Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2015 в 11:47, курсовая работа
Актуальность работы обусловлена тем, что действующее законодательство о договоре контрактации на данный момент не позволяет в полной мере раскрыть его сущность и характерные особенности. Особого внимания заслуживает исследование правоотношений, возникающих из договора контрактации.
Предметом исследования являются нормы § 5 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, а так же иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие из рассматриваемого договора.
Изменение и расторжение договора влечет определенные последствия для составляющих его содержание прав и обязанностей сторон.
Судьба обязательства, возникшего из договора, зависит от того, имело ли место расторжение договора или изменение договора.
В случае расторжения договора обязательства, из него возникшие, прекращаются (п. 1 ст. 423 ГК РФ). Данное положение представляет собой особое основание прекращения обязательств и корреспондирует норме, устанавливающей, что обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Если же речь идет
об изменении договора, то обязательства
сторон сохраняются в
3.3 Значение договора
контрактации для современного
Российского сельского
Значение договоров контрактации в современных условиях, для процесса многогранной деятельности сельскохозяйственных предприятий и других участников производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации очень велико.
Важность таких договоров для сельхозпроизводителей в наше непростое время очевидна, это: возможность получить авансом средства необходимые для производства сельскохозяйственной продукции (приобрести семена, горюче-смазочные материалы, необходимые запчасти и т.д.), определить наиболее выгодные (а значит и наиболее необходимые для потребителя)направления своей деятельности, расширить производство и т. д.
В этом смысле показательно Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»10, а также Постановление Правительства РФ «О государственной поддержке развития фермерства и других субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве»11.
Государство с помощью договоров контрактации может оказывать влияние, на количественные показатели производства сельскохозяйственной продукции, стимулируя те или иные направления производства и тем самым регулировать цены на эту продукцию.
Заключение
В заключении, следует отметить то, что договор контрактации опосредует отношения по заготовке сельскохозяйственных продуктов и сырья, составляющих основу благосостояния любого общества. По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю - лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи.
Сторонами договора контрактации являются производитель сельскохозяйственной продукции и заготовитель. В качестве производителя сельскохозяйственной продукции могут выступать коммерческие организации, индивидуальные предприниматели, для которых производство сельскохозяйственной продукции является одним из основных видов деятельности.
Заготовителем выступает лицо, осуществляющее закупки выращенной (произведенной) продукции для ее дальнейшей переработки или продажи, т.е. коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, занимающиеся предпринимательской деятельность.
Существенными условиями договора контрактации являются условия о количестве и ассортименте, поскольку производитель сельскохозяйственной продукции обязан передать заготовителю выращенную (произведенную) сельскохозяйственную продукцию в количестве и ассортименте, предусмотренных договором контрактации.
Договор контрактации регулируется § 5 гл.30 ГК РФ (ст.535-538). К отношениям сторон по договору контрактации, не урегулированным этими нормами, применяются правила § 3 гл.30 ГК РФ о договоре поставки (ст.506-524), а при отсутствии соответствующих норм - общие положения о купле-продаже (§ 1 гл.30 ГК РФ). При закупках сельскохозяйственной продукции для государственных нужд применяются правила § 4 гл.30 ГК РФ и специальные законы о таких закупках, например Закон о закупках.
Особенность ответственности производителя сельскохозяйственной продукции при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства состоит в том, что он несет ответственность при наличии его вины. Заготовитель несет ответственность по общим правилам об ответственности за нарушение обязательств при осуществлении предпринимательской деятельности.
Предусмотренные гражданским кодексом особенности правового регулирования договора контрактации продиктованы спецификой предмета договора и субъектным составом обязательства. В отличие от договора купли-продажи или поставки товаров в данных правоотношениях слабой стороной, как правило, является производитель сельскохозяйственной продукции. Поэтому ему предоставлены некоторые дополнительные права по сравнению с продавцом или поставщиком, а на заготовителя соответственно возлагаются некоторые дополнительные обязанности.
Следует отметить, что гражданский кодекс регулирует лишь общие вопросы ответственности за нарушение договорных обязательств, предоставляя сторонам право самостоятельно установить в договоре размеры штрафов и порядок их взыскания. ГК РФ допускает установление санкций законом или иными правовыми актами.
Вопросы, оставшиеся неурегулированными, решают на основе правил о договорах поставки и, в последнюю очередь, общих положений о купле-продаже. К сожалению, столь сложная иерархия норм о контрактации существенно затрудняет их восприятие и применение.
Список используемой литературы
1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) // Собрание законодательства РФ, от 17.07.2009.
2 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) // Собрание законодательства РФ, от 17.07.2009.
3 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) // Собрание законодательства РФ, от 17.07.2009.
4 ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» от 02.12.94 N 53-ФЗ /СЗ РФ, N 32, от 05.12.94 ст. 3303
5 ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» N 60-ФЗ от 13.12.94. г. /СЗ РФ от 19.12.94, N 34, ст.3540
6 ФЗ «О государственном материальном резерве» от 29.12.94 N 79-ФЗ / СЗ РФ от 02.01.95, N 1, ст.3
7 Гражданское право. Часть II. /Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: Проспект, 1998, с. 79
8 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) /Отв. Ред О.Н. Садиков. – М.: Юридическая фирма КОНТАКТ; ИНФРА-М, 1998, с. 115.
9 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) /Отв. Ред О.Н. Садиков. – М.: Юридическая фирма КОНТАКТ; ИНФРА-М, 1998, с. 116.
10 Постановление Правительства РФ № 580 от 3 августа 2001 г. "Об утверждении правил осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" // Собрание законодательства РФ, 13.08.2001, 33, ч. 2, ст. 3467.
11 Постановление Правительства РФ N 927 от 07.12.2000 “О государственной поддержке развития фермерства и других субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве” // СЗ РФ, 04.01.2001, N 1, стр. 5