Обеспечение и соблюдение прав и свобод несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 20:34, курсовая работа

Краткое описание

К настоящему времени принят целый ряд международных правовых документов, касающихся правосудия в отношении несовершеннолетних и обеспечения прав ребёнка. Существуют документы всеобщего характера, посвящённые положению во всём мире, а также документы регионального характера, относящиеся к тем или иным конкретным регионам с относительно однородной культурой. Существуют соответствующие международные документы, посвящённые общим проблемам уголовного судопроизводства прав человека, и документы специально посвящённые правосудию в отношении прав детей и несовершеннолетних.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по угол.праву.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

1. В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

2. В органах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

3. Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних других органов, учреждений и организаций осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации.

 

Статья 5. Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа

1. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних:

1) безнадзорных или беспризорных;

2) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

3) содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;

4) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества;

5) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

7) освобожденных от уголовной  ответственности вследствие акта  об амнистии или в связи  с изменением обстановки, а также  в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;


8) не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

9) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

10) условно-досрочно освобожденных  от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

11) получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;

12) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

13) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

14) осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

2. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

3. Индивидуальная профилактическая работа с лицами, которые не указаны в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, может проводиться в случае необходимости предупреждения правонарушений либо для оказания социальной помощи и (или) реабилитации несовершеннолетних с согласия руководителя органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

 

Статья 6. Основания проведения индивидуальной профилактической работы Основаниями проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей являются обстоятельства, предусмотренные статьей 5 настоящего Федерального закона, если они зафиксированы в следующих документах:

1) заявление несовершеннолетнего либо его родителей или законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

2) приговор, определение или постановление суда;

3) постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора. Следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;

4) документы, определенные настоящим Федеральным законом как основания помещения несовершеннолетних в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

5) заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.

 

Статья 7. Сроки проведения индивидуальной профилактической работы

Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей проводится в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности. Правонарушениям или антиобщественном действиям несовершеннолетних или достижения ими возраста восемнадцати лет или наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

 

Статья 8. Права лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа

1. Несовершеннолетним, их родителям или законным представителям, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, обеспечиваются права и свободы, гарантированные Конституцией Российской федерации, Конвенцией ООН о правах ребенка, международными договорами Российской Федерации, настоящим федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

2. Несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, пользуются правами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, а также в установленном порядке имеют право на:

уведомление родителей или законных представителей об их помещении в учреждение системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

обжалование решений, принятых работниками органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в вышестоящие органы указанной системы, а также в органы прокуратуры и суд;

гуманное, не унижающее человеческого достоинства обращение;

поддержание связи с семьей путем телефонных переговоров и свиданий без ограничения их количества;

получение посылок, бандеролей, передач, получение и отправление писем и телеграмм без ограничения их количества;

обеспечение бесплатным питанием, одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия по нормам, утвержденным Правительством Российской Федерации.

 

То обстоятельство, что федеральное законодательство регулирует вопросы профилактики правонарушений несовершеннолетних, говорит о важности рассматриваемого вопроса и необходимости строгого соблюдения работниками системы МВД и всех служб, связанных с работой с несовершеннолетними, требований федерального, международного законодательства в этой области. Выполнение законодательства способствует воспитанию физически и психически здорового поколения, уважающего общечеловеческие ценности, непримиримого к любым проявлениям бесчеловечности, жестокости, нарушениям прав личности.

 

 

Вывод:

 

Настоящая работа позволяет сделать следующие выводы. На протяжении 1997-99 годов в Смоленской области наблюдается тенденция роста преступности среди несовершеннолетних, носящая весьма устойчивый характер, несмотря на все предпринимаемые государственными органами меры профилактического характера. Это обстоятельство приводит к выводу о том, что принимаемые меры,  не достигали своей цели в силу недостаточной эффективности и последовательности и нуждаются в пересмотре.

Особую тревогу вызывает то обстоятельство, что наряду с количественным ростом подростковой преступности, возрастает ее удельный вес в общей структуре преступности, опережающими темпами растет  рецидив. Криминализация молодежной, в том числе и подростковой среды происходит на фоне таких негативных и потенциально опасных для генофонда нашего региона явлений, как распространение наркомании и токсикомании, приобретающих эпидемический характер.

К числу факторов, непосредственно влияющих на вовлечение несовершеннолетних в преступную среду, следует отнести растущую незанятость этой категории населения, безнадзорность, сиротство, распространение бродяжничества и попрошайничества.

К сожалению, до настоящего времени одной из наименее разработанных в криминологии несовершеннолетних является проблема контроля государства и общества над преступным поведением подростков. Явление преступности несовершеннолетних занимает особое место среди проблем криминологической этиологии и правовой феноменологии, что определяет специфику государственной политики в этой области. С одной стороны, цель такой политики - защита прав и интересов несовершеннолетних, с другой – защита общества от преступных посягательств с их стороны. Представляется, что идеальной моделью суда, занимающегося несовершеннолетними, был бы суд межотраслевой судебной юрисдикции, решающий в комплексе вопросы судебной защиты прав несовершеннолетних и их юридической ответственности за совершенные проступки и преступления.

Государство располагает разнообразными средствами  реализации политики предупреждения преступности несовершеннолетних. К их числу могут быть отнесены: социальная профилактика, правовое сдерживание, криминологическая профилактика, виктимологическая профилактика, правовое предупреждение и др.

Было бы преждевременно говорить о том, что принимаемые меры способны обеспечить перелом в сформировавшейся за долгие годы криминогенной ситуации в подростковой среде, но уже сама последовательность и настойчивость в реализации указанных мер создают предпосылки для определенного оптимизма.

 

 

 

 

 

 

 

9. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция РФ.1993 г..
  2. Комментарий к Уголовно-процессуальному Кодексу РСФСР – М.: 1980
  3. Организация индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в социально-опасном положении (Методический сборник) Пермь 2004 г..
  4. Справочник сотрудника подразделений по делам несовершеннолетних. Ред. Новосельцева Е.А., Довнар О.В..
  5. Сборник приказов и инструкций Генерального прокурора.

6.  Криминология: Учебник /Под ред. В.Н.Кудрявцева и В.Е.Эминова.2004 г

7.

8. Закон о милиции.

9.  Семейный кодекс РФ.

10.Сборник Международных стандартов  и норм ООН в области правосудия  в отношении несовершеннолетних. Москва «Юнисеф» 1998 год.

11.Положение о комиссиях по  делам несовершеннолетних.

12.Криминологические и уголовно-правовые идеи борьбы с

преступностью. М, 1996 г.

13. ФЗ «Об основах системы  профилактики безнадзорности и

        правонарушений  несовершеннолетних» 1999 год.

14.  Конвенция  о правах ребёнка /выдержки/.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Криминологические и уголовно-правовые идеи борьбы с преступностью. М, 1996, с. 19.

2 Криминологические и уголовно-правовые идеи борьбы с преступностью. М, 1996, с. 39.

 

4 Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних. М. Юридическая литература, 1986, с. 7.

 

5 Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних. М. Юридическая литература, 1986, с. 11.

 

6 Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних. М. Юридическая литература, 1986, с. 21.


Информация о работе Обеспечение и соблюдение прав и свобод несовершеннолетних