Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 04:36, дипломная работа
Банкротство - неизбежное следствие и необходимое условие развития современных экономических отношений. Принимая это экономическое явление как объективную реальность, государство обязано упорядочить общественные отношения, складывающиеся по поводу несостоятельности (банкротства), создать правовой режим, способный обеспечить баланс частных и публичных интересов различных субъектов права, вовлеченных в процедуры банкротства.
1 Арбитражный процессуальный код
Следует различать признаки
банкротства и необходимые
По Закону 2002 г. дело о банкротстве может быть возбуждено:
во-первых, при наличии просроченной трехмесячной кредиторской задолженности;
во-вторых, если требования к должнику-организации составляют не менее 100 тыс. рублей, к должнику-гражданину - не менее 10 тыс. рублей.
Кроме того, для возбуждения дела по заявлению конкурсного кредитора, уполномоченного органа по денежным обязательствам принимаются во внимание требования, подтвержденные вступившим в законную силу решением суда, арбитража, третейского суда. Требования уполномоченных органов в части уплаты обязательных платежей надо подтвердить решением налогового, таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника.
Право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, уполномоченного органа по денежным обязательствам по истечении тридцати дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику; уполномоченного органа по обязательным платежам - по истечении аналогичного срока с даты принятия указанного выше решения. Данные нормы минимизируют случаи возбуждения дел о банкротстве со стороны недобросовестных заявителей и способствуют стабилизации хозяйственного оборота.
При подаче заявления о признании должника банкротом уплачивается госпошлина в размере 2 тыс. рублей (подп. 5 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).
8.2. Субъекты процесса банкротства, их права и обязанности
8.2.1. Должник
("Российское предпринимательское право: Учебник" (отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова) ("Проспект", 2011,Гава 8)
Согласно ст. 2 Закона о банкротстве должник - это гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом.
Закон о банкротстве 2002 г. расширил сферу своего действия. Он распространяется на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций. Если в отношении коммерческих организаций ничего не изменилось (как и прежде, нельзя признать банкротами созданные на праве оперативного управления казенные предприятия, потому что по их долгам субсидиарную ответственность всегда несет собственник - Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование), то с некоммерческими организациями ситуация иная. Согласно Закону 1998 г. и ст. 65 ГК РФ из их числа несостоятельными могли быть признаны лишь потребительские кооперативы, благотворительные и иные фонды.
В Германии, США и Англии процедурам банкротства подвержены все лица независимо от их коммерческого статуса. Исключения существуют (например, в США) для государственных образований. Из некоммерческих организаций в круг лиц, по отношению к которым могут применяться процедуры несостоятельности, нецелесообразно включать учреждения, так как по их обязательствам субсидиарную ответственность несет собственник соответствующего имущества.
В Законе о банкротстве помимо общего фигурирует специальный должник - юридическое лицо. Речь идет о градообразующих, сельскохозяйственных, финансовых (кредитных, страховых, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг) организациях, стратегических предприятиях и организациях, субъектах естественных монополий. К отношениям, связанным с банкротством указанных субъектов, применяются правила Закона 2002 г., регулирующие банкротство должников - юридических лиц, если иное не предусмотрено главой IX этого Закона.
В случае банкротства федерального государственного унитарного предприятия осуществление полномочий собственника его имущества возложено на Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом <1>.
------------------------------
<1> Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2004 г. N 691 "О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом" // СЗ РФ. 2004. N 49. Ст. 4897.
Закон о банкротстве 2002 г., вслед за Законом 1998 г., предусматривает возможность признания несостоятельным гражданина, т.е. физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем. Так называемое потребительское банкротство должно осуществляться в порядке, установленном главой X Закона. Вместе с тем если речь идет о гражданах, не являющихся предпринимателями, положения Закона о банкротстве в отношении их начнут действовать лишь со дня вступления в силу федерального закона о внесении изменений и дополнений в федеральные законы (полагаем, прежде всего речь идет о внесении соответствующей статьи в текст ГК РФ). Поэтому в настоящее время положения о банкротстве граждан применяются в отношении индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Должник входит в число лиц, которых Закон о банкротстве наделил правом обращаться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве. Должник может возбудить дело в суде как в связи с невыполнением денежных обязательств, так и в случае неисполнения обязанности по уплате обязательных платежей.
Следует иметь в виду, что законодатель не только предусматривает право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, но в некоторых случаях устанавливает обязанность произвести такие действия, причем в определенные сроки. Так, в Законе содержится перечень ситуаций, при которых должник (руководитель юридического лица или индивидуальный предприниматель) обязан направить в суд соответствующее заявление:
- когда удовлетворение требований одного кредитора или не скольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств, обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;
- когда органом должника, уполномоченным в соответствии с учредительными документами должника на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
- когда органом, уполномоченным
собственником имущества
- когда обращение взыскания
на имущество должника
- в иных предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях (например, если при проведении ликвидации юридического лица установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме).
Заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд не позднее чем через месяц с даты возникновения какого-либо из перечисленных обстоятельств.
Когда с заявлением в арбитражный суд обращается должник, имущество которого заведомо не позволяет покрыть судебные расходы по делу о банкротстве, а также расходы на выплату вознаграждения арбитражному управляющему и оплату услуг лиц, привлекаемых арбитражным управляющим для обеспечения исполнения своей деятельности, суд возвращает заявление по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 44 Закона о банкротстве (отсутствие необходимых сведений об имеющемся у должника имуществе в объеме, достаточном для покрытия расходов по делу о банкротстве). Если арбитражным судом введена процедура наблюдения и указанное обстоятельство выяснилось впоследствии, суд прекращает производство по делу (п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ) <1>.
------------------------------
<1> См.: информационное письмо Президиума ВАС РФ от 26 июля 2005 г. N 94 "О порядке рассмотрения заявления должника о признании его банкротом при отсутствии у него имущества, достаточного для покрытия расходов по делу о банкротстве" // Судебные решения. 2005. N 5 (сент.-окт.) (приложение к журналу "Арбитражная практика").
8.2.2. Конкурсные кредиторы
и уполномоченные
государственные органы("
Фигура кредитора наряду с должником и арбитражным управляющим является одной из ключевых в процессе несостоятельности. Кредиторы - лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору. Согласно Закону о банкротстве участниками конкурсного процесса могут стать только кредиторы с денежными требованиями.
В зависимости от статуса субъекта и характера требования кредиторы делятся на конкурсных (активных) и неконкурсных (пассивных). Конкурсными признаются кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия.
По смыслу Закона о банкротстве статус кредиторов по денежным обязательствам, не включаемых в число конкурсных, совершенно различен. Если учредители (участники) юридических лиц лишены права предъявлять какие-либо требования к должнику в процессе его банкротства, то требования, например, граждан по обязательствам вследствие причинения вреда жизни и здоровью, напротив, признаются привилегированными, подлежащими удовлетворению в первую очередь и не подпадающими под действие моратория в ходе внешнего управления.
Под уполномоченными органами понимаются федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов РФ и муниципальных образований.
Органом, уполномоченным представлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, является Федеральная налоговая служба <1>. Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2004 г. N 257 утверждено Положение о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства.
------------------------------
<1> Постановление Правительства РФ от 29 мая 2004 г. N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" // СЗ РФ. 2004. N 23. Ст. 2310 (с изм. от 3 декабря 2004 г.). Приказом ФНС РФ от 18 октября 2004 г. N САЭ-3-19/2@ утвержден Порядок разграничения полномочий уполномоченного органа по представлению интересов РФ как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства между центральным аппаратом ФНС России и территориальными органами ФНС России // Официальные документы. 2004. 9 нояб. N 42 (с изм. от 28 декабря 2004 г.) (приложение к газете "Учет. Налоги. Право"). Приказом ФНС РФ от 3 декабря 2004 г. N САЭ-3-19/146@ утвержден Порядок разграничения полномочий, установленных порядком выбора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства саморегулируемой организации арбитражных управляющих при подаче в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, между центральным аппаратом ФНС России и территориальными органами ФНС России. Текст приказа размещен на сайте журнала "Российский налоговый курьер" в Internet (http://www.rnk.ru) (с изм. от 28 декабря 2004 г.).
По Закону 2002 г. полномочия налоговых и иных уполномоченных государственных органов аналогичны правам конкурсных кредиторов. Прежде госорганы в части уплаты обязательных платежей приравнивались к конкурсным кредиторам лишь по двум основаниям: 1) возможность обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом; 2) участие с правом голоса в первом собрании кредиторов. Все последующие собрания кредиторов, а также формирование комитета кредиторов проходили без их участия.
Еще одним критерием классификации может служить обстоятельство, является или нет кредитор инициатором процесса банкротства. В зависимости от этого бывают кредиторы-заявители (как один, так и группа кредиторов) и не заявители. И те и другие имеют в конкурсном процессе одинаковые права. Кредитор-заявитель при обращении в суд должен оплатить государственную пошлину, а также приложить к заявлению указанные в Законе документы.
В зависимости
от порядка удовлетворения требований
различают очередных и
8.2.3. Собрание и комитет кредиторов
("Российское предпринимательское право: Учебник" (отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова) ("Проспект", 2011,Гава 8)
После принятия
арбитражным судом к своему производству
заявления о банкротстве
Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные государственные органы. Без права голоса в собрании кредиторов вправе участвовать представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия. Если в деле о банкротстве участвует единственный конкурсный кредитор или уполномоченный орган, то он единолично принимает решения, относящиеся к компетенции собрания кредиторов. Организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим <1>.