Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 21:40, курсовая работа
Криминология изучает преступность, виды преступности и преступления, их причины и иные виды их взаимосвязей с различными явлениями и процессами, а также результативность принимавшихся мер по борьбе с преступностью. На этой базе криминологи разрабатывают рекомендации по борьбе с преступностью и методики криминологических исследований. Актуальность данной темы заключается в том, что пожалуй, нет более сложного и противоречивого явления в человеческом обществе, чем преступность. Проблема преступности также стара, как стар мир, в котором живет человек. И поиск решения этой жгучей проблемы начался давно, еще до нашей эры. Свидетельство этому мы находим в книгах древнекитайских, древнеиндийских и древнегреческих философов и мыслителей.
Введение……………………………………………………………………...……3
Глава 1. Понятие личности преступника и ее криминологическое исследование………………………………………………………………………6
1.1 Классификация и типология преступников…………………………………7
1.2 Мотивация преступного поведения………………………………………….9
Глава 2. Исследование влияния биологических и социальных факторов на формирование личности преступника………………………………………….11
Глава 3. Генезис личности преступника с точки зрения социально-психологических теорий преступности………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………...33
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие личности преступника
и ее криминологическое исследование………………………………………………
1.1 Классификация и типология преступников…………………………………7
1.2 Мотивация преступного поведения………………………………………….9
Глава 2. Исследование влияния биологических и социальных факторов на формирование личности преступника………………………………………….11
Глава 3. Генезис личности преступника с точки
зрения социально-психологических теорий
преступности………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...
Введение
Криминология изучает преступность, виды преступности и преступления, их причины и иные виды их взаимосвязей с различными явлениями и процессами, а также результативность принимавшихся мер по борьбе с преступностью. На этой базе криминологи разрабатывают рекомендации по борьбе с преступностью и методики криминологических исследований.
Актуальность данной темы заключается в том, что пожалуй, нет более сложного и противоречивого явления в человеческом обществе, чем преступность. Проблема преступности также стара, как стар мир, в котором живет человек. И поиск решения этой жгучей проблемы начался давно, еще до нашей эры. Свидетельство этому мы находим в книгах древнекитайских, древнеиндийских и древнегреческих философов и мыслителей. Однако проблема остается не решенной и сейчас, в двадцать первом веке.
Теоретическая разработанность темы исследования. Как самостоятельная наука криминология начала формироваться в XIX веке. Свой вклад в ее развитие внесли такие известные личности, как Галль, который стал основоположником антропологических исследований, Цезарь (Чезаре) Ломброзо, высказавший в свое время мысль о том, что «преступниками рождаются», Ж. Ван-Кан, автор одной из самых значительных криминологических работ «Экономические факторы преступности», А. Кетле, Гарофало, Марро и др.
В ХХ веке изучение личности преступника получило новый толчок, да оно, можно сказать, не прекращается и по сей день. До сих пор существует и развивается клиническое исследование преступности. Хотя в нем все больше учитывается социальный фактор. Во Франции один из наиболее ярких его представителей является профессор Пинатель.
Сторонником же господства в личности биологического можно назвать Г. Рименшнейдера, который отстаивал идею порождения преступления сочетанием предрасположения субъекта к преступной деятельности и влияния окружающей среды.
В 70-е годы произошел определенный «взрыв» в отечественной криминологии. Он был вызван публикацией профессора И.С. Ноя, который писал: «Независимо от среды человек может не стать ни преступником, ни героем, если родится с иной программой поведения».
В.П. Емельянов сделал следующий вывод: «Только определенный состав экономических, идеологических, социальных, биологических факторов дает реакцию, называемую преступлением… Причина преступности - это синтез различных явлений социального и биологического свойства…»
Среди наиболее сложных, спорных и наименее разработанных криминологических проблем является вопрос о личности преступника, что и является объектом исследования курсовой работы.
Предметом данного исследования является личность и специфические особенности наследственности преступника, а также влияние различных факторов на формирование личности преступников.
Целью же данной работы является рассмотрение личности именно преступника. При этом мне бы хотелось рассмотреть этот вопрос с криминологической точки зрения.
Методология и методика любой науки имеет важное значение, так как они всегда привязываются к предмету исследования и определяют надежность и достоверность его результатов.
Значение изучения этой проблемы очевидно: преступность представляет собой социальное явление, связанное с определенным антиобщественным поведением людей. Объяснить такое поведение, раскрыть его причины, найти эффективные пути и средства предупреждения преступлений можно только при глубоком изучении всего, что характеризует преступника как индивида, как личность.
Именно изучение особенностей личности преступника породило целое научное направление, из которого сформировалась наука "криминология". Криминология изучает такие проблемы, непосредственно связанные с вопросом о личности преступника, как закономерность преступного поведения, детерминация, причинность преступлений и т.п.
Нормативную базу работы составляют Конституция Российской Федерации, действующее уголовное и уголовно-исполнительное законодательство, нормативные акты министерств и ведомств.
Хочется обратить внимание на то, что для криминологии главное в личности преступника - ее природа и источники, пути, формы и механизмы формирования ее антиобщественных черт, то есть те особенности, которые порождают преступное поведение, иными словами, все то о преступнике, что может объяснить совершение преступления . Результаты такого изучения являются основой для разработки профилактики преступлений.
Основные положения, выносимые на защиту:
Глава 1. Понятие личности преступника и ее криминологическое исследование.
Существуют различные определения этого понятия, криминологическое же учение исходит из того, что личность как целостное образование представляет собой социальное качество человека. Оно формируется в процессе общественных отношений, т.е. является продуктом социализации человека, а не приобретается с момента рождения. При этом в человеке уживаются социальное и биологическое начала. И в соотношении социального и биологического, биологическое находится в подчиненном отношении к социальному и выступает в нем в преобразованном, “очеловеченном” виде. Из этого можно сделать вывод, что природа и сущность человека - не тождественные понятия. Ведь, в то время как первое включает в себя генетические и социальные связи человека, второе охватывает лишь существенные социальные признаки.
Личность включает в себя совокупность сторон внутренней (сознание) и внешней (деятельность). Подобный подход к определению сущности личности сформировался в философии давно. Еще в 1844 г. К. Маркс писал: “Животное непосредственно тождественно со своей жизнедеятельностью. Оно не отличает себя от своей жизнедеятельности. Оно есть эта жизнедеятельность. Человек же делает самое свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания. Его жизнедеятельность - сознательная. Это не есть такая определенность, с которой он непосредственно сливается воедино. Сознательная жизнедеятельность непосредственно отличает человека от животной жизнедеятельности”.
Можно сделать вывод, что личность человека представляет собой систему социально-психологических свойств и качеств, в которых отражены связи взаимодействие человека с социальной средой посредством практической деятельности.
В криминологической литературе различают типологию и классификацию. Считается, что типология обобщает совокупность типичных для всех или определенных групп социальных особенностей, в то время как классификация подразделяет преступников на группы согласно единичному, индивидуальному признаку.
Классификация, являясь более низким уровнем обобщения, представляет собой устойчивую группировку исследуемых объектов по их отдельным признакам и строится на весьма жестких критериях групп и подгрупп, каждая из которых занимает четко зафиксированное место. Типология такой жесткой дифференциации не содержит.
Классификация преступников может быть построена по различным основаниям, среди которых следует выделить две большие группы признаков:
К первой из них можно отнести пол, возраст, уровень образования, уровень материальной обеспеченности, социальное положение, наличие семьи, социальное происхождение, занятость общественно полезным трудом, род занятий, наличие специальности, место жительства .
Ко вторым - характер, степень тяжести совершенных преступлений, совершение преступлений впервые или повторно, в группе или в одиночку, длительность преступной деятельности, объект преступного посягательства, форма вины.
Конечно, приведенный перечень признаков классификации преступников не является исчерпывающим и может быть дополнен другими. Здесь многое зависит от того, для чего осуществляется классификация, каким конкретным целям она подчинена.
Выделение типов преступников возможно по степени их общественной опасности, криминогенной зараженности, ее выраженности и активности:
Наиболее распространенными представителями этого типа являются правонарушители, совершающие в нетрезвом состоянии мелкие хищения и кражи, хулиганство, реже - грабежи, разбои. При существенном изменении жизненных обстоятельств в лучшую сторону и эффективного воспитательного воздействия они способны воздержаться от противоправных действий;
Можно также встретить и смешанные, промежуточные типы, которым присущи черты иных типов. Для успешной профилактики преступлений необходимо знать все те индивидуальные особенности, в первую очередь мотивы, которые могут стимулировать преступные действия данной личности и поэтому должны стать объектом особого внимания.
Достижения современной психологии свидетельствуют о том, что основным стимулом человеческой деятельности является мотив, поскольку именно в нем отражается все то, ради чего совершается любое деяние, в чем личностный смысл для любого человека. То есть выбор цели обосновывается определенным доводом в его пользу – мотивом. При этом следует различать понятия “мотив” и “мотивация”. Мотивация – это общее побуждение активности в определенном направлении.
Предпосылкой поведения человека, источником его деятельности является потребность. Нуждаясь в определенных условиях, человек стремится к устранению возникшего дефицита. Возникающая потребность вызывает мотивационное возбуждение (соответствующих нервных центров) и побуждает организм к определенному виду деятельности. При этом оживляются все необходимые механизмы памяти, обрабатываются данные о наличии внешних условий и на основе этого формируется целенаправленное действие. Итак, потребность вызывает определенное нейрофизиологическое состояние – мотивацию. Мотивация – обусловленное потребностью возбуждение определенных нервных структур, вызывающих направленную активность организма.
От мотивационного состояния зависит допуск в кору головного мозга тех или иных сенсорных возбуждений, их усиление или ослабление. Эффективность внешнего стимула зависит не только от его объективных качеств, но и от мотивационного состояния организма. Обусловленные потребностью мотивационные состояния характеризуются тем, что мозг при этом моделирует параметры объектов, которые необходимы для удовлетворения потребности и схемы деятельности по овладению требуемым объектом. Эти схемы программы поведения – могут быть или врожденными, инстинктивными, или основанными на индивидуальном опыте, или заново созданными из элементов опыта.