Положение детей в современном российском обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 05:49, реферат

Краткое описание

Человек начинается с детства, и уже в эту пору жизни он становится обладателем определенной совокупности прав. Однако до середины прошлого столетия ребенок не рассматривался в качестве носителя прав. Подтверждением тому является наблюдение выдающегося мыслителя 20 в. Марии Монтессори: «Ребенок является воспроизведением взрослого, который владеет им так, как если бы он был частью собственности. Раб никогда не был такой собственностью своего хозяина, как ребенок – родителей».

Содержание

Введение 3
Положение детей в современном российском обществе 3
Российские документы о правах ребенка 4
Права ребенка 5
А) Права ребенка, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п. 4
Б) Права ребенка на семейное благополучие 4
В) Права ребенка на свободное развитие его личности 5
Г) Этапы дееспособности ребенка 6
Д) Права сохраняющие здоровье детей 10
Е) Права на защиту детей от экономической и другой эксплуатации 11
Ж) Права на образование детей и их культурное развитие 11
З) Права детей – сирот 13
И) Права детей – инвалидов 14
Юрисдикционная и неюрисдикционная формы защиты прав 15
Заключение 16
Список литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

реферат нормы права.docx

— 76.71 Кб (Скачать файл)
  1. Юрисдикционная и неюрисдикционная формы защиты прав

Защита семейных прав и охраняемых законом интересов осуществляется в предусмотренном законом порядке, то есть посредством применения надлежащей формы и способов защиты. Принято выделять две основные формы защиты прав: юрисдикционную и неюрисдикционную. Юрисдикционная форма защиты - это деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав (суд, прокуратура, орган опеки и попечительства, орган внутренних дел, орган загса и др.). Неюрисдикционная форма защиты - это действия граждан и организаций по защите прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к компетентным органам. Такие действия называют самозащитой прав.

Основной формой защиты семейных прав является судебная защита. Защита семейных прав согласно ст. 8 СК осуществляется в судебном порядке по правилам гражданского судопроизводства, а в случаях, предусмотренных Кодексом, государственными органами или органами опеки и попечительства. Возможность судебной защиты членами семьи своих семейных прав отнесена к основным началам семейного законодательства, что соответствует и требованиям ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей судебную защиту прав и свобод каждого гражданина РФ.

Норма о защите семейных прав закреплена и в других федеральных законах. Так, ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. № 17-ФЗ)установлено, что за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды РФ. Защита нарушенных или оспоренных семейных прав происходит в суде общей юрисдикции в порядке искового производства или производства, возникающего из административно-правовых отношений. Суд рассматривает и разрешает споры о субъективном праве или охраняемом законом интересе, возникающие из семейных правоотношений между членами семьи. Кроме того, в суд могут обжаловаться решения и действия (или бездействия) государственных органов и должностных лиц всех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной, а также предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, органов местного самоуправления и отдельных государственных и муниципальных служащих, нарушающие те или иные семейные права (например, отказ органа загса в регистрации брака - п. 3 ст. 11 СК; отказ органа местного самоуправления разрешить вступить в брак лицам, не достигшим брачного возраста, - п. 2 ст. 13 СК)**. Следует также иметь в виду, что любой гражданин имеет право обратиться в Конституционный Суд РФ с жалобой на неконституционность закона, который был применен в его деле и ущемил какие-либо его, в частности семейные, права.

Заключение

Итак, я  считаю, что ценностью любого современного государства, если оно, конечно, заинтересовано сохранить свой народ и заботится о его будущем, традиционно считается семья, а главной ценностью семейной жизни - дети. Можно ли поставить их на ноги, подготовить к самостоятельному существованию без должной поддержки извне, социального одобрения и соответствующей политики, проводимой в отношении семьи? Безусловно, нет. И сегодняшняя действительность тому подтверждение - лишь некоторое число семей более или менее адаптировалось в новой экономической ситуации. В первую очередь страдают от этого дети, и общество все больше беспокоит их бездуховность, корыстность, равнодушие, жестокость и агрессивность, а отчасти и деградация, "одичание" детей и подростков из различных социальных слоев.

 «Несчастливое детство» сегодня одна из серьезнейших угроз для России. Самые болезненные «детские» темы известны всем: растущее число совершенных в отношении детей насильственных действий, медленно решаемая проблема предоставления жилья детям-сиротам, нехватка детских садов. Есть беспризорные дети, точного числа которых никто назвать не может,однако для всех очевидно: их слишком много.

Хорошо, что  сейчас мы пусть и с большим  опозданием – поняли всю

опасность бездействия, беспечности и просто равнодушия к решению

наших больных  детских проблем. Обнадеживает тот  факт, что сегодня

власти на местах хотя бы увидели боль и неблагополучие детей и,

наконец, повернулись  к ним лицом.

Сегодня в  России 25 миллионов детей. Но каждый год детское

население нашей  страны сокращается примерно на 300 тысяч  человек.

А ведь именно они залог надежной обороны, подлинной  безопасности,

правопорядка  и успешного экономического развития государства.

. И я уверена, что гражданская позиция, отзывчивость и доброта большинства соотечественников помогут общими усилиями сделать Россию страной счастливого детства!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Документы ООН о детях, женщинах и образовании. М. Народное

образование, 1995.-112 с.

  1. Каширцева Е., Шабельник Е. Права на каждый день. М., Вита-пресс, 1995

– 124 с.

3.     Кодекс о браке и семье РСФСР. М.,Юридическая литература, 1993.-80 с.

4.      Орлов  В.С. Правовая охрана детства.  М., Знание, 1975.-192 с.

Нормативные акты:

1.      Всеобщая декларация прав человека // ОБЖ, 1998, №2, с. 3-7

2.      Всеобщая декларация прав ребенка, Сборник документов по правам человека, 1994

3.      Государственный Доклад «О положении детей в Российской Федерации 1994 год», под общей ред. Л.Ф. Безлепкиной, Изд-во ИНЕРГИЯ, М: 1995,-ЮОС.

4.      Документы   ООН   о   детях,   женщинах   и   образовании.    -    М.:    Народное образование,  1995,112С.  (библиотечка журнала Народное образование, №2, 1995)

5.      Президентская   программа   «Дети   России»,   под   ред.   Н.   И.   Полежаевой, библиотечка Рос. Газеты, М.: №3,1994, 160С.

6.      Конституция Российской Федерации // Российская газета от 25 декабря 1993 года

7.      Конвенция    защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) - // Собрание законодательства РФ, 08.01.2001, №2

8.      Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, №31 Ст. 3802, №26 Ст. 3177

9.      Семейный Кодекс Российской Федерации, 1995 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Защита реферата

Введение 

Человек начинается с детства, и  уже в эту пору жизни он становится обладателем определенной совокупности прав. Однако до середины прошлого столетия ребенок не рассматривался в качестве носителя прав. Подтверждением тому является наблюдение выдающегося мыслителя 20 в. Марии Монтессори: «Ребенок является воспроизведением взрослого, который владеет им так, как если бы он был частью собственности. Раб никогда не был такой собственностью своего хозяина, как ребенок – родителей».

В России проблема защиты детей стояла и стоит чрезвычайно остро. Экономический кризис, продолжающийся в стране пагубно влияет, прежде всего, на несовершеннолетних. Это видно из таких показателей, как увеличившегося числа бедных семей в стране; постоянным увеличением числа правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними; ростом числа детей, оставшихся без родителей; ростом числа несовершеннолетних убегающих из дома и др.

Это говорит о том, что существуют проблемы, острота которых всегда остается неизменной. Одна из них –  права ребенка и их защита. Зарубежная мысль по сравнению с российской раньше осознала важность проблемы прав детей, и международное право тоже раньше стало предусматривать меры специальной защиты наиболее уязвимых групп общества, всех тех, кто сам не имеет равных возможностей защищать свои права. В первую очередь к данной категории относятся дети. Сразу же после первой мировой войны в рамках Лиги Наций была учреждена Международная Ассоциация заботы о детях. В 1924 г. принята Женевская декларация прав ребенка. В 1945 г. Генеральная Ассамблея ООН создала Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ). В 1959 г. ООН провозглашена Декларация прав ребенка.

20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея  ООН единогласно приняла Конвенцию  о правах ребенка, закрепившую  его в качестве субъекта прав. Конвенция о правах ребенка  создала новую модель отношения  к детям, послужила толчком  для изменения положения ребенка  в семье и обществе.

Россия приняла на себя обязательства, предусмотренные ею, в полном объеме. Поэтому сейчас в стране проводится ряд мероприятий, направленных на то, чтобы поднять  уровень жизни детей, обеспечить их правовую защищенность, и реализующих, таким образом, требования Конвенции  о правах ребенка.

 

В 1 главе, которая  называется1. Положение детей в современном российском обществе, кратко рассказывается о положении детей в России, о том, что в пору серьезных социальных потрясений больше всего страдают дети. Для них вольно или невольно начинается эпоха бесправия. Подобная ситуация характерна сегодня для России. Сохраняется высокий уровень дифференциации доходов населения, ухудшились показатели здоровья новорожденных и подростков 15–17 лет. Особую тревогу вызывает степень распространения среди несовершеннолетних алкоголизма, проституции, ВИЧ–инфекции. Растет число больных туберкулезом. Усиливается жестокость и общественная опасность преступлений, совершаемых подростками. Все чаще выявляются факты использования подростков различными преступными группировками. Семейное неблагополучие способствует росту безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, числа детей, оставшихся без попечения родителей, в первую очередь, за счет детей, родители которых лишены родительских прав. Нуждается в улучшении положение детей–инвалидов.

Быстрое реформирование общества, обострение проблем занятости, резкое падение  жизненного уровня большей части  населения, негативные стороны сплошной коммерциализации, экологическое неблагополучие – таков далеко не полный перечень факторов, гибельно сказывающихся на детях. Серьезные проблемы в основных сферах жизнедеятельности детей  вызывают озабоченность как государственных органов, так и широкой общественности, т. к. Российская Федерация, взявшая на себя обязательства уделять первостепенное внимание правам детей, их выживанию, защите и развитию, на деле оказывается не в состоянии эффективно выполнять эту задачу.

Нарушения прав детей приобрели  в России масштаб национальной катастрофы. По словам Уполномоченного по правам ребенка в г. Москве, «сейчас в  России, какую сферу ни возьми, везде  нарушаются права ребенка… Мы столкнулись с чудовищным парадоксом: детей приходится защищать от их же защитников».

  В 2 главе, называющейся российский документ  о правах ребенка рассказывается, что основным документом в нашей стране является федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”, принятый Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 года.

Он  состоит из 5 глав и 25 статей:

  • Глава I. Общие положения (ст.ст. 1-5);
  • Глава II. Основные направления обеспечения прав ребенка в Российской Федерации (ст.ст. 6 15);
  • Глава III. Организационные основы гарантий прав ребенка (ст.ст. 16-22);
  • Глава IV. Гарантии исполнения настоящего Федерального закона (ст. 23);
  • Глава V. Заключительные положения (ст.ст. 24-25).

Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных  Конституцией Российской Федерации, в  целях создания правовых, социально-экономических  условий для реализации прав и  законных интересов ребенка. В нем  говорится: “Государство признает детство  важным этапом жизни человека и исходит  из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни  в обществе, развития у них общественно  значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности”.

Кроме того, права ребенка закреплены Гражданским  кодексом РФ и Семейным кодексом РФ.

Условно права ребенка можно разделить  на 6 основных групп:

  • К первой группе можно отнести такие права ребенка, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п.
  • Ко второй группе относится права ребенка на семейное благополучие.
  • К третьей группе относится права ребенка на свободное развитие его личности.
  • Четвертая группа права призвана обеспечить здоровье детей.
  • Пятая группа прав ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством).
  • И шестая группа прав направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы.

Третья  глава права ребенка состоит из девяти подпунктов в которых кратко излагаются права детей по данным статьям:

А) Права ребенка, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п.

Информация о работе Положение детей в современном российском обществе