Положение детей в современном российском обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 05:49, реферат

Краткое описание

Человек начинается с детства, и уже в эту пору жизни он становится обладателем определенной совокупности прав. Однако до середины прошлого столетия ребенок не рассматривался в качестве носителя прав. Подтверждением тому является наблюдение выдающегося мыслителя 20 в. Марии Монтессори: «Ребенок является воспроизведением взрослого, который владеет им так, как если бы он был частью собственности. Раб никогда не был такой собственностью своего хозяина, как ребенок – родителей».

Содержание

Введение 3
Положение детей в современном российском обществе 3
Российские документы о правах ребенка 4
Права ребенка 5
А) Права ребенка, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п. 4
Б) Права ребенка на семейное благополучие 4
В) Права ребенка на свободное развитие его личности 5
Г) Этапы дееспособности ребенка 6
Д) Права сохраняющие здоровье детей 10
Е) Права на защиту детей от экономической и другой эксплуатации 11
Ж) Права на образование детей и их культурное развитие 11
З) Права детей – сирот 13
И) Права детей – инвалидов 14
Юрисдикционная и неюрисдикционная формы защиты прав 15
Заключение 16
Список литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

реферат нормы права.docx

— 76.71 Кб (Скачать файл)

Право гражданина на образование, закрепленное в ст. 43 Конституции РФ является универсальным. Государство гарантирует общедоступность  и бесплатность дошкольного, основного  общего и среднего профессионального  образования в государственных  или муниципальных образовательных  учреждениях и на предприятиях.

Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в

интересах человека, общества, государства, который сопровождается

констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством

образовательных уровней (образовательных  цензов).

Под получением гражданином  образования понимается достижение и подтверждение

им установленного государством образовательного уровня (ценза), которое

удостоверяет соответствующим  документом.

Общественные отношения, связанные с организацией образования  и получением

образования регулируются законодательством  об образовании. Основными

источниками этого законодательства являются Закон Российской Федерации "Об

образовании" и Федеральный закон о внесении изменений и дополнений в Закон

Российской Федерации "Об образовании, а такие законы и  иные нормативные акты

субъектов Российской Федерации  в области образования.

Государство гарантирует  возможность получения образования  независимо от пола,

расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения  к

религии, убеждений и т.п. и обеспечивает всем гражданам право  на образование

путем создания системы образования.

Формы получения образования  могут быть разные. Законодательство

предусматривает очную, очно-заочную (вечернюю), заочную формы, а также форму

семейного образования, самообразования  и экстернат. Следовательно, право

выбора конкретной формы  получения образования остается у гражданина.

Подавляющее большинство  граждан России получают образование  в образовательных

учреждениях. Основные типы этих учреждений предусмотрены законодательством об

образовании и включают в  себя: дошкольные, общеобразовательные (начального

общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); учреждения

начального профессионального, среднего профессионального, высшего

профессионального и послевузовского  профессионального образования  и др.

Очевидно, что применительно  к несовершеннолетним основными  типами

образовательных учреждений являются общеобразовательные - начального общего,

основного общего, среднего (полного) общего образования. Именно в  их

обучается подавляющее большинство  детей.

Практика показывает, что  формы образовательных учебных  заведений бывают самые

разные: школы, гимназии, лицеи, колледжи и т.п. И все-таки основной формой

образовательных учреждений для подавляющего большинства несовершеннолетних

является общеобразовательная  школа.

В соответствии с действующим законодательством  гражданам, поступающим в образовательные учреждения предоставлена возможность обучаться на родном языке.

Основное общее образование  и государственная аттестация (итоговая) являются обязательными для всех учащихся Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального

общего, основного общего, среднего (полного) общего образования  и начального

профессионального образования. Что же касается среднего профессионального,

высшего профессионального  и послевузовского профессионального  образования,

которые можно получить в  государственных и муниципальных  образовательных

учреждениях, то их также можно получить бесплатно, но только на основе

конкурса. Однако условия  конкурса должны гарантировать соблюдение прав

граждан на образование и  обеспечивать зачисление наиболее способных  и

подготовленных. Вне конкурса в соответствии с действующим  законом, при

успешной сдаче экзаменов  принимаются дети-сироты, а также  инвалиды I и II

групп, которым согласно заключению врачебно-трудовой комиссии не

противопоказано обучение в  соответствующих образовательных  учреждениях. В

соответствии с действующим  законодательством гражданам, поступающим  в

образовательные учреждения предоставлена возможность обучаться  на родном

языке. Определение языка, на котором ведется обучение в образовательном

учреждении, должно содержаться в уставе этого учреждения.

Основное общее образование  и государственная аттестация (итоговая) являются

обязательными для всех учащихся. Однако, действующее законодательство об

образовании требование обязательности основного общего образования

применительно к каждому  конкретному обучающемуся (школьнику, гимназисту,

лицеисту и т.п.) трансформирует таким образом, что оно - требование,

сохраняет силу до достижения им (школьником, гимназистом, лицеистом  и т.п.)

возраста пятнадцати лет, если такое образование не было получено обучающимся

ранее. Данное положение  позволяет утверждать, что после  достижения учащимся

возраста 15 лет и его  желании покинуть образовательное  учреждение (школу,

лицей, гимназию и т.п.) права  задерживать его у администрации

образовательного учреждения нет. И наоборот, если несовершеннолетний не

получил основного общего образования, и ему не исполнилось  пятнадцати лет, и

если несовершеннолетний не имел оснований, указанных в законе, на его

исключение из образовательного учреждения, то администрация школы  не вправе

исключить его только потому, что ему исполнилось пятнадцать лет. В тоже время

законом установлен предельный возраст обучающихся для получения основного

общего образования во всех типах образовательных учреждений по очной форме

обучения - 18 лет.

Каждый учащийся любого типа образовательного учреждения имеет  соответствующие

права и обязанности, что  должно быть закреплено в Уставе учебного заведения.

Вместе  с тем уголовный закон предусматривает  случаи, когда уголовная ответственность  поступает с 14- летнего возраста. Четырнадцатилетние подлежат уголовной  ответственности за убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилование, кражу, грабеж, разбой, вымогательство и другие деяния, перечень которых содержит в ч. 2 ст. 20 Уголовного кодекса РФ. Для нас важно отметить, что за совершение любого преступления учащегося могут исключить из образовательного учреждения.

Административное  законодательно определяет перечень правонарушений, ответственность за совершение которых  наступает с 16-летнего возраста. Данный перечень содержится в ст. 14 Кодекса РСФСР об административных правонарушаемых и включает в себя: мелкое хищение государственного или общественного имущества; нарушение правил дорожного движения пешеходами и иными участниками дорожного движения; управление транспортными средствами лицами, не имеющими права управления ими; мелкое хулиганство; злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции, или

народного дружинника и т.д.

Другими основаниями для исключения учащихся из образовательных учреждений являются грубые и неоднократные нарушения  устава образовательного учреждения. Здесь имеется в виду, прежде всего  нарушение учащимися их обязанностей, а также запретов, содержащихся в  уставе образовательного учреждения.

Права детей – сирот

Многие  дети по разным причинам становятся сиротами. Такие дети всегда волновали общество. Действующее семейное законодательство предусматривает возможность воспитания таких детей в приемной семье. Такую семью могут создать муж и жена, у которых есть свои дети. Они берут в семью на воспитание сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. По мнению специалистов в такой семье общее количество детей не должно быть более восьми человек. Возможность создания приемной семьи предоставляется и бездетным родителям. Вместе с тем семьи, в которых отсутствует один из родителей (неполные) не могут создавать приемную семью. Приемная семья - это не усыновление. Родители в данном случае выступают как воспитатели, это является их основной работой, за которую они получают заработную плату.

Приемные  родители обязаны воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, нравственном и физическом развитии, создавать необходимые условия для получения им образования, готовить ребенка к самостоятельной жизни. Приемные родители несут за приемного ребенка ответственность перед обществом. Именно они являются законными представителями приемного ребенка, защищают его права и интересы.

Права приемных родителей не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка. В соответствии с Положением о приемной семье в нее могут передаваться дети (ребенок) оставшиеся без попечения родителей:

    • дети-сироты;
    • дети, родители которых неизвестны;
    • дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в
  • родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены;
    • дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично
  • осуществлять их воспитание и содержание, а также дети, оставшиеся без
  • попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях. Важно, что при передаче ребенка в приемную семью на воспитание орган опеки и попечительства должен руководствоваться интересами ребенка. Обязателен учет мнения ребенка при его передаче в приемную семью, а если ребенку исполнилось 10 лет, то необходимо его согласие.

Ребенок, переданный в приемную семью, сохраняет  право на причитающиеся ему алименты, именно (по случаю потери кормильца или инвалидности) и другие социальные выплаты и компенсации, которые перечисляются в соответствии с законодательством РФ на счета, открываемые на имя ребенка в банковском учреждении. За ребенком сохраняется также право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением; при отсутствии жилого помещения он имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством. Контроль за использованием и сохранностью имущества (в том числе и жилого помещения) ребенка должны обеспечивать органы опеки и попечительства.

Права детей – инвалидов

Инвалидность - это беда. К большому нашему сожалению, число детей-инвалидов в России не уменьшается. И в этой связи извечная проблема - как обучать, воспитывать таких детей. В течение долгих лет в стране использовали накатанный путь - помещали таких детей в интернаты. Помещение в эти учебно- воспитательные учреждения детей-инвалидов практически сводило к минимуму семейное влияние на этих детей, что, по мнению специалистов, не является оптимальным как для развития самих детей, их ближайшего окружения, так и общества в целом. В последние годы, в стране получают распространение негосударственные учебные заведения для таких детей, поскольку в них стараются максимально приблизить воспитание к домашнему. Однако далеко не все могут платить деньги и немалые за помещение своих детей в подобные учреждения. Это относится и к возможности оплачивать подобную работу приглашенных педагогов на дому. Учитывая все эти моменты, Правительство РФ в 1996 году приняло Постановление в соответствии с которым, дети-инвалиды получили возможность получать образование на дому.  Основанием для организации обучения на дому ребенка-инвалида является заключение лечебно-профилактического учреждения. Дети-инвалиды, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать общеобразовательные учреждения с согласия родителей получают образовательные услуги на дому. Обучение на дому осуществляет образовательное учреждение, находящееся ближе других к месту жительства ребенка.

Реализация  права получения образования  и воспитания на дому несовершеннолетними-инвалидами имеет громадное значение, поскольку касается десятков тысяч человек. Задача государства - создание такого механизма, чтобы каждый ребенок-инвалид, при желании мог бы реализовать это право.

Право собственности  в России не носит безусловный  характер. Собственник квартиры или другого жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены его семьи, изрядно ограничен в праве распоряжаться своей недвижимостью. Право собственности здесь не должно вступать в противоречие с интересами детей. А такое противоречие может настать, если владелец квартиры решит ее продать, обменять или подарить, то есть совершить сделку, по которой имущество отчуждается. Решать, насколько пострадают права ребенка при совершении подобной сделки, должен орган опеки и попечительства. Без его согласия отчуждение квартиры или другой жилой недвижимости, где проживают или на которое имеют право несовершеннолетние, невозможно. Даже если сделка состоится, она будет ничтожной, т. е. недействительной с момента заключения.

Информация о работе Положение детей в современном российском обществе