия  осуществления правосудия в современных  условиях: Автореф. дисс. … на соиск…  к.ю.н. – Екатеринбург, 2006. – С. 10.

[4]. Шаговой В.Н. Потерпевший  и жертва преступления в уголовном  процессе: защита прав и их  уголовно-процессуальные правонарушения: Автореферат дисс. на соиск… к.ю.н. – Тюмень, 2006. – С. 15.

[5]. Большой юридический словарь [Электронный ресурс] // http://slo-vari.yandex.ru..

[6]. Зуев С. В. Уголовное преследование по делам о преступлениях, совершаемых организованными группами и преступными сообществами (преступными организациями) : Монография. Челябинск : Челябинский юридический институт МВД России, 2010 г. http://kalinovsky-k.narod.ru

 [7]. Государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2014 – 2018 годы».

 

1. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года).

2. Федерального закона  РФ от 20 апреля 1995 г. «О государственной  защите судей, должностных лиц  правоохранительных и контролирующих  органов» № 45-ФЗ (ред.  от 03.02.2014г.)

3. Федерального закона  РФ от 20 августа 2004 г. «О государственной  защите потерпевших, свидетелей  и иных участников уголовного  судопроизводства» № 119-ФЗ (ред. От 03.02.2014г.)

4.УПК РФ от 18.12.2001 N 174-ФЗ(действующая редакция от 15.02.2014).

5. УК РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Обеспечение безопасности "защищаемых лиц" в уголовном процессе России