Общая характеристика эвтаназии: сущность, правовая природа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 20:40, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность обусловлена отсутствием законодательно закреплённого права человека на эвтаназию. Своё летосчисление проблема причинения смерти потерпевшему по его просьбе начинает с глубокой древности. Уже тогда её пытались разрешить многие поколения мыслителей, юристов и медиков. В настоящее время значительно повысился интерес к данной проблеме в нашем обществе. Крайняя острота этой ситуации создала два противоположных мнения. Согласно одному из них, эвтаназия недопустима с моральной и правовой точек зрения. С другой стороны, она просто необходима для избавления человека от длительных невыносимых физических и нравственных страданий.

Вложенные файлы: 1 файл

уголовное право.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность обусловлена отсутствием законодательно закреплённого права человека на эвтаназию. Своё летосчисление проблема причинения смерти потерпевшему по его просьбе начинает с глубокой древности. Уже тогда её пытались разрешить многие поколения мыслителей, юристов и медиков. В настоящее время значительно повысился интерес к данной проблеме в нашем обществе. Крайняя острота этой ситуации создала два противоположных мнения. Согласно одному из них, эвтаназия недопустима с моральной и правовой точек зрения. С другой стороны, она просто необходима для избавления человека от длительных невыносимых физических и нравственных страданий.                                                                                                                                                                      Предметом данной  работы  выступает уголовный кодекс Российской Федерации (убийство, то есть умышленное причинение  смерти  другому человеку) не способен обеспечить соответствие уголовно-правовой   оценки эвтаназии объективным свойствам   этого деяния, а назначение         наказания - характеру содеянного и личности виновного.                                                           Необходимо дополнить уголовное законодательство нормой об ответственности за убийство, совершенное по просьбе потерпевшего.   
      Объектом является эвтаназия действие которой, направленное на то, чтобы положить конец жизни той или иной личности, идя навстречу ее собственному желанию, и осуществленное незаинтересованным лицом.                                       Эвтаназия есть вопрос не о сущности смерти, но о сущности и способе умирания, перед которым оказывается человек при подходе к последней черте земного существования. И потому идея эвтаназии глубоко погружена в контекст философских, моральных, правовых и психологических проблем, от разрешения которых зависит судьба эвтаназии как института-моральноправовая легитимность и ее легализация.  
       Цель работы: проанализировать уголовно-правовой аспект эвтаназии.  
Задачи работы: 1)дать понятие эвтаназии и рассмотреть этапы ее развития как социально-правового явления; 2)выяснить правовую природу эвтаназии и рассмотреть особенности ее уголовно-правового регулирования.   
        Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания, общенаучные методы анализа и синтеза, а также специальные методы: системно-структурный, формально-юридический, ретроспективный и др. Особое значение имели методы историко-правовой науки: сравнительно-исторический и др.   
         Сравнительным анализом работы составляют фундаментальные положения правовой, философской и медицинской наук содержащиеся в трудах исследователей эвтаназии, позволяющие сформулировать общие и частные представления об эвтаназии как научной проблеме, определить пути ее решения, представить ее осмысление в контексте современной российской действительности. Событие эвтаназии, являясь юридическим фактом, в то же время не может быть гносеологическим объектом права в классическом смысле. Отношения к эвтаназии зачастую находятся за рамками правовых отношений. Особенности историографии данной темы эвтаназии состоят в том, что онтологическая укоренённость события смерти по-разному проявляется в различных культурах.   
        Предписание о праве человека на жизнь гарантировано государством и содержится в конституциях практически всех стран мира. Одно из проявлений данной гарантии заключается в том, что человек, застигнутый при попытке совершения самоубийства, принудительно возвращается к жизни, то есть он не имеет законных оснований осуществлять свободу выбора между жизнью и смертью, что уже содержит противоречие. Право на смерть необходимо расценивать как возможность человека сознательно и добровольно в выбранный им момент времени уйти из жизни избранным им и доступным ему способом, так как, отказывая человеку в праве на смерть, государство и общество тем самым ограничивают человека в свободе.                                                                                                                                      В процессе исследования эвтаназии необходимо выделить ряд аспектов, сама актуализация которых способствовала бы приданию общественной важности и государственной значимости вышеозначенной проблеме:   
     1) Общественный аспект. Развитие современных научных технологий идет такими темпами, что общественность не успевает формировать адекватное отношение к нововведениям. Все чаще возникают вопросы, требующие привлечения помощи разных специалистов: юристов, социологов, медиков, этиков, культурологов, философов.   
    2) Общеправовой аспект. Современный уровень развития медицины обусловливает необходимость совершенствования правового регулирования проблем, связанных с уходом человека из жизни, в том числе и проблем эвтаназии.  
    3) Религиозно-нравственный аспект. Его актуализация связана с тотальной десанкрализацией жизни в ХХI веке. Человек становится творцом не только природы и окружающего мира, но и самого себя; претендует на присвоение сакральных, экзистенциальных, метафизических функций по созданию новых жизненных форм, продлению и прекращению жизни.   
     4) Экзистенциальный аспект, связан с проблемой свободы человеческого выбора между жизнью и смертью в глобальном экзистенциальном, метафизическом смысле. Специфика новейших технологий в сфере науки и медицины все сильнее затрагивает глубинные основы человеческого бытия.                                                                                                                                             Актуализация этого аспекта напрямую связана с утратой человеком его  трансценденции.  
     5) Естественно-правовой аспект, связан с определением понятия право на жизнь, его структурой, с попытками включить в нее и право на смерть как реализацию права на свободное распоряжение своей жизнью.   
      6) Уголовно-правовой  аспект,  связан с  проблемами  квалификации убийства  по  просьбе  потерпевшего  и  с   проблемами   уголовно-правовой  ответственности за такое убийство.   
      Тема  исследования данной работы относится к числу мало изученных, о чем говорит недостаточное количество специальных монографических исследований, полно и объективно отражающих в целом правовой и в частности уголовно-правовой аспект эвтаназии.                                                                                   Тем не менее, существует большой массив литературы, так или иначе затрагивающей данную проблематику, носящий фрагментарный, публицистический характер, раскрывающий лишь отдельные аспекты проблемы, что в свою очередь затрудняет либо делает абсолютно невозможным использование полученных выводов в правовой сфере.   
        Проблема эвтаназии в контексте темы смерти обсуждается от античности до наших дней. Те или иные ее аспекты затрагивались многими отечественными и зарубежными юристами, философами и мыслителями  которые напрямую связывали ее с темой смерти.   
       Особое внимание современные отечественные мыслители уделяют юридико-правовым и этическим проблемам отношения к смерти и смертности, выделяя такие аспекты, как смерть и самоубийство (Л. Трегубов, Ю. Вагин), табуирование смерти (Ю. Бородай и др.), эвтаназия и право на смерть (В.И. Акопов, СМ. Вульф, А.П. Громов, А.П.   
         Таким образом, анализ литературы по юриспруденции, философии, культурологии, социологии, религиоведению, социальной психологии свидетельствует о том, что тема эвтаназии глубоко и комплексно в ее философско-правовом и юридическом аспекте не исследовалась.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая характеристика эвтаназии: сущность, правовая природа

1.1 Концепция определения  содержания права на жизнь

 

Правовые проблемы, связанные с эвтаназией, должны рассматриваться в тесной связи с правом на жизнь, которое является одним из базовых и неотъемлемых прав человека.

Право на жизнь является основой существования человеческого общества и потому не может рассматриваться в контексте понимания жизни как собственности, которой человек может распоряжаться по своему личному усмотрению. Право на жизнь занимает первое место как в структуре личных прав и свобод человека, так и в структуре всей Конституции РФ.

Положения о праве на жизнь провозглашены и закреплены всеми важнейшими международно-правовыми документами по правам человека. Так, в ст. 3 Всеобщей декларации прав человека констатируется, что "каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность. В ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах сказано: "Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни". Связь права на жизнь и запрета произвольного ее лишения подчеркивается и в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950г.

В Российской Федерации основные принципы и нормы международного права нашли отражение в действующем законодательстве. Положения Конституции РФ направлены на утверждение либерально- демократической концепции "человек, его права и свободы – высшая ценность" и возведение ее в правовой абсолют (ст. 2)¹.

 

____________________

¹ Алиев, Т.Т. Эвтаназия в России: право человека на ее осуществление / Т.Т. Алиев // Современное право. – 2008. – N 4. – С. 14-25

Никто из людей не застрахован от трагических ситуаций, когда тяжелая болезнь, несчастный случай или преступное посягательство становятся причиной угрозы его жизни. Если устранить эту угрозу собственными силами не представляется возможным, то за каждым законодательно закреплено право обращения за помощью к лицам, которых государство уполномочило на подобного рода деятельность, обеспечив их профессиональную подготовку (медицинские работники, спасатели, пожарные, сотрудники органов прокуратуры, милиции и т.п.). Поэтому элементом права на жизнь можно считать правомочие по спасению жизни. 

В широком смысле слова право на жизнь включает в себя все общественные отношения, позволяющие человеку не только существовать в качестве биологической особи, но и социализироваться. Однако право охраняет жизнь, прежде всего, как форму биологического существования человека.

Под правом на жизнь следует понимать комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого человека по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной сред обитания, условий жизни. К этим факторам относятся политика государства, обеспечивающая отказ от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением оружия и т.п.

         Разногласия в науке конституционного права по этому вопросу естественным образом "перешли по наследству" в сферу теории уголовного права. Спор криминалистов заключается в том, что следует признавать под жизнью в качестве объекта преступления: жизнь человека как биологического существа или же жизнь как объект уголовно-правовой охраны, представляющий собой совокупность общественных отношений¹.   Таким образом, складываются общественные отношения по охране жизни и

 

_______________________

¹ Уголовный кодекс РФ. Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954. 

здоровья человека.

Посягательство на жизнь разрушает (или изменяет) указанное общественное отношение. Именно эти отношения и являются непосредственным объектом посягательства на жизнь человека.

Очевидно, что объектом при посягательстве на жизнь является не человек как биологическая особь, а личность как совокупность общественных отношений, на которые и совершается посягательство.

Эти посягательства имеют различную юридическую квалификацию в зависимости от того конкретного общественного отношения, которое было объектом посягательства.

Поскольку при лишении жизни, например, в состоянии необходимой обороны объект уголовно-правовой охраны отсутствует, то уголовная ответственность исключается именно потому, что вред причиняется не общественным отношениям, а человеку как биологическому существу. Исходя из этого именно нарушение нормального функционирования общественных отношений, направленных на охрану жизни, отличает убийство от правомерного лишения человека жизни. Значит, именно общественные отношения и являются объектом преступления, а не человек как биологическое существо. Следовательно, объектом преступления является не жизнь как совокупность биофизиологических процессов, а жизнь как совокупность общественных отношений, обеспечивающих индивиду возможность жить.

Итак, право на жизнь отличается весьма сложной юридической конструкцией. Далеко не все общественные отношения, так или иначе связанные с реализацией права на жизнь, надлежащим образом урегулированы на законодательном уровне, а отдельные отношения и вовсе не имеют юридического оформления¹. В результате решение целого ряда правовых ситуаций определяется лицами или органами, содействующим ____________________

¹ Красиков, А.Н. Сущность и значение согласия потерпевшего в уголовном праве. / А.Н. Красиков – Саратов: Закон, 2011. – 428с.

реализации права на жизнь, в частности представителям медицинской профессии, осуществляющим профессиональное вмешательство в такие процессы, как рождение и умирание человека.

В своем конкретно-индивидуальном социальном контексте реальная ценность человеческой жизни все же относительна. Она зависима от генетических факторов, от конкретных условий социального бытия индивида, от меры удовлетворенности его разумных потребностей, от соотношения в жизни личности благ и страданий, от полноты социально-нравственной самореализации личности.

 

1.2 Формы эвтаназии

 

Комплексный характер эвтаназии как социально-правового явления обусловливает выделение ее различных форм, в совокупности которых проявляются ее сущностный характер и содержание.

В качестве основного критерия для классификации форм эвтаназии следует принять характер действий, направленных на умышленное умерщвление больного. С учетом данного критерия эвтаназия может осуществляться в двух формах: активной и пассивной. Под активной эвтаназией понимается умышленное причинение неизлечимо больному по его просьбе быстрой и легкой смерти с целью избавления его от мучительных физических страданий, осуществленное по мотиву сострадания.

В реальной жизни деяния, которые не всегда обоснованно причисляют к эвтаназии, осуществляются в разнообразных формах и обусловливаются различной мотивацией. И хотя наиболее распространенным мотивом является сострадание врача, родных, близких, друзей и т.д. к безнадежно больному, в основе которого лежит желание больного, однако практике, к сожалению, известны случаи умерщвления, которые нельзя расценивать в качестве эвтаназии: совершаемые врачом по собственной инициативе и разумению при отсутствии ясно выраженного желания больного. Причем речь идет и о ситуациях, когда больной находится в сознании, но его мнение просто не принимается во внимание, и о ситуациях, когда больные пребывают в состоянии, лишающем их возможности выразить свою волю. Лишение пациента жизни может быть совершено совместными действиями врача и больного, так называемое самоубийство при врачебном содействии (к примеру, больной принимает предоставленные врачом средства для наступления быстрой и легкой смерти).

Активную эвтаназию составляют действия врача или иных лиц по причинению быстрой и легкой смерти, осуществленные собственноручно в отношении безнадежно больного по просьбе последнего.

Пассивная (негативная) эвтаназия. Пассивная эвтаназия заключается в ограничении или прекращении специфического лечения безнадежно больных умирающих пациентов, основанном на их просьбе, ввиду того, что оно лишь продлевает период физических и моральных страданий без улучшения их состояния¹.

Если не провести четкую грань между различными ситуациями по неоказанию медицинской помощи безнадежно больному, окажется, что пассивной эвтаназией будет считаться не только отказ пациента от лечения в ситуации, когда болезнь несет непосредственную угрозу его жизни, но и, скажем, выписка пациента из больницы домой в том случае, когда ясно, что болезнь неизлечима. Ведь независимо от того, делается ли это по желанию пациента или по самостоятельному решению медицинского персонала, тем самым прекращается процесс лечения. Очевидно, что это проявление достаточно часто встречается в практике¹. Из определения пассивной эвтаназии следует исключить случаи, когда лечение вообще не начинается.

 

____________________

¹ Семенов, И.С. К вопросу об этико-правовом статусе эвтаназии в контексте права на жизнь: теория и судебная практика // Адвокат. – 2009. – N 7. – С. 48-58. 

При таком подходе пассивной (негативной) эвтаназией следует признать отказ от начатого жизнеподдерживающего лечения по просьбе неизлечимо больного для умышленного и весьма скорого причинения смерти посредством воздержания от выполнения действий, направленных на поддержание жизни, с целью избавления его от мучительных физических страданий, осуществленное по мотиву сострадания.

Таким образом, пассивная эвтаназия осуществляется путем бездействия - больному не оказывается необходимая медицинская помощь.

Между тем, в уголовно-правовой науке существует позиция, отвергающая саму возможность совершения убийства путем бездействия, поскольку при бездействии лицо не совершает активных волевых целенаправленных действий по причинению физического вреда, а лишь создает условия для разрушительной работы стихийных сил. Но эта позиция вступает в противоречие с общепризнанным в науке уголовного права фактом опосредованного причинения бездействием ущерба, охраняемым уголовным законом объектам.

        В рассматриваемом случае речь идет о воздержании от применения активных мер, направленных на поддержание жизни человека. В связи с этим существенное значение приобретает выяснение обстоятельств, характеризующих возможность медицинских работников предотвратить смерть потерпевшего. Инициатива не должна зависеть от субъективного мнения других лиц.

Некоторые исследователи проблематики эвтаназии выделяют еще одну ее форму - промежуточную между активной и пассивной, называя ее "поддерживаемым", "ассистируемым" самоубийством". К данной форме они относят случаи содействия врача наступлению смерти пациента с помощью обеспечения необходимыми для этого средствами или информацией (летальной дозой снотворного и др.)¹.

Информация о работе Общая характеристика эвтаназии: сущность, правовая природа