Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 19:59, курсовая работа
Сегодня ни одна страна не может именоваться демократической, если её Конституция не содержит хотя бы минимума международно-признанных прав и свобод человека и гражданина. Поэтому, провозглашение прав и свобод личности, их закрепление в законодательстве является важнейшей предпосылкой, прелюдией к созданию подлинно открытого, свободного общества, поскольку господство права, плюрализм и права человека являются нерасторжимыми слагаемыми демократии.
Введение ……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общие положения о правах и свободах личности……………………… 6
1.1. Понятие и значение прав и свобод личности………………………………….6
1.2. Классификация прав и свобод личности по российскому и международному праву……………………………………………………………...8
Глава 2. Механизм обеспечения прав и свобод личности……..............................11
2.1. Гарантии прав и свобод личности по российскому и международному праву…………………………………………………………………........................11
2.2. Защита прав и свобод личности по российскому и международному праву…………………………………………………………………........................16
Заключение………………………………………………………………………….33
Список использованных нормативных актов и специальной литературы……...36
Гарантии социального
обеспечения по возрасту, в случае
болезни, потери кормильца, для воспитания
детей, гарантии пенсионного обеспечения,
поощрения добровольного
Право на охрану здоровья
и медицинскую помощь; право на
бесплатное получение медицинской
помощи в государственных и
Право на образование (ст. 43); - так же как и права охрану здоровья, охрану материнства и детства право на образование предполагает заботу государства и общества о своем будущем. Основные положения этих прав базируются на ст. 26 Всеобщей декларации прав человека. Конституционные гарантии общедоступности и бесплатности дошкольного, основного школьного и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, обязательность основного общего образования закреплены в «Законе об образовании» 1995 г., нормами международного права. Все ограничения в осуществлении этого права могут быть установлены только законом. В настоящее время многие вопросы образования и государственной поддержки этой сферы требуют решения. Так в стадии разработки находится федеральный закон «Об обучении лиц с ограниченными возможностями получения образования». Больным вопросом нашей жизни является положение учителей в Российской Федерации. Сейчас это, пожалуй, она из самых незащищенных социальных групп - стоит, наверное, вспомнить здесь и конституционную гарантию о праве на труд и праве на вознаграждение за этот труд. Гарантии культурных прав:
Свобода творчества (ст. 44) - право человека заниматься любой творческой деятельностью, выражать себя как на профессиональном, так и на любительском уровне. Ограничение здесь, как и во многих других случаях определяется ст. 55 КРФ. Запрет на реализацию права на творчество может быть наложен только в соответствии законодательством и осуществлен только судом. Демократизм этого права проявляется в недопустимости цензуры, более того любое воспрепятствование проявлению творчества наказуемо в соответствии с российским законодательством.
Право на защиту интеллектуальной собственности (ст. 44) - Конституция РФ не просто дает свободу творческому проявлению личности, но и охраняет права на его результаты. Сейчас очень актуален вопрос о защите авторских прав. Авторское право рассматривается как исключительное, нужно также упомянуть права исполнителей, производителей фонограмм и т.д. В качестве гарантии защиты авторских прав законодательство предусматривает уголовную, гражданскую и административную ответственность за нарушение этих прав; владельцы нарушенных прав вправе требовать восстановления их, материальной компенсации.13
Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ст. 44) -государство ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности. Государство осуществляет финансирование культурных программ, мероприятий по поддержанию исторических памятников в надлежащем состоянии. Кроме того, праву на пользование достижениями культуры сопутствует обязанность граждан соблюдать правила их охраны и нести ответственность в случае их порчи. Ряд статей Конституции РФ прямо устанавливает систему государственной защиты прав и свобод российских граждан. Прежде всего, гарантируется «государственная защита прав и свобод» 23, причем, в последующих статьях эти гарантии конкретизируются: 1) Гарантия судебной защиты; право обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления, общественных объединений и т.д.; право обращаться в международные правоохранительные организации по защите прав и свобод человека (ст.46) -инструментом реализации данных прав является вся судебная система Российской Федерации, наличие в РФ международно-правового механизма защиты прав и свобод человека. 2) Право на судебное рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом; право обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом (ст. 47) -гарантии соблюдения процессуальных норм. 3) Права на квалифицированную юридическую помощь (в случаях, предусмотренных законом - бесплатную); право на помощь адвоката - созданная в России система юридической помощи, включая адвокатуру, деятельность которой урегулирована законом, гарантирует возможность каждого этой помощью воспользоваться. Кроме того, УПК четко определяет случаи участия адвоката в уголовном процессе. 4) Принцип презумпции невиновности (ст. 49) - гарантия соблюдения законности, полноты, всесторонности и объективности при выяснении обстоятельств дела. Кроме того, принцип презумпции предполагает гарантии защиты прав подозреваемого (в том числе и права противостоять обвинению). 5) Гарантия того, что никто не будет повторно осужден за одно и тоже преступление; гарантия того, что при осуществлении правосудия всегда будут использоваться доказательства, полученные только законным путем; право каждого осужденного на пересмотр дела вышестоящим судом - осуществление принципов законности и справедливости, основанное на положениях Международного пакта о гражданских и политических правах (п.7 ст. 14). Данное положение Конституции РФ взято за основу и раскрыто в УК РФ, УПК. 6) Гарантия недопустимости свидетельствовать против себя, своих близких, круг которых определен федеральным законом (ст. 51) - статья реально работающая при осуществлении производства по уголовному делу, содержание которой разъясняется всем участникам дела в соответствии с требованиями УПК. 7) Гарантия охраны прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью; доступ правосудия и компенсация ущерба (ст.52); Гарантия возмещения вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или должностных лиц (ст. 53); - в соответствии с данными статьями государство берет на себя ответственность за все нарушения, злоупотребления властью. Положения данных статей взяты за основу законодательных и подзаконных актов, регулирующих порядок осуществления данных гарантий.14
Основа существования современного демократического государства, в число которых постепенно входит и Россия – это соблюдение и охрана интересов личности, ее прав и свобод, о которых было сказано выше.
Заключение
Подводя итоги работы, можно сделать вывод, о том, что современная концепция прав и свобод - плод длительного исторического развития. В этом развитии выделяется три основных этапа, подробно рассмотренные в работе.
Общепризнанным воплощением современной доктрины прав и свобод человека является Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 г Генеральной Ассамблеей ООН, представляющая собой важнейший социально-политический и юридический документ, закрепивший в мировом масштабе основополагающие принципы и нормы, определяющие общий современный политический, социально-экономический и духовно-культурный статус личности. Во второй половине ХХ в. было также принято значительное число международных документов и конвенций по отдельным группам прав человека и гражданина. Согласно этим документам были созданы международный Комитет по правам человека и Европейский Суд по правам человека, призванные следить за соблюдением этих прав.
Анализ Конституции РФ и федерального законодательства показывает, что Российская Федерация признает права и свободы человека и гражданина, предусматриваемые международным правом. В соответствии с этим Конституция инкорпорирует в национальную правовую систему подавляющее большинство положений Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., являющихся основными международными источниками прав и свобод человека и гражданина.
Признавая принятые международным сообществом права и свободы человека, Российская Федерация одновременно обязуется со своей стороны не допускать их нарушения, создавать условия для их реализации и гарантировать их осуществление. Но, относя содержащиеся в этих документах предписания к общепризнанным принципам и нормам международного права, следует принимать во внимание то обстоятельство, что, по данным 2000 года, участниками названных пактов являются 144 государств из 200 членов ООН. Следовательно, почти для 60 государств-членов ООН пакты не являются юридически обязательными. Это объясняется тем, что Особенностью большинства международно-правовых актов, определяющих права и свободы, является то, что создаваемые ими нормы сформулированы в самой общей форме и не являются самоисполнимыми, т.е. их положения не могут непосредственно регламентировать отношения между российскими субъектами права. Всеобщая декларация принята "в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства" (преамбула), поэтому большинство ее положений выдержано в духе декларации. По существу, государства ограничились лишь тем, что согласились содействовать уважению согласованных ими прав и свобод.
Но Конституция РФ вполне может служить примером действительно демократического и гуманистического решения важнейших проблем конституционного права на уровне международных стандартов. Она вобрала в себя все то лучшее, что достигнуто на современном этапе развития конституционализма, и в то же время отразила качественно новый подход к проблемам в конституционном развитии нашей страны. В конституционном законодательстве нашей страны впервые четко выражена его прямая ориентация на общепризнанные принципы и нормы международного права в области прав и свобод человека и признание естественного, прирожденного характера основных прав и свобод человека.
Помимо этого Конституция РФ и существующий на данный момент пакет правовых актов России, приведенных в соответствие с международными стандартами, и международные договоры РФ гарантируют соблюдение законных прав и свобод граждан, где бы они ни находились, и способствуют комплексному решению вопросов, связанных с гражданством Российской Федерации.
Главной задачей и делом первостепенной актуальности сейчас является укрепление правовой базы этого демократического института, поэтому помимо Конституции РФ, организация осуществления прав и свобод граждан РФ имеет законодательную основу в многочисленных федеральных законах, Указах Президента РФ, Правительства РФ, регулирующих деятельность граждан и организаций и др. Интересам охраны и гарантированности основных прав и свобод граждан служат многие нормы трудового, гражданского, уголовного, административного, экологического и других отраслей права.. За прошедшее время законодательство РФ существенно обновилось и стало занимать ведущее положение в регулировании общественных отношений. Но характерной чертой современного российского законодательства является его нестабильность, обусловленная существенными изменениями и колебаниями экономического курса, чрезмерной ролью субъективного фактора и т.д. Поэтому в ближайшие годы для России будет оставаться актуальной проблема неукоснительного соблюдения Конституции, духа и буквы каждого ее положения. Это стратегическая задача. Следует также ускорить принятие федеральных законов, которые направлены на развитие и конкретизацию положений Конституции, что позволит избежать многих правовых коллизий и произвольного толкования отдельных ее статей.
Список использованных нормативно - правовых актов по специальной литературе
I. Нормативно - правовые акты
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
2. Федеральный конституционный
закон РФ от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ
(с изм. от 05 февраля 2007г. №2-ФКЗ)
«О Конституционном Суде РФ»//
II. Специальная литература
1. Алексеев С.С. Теория права. – М.: Изд-во БЭК, 1994. – С.98
2. Венгеров
А.Б. Теория государства и
3. Кашанина Т.В. Кашанин А.В. Основы российского права. М.: Юрист, 1996. – С.89-90
4. Левченко В.Н. и др. История политических учений. М.: Изд. Юрист, 1994.- С.78-79
5. Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. Саратов, 1996. - С. 168.
6.Общая теория права и государства: Учебник./ Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Юристъ, 1996. – С.156-158
7. Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник. – М.: Проспект, 1999. – С.225-228
8. Теория государства и права. Учебник под редакцией М.И. Абдуллаева. – М., 2003. – С.328
9. Теория государства и права: Курс лекций./ Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, ТЕИС, 1996. – С.146-246
10. Теория государства и права: Курс лекций./ Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2001. – С.125-131
1 ФЗ РФ от 30 марта 1998 г., N 13, ст. 1466
2 ФЗ РФ от 6 апреля 1998 г., N 14, ст. 1514
3 Общая теория права и государства: Учебник./ Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Юристъ, 1996. – С.156-158
4 Теория государства и права: Курс лекций./ Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, ТЕИС, 1996. – С.146-147
5 Кашанина Т.В. Кашанин А.В. Основы российского права. М.: Юрист, 1996. – С. 89-90
6 Теория государства и права: Курс лекций./ Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, ТЕИС, 1996. – С.147-148
7 Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. Саратов, 1996. - С. 168.
8 Левченко В.Н. и др. История политических учений. М.: Изд. Юрист, 1994.- С.78-79
9 Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч.2. Теория права. Т.1. – М.:Юристъ, 1996. – С.147-149
10 Теория государства и права: Курс лекций./ Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2001. – С.125-131
11 Теория государства и права. Учебник под редакцией М.И. Абдуллаева. – М., 2003. – С.328
12 «Закон о референдуме Российской Федерации» от 10 октября 1995 г.
13 Теория государства и права: Курс лекций./ Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2001.
14 Теория государства и права: Курс лекций./ Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2001.