Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 04:36, дипломная работа
Банкротство - неизбежное следствие и необходимое условие развития современных экономических отношений. Принимая это экономическое явление как объективную реальность, государство обязано упорядочить общественные отношения, складывающиеся по поводу несостоятельности (банкротства), создать правовой режим, способный обеспечить баланс частных и публичных интересов различных субъектов права, вовлеченных в процедуры банкротства.
------------------------------
<1> Правила проведения и сдачи теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2003 г. N 308.
<2> Правила проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего, утв. Постановлением Правительства РФ от 9 июля 2003 г. N 414.
Еще одно обязательное требование - членство в одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих <1>. Саморегулируемая организация - это некоммерческая организация, основанная на членстве, объединяющая субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства или рынка товаров (работ, услуг) либо объединяющая субъектов профессиональной деятельности определенного вида <2>. Такие организации должны иметь в своем составе как минимум 100 управляющих, каждый из которых делает взнос в компенсационный фонд в размере не менее 50 тыс. руб., что можно считать своеобразным имущественным цензом. После назначения управляющий обязан застраховать свою ответственность на сумму не менее 3 млн. руб. на срок не менее одного года.
------------------------------
<1> Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 декабря 2005 г. N 12-П это требование признано не противоречащим Конституции РФ.
<2> Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях".
Естественно, арбитражный управляющий работает не на общественных началах, и возникает вопрос, как правильно определить размер его вознаграждения. В прежние годы наблюдалась существенная разница в средних размерах вознаграждения по различным регионам страны. Поэтому законодательством был установлен минимальный размер вознаграждения арбитражного управляющего на уровне 10 тыс. руб.
Но законодательство не предусматривает максимальной величины этого вознаграждения. Практика показывает, что вознаграждение управляющего приблизительно равняется размеру заработной платы руководителя организации-должника. Однако отсутствие ограничений позволяет недобросовестным кредиторам назначать в качестве вознаграждения астрономические суммы, которые явно не соответствуют сложности работы арбитражного управляющего.
Вознаграждение за осуществление полномочий арбитражного управляющего устанавливается собранием кредиторов и утверждается арбитражным судом. Оно выплачивается за счет средств должника и относится к внеочередным требованиям, т.е. тем, которые должны быть оплачены еще до начала расчетов с кредиторами первой очереди.
Кредиторы могут
устанавливать как
Кредиторы, обращаясь в арбитражный суд, указывают в своем заявлении наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден управляющий. Единый государственный реестр арбитражных управляющих ведет в настоящее время Федеральная регистрационная служба <1>. Данная организация по запросу суда представляет список своих членов, согласившихся стать управляющими должника. В этом списке следует указать три кандидатуры, расположенные в порядке уменьшения их соответствия требованиям к кандидатуре арбитражного управляющего, содержащимся в запросе, а при равном соответствии этим требованиям - с учетом их профессиональных качеств.
------------------------------
<1> Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2005 г. N 52; Приказ Минюста России от 30 декабря 2004 г. N 202.
Должник и заявитель (кредитор) вправе немотивированно отвести по одной кандидатуре; оставшийся кандидат будет назначен управляющим должника. Если отводов не было, то суд назначает управляющим кандидата, занимающего более высокую позицию.
При введении последующих процедур банкротства кандидатуру управляющего предлагает собрание кредиторов. При этом временный управляющий может быть назначен административным и т.д. Если собрание кредиторов не назначило очередного арбитражного управляющего, то необходимо вновь сделать запрос в саморегулируемую организацию.
В зависимости от стадии банкротства меняются функции арбитражного управляющего, а также его название. Процедуру наблюдения проводит временный управляющий, финансовое оздоровление контролирует административный управляющий, внешнее управление осуществляет внешний управляющий и, наконец, на конкурсном производстве работает конкурсный управляющий.
Помимо вышеназванных
процедур Законом о банкротстве
2002 г. установлена возможность
Мероприятия по предупреждению несостоятельности участника имущественного оборота не представляют собой самостоятельной процедуры банкротства*(160), но их своевременное применение может оказать существенное влияние на изменение финансового положения должника.
Впервые положения о проведении восстановительных процедур появились в отношении государственных предприятий в утратившем в настоящее время силу Указ Президента РФ от 14 июня 1992 г. N 623 "О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применению к ним специальных процедур". В указе предусматривался административный порядок объявления государственных (а также с долей государства 50% и более) предприятий неплатежеспособными. После признания таких предприятий банкротами предусматривалось применение к ним специальных процедур ликвидации, включая реорганизацию и иные меры, направленные на оздоровление экономического и финансового состояния предприятий.
Еще одним актом, предшествовавшим Закону о банкротстве 1992 г., было распоряжение Госкомимущества РФ от 5 ноября 1992 г. N 717-р "Об утверждении типового положения о проведении конкурса по продаже предприятия-банкрота, его имущества". Типовое положение предусматривало два вида продажи предприятия - во-первых, полностью, когда оно продавалось как единый имущественный комплекс с сохранением профиля, во-вторых, имущество предприятия продавалось по частям. Распродажа имущества предприятия предусматривалась в том случае, если попытка продать предприятие на коммерческом конкурсе успеха не имела.
В Законе о банкротстве 1992 г. мероприятия, направленные на предотвращение банкротства, были объединены под названием "реорганизационные процедуры". Под ними понимались проводимые по решению арбитражного суда мероприятия, направленные на поддержание деятельности и оздоровление предприятия в целях избежания его ликвидации.
Данный закон предусматривал два вида реорганизационных процедур: внешнее управление имуществом должника и санацию. Обе эти процедуры применялись по назначению суда и проводились под его контролем. Более того, этот закон подробно регламентировал порядок проведения санации. Так, при утверждении соглашения о санации арбитражным судом определялось, что по истечении 12 месяцев с начала санации должно быть удовлетворено не менее 40% от общей суммы требований кредиторов, общий срок санации ограничивался 18 месяцами и мог быть продлен арбитражным судом в исключительных случаях, но не более чем на шесть месяцев, запрещалось установление в соглашении требований о передаче участникам санации должником основных средств предприятия. Устанавливалось также преимущественное право на участие в санации членов трудового коллектива и собственника предприятия-должника.
В действующем Законе о банкротстве 2002 г. восстановительные процедуры подразделяются на два вида - досудебную санацию и судебную санацию (финансовое оздоровление и внешнее управление). Следует признать, что вряд ли можно считать успехом законодателя объединение различных по содержанию и целям процедур. Ведь восстановительные процедуры - это не процедуры банкротства, а процедуры, направленные на его предотвращение. Важным является то, что меры по предупреждению банкротства следует применять до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Инициатива по оздоровлению должника может исходить от кредиторов либо иного лица по соглашению с должником. Однако финансовая и иная помощь может иметь место лишь с согласия должника.
Следует также учесть, что перечень возможных мер по предотвращению банкротства в законе не содержится. По смыслу законодателя к таким мерам следует отнести в первую очередь оказание финансовой помощи должнику (как на возмездной, так и на безвозмездной основе), предоставление инвестиций под гарантии (залог, поручительство) учредителя (учредителей) должника, собственников имущества унитарного предприятия, организационные меры по укреплению управления неплатежеспособных должников и др.
Характер мероприятий досудебной и судебной санации (внешнего управления) существенно различается.
Досудебная санация представляет собой оказание финансовой помощи в размере, достаточном для восстановления платежеспособности должника, т.е. необходимом для погашения задолженности по денежным обязательствам и обязательным платежам. Соглашением о предоставлении финансовой помощи может быть предусмотрено принятие на себя должником или иными лицами определенных обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь. Проведение досудебной санации предприятий за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов может иметь место согласно соответствующим положениям федерального бюджета и бюджета государственных внебюджетных фондов.
Решение о досудебной санации предприятий субъектов РФ и муниципальных образований принимают соответственно органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления за счет их бюджетов в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.
Следует признать,
что в целом Закон о банкротств
Суть судебной санации (финансового оздоровления и внешнего управления) заключается в передаче полномочий по управлению должником внешнему управляющему с целью проведения восстановительных мероприятий под контролем кредиторов и суда (ст. 2 Закона о банкротстве 2002 г.) Данные процедуры подробнее будут рассмотрены далее.
§ 2. Общая характеристика процедур,
применяемых к несостоятельному должнику
Наблюдение. Процедура наблюдения вводится по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя (кредитора) к должнику, за исключением случаев возбуждения дела по заявлению должника, когда наблюдение вводится с даты принятия этого заявления арбитражным судом к своему производству.
В процессе наблюдения проводится анализ финансового состояния должника, определяется стоимость его имущества, осуществляется инвентаризация, выявляются кредиторы. Основная цель этой процедуры - установить, действительно ли должник не в состоянии удовлетворить требования кредиторов или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме на момент принятия арбитражным судом заявления о банкротстве. Введение такой процедуры позволяет, с одной стороны, определить финансовое состояние должника, а с другой - сохранить его имущество.
Наблюдение проводит временный управляющий, по итогам этой процедуры он должен представить собранию кредиторов и арбитражному суду наиболее полные сведения о должнике: наличие или отсутствие признаков банкротства, возможность расплатиться с кредиторами до заседания арбитражного суда и т.д. Кроме того, именно анализ финансового состояния должника дает временному управляющему возможность установить наличие признаков фиктивного или преднамеренного банкротства. Ведь может оказаться и так, что у должника имеется дебиторская задолженность, взыскание которой позволит погасить все требования кредиторов; следовательно, временный управляющий может предложить меры по ее взысканию. Однако выводы временного управляющего носят рекомендательный характер и не являются для кредиторов обязательными.
На стадии наблюдения по общему правилу управление должником - юридическим лицом осуществляют те же лица, что и до начала дела о банкротстве. Руководитель может быть отстранен от должности только по ходатайству временного управляющего, если имели место нарушения закона. При этом обязанности руководителя возлагаются на его заместителя или другого сотрудника, а не на временного управляющего.
Помимо анализа финансового состояния должника, временный управляющий должен созвать и провести первое собрание кредиторов не менее чем за 10 дней до окончания процедуры наблюдения. На первом собрании кредиторов должно быть решено, какова будет следующая процедура банкротства, кто будет вести реестр требований кредиторов (это может быть сам арбитражный управляющий или специализированный реестродержатель, т.е. профессиональный участник рынка ценных бумаг - регистратор), кто будет назначен следующим арбитражным управляющим. Вместе с тем кредиторы могут принять на этом собрании решение о заключении мирового соглашения.
Решение первого собрания кредиторов направляется на утверждение арбитражному суду, который может с ним не согласиться и вынести иное определение. Данное определение выносится не позднее 7 месяцев с момента подачи в суд заявления о признании должника банкротом.
Наблюдение прекращается: с момента введения финансового оздоровления или внешнего управления; признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства; утверждения мирового соглашения.
Финансовое оздоровление. Практика рассмотрения дел о банкротстве показала крайнюю неэффективность внешнего управления в процессе банкротства. Поэтому по аналогии с законодательством некоторых зарубежных стран в Закон о банкротстве были включены нормы о совершенно новой процедуре, позволяющей не отстранять руководство должника от занимаемых должностей.