Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 07:07, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Для достижения данной цели курсовой работы, следует выполнить следующие задачи:
1. Изучить уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
2. Дать общую характеристику преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Объектом исследования будет являться, уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств……………………………………………………………………………5
1.1 Уголовно-правовая характеристика транспортных преступлений………..5
1.2 Основания уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств................................................6
2.Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта……12
2.1Объект и объективная сторона преступления……………………………..12
2.2Субъект и субъективная сторона преступления……………….…………..15
3.Преступления, связанные с обеспечением безопасных условий функционирования транспорта………………………………………………..20
3.1Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями……………………………..20
3.2Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения...21
3.3Нарушение правил, обеспечивающих правильную работу транспорта…24
Заключение………………………………………………………………….…..29
Список литературы…………………………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Тихоокеанский государственный университет
Юридический факультет
Кафедра уголовно-правовых дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Уголовное право РФ»
на тему
«Ответственность за нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта».
Выполнил:
студент гр. Юв-11
Липатова Е.Г.
№ зачетной книжки: 11041031502
Проверил:
доцент каф. УПД А.Ф. Шестаков
Хабаровск 2013
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Нарушение правил дорожного
движения и эксплуатации транспортных
средств……………………………………………………………
1.1 Уголовно-правовая
1.2 Основания уголовной
2.Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта……12
2.1Объект
и объективная сторона
2.2Субъект
и субъективная сторона
3.Преступления,
связанные с обеспечением
3.1Недоброкачественный
ремонт транспортных средств
и выпуск их в эксплуатацию
с техническими
3.2Приведение
в негодность транспортных
3.3Нарушение правил, обеспечивающих правильную работу транспорта…24
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Транспорт является одной из важнейших составных частей инфраструктуры экономики нашей страны, а его дальнейшее совершенствование и повышение надежности и безопасности функционирования во многом определяют успешную деятельность государства в экономической сфере. Возрастание роли транспорта в условиях ускорения научно – технического прогресса, увеличения с каждым годом интенсивности и объема перевозок, ускоренная автоматизация вызывают массу негативных факторов, приводящих к транспортным происшествиям (гибель и травмы людей, колоссальный материальный ущерб, загрязнение атмосферы и пр.). Этот вывод подтверждается неблагополучной динамикой и увеличением удельного веса транспортных преступлений в общей структуре преступности.
Россия находится среди
Автомобильный транспорт играет важную роль в развитии транспортной системы страны. Вместе с тем, в системе обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств имеется целый ряд серьезных проблем социально-экономического, административно-правового, уголовно-правового характера, которые диктуют необходимость принятия государственных мер с целью снижения негативных последствий автомобилизации на развитие государства и общества. Автомобилизация страны, решая задачи по перевозке пассажиров и грузов, ставит проблему обеспечения безопасности дорожного движения. В обстановке, характеризующейся высокой интенсивностью движения автомобильного транспорта, в которое вовлечены десятки миллионов людей и большое число транспортных средств, предупреждение аварийности становится одной их серьезнейших социально-экономических проблем. От ее успешного решения в значительной степени зависят не только жизнь и здоровье людей, но и развитие экономики страны.
Нарушение правил дорожного движения может заключаться в превышении разрешенной скорости движения, нарушении правил обгона и разъезда, нарушении правил остановки и стоянки, проезда перекрестков, железнодорожных переездов, неправильном маневрировании на дороге. Нарушение же правил эксплуатации транспортных средств выражается в эксплуатации технически неисправных транспортных средств, в нарушении правил перевозки людей, грузов.
По оценкам специалистов потери, связанные с аварийностью, в несколько раз превышают ущерб от железнодорожных катастроф, пожаров и других видов несчастных случаев. Из общего количества дорожно-транспортных происшествий, каждое третье является преступлением, что подтверждается статистическими данными.
Целью данной курсовой работы является изучение уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Для достижения данной цели курсовой работы, следует выполнить следующие задачи:
1. Изучить
уголовную ответственность за
нарушение правил дорожного
2. Дать
общую характеристику
Объектом исследования будет
являться, уголовная ответственность
за нарушение правил дорожного
движения и эксплуатации
Предметом исследования будут
являться, общественные отношения,
связанные с изучением
1.1 Уголовно-правовая
Увеличивающиеся
с каждым годом интенсивность и объем
перевозок, а также число транспортных
средств выдвигают в качестве одной из
первоочередных задач обеспечение безопасности
движения и эксплуатации транспорта.
Этот вывод подтверждается также
неблагополучной динамикой и увеличением
удельного веса таких преступлений в общей
структуре преступности.
Преступления, посягающие на безопасное функционирование транспортных средств, впервые выделены в российском законодательстве в самостоятельную главу в Уголовном кодексе. Это объясняется тем, что на современном этапе развития общества, то есть с ростом количества транспортных средств, значительно увеличивается распространенность и опасность преступлений, посягающих на безопасное для людей и общества функционирование транспорта.
Таким образом, отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации транспорта являются неотъемлемой составной частью всего комплекса отношений, реализующих и охраняющих безопасность в обществе. В самом разделе глава занимает четвертое место после глав о преступлениях против общественной безопасности, против здоровья населения и общественной нравственности, а также экологических преступлений.
В 27 главе УК предусмотрены такие преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, как:
- нарушение
правил безопасности движения
и эксплуатации
- нарушение
правил дорожного движения и
эксплуатации транспортных
- недоброкачественный
ремонт транспортных средств
и выпуск их в эксплуатацию
с техническими
- приведение
в негодность транспортных
- нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (статья 268);
- нарушение
правил безопасности при
- неоказание
капитаном судна помощи
- нарушение правил международных полетов (статья 271).
Объединение этих преступлений в самостоятельную главу обусловлено их посягательством на единый родовой объект, каковым являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, водного, автомобильного, воздушного, трубопроводного транспорта1.
1.2 Основания уголовной
Небольшое количество норм уголовного права, предусматривающих ответственность за нарушение правил дорожного движения, порождает среди владельцев автомобилей, мотоциклов, других механических транспортных средств, а также, к сожалению, и среди работников правоохранительных и правоприменительных органов иллюзию, будто бы уголовно-правовая проблема в области безопасности дорожного движения довольно несложна. Истоки этой иллюзии лежат в недостаточно четком понимании дискуссионности и нерешенности ряда специальных вопросов, составляющих эту проблему.
Действительно, для человека, управляющего транспортным средством и нарушившим правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, уголовная ответственность в настоящее время предусмотрена статьей 264 Уголовного Кодекса РФ.
Наибольшего внимания требует в настоящем изложении ст.264 УК РФ, которая наиболее часто применяется в практике для квалификации действий водителя, повлекших уголовно-наказуемое дорожно-транспортное происшествие. Эта статья называется "Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств". Естественно, прежде всего, необходимо понять, какие правовые акты скрываются за формулой "правила дорожного движения и эксплуатации.
Поскольку речь идет об основаниях уголовной ответственности, под "правилами дорожного движения и эксплуатации транспортных средств" следует понимать такую совокупность правовых норм, выполнение которых означает, что водитель не совершил уголовно-наказуемого правонарушения. В Правилах дорожного движения (ПДД) определено, что настоящие Правила устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им (п. 1.1).
Другими словами, названные в ст.264 УК РФ "правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств" должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.
Поэтому важно подчеркнуть, что в вину водителю могут быть вменены только нарушения ПДД или приложения к ним (конкретные пункты). Например, неисправность механизма, поднимающего стекло правой передней двери автомобиля, хотя и является технической неисправностью, однако не может быть вменена в вину водителю, совершившему аварию, как нарушение правил эксплуатации2.
Такая неисправность не названа в Перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. В Правилах дорожного движения прямо указано, что водитель обязан обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации (п. 2.3.1 ПДД). Названный выше Перечень является приложением к этим Основным положениям.
Встречающиеся ошибки предварительного следствия, когда водителю вменяют в вину управление автомобилем с техническими неисправностями, не названными в Перечне, показаны далее при рассмотрении конкретных дел.
Для
наступления уголовной
В настоящее время закон предусматривает два вида последствий, каждому из которых соответствует одна из частей статьи 264 УК РФ.
К первому виду последствий относятся тяжкий вред здоровью человека либо крупный ущерб. Закон в данном случае не называет в качестве квалифицирующего признака число пострадавших, а только указывает степень тяжести вреда, причиненного здоровью. Причинение легкого вреда здоровью по неосторожности в результате нарушения водителем Правил дорожного движения не является уголовно-наказуемым и относится к административным проступкам.
Поэтому если при опрокидывании автомобиля по вине водителя легкие телесные повреждения получили даже 10-12 человек, уголовная ответственность наступить не может. За легкий вред здоровью одному или нескольким людям уголовная ответственность водителю не предусмотрена.
Максимальное
наказание по ч. 1 ст. 264 УК РФ - лишение
свободы на срок до 2 лет с лишением
права управлять транспортным средством
на срок до 3 лет или без такового.
Максимальное наказание имеет в
настоящем изложении два
Во-первых, в соответствии со ст. 15 УК РФ такие действия признаются преступлением небольшой тяжести. Во-вторых, в соответствии со ст.58 ч. 1 п. "а" УК РФ, лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, к лишению свободы на срок не свыше 5 лет, отбывание лишения свободы назначается в колониях-поселениях, а не в колониях общего режима.
По ч.2 ст.264 УК РФ квалифицируются нарушения водителем правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшие по неосторожности смерть одного человека. Если при аварии, кроме одного погибшего, пострадало еще несколько человек, которые, однако, остались живы, квалификация действий водителя не меняется.
Нередки случаи, когда при авариях, особенно при столкновениях транспортных средств и наездах на неподвижное массивное препятствие, погибает один человек, а остальные пассажиры получают телесные повреждения различной тяжести. Эти случаи квалифицируются по ч.2 ст.264 УК РФ. Максимальное наказание по этой норме уголовного права - лишение свободы до 5 лет с лишением права управлять транспортным средством до 3 лет.
Информация о работе Ответственность за нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта