Полномочия полиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 22:32, реферат

Краткое описание

1. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
2. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 29.41 Кб (Скачать файл)

Полномочия, задачи и функции

Назначение полиции

1. Полиция предназначена  для защиты жизни, здоровья, прав  и свобод граждан Российской  Федерации, иностранных граждан,  лиц без гражданства (далее  также - граждане; лица), для противодействия  преступности, охраны общественного  порядка, собственности и для  обеспечения общественной безопасности.

2. Полиция незамедлительно  приходит на помощь каждому,  кто нуждается в ее защите  от преступных и иных противоправных  посягательств.

3. Полиция в пределах  своих полномочий оказывает содействие  федеральным органам государственной  власти, органам государственной  власти субъектов Российской  Федерации, иным государственным  органам (далее также - государственные  органы), органам местного самоуправления, иным муниципальным органам (далее  также - муниципальные органы), общественным  объединениям, а также организациям  независимо от форм собственности  (далее - организации), должностным  лицам этих органов и организаций  (далее - должностные лица) в защите  их прав. 

Основные направления  деятельности полиции

1. Деятельность полиции  осуществляется по следующим  основным направлениям:

1) защита личности, общества, государства от противоправных  посягательств;

2) предупреждение и пресечение  преступлений и административных  правонарушений;

3) выявление и раскрытие  преступлений, производство дознания  по уголовным делам;

4) розыск лиц;

5) производство по делам  об административных правонарушениях,  исполнение административных наказаний;

 

6) обеспечение правопорядка  в общественных местах;

 

7) обеспечение безопасности  дорожного движения;

 

8) контроль за соблюдением  законодательства  Российской Федерации  в области оборота оружия;

 

9) контроль за соблюдением  законодательства  Российской Федерации  в области частной детективной  (сыскной) и охранной деятельности;

 

10) охрана имущества и  объектов, в том числе на договорной  основе;

11) государственная защита  потерпевших, свидетелей и иных  участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных  лиц правоохранительных и контролирующих  органов, а также других защищаемых  лиц;

12) осуществление экспертно-криминалистической  деятельности.

2. По решению Президента  Российской Федерации сотрудники  полиции могут участвовать в  деятельности по поддержанию  или восстановлению международного  мира и безопасности.

4.2 Милиция: ее понятие  и виды, задачи 

 

Современное легальное определение  милиции дано законодателем в  ч.1 ст.1 Закона «О милиции»[1]: милиция  – система государственных органов  исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права, свободы граждан, собственность, интересы общества и  государства от преступных и иных противоправных посягательств и  наделенных правом применения мер принуждения.

 

Задачи милиции являются (ст.2 Закона «О милиции»)

 

- обеспечение безопасности  личности;

 

- предупреждение и пресечение  преступлений и административных  правонарушений;

 

- выявление и раскрытие  преступлений;

 

- охрана общественного  порядка и обеспечение общественной  безопасности;

 

- защита частной, государственной,  муниципальной и иных форм  собственности;

 

- оказание помощи физическим  и юридическим лицам в защите  их прав и законных интересов  в пределах, установленных настоящим  Законом.

 

Иные задачи на милицию  могут быть возложены только Законом.

 

Основными направлениями  деятельности милиции являются: административная деятельность, оперативно-розыскная  и уголовно-процессуальная.

 

Административная деятельность милиции – это исполнительно-распорядительная деятельность, состоящая в организации  и практическом осуществлении аппаратами, службами и работниками милиции  функций по охране общественного  порядка, общественной безопасности и  борьбе с преступностью административно-правовыми  средствами.

 

Оперативно-розыскная деятельность милиции – это вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями милиции в соответствии с Законом РФ «Об оперативно-розыскной  деятельности в РФ» в целях  выявления, пресечения и раскрытия  преступлений, а также лиц их подготавливающих, совершающих или совершивших, а  также розыск лиц, скрывающихся от органов  дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести  пропавших граждан.

 

Уголовно-процессуальная деятельность милиции – это деятельность различных  органов и лиц по расследованию  и разрешению уголовных дел.

 

Правовые основы деятельности милиции определены законодателем  в ст.4 Закона «О милиции». Милиция  в своей деятельности руководствуется  Конституцией Российской Федерации, настоящим  Законом, федеральными законами и иными  нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, конституциями, уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий.

 

Милиция – компонент системы  органов исполнительной власти. Согласно ч.2 ст.1 Закон «О милиции» милиция  входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации. Министр  внутренних дел Российской Федерации  осуществляет руководство всей милицией в Российской Федерации.

 

Согласно ч.1 ст.7 Закона «О милиции», милиция в Российской Федерации  подразделяется на криминальную милицию  и милицию общественной безопасности.

 

В своей деятельности милиция  подчиняется Министерству внутренних дел Российской Федерации, а милиция  общественной безопасности - также  соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 

Выделение криминальной милиции, которая была выведена из подчинения местных органов власти, сохранив подчинение и подконтрольность только по вертикали, стало реализацией  идеи, которая активно обсуждалась  еще в 60-е годы.

 

Разделение милиции на два вида (криминальную и милицию  общественной безопасности) было предопределено следующими обстоятельствами.

 

Во-первых, необходимость  обеспечения надежной защиты прав и  свобод граждан, обеспечения общегосударственных  интересов на фоне разрастания преступности объективно требовали усиления централизованных начал в управлении теми милицейскими подразделениями, которые занимаются оперативно-розыскной работой, ведут  борьбу с тяжкими преступлениями и преступлениями, совершенными должностными лицами органов государственной  власти. Как подчеркивают эксперты, местное влияние в этих вопросах отрицательно сказывается на результатах  деятельности милиции, на ее наступательности в борьбе с наиболее серьезными преступлениями[2].

 

Во-вторых, было реализовано  приближение милиции к населению  путем включения отдельных ее подразделений в состав местной  власти, подчинения их сугубо органам  местного самоуправления, что позволило  бы адекватно и своевременно учитывать  в работе милиции местные условия, обеспечивать ее необходимыми ресурсами[3]

 

Разделение милиции на «федеральную» и «местную», вероятно, является предпосылкой по муниципализации  милиции. Как подчеркивают исследователи[4], в обществе все более получает распространение идея муниципализации  милиции. Укрепление механизма народовластия  справедливо увязывалось с повышением роли и ответственности регионов за решение вопросов охраны общественного  порядка, обеспечение безопасности жизни населения. Однако надо признать, что идея муниципализации милиции, при всей ее привлекательности, реализуема в полной мере лишь в условиях стабильной политической и социально-экономической  обстановки. Это осознал и российский законодатель. Милиция была сохранена  как часть государственной исполнительной власти, но отдельные ее подразделения, объединенные под условным наименованием  «милиция общественной безопасности (местная  милиция)», были подчинены не только по вертикали, но и по горизонтали - местным органам власти, которые  назначали руководителей этой милиции. Двойное наименование милиции общественной безопасности («милиция общественной безопасности» и «местная милиция») существовало до апреля 1999 г. Федеральным  законом от 31 марта 1999 г. второе наименование - «местная милиция» - было исключено, чем  подтверждалось, что милиция общественной безопасности в ее нынешнем виде - это  структура государственной исполнительной власти. Создание местной, муниципальной  милиции, той милиции, которая будет  целиком и полностью подчинена  органам местного самоуправления, - это задача будущего.

 

В основе разделения милиции  на криминальную и общественной безопасности положены следующие критерии:

 

1) круг решаемых задач; 

 

2) объем реализуемых полномочий;

 

3) подчиненность и подконтрольность;

 

4) порядок назначения на  должность и освобождения от  должности руководителей; 

 

5) источники финансирования  и содержания.

 

Несмотря на законодательное  разграничение криминальной милиции  и милиции общественной безопасности, важно подчеркнуть, что они не являются автономными структурами  в системе органов внутренних дел. Криминальная милиция и милиция  общественной безопасности являются частью единого милицейского аппарата. Это  органы призваны работать вместе, совместно  решать поставленные перед милицией задачи.

 

Отдельно остановимся  на происхождении термина «криминальная  милиция» – таковым является термин «Die Kriminalpolizei», широко используемый в  немецкой юридической литературе. Правоведы  ограничились буквальным переводом  с немецкого языка на русский. Термин закрепился, хотя и не отражает своего содержания.

 

Как замечают исследователи, … «буквальное толкование термина  «криминальная милиция» указывает  и на иную (противоправную) деятельность милиции».

 

В литературе уже не раз  высказывалось мнение о том, что  термин «криминальная милиция»: дословно означает, что милиция преступна. Однако кроме буквального и фигурального толкований терминов есть еще их традиционное (привычное) понимание, т.е. понимание, которое сложилось в ходе определенной историко-политической ситуации и расходится с изначальным значением слов[5].

 

Здесь проблема не столько  философская, сколько нравственная, для решения которой О.А.Галустян, А.П.Кизлык предлагают использовать иные термин «федеральная милиция» взамен нынешней криминальной милиции.

 

Аналогичное предложение  звучат от политиков. Так Б.Грызлов  еще в 2002 году (занимая пост министра внутренних дел) предлагал Службу криминальной милиции переименовать в Федеральную  полицию, как отмечал Б.Грызлов  «термин «полиция» навеян историей, это более соответствует тому, чем занимается Служба криминальной милиции»«.

 

На наш взгляд разделение милиции на федеральную и местную (взамен милиции общественной безопасности) может породить те самые предпосылки  конфликта, о которых так много  пишут в юридической литературе: протипоставление милиции федеральной  и местной – может вызвать  недоверие у населения регионов, негативное отношение, некий психологический  барьер. На наш взгляд устоявшийся  термин «криминальная милиция» не вызывает действительного противоречия ни с  точки зрения закона, ни с точки  зрения морали, а поэтому не требует  замены на какой-либо иной.

 

Рассмотрим структуру  криминальной милиции и милиции  общественной безопасности.

 

Структура криминальной милиции  утверждена Постановлением Правительства  РФ от 7 декабря 2000 г. №925)[6] (с изменениями  от 26 июля 2001 г., 16 декабря 2002 г., 6 февраля, 24 июня 2003 г.).

 

В соответствии с вышеуказанным  Постановлением в криминальную милицию  входят следующие подразделения:

 

- уголовного розыска;

 

- по борьбе с экономическими  преступлениями;

 

- по налоговым преступлениям;

 

- по борьбе с организованной  преступностью;

 

- оперативно-поисковые;

 

- специальных технических  мероприятий;

 

- собственной безопасности;

 

- отряды милиции специального  назначения;

 

- оперативно-разыскной информации.

 

В криминальную милицию также  входят Национальное центральное бюро Интерпола и его территориальные  подразделения.

 

Ранее в состав криминальной милиции входил также Государственный  комитет по противодействию незаконному  обороту наркотических средств  и психотропных веществ при МВД  РФ (подразделения по противодействию  незаконному обороту наркотических  средств и психотропных веществ). Его подразделения действовали  при МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, горрайорганах внутренних дел. В настоящее время он преобразован в самостоятельный федеральный  орган исполнительной власти – Федеральную  службу РФ по контролю за оборотом наркотиков. (Положение о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (утв. Указом Президента РФ от 28 июля 2004г. №976[7]).

 

Ранее также выделялось подразделение  по борьбе с преступлениями в сфере  высоких технологий. Однако Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2001г. №558 «О внесении изменений в некоторые  постановления Правительства Российской Федерации, регулирующие деятельность Министерства внутренних дел Российской Федерации»[8] пункт о данном подразделении  был исключен. Подразделение по борьбе с преступлениями в сфере высоких  технологий было упразднено, а его  штаты, структура и материально-техническое  обеспечение были переданы Управлению специальных технических мероприятий  МВД России.

 

В основу создания перечисленных  подразделений положен принцип  специализации в борьбе с отдельными видами преступлений. Порядок взаимодействия между подразделениями криминальной милиции определяется Министром  внутренних дел Российской Федерации. Организационно-правовой статус подразделений  криминальной милиции определяется Министром внутренних дел Российской Федерации.

Информация о работе Полномочия полиции