Оперативно розыскная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2013 в 11:07, контрольная работа

Краткое описание

В соответствии с федеральным законодательством выделяют две основные группы уполномоченных государственных органов, которые связаны с оперативно-розыскной деятельностью.
Среди государственных органов различают следующие подгруппы:
1) осуществляющие оперативно-розыскную деятельность;
2) контролирующие оперативно-розыскную деятельность и надзирающие за ней.

Содержание

1. Система оперативно - розыскных органов.
2. Сущность, юридическая
характеристика и значение розыскной работы.
3. Алгоритм действий сотрудника оперативно – поискового подразделения по обследованию помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств как оперативно розыскного мероприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

Смык С.В. ( контрольная работа по Оперативно - розыскной деятельности)..doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

- оперативные отделы;

- подразделения собственной  безопасности;

- оперативно-технические подразделения;

- подразделения по розыску  преступников, совершивших побег  из мест отбывания наказания.

 Названные подразделения  осуществляют оперативно-розыскную  деятельность не только на  территории исправительных учреждений, но и вне их пределов. Однако в этих случаях они действуют, как правило, во взаимодействии с другими органами, осуществляющими ОРД и обслуживающими определенные объекты или участки местности.

9. Оперативные подразделения  органа внешней разведки Министерства  обороны РФ и органа внешней разведки ФАПСИ проводят оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения собственной безопасности, что объясняется целями и задачами указанных органов.

 Федеральные органы  правительственной связи и информации, являясь составной частью сил  безопасности России, обеспечивают высшие органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Федерации, центральные органы федеральной исполнительной власти, Совет безопасности РФ, организации, предприятия, учреждения специальными видами связи и информации, а также организуют деятельность центральных органов федеральной исполнительной власти, организаций, предприятий, учреждений по обеспечению криптографической и инженерно-технической безопасности шифрованной связи в Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом, осуществляют государственный контроль за этой деятельностью.

 Основными направлениями  деятельности федеральных органов  правительственной связи и информации  являются:

- организация и обеспечение  эксплуатации, безопасности, развития и совершенствования правительственной связи, иных видов специальной связи и систем специальной информации для государственных органов;

- обеспечение в пределах  своей компетенции сохранности  государственных секретов;

- организация и обеспечение криптографической и инженерно-технической безопасности шифрованной связи в Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом;

- организация и ведение  внешней разведывательной деятельности  в сфере шифрованной, засекреченной  и иных видов специальной связи с использованием радиоэлектронных средств и методов;

- обеспечение  высших органов государственной  власти Российской Федерации,  центральных органов федеральной  исполнительной власти, Совета безопасности  РФ достоверной и независимой  от других источников специальной информацией (материалы внешней разведывательной деятельности, информация по поддержанию управления народным хозяйством в особый период, военное время и при чрезвычайных ситуациях, экономическая информация мобилизационного назначения, информация социально-экономического мониторинга), необходимой им для принятия решений в области безопасности, обороны, экономики, науки и техники, международных отношений, экологии, а также мобилизационной готовности.

 Оперативные  подразделения органа внешней разведки Министерства обороны РФ, являясь структурным подразделением Генерального штаба, в соответствии с Положением о Генеральном штабе Вооруженных сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 11 ноября 1998 г. N 1357, выполняют следующие функции:

- осуществление  разведывательной деятельности  в интересах обороны и безопасности  Российской Федерации;

- разработка  и проведение мероприятий, связанных  с обеспечением безопасности  информации, управления и связи,  а также контроль за их осуществлением;

- организация  в Вооруженных Силах комплексного  решения задач радиоэлектронной  борьбы;

- планирование  и организация мероприятий, связанных  с противодействием техническим  средствам иностранных разведок, и контроль за эффективностью их осуществления;

- планирование  и организация работ по обеспечению  информационной безопасности, выработка  мер по защите государственной  тайны в Вооруженных Силах.

 Государственная  значимость решаемых задач обусловливает  необходимость проведения оперативно-розыскных мероприятий по обеспечению собственной безопасности. При осуществлении этих мероприятий органы ФАПСИ и внешней разведки Министерства обороны не должны затрагивать полномочий других субъектов оперативно-розыскной деятельности. При возникновении потребности в проведении оперативно-розыскных мероприятий, затрагивающих компетенцию других субъектов ОРД, оперативные подразделения этих органов действуют во взаимодействии с ними.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Сущность оперативно-розыскной деятельности.

 

Оперативно- розыскная  деятельность определяется как разновидность социально полезной, юридической деятельности государства, осуществляемой гласно и негласно специальными органами, уполномоченными Федеральным Законом «Об Оперативно-Розыскной деятельности 144-ФЗ». Впервые оперативно-розыскной деятельности придан официальный статус как государственно-правовой форме борьбы с преступностью. Основной характерной чертой ОРД является ее разведывательно-поисковая сущность, поскольку она направлена, главным образом, на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений путем реализации правоохранительной функции государства.

  Отдельной  особенностью проведения оперативно-розыскных  мероприятий (ОРМ) в целях обнаружения  преступлений и лиц, их совершивших, является то, что правом на их проведения обладает определенный круг лиц (органов), перечень которых определен настоящим Законом «Об Оперативно-Розыскной деятельности.»

 Своим назначением  оперативно-розыскная деятельность (независимо от субъекта) преследует единственную цель - это защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.

  Необходимо  не путать и разграничивать  оперативно-розыскную деятельность с уголовно-процессуальной деятельностью. При их сходстве, они имеют ряд существенных различий. Самая главная из них - уголовно-процессуальная деятельность (порядок проведения отдельных следственных действий, круг субъектов, наделенных правом на ее осуществление) строго регламентирована УПК РФ. Другое существенное различие - информация, сведения, полученные в результате следственных действий (при соблюдении порядка по ее собиранию и закреплению), имеет доказательственное значение, в результате оперативно-розыскных мероприятий могут быть получены лишь фактические данные, не имеющие доказательственного значения.

  ОРД следует  отличать от разведывательной  деятельности российских спецслужб.  В Федеральном законе "О внешней  разведке", понятие разведывательной деятельности определяется как "системное применение специальных сил, средств и методов с целью получения информации о замыслах, планах и мерах иностранных государств и иностранных организации, (их представителей), потенциально или реально угрожающих безопасности России". Исходя из данного понятия, можно сделать вывод, что разведывательная деятельность осуществляется, в основном, за пределами РФ, сторонами данных отношений выступают иностранные государства с одной стороны и РФ - с другой.

 В самом понятии ОРД определено, что она проводится двумя взаимодополняющими способами - гласно и негласно. В зависимости от конкретной ситуации, конечной цели проводимой ОРМ, должностные лица оперативного подразделения имеют право официально (гласно) представлять интересы соответствующего государственного органа или выступать от его имени. Вместе с тем, должностное лицо или гражданин, содействующий проведению ОРД, могут осуществить свои правомочия, предоставленные комментируемым Законом, негласным путем. Необходимость иметь в распоряжении оперативных подразделений, органов внутренних дел комплекс негласных оперативно-розыскных мероприятий, объясняется тем, что пресечь и раскрыть ряд преступлений при помощи только следственных действий и гласных мер административного характера практически невозможно. Обладая иным подходом в данной ситуации было бы, практически, невозможно обеспечить неотвратимость уголовной ответственности для совершивших преступления в завуалированной форме.

  Проведение  оперативными подразделениями ОРД ограничивается их полномочиями. Полномочие представляет собой право оперативно-розыскному органу на осуществление ОРМ, а также принятие соответствующих юридически значимых решений. Некоторые полномочия оперативного подразделения определены отдельными нормативно-правовыми актами, в которых установлена компетенция ОВД (см. п. 16 ст. 11 Закона о Милиции, ФСБ), частных детективных агентств и других правоохранительных органов и подразделений.

  Среди объектов  защиты при проведении ОРМ,  законодатель, в первую очередь, поставил интересы человека и гражданина, признав их высшей ценностью (ст. 2 Конституции РФ). Ведь именно в защите человека от преступных посягательств с помощью ОРМ, выполняется конституционное положение о том, что каждый имеет право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ).

   Деятельность по предупреждению совершения преступлений носит превентивный (предупреждающий) характер. Такое предупреждение на "социально неустойчивых" лиц, происходит посредством использования комплекса мероприятий профилактического характера. Способы пресечения преступлений зависят от конкретных обстоятельств и могут быть самыми различными: возбуждение уголовного дела, задержание с поличным, применение уголовно-процессуальных мер пресечения и иных мер государственного принуждения (гл. 14 УПК РФ). Таким образом, ставится цель по предотвращению общественно опасного деяния еще до момента фактического выполнения его объективной стороны (либо приготовления и покушения).

 Выявление  и раскрытие преступлений, а также  лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, важнейшая часть общих задач ОРД. Выявление и раскрытие применительно к оперативно-розыскной деятельности предопределяют, что оперативно-розыскным путем необходимо установить, обнаружить, сделать явными не только само событие преступления и лиц, его совершивших, но и ряд связанных с этим событием обстоятельств.

 Выявление  преступлений состоит в установлении, обнаружении общественно опасных  деяний, а также лиц, их совершающих,  с помощью оперативно-розыскных  сил, средств и методов.

 Пресечение, как правило, предполагает активные  действия оперативных работников  и состоит в лишении лица  реальной возможности продолжить  совершение противоправного деяния.

 

Юридическая характеристика представляет собой совокупность законов, подзаконных нормативно-правовых актов, ведомственных приказов, должностных локальных инструкций, регламентирующих отношения, возникающие в сфере этой деятельности.

            К правовой основе ОРД, прежде  всего, относят Конституцию РФ, «Закон об ОРД», а также другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные акты федеральных органов государственной власти.

 Конституция  РФ как основной закон государства,  обладающей высшей юридической  силой на территории РФ, закладывает  важнейшие принципы общественных отношений, складывающихся между правоохранительными органами и гражданами в сфере борьбы с преступностью. Это общеправовые принципы и к ним относятся, прежде всего, признание государством высшей ценностью прав и свобод человека (ст. 2), равенства граждан перед законом (ст. 19), соблюдение норм международного права в области обеспечения прав человека (ст. 17), обеспечение права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ст. 23), на неприкосновенность жилища (ст. 25), гарантии судебной защиты прав и свобод граждан (ст. 46), презумпция невиновности (ст. 49), установление законодательного порядка ограничения основных конституционных прав для достижения общественно значимых целей (ст. 55) и др.

 Конституция  также регламентирует полномочия органов государственной власти по принятию законодательных актов, определяющих деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью (ст. 76, 90, 104, 105, 115).

 Ряд норм  Конституции напрямую регламентирует  условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов иных лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55). В частности, ч. 2 ст. 23 и ст. 25 предписывают обязательность получения судебного решения в случае необходимости ограничения права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также на неприкосновенность жилища. Вместе с тем Конституцией каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ч. 1 ст. 46).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств

           Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств — это оперативный осмотр перечисленных, а также других объектов в целях поиска интересующих оперативного работника данных (следов преступной деятельности, орудий совершения преступления, разыскиваемых лиц, а также получение иной информации, значимой как для решения оперативных задач, так и для расследования преступления в целом).

Существуют  три вида обследования: гласное, негласное  и зашифрованное.

        Гласное обследование проводится с согласия владельца осматриваемого объекта, возможно в его присутствии, без привлечения понятых. В этом случае от владельца могут быть истребованы планы здания строения, произведены соответствующие замеры, составлены схемы, чертежи, произведена фото-, видеосъемка. В ходе гласного обследования допускается изъятие (с разрешения владельца) предметов, документов, получение от присутствующих лиц соответствующих разъяснений о природе интересующих one-работника объектов, в том числе и письменных. Результаты такого обследования оформляются, как правило, справкой, к которой прилагаются соответствующие чертежи, зарисовки, фототаблицы, видеокассеты и др. Изъятые объекты соответствующим образом упаковываются, опечатываются печатью оперативного работника и впоследствии могут быть представлены специалистам (экспертам) для исследования. В случае подтверждения факта их относимости к расследуемому событию изъятые объекты могут быть приобщены к материалам уголовного дела.

Информация о работе Оперативно розыскная деятельность