Понятие, признаки и значения прокурорского надзора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 23:39, контрольная работа

Краткое описание

В современных условиях функционирования прокуратуры все более актуальной становится проблема изучения вопросов прокурорского надзора в России.
Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Содержание

Введение
1. Понятие, признаки и значения прокурорского надзора
2. Основные направления деятельности прокуратуры
3. Правовое регулирование прокурорского надзора
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

4.docx

— 26.86 Кб (Скачать файл)

Закон о прокуратуре состоит  из семи разделов, которые включают в себя 54 статьи. В этом Законе определены цели и задачи деятельности органов  прокуратуры, ее основные функции, принципы организации и работы, система  и структура органов прокуратуры, полномочия Генерального прокурора РФ и нижестоящих прокуроров, порядок назначения и освобождения их от должности.

Закон определяет предмет  прокурорского надзора относительно каждого из его основных направлений (отраслей), полномочия прокурора и  средства прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона. В  нем также содержатся нормы, устанавливающие  порядок прохождения службы в  органах прокуратуры, ее кадровый состав, меры правовой и социальной защиты сотрудников.

Учитывая, что прокурорский надзор охватывает широкую сферу  правоотношений, деятельность прокурора  по отдельным направлениям регламентируется нормами, содержащимися в иных федеральных  законах. Так, ст. 30 Закона о прокуратуре  содержит правило, согласно которому полномочия прокурора по надзору за исполнением  законов органами, осуществляющими  ОРД, дознание и предварительное  следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими  федеральными законами.

Например, в соответствии со ст. 21 Закона об ОРД по требованию прокурора, обеспечивающих ОРД, руководители этих структур обязаны представить  им оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных  мероприятий с использованием оперативно-технических  средств, а также учетно-регистрационную  документацию и ведомственные нормативные  правовые акты, регламентирующие порядок  проведения оперативно-розыскных мероприятий. Неисполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий по надзору за ОРД, влечет за собой установленную законом ответственность должностных лиц.

Полномочия прокурора  по осуществлению уголовного преследования, а также по надзору за исполнением  законов органами дознания и предварительного следствия определены в ст. 37 УПК.

Нормы, регламентирующие деятельность прокурора в административном судопроизводстве, закреплены в КоАП. Например, в его  ст. 25.11 содержатся указания на полномочия прокурора, который вправе:

1) возбуждать производство  по делу об административном  правонарушении;

2) участвовать в рассмотрении  дела об административном правонарушении, заявлять ходатайства, давать  заключения по вопросам, возникающим  во время рассмотрения дела;

3) приносить протест на  постановление по делу об административном  правонарушении независимо от  участия в деле, а также совершать  иные предусмотренные федеральным  законом действия.

Международные договоры РФ содержат достаточно большое количество норм, регламентирующих организацию  и деятельность органов прокуратуры.

Регламентируют вопросы  деятельности органов прокуратуры  и соответствующие указы Президента РФ.

Важную роль в организации  и деятельности прокуратуры играют нормативные правовые акты, исходящие  от Генерального прокурора РФ. Закон  о прокуратуре предоставляет  Генеральному прокурору РФ право  издавать обязательные для исполнения всеми сотрудниками прокуратуры  приказы, распоряжения, указания и инструкции, определяющие и разъясняющие вопросы  организации деятельности органов  прокуратуры, а также реализации мер материального и социального  обеспечения прокурорских работников. Указанные нормативные правовые акты занимают особое место в деятельности органов прокуратуры, поскольку  принимаются в соответствии с  текущей оперативной обстановкой, складывающейся в результате непосредственной работы прокуратуры по реализации своих  полномочий, а также управлению всей системой ее органов.

Нормативные правовые акты, издаваемые Генеральным прокурором РФ, должны соответствовать следующим  требованиям: во-первых, приниматься  уполномоченным на это должностным  лицом прокуратуры (Генеральным  прокурором РФ или его заместителями); во-вторых, не противоречить Конституции  и федеральному законодательству; в-третьих, быть обязательными для исполнения всеми прокурорами и следователями  прокуратуры. Обязательное значение эти  нормативные правовые акты имеют  и для иных должностных лиц  органов, поднадзорных прокуратуре.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Прокурорский надзор —  один из важнейших методов охранения  законности. От его успешного проведения во многом зависит процесс построения правового государства, поскольку  законность — неотъемлемый, если не основной его атрибут. Это отраслью государственной деятельности занимается прокуратура — единая централизованная система органов государства.

Организация и порядок  деятельности органов прокуратуры  и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, Законом  «О прокуратуре» и другими законодательными актами, действующими на территории Российской Федерации, международными и межгосударственными  договорами (соглашениями).

На прокуратуру не может  быть возложено выполнение функций, не предусмотренных указанными законодательными актами.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, социально - экономических, политических и иных прав и свобод граждан, суверенных прав Российской Федерации и других республик в составе Российской Федерации, прав других национально - государственных  и административно - территориальных  образований, местных представительных органов, органов исполнительной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, общественных и политических организаций и  движений прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов местными представительными органами, органами исполнительной власти, управления и контроля, юридическими лицами, общественными объединениями, должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

2. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации"

3. Бессарабов В.Г. Прокурорский надзор. – М.: издательствоВелби Проспект, 2007.

4. Козлов А.Ф. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Общая часть: Учеб. пособие.- Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2006

7. Прокурорский надзор. Под ред Винокурова Ю.Е. 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшее образование, 2005.

8. Прокурорский надзор: Учебник для вузов Под ред. засл. юриста РФ, д. ю. н., проф. А. Я. Сухарева. М.: Норма, 2007.

9. Прокурорский надзор в Российской Федерации. Учебник / Под ред. А.А. Чувилева. - М.: Юристь, 2008.

10. Скуратов Ю. Концептуальные вопросы развития прокуратуры в период правовой реформы Российской Федерации // Законность. 1997. № 3.

11. Ястребов В.Б. Прокурорский надзор. Учебник. М.: Юрайт, 2008.


Информация о работе Понятие, признаки и значения прокурорского надзора