Порядок формирования Конституционного Суда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2015 в 12:44, курсовая работа

Краткое описание

Специализированные органы конституционного контроля, созданные в европейских странах, являются важнейшими (опорными) элементами всей системы сдержек и противовесов, удерживающими всю конструкцию государственно-правового механизма. Эта же задача стоит и перед Конституционным Судом Республики Беларусь. Именно для этих целей он наделен правом вынесения заключений не только о конституционности нормативных актов, но и относительно систематического или грубого нарушения Парламентом Конституции.

Вложенные файлы: 1 файл

Konstitutsionny_sud_rb_Kursovaya (1).doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

3.В силу своего особого конституционного  статуса, задач и функций, Конституционный Суд Республики Беларусь оказывается вовлеченным в системообразующие связи трех уровней: судебной власти, государственной власти в целом, политической системы общества. Именно на последнем уровне наиболее отчетливо проявляются политические начала в юрисдикционной деятельности Конституционного суда. Это объясняется прежде всего тем, что Конституцию, как объект правовой охраны, составляют помимо юридического, два важнейших измерения- политическое и идеологическое, поэтому любое решение Конституционного Суда неизбежно оценивается через данные параметры. Кроме того, в формировании состава Конституционного Суда принимают участие органы, образуемые в результате всенародных выборов- Парламент и президент, т.е. наиболее значимые политические институты. Отсюда ясно, что и Конституционный Суд не может не быть политическим институтом. Поэтому судебный конституционный контроль нельзя отождествлять в полной мере с традиционными судебными функциями. Это одновременно и политическая деятельность, осуществляемая в юрисдикционной форме.

4.Полномочия Конституционного  Суда в вопросах обеспечения  верховенства Конституции и разделения  властей должны быть пересмотрены  в сторону их расширения, что  подтверждается анализом теории  и практики судебного конституционного  контроля ведущих европейских государств и опытом деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь. Необходимо: а) предусмотреть превентивный конституционный контроль в отношении закона, изменяющего либо дополняющего Конституцию, а также в отношении подписанных международных договоров, представленных на ратификацию; б) учредить в Республике Беларусь систему административных судов, осуществляющих юрисдикционный контроль в отношении актов публичной администрации, что повысит уровень специализации Конституционного Суда, ориентированного на контроль за парламентским нормотворчеством; в) предоставить Конституционному Суду право толковать Конституцию. Что позволит преодолевать отставание Основного Закона от общественных реалий без изменений его (Основного Закона) в формальном плане, учитывая «жесткий» тип Белоруской Конституции.

5.Поскольку любые правоположения  неизбежно замыкаются на сфере  прав и свобод человека, именно  в этой области выявляется  одно из основных предназначений  Конституционного Суда Республики Беларусь.  Необходимо включить Конституционный Суд в правозащитную систему и сделать это посредством предоставления гражданам обращаться в Конституционный Суд путем подачи индивидуальной и коллективной конституционной жалобы, поскольку использование форм абстрактного и инцидентного контроля не дает необходимого результата в вопросах защиты основных прав и свобод белорусских граждан. Следует установить более эффективные механизмы по включению судов общей компетенции и хозяйственных судов в систему защиты конституционных прав и свобод граждан, т.к. ответственность за состояние законности в сфере правотворчества лежит на всей судебной ветви власти, а не только на Конституционном Суде.

Конституционный Суд стоит на страже конституционных ценностей, на защите конституционного строя. Соответственно, его независимость проявляется в той степени, в какой он своими решениями способствует восстановлению конституционной законности, охране норм Конституции своего государства, защите конституционного строя. По результатам деятельности Конституционного суда Республики Беларусь можно сделать фундаментальный вывод о том, что конституционное правосудие как важный элемент правовой белорусской государственности состоялось.  

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994г. №2875 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. –1999. -№1. –С.1/0)
  2. Жилищный кодекс Республики Беларусь от 22.03.1999г. №248-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. –1999. -№28. –С.2/23)
  3. Закон Республики Беларусь от 30.03.1994г.  №2914-XII «О Конституционном Суде Республики Беларусь» (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. –1994. -№15. -Ст.220, Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. –1997. -№25-26. -Ст.465)
  4. Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: Учебник- Минск: Книжный Дом, 2003.-832с.
  5. Миклашевич, П.П. Совершенствование судопроизводства при обязательном предварительном контроле конституционности законов / П.П. Миклашевич // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь.- 2009.
  6. Василевич Г.А. Конституционное правосудие на защите прав и свобод человека.- Минск: Амалфея.2003.
  7. Гулякевич А.В. Конституционный контроль и конституционный надзор как элементы правовой охраны Конституции/ Вестник Конституционного Суда.-2006
  8. Василевич Г.А. Конституционный контроль и практика правоприменения в РБ/ Журнал российского права.-2001
  9. Филипчик, Р.И. Конституция как правовая основа судебного конституционного контроля в современной Беларуси / Р.И. Филипчик // Вестник Конституционного Суда. - 2006

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Кунцевич К.Н. Сравнительное конституционное право. –Мн.: Веды, 1998

2 Регламент Конституционного Суда Республики Беларусь от 18.09.1997г. №Р-58/97 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. –2001. -№80. –С.6/101)


Информация о работе Порядок формирования Конституционного Суда