Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 20:34, курсовая работа
К настоящему времени принят целый ряд международных правовых документов, касающихся правосудия в отношении несовершеннолетних и обеспечения прав ребёнка. Существуют документы всеобщего характера, посвящённые положению во всём мире, а также документы регионального характера, относящиеся к тем или иным конкретным регионам с относительно однородной культурой. Существуют соответствующие международные документы, посвящённые общим проблемам уголовного судопроизводства прав человека, и документы специально посвящённые правосудию в отношении прав детей и несовершеннолетних.
Уральская академия государственной службы
курсовая работа
Тема №6: Обеспечение и соблюдение прав и свобод несовершеннолетних.
По дисциплине : «Обеспечение прав человека»
Группа _____Ю - __________
Проверил:
г.Пермь, 2006 г.
Содержание
Права ребенка защищает целый ряд международных, федеральных и региональных правовых актов. Основополагающим международным документом является Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г. В числе основных российских нормативных актов следует, прежде всего, назвать:
Конституцию РФ,
Кодексы РФ (Гражданский, Семейный, Уголовный, Трудовой, Кодекс об административных правонарушениях),
Законы РФ: «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и т.д.
В Пермской области действуют:
Закон Пермской области «Об образовании в Пермской области», 2001 год;
Закон Пермской области «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства», 1996г.;
Указ Губернатора Пермской области «О мерах по реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на жилое помещение» от 04.10.1999 г., №123;
Постановление Администрации Пермской области «О неотложных мерах по защите прав детей в Пермской области» от 04.01.1994 г., №1;
Постановление Администрации Пермской области «О дополнительных мерах по обеспечению прав детей на охрану жизни и здоровья» от 19.12.1996 г., №445;
Постановление Администрации Пермской области «О мерах по социальной поддержке многодетных семей" от 24.07.92 г., №155 и другие нормативные акты.
К настоящему времени принят целый ряд международных правовых документов, касающихся правосудия в отношении несовершеннолетних и обеспечения прав ребёнка. Существуют документы всеобщего характера, посвящённые положению во всём мире, а также документы регионального характера, относящиеся к тем или иным конкретным регионам с относительно однородной культурой. Существуют соответствующие международные документы, посвящённые общим проблемам уголовного судопроизводства прав человека, и документы специально посвящённые правосудию в отношении прав детей и несовершеннолетних.
Организация Объединённых Наций приняла четыре документа, непосредственно посвященных правам ребёнка и принципам правосудия в отношении несовершеннолетних. Это:
- «Международная конвенция о правах ребёнка»;
- «Стандартные минимальные
- «Руководящие принципы для предупреждения преступности среди несовершеннолетних»;
- «Правила защиты
Требования, сформулированные в этих документах, способны помочь как государственным, так и общественным организациям в выработке гуманной системы обращения с детьми, находящимися в конфликте с законом. Эти требования могут также оказаться полезными при индивидуальном творческом подходе к решению конкретных проблем, связанных с несовершеннолетней преступностью, и при оценке существующей практики. Однако, международные правовые документы устанавливают лишь минимально обязательные нормы или минимальные основные требования. Поэтому правительствам отдельных стран не следует отказываться от усилий по совершенствованию этих норм путём, например, приведения существующего в их странах законодательства в соответствии со значительно более высоким требованиям к соблюдению прав человека.
Как при выработке системы правосудия в отношении несовершеннолетних, так и при оценке уже существующей системы в первую очередь следует руководствоваться следующими принципами:
- Правосудие в отношении несовершеннолетних
должно являться составной
- Официальные учреждения социального контроля должны использоваться лишь в крайних случаях.
Из данных принципов непосредственно вытекает самая, вероятно важная задача, всегда остающаяся, первоочередной: задача профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. В самом деле, практически бессмысленно сосредотачивать основные усилия на «конечном результате» - на ребёнке, который уже попал в беду или совершил правонарушение. Практически бессмысленно разрабатывать меры, применимые или доступные только после того, как неприятности уже начались. Например, с целью социальной реабилитации малолетних правонарушителей предоставлять им возможность получить хорошее образование в исправительных учреждениях, в то время как основная масса детей такой возможности лишена.
Система правосудия в отношении несовершеннолетних должна обеспечивать гуманное, справедливое и конструктивное обращение с нарушителями закона. Однако следует позаботиться, чтобы существование такой системы не превращалось в оправдание отсутствия социальных служб, необходимых всем остальным. В противном случае правосудие в отношении несовершеннолетних рискует из крайней меры превратиться в приманку (в стимул для правонарушений).
Меры по предотвращению правонарушений должны в первую очередь быть направлены на всех без исключения детей и подростков. «Следует уделять особое внимание политике предупреждения, способствующей успешной подготовке к жизни в обществе и интеграции всех детей и молодых людей, особенно, через семью, общину лиц аналогичной возрастной группы, школу, профессионально-техническую подготовку, трудовую деятельность, а также через добровольные организации.
Обязательность комплексного характера профилактической социальной политики обнаруживает её связь с целями Конвенции ООН о правах ребёнка. В конвенции тоже заложена необходимость комплексного подхода. Обе направлены на улучшение положения детей в целом. А общество уважающее своих детей, способно помочь детям научится с уважением относится к обществу…
Профилактическая работа должна быть нацелена на общее повышение уровня жизни и благосостояния, а не просто на разрешение частных, хотя и острых проблем. Например, проблему наркомании нельзя решить только путём предупреждения потенциальных наркоманов о негативных последствиях употребления наркотиков. Всем детям следует создать необходимые условия (такие, как учёба, места для проведения досуга, перспектива интересной работы) и привить навыки поведения, помогающие принять твёрдое решение вести свободную от наркотиков жизнь.
Большое внимание должно уделяться таким вопросам, как признание правового статуса детей (то есть, их правоспособности и дееспособности) и расширение их возможностей для самоопределения и участия в демократических процедурах принятия решений. Дети и юношество должны играть активную роль в общественном процессе, быть его полноценными участниками, и не должны рассматриваться всего лишь как объекты для подготовки к жизни в обществе или контроля. Только полноценное участие детей в жизни общества способно помочь предотвращению детской преступности.
2.Защита прав несовершеннолетних.
Важным правовым документом, защищающим интересы детей, является Семейный кодекс РФ, который применяется в тех случаях, когда действия родителей или других лиц в отношении детей не содержат состава преступления. Каждый человек имеет свои права и право защищать свои права с рождения. Глава 11 СК предусматривает права несовершеннолетних детей:
Ст.54. Право ребёнка жить и воспитываться в семье.
Ст.56. Право ребёнка на защиту.
Защита прав и законных интересов ребёнка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.
Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.
При нарушении прав и законных интересов ребёнка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребёнка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребёнок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.
Ст.57. Право ребёнка выражать своё мнение.
Ст. 60.Имущественные права ребёнка.
Глава 12 СМ РФ включает в себя права и обязанности родителей в отношении своих детей.
Ст.62. Права несовершеннолетних родителей.
Ст.63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей.
Ст.64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей.
Ст.68. Защита родительских прав.
СМ РФ ст. 69. предусматривает процедуру лишения родительских прав, а также ограничения и восстановления в родительских правах. Родители, лишённые родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребёнком, но это не освобождает их от обязанностей содержать своего ребёнка.
Ст.78. Участие органа опеки и попечительства при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей
Рост преступности и тяжких преступлений среди несовершеннолетних являются крупными проблемами во многих странах. Крайне важно не только предупреждать преступность среди несовершеннолетних с помощью судебных мер, но и обеспечивать защиту положения прав всех несовершеннолетних которые вступают в конфликт с законом. Подход к предупреждению преступности среди несовершеннолетних, отправлению правосудия в отношении несовершеннолетних и защите молодёжи постепенно претерпел под эгидой Организации Объединённых Наций теоретическую и практическую эволюцию
Стандартные минимальные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) были утверждены Генеральной Ассамблеей по рекомендации седьмого Конгресса.
В этих Правилах учитываются различные национальные условия и правовые структуры, отражаются цели и дух правосудия в отношении несовершеннолетних и излагаются желательные причины и практические меры по отправлению правосудия в отношении несовершеннолетних, Эти правила представляют собой приемлемые в международном плане минимальные условия обращения с несовершеннолетними, которые вступают в конфликт с законом. В правилах содержатся конкретные положения, касающиеся различных этапов правосудия в отношении несовершеннолетних. В них подчёркивается, что помещение несовершеннолетнего в какое-либо исправительное учреждение всегда должно быть крайней мерой и на минимально необходимый период, и содержится призыв к проведению исследований, планированию, разработке политики и оценке.
3. Наиболее распространенные
нарушения прав ребенка в
Несмотря на то, что правовое положение несовершеннолетних, а также органов, уполномоченных их защищать, к настоящему времени подробно регламентировано, ситуация с реализацией несовершеннолетними их прав остается очень напряженной. В числе наиболее часто встречающихся нарушений следует назвать право несовершеннолетних на образование, на семейное воспитание, на защиту от домашнего насилия.
Значительная доля нарушений прав ребенка приходится на образовательные учреждения. И это не случайно. Наши школы и другие образовательные учреждения продолжают оставаться, несмотря на провозглашенную открытость, полузакрытыми институтами, что создает питательную почву для злоупотреблений школьных администраций, антипедагогических поступков, дискриминации в отношении детей и их родителей.
Это обуславливает необходимость сосредоточить внимание участников родительского собрания на проблеме обеспечения прав ребенка в образовательном учреждении.
Назовем наиболее распространённые нарушения прав человека в образовательном учреждении.
Информация о работе Обеспечение и соблюдение прав и свобод несовершеннолетних