Правосознания: структура, виды, функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 14:07, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Как явление духовной жизни, право принадлежит к сфере общественного и индивидуального сознания. Нормы права, нормативные акты, правоприменительные решения и другие юридические феномены могут рассматриваться как своеобразные теоретические и практические проекции культуры, для обозначения которой в этом качестве науке необходимо специальное понятие. Таким понятием, отражающим особое измерение правовой реальности, выступает категория правовое сознание.

Вложенные файлы: 1 файл

правосознание.docx

— 48.18 Кб (Скачать файл)

Введение

Актуальность  темы. Как явление духовной жизни, право принадлежит к сфере общественного и индивидуального сознания. Нормы права, нормативные акты, правоприменительные решения и другие юридические феномены могут рассматриваться как своеобразные теоретические и практические проекции культуры, для обозначения которой в этом качестве науке необходимо специальное понятие. Таким понятием, отражающим особое измерение правовой реальности, выступает категория правовое сознание.

            Правовое сознание оказывает  активное воздействие на регулирование  всего многообразия жизненных  процессов в обществе и государстве, способствует консолидации граждан, всех социальных групп, поддержанию  и укреплению целостности общества, порядка в нем. Здоровое правосознание  общества, уважение граждан к  закону являются основой крепости  государства, эффективного функционирования  политической и правовой систем. Правовые представления о справедливости  прав и обязанностей человека, дозволений и запретов – все  это воздействует на формирование  мотивов и установок поведения  человека в правовой сфере  жизни общества, а через регулирование  правового поведения личности  проявляется активная роль права, правосознания.

 Никакая человеческая деятельность  немыслима вне сознания индивидов. Ни один правовой акт, ни одно  юридическое отношение не реализуется  вне опосредующей их правовой  психологии и правовой идеологии.

Правосознание есть осознание права, совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей как к действующему, так и к желаемому праву. Оно имеет общую природу с правом и в силу этого вторично по отношению к существующим экономическим отношениям. Оно формируется под непосредственным воздействием объективно обусловленных потребностей и интересов общества, различных социальных групп; динамично развивается под влиянием меняющихся объективных условий и процессов; является частью общественного сознания и поэтому испытывает на себе влияние философских, идеологических и политических воззрений.

Влияние  правосознания на организацию общественной жизни очень велико, ощутимо. Этим объясняется включением его в механизм правового регулирования как одного из средств воздействия на общественные  отношения. Специфическая черта как составной части механизма правового регулирования состоит в том, что его роль не ограничена какой-либо одной стадией правового воздействия. Правосознание включается в работу и на стадии правотворчества, и на стадии реализации права. В той или иной степени оно присутствует во всех элементах механизма правового регулирования – нормах права, правоотношениях, актах реализации права.

           Наиболее  зримую роль играет правосознание  на стадии реализации права, в  процессе воплощения в жизнь  юридических прав и обязанностей. Жизнь человека ясно демонстрирует, что сознание, мысль, образ, волевое  усилие, действительно управляют  поведением людей, инициируют и  регулируют их действия и поступки  во всех сферах жизнедеятельности, в том числе правовой.

1 Понятие  правосознания, его структура, виды  и функции.

             Как особая форма общественного  сознания, правовое сознание представляет собой совокупность взглядов, идей, представлений, убеждений, настроений, эмоций, чувств индивидов, их объединений или всего общества относительно права и его роли. Правосознание предполагает:

осмысление и ощущение необходимости права;

оценку права;

осознание необходимости создания развитой системы законодательства;

осмысление потребности в изменении и дополнении действующих нормативных актов;

восприятие процесса и результатов реализации права;

соотнесение правовых ценностей с иными (моральными, политическими и т.д.).

Правосознание теснейшим образом сопряжено с философскими теориями, идеологическими воззрениями, религиозными доктринами. Некоторые мыслители считали, что нормы права, их обязательность и принудительность живут лишь в сознании людей, поэтому право — явление психологическое (Л. Петражицкий). Другие подчеркивали внешнюю принудительность права как внешнего средства регулирования свободы человека (И. Кант, Г. Гегель). Третьи считали право классовым регулятором общественных отношений (К.Маркс, В. И. Ленин).  Четвертые признавали за правом роль оформителя и гаранта естественных прав человека (Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо).

    Русский правовед И. А. Ильин рассматривал правосознание  как совокупность воззрений на  право, на государство. На всю  организацию общественной жизни. Например, он считал, что форма  правления в государстве определяется, прежде всего, монархическим или  республиканским правосознанием  народа. И. А. Ильин подчеркивал. Что  человек без правосознания будет  жить собственным произволом  и терпеть произвол от других.

Правосознание требует установления общеобязательных норм поведения. Оно очерчивает границы правового и неправового, правомерного и противоправного; требует юридических мер для обеспечения права. В отличие от других форм сознания правовому в большей степени присущи формализованность, определенность и категоричность. Ему свойственно требовать жесткого контроля за исполнением правовых обязанностей. Но в первую очередь правовое сознание сориентировано на создание всех условий для осуществления прав человека и гражданина.

Правовое сознание оказывает воздействие на поведение людей вместе с нормами права, наряду с ними, а иногда и вопреки им. Все зависит от того, насколько существующая норма одобряется правосознанием и в какой степени полно регулирует она общественные отношения. Поэтому можно говорить о регулирующем воздействии правосознания на общественные отношения, если налицо пробел закона или сам закон допускает руководство адресатов норм правосознанием в решении отдельных вопросов.

 Правосознание обычно не  существует в "чистом" виде, оно  взаимосвязано с другими видами  и формами осознания реальности  и действительности. Достаточно  часто правосознание переплетается  с моральными воззрениями. Люди  оценивают право и правовые  явления с точки зрения мольных категорий добра и зла, справедливости и несправедливости, совести, чести и др. Отношение к праву часто определяется политическими взглядами. Это особенно характерно для марксистско-ленинского отношения к праву. Марксизм-ленинизм понимает право как возведенную в закон волю господствующего класса, а закон — как политическую меру. Односторонний политический подход к праву не дает возможности полностью понять его сущность и роль в жизни общества. В  юридической науке и юридическом образовании необходимо стремиться к деполитизации права и правосознания. Классово-политический подход к правопониманию надо рассматривать как один из множества исследовательских подходов к правовым вопросам жизни общества.

1.1 Структура правосознания.

 Правосознание по своей структуре, по внутреннему строению представляет  собой сложное образование, в  котором можно выделить такие  элементы, как правовая идеология, правовая психология и правовая  мораль. Приведенное структурирование  носит условный характер и  используется в целях познавания  правосознания, которое в реальной  жизни выступает как целостное  явление.

 Под правовой идеологией  понимается совокупность правовых  теорий, идей, взглядов на право, научных оценок, представлений о  праве. Это систематизированное  научное выражение правовых взглядов, идей, требований. В правовой идеологии  отражение правовой жизни происходит  на уровне ее теоретического, научного анализа и обобщения  правовых явлений на основе  глубоких юридических знаний. Содержание  правовой идеологии обусловлено  также целым комплексом конкретно  исторических факторов: достигнутым  уровнем социально-экономического  и культурного развития общества, сложившейся правовой системой  и системой государственной власти, социальной структурой общества, соотношением интересов различных  социальных групп, национальными  традициями и т.п.

Правовая психология выражает психическое отношение к праву и правовым институтам и включает следующие элементы:

— общественный интерес, мотивы деятельности определенных социальных групп, вытекающие из их места в структуре общества;

— психологический уклад, т.е. привычки, традиции, убеждения, свойственные социальным группам общества;

—  представления о праве, выработанные в социальных группах под влиянием их психического склада;

— чувства, эмоции, настроения, связанные с правом, присущие социальным группам;

— способы формирования представлений (настроения, чувства, эмоции)

— влияние, взаимовлияние, подражание, внушение.

Правовая психология включает в себя различного рода чувства, эмоциональные оценки, настроения, переживания по поводу функционирующего права, справедливого или несправедливого применения правовых норм, нарушения законов, их соблюдения и т.д. Эти чувства могут выражать одобрение, радость, удовлетворение в отношении справедливых законов, правопослушного поведения людей и, наоборот, - недовольство, возмущение, гнев по поводу несправедливых законов, произвола чиновников, беззакония, совершаемых преступлений. Психологические элементы правосознания, таким образом, представляют собой эмоциональное восприятие права, которое может быть присуще как отдельным людям, так и обществу в целом. Чаще всего осознание права выступает как обыденное и проявляется чаще в индивидуальном сознании.

Правовая психология возникает под непосредственным воздействием повседневных условий жизни. Причем реакция на различные правовые явления вырабатываются у человека не только под влиянием особенностей его индивидуального сознания и условий жизни, но и в результате его взаимодействия с другими людьми. Правовая психология не поднимается до уровня теоретических обобщений, не способна проникнуть глубоко в сущность правовых явлений, но она является начальной формой правовой идеологии, почвой, на которой формируется правовая идеология.

В качестве составного элемента правосознания можно выделить правовую мораль. Это представления людей о действующем праве, его реализации и развития с точки зрения их моральных убеждений. Специфика правового сознания в том и состоит, что оно воспринимает юридические явления через нравственные представления, требования о добром и справедливом. Именно с позиции этих моральных принципов и требований правосознание оценивает правовые установления, правовую деятельность.  

Именно через правовую мораль чаще всего психологические и идеологические элементы правосознания приобретают характер установки к определенному образу поведения. Это обстоятельство подтверждается и фактом существования в правоведении проблемы исполнения законов, не отвечающим нравственным критериям.                  

В своем движении к практике правосознание выступает одновременно и той, и другой своей составляющей. Содержащиеся в правовой идеологии идеи и принципы являются одной из внешних форм (способов) социального контроля за деятельностью людей. Внутренними стимулами и регуляторами поведения человека являются его чувства и убеждения. Высшими формами психологической регуляции выступают мотивы правового поведения и воля.

Уместно показать отличие и взаимосвязь правовой психологии и идеологии. Правовая психология отражает правовую действительность как некий набор не связанных фактов, сторон окружающей правовой действительности. Правовая идеология наоборот, отражает правовую действительность как системное целое. Правовая психология отражает правовую действительность на эмпирическом уровне, т.е. на уровне тех фактов, которые воспринимает субъект. Правовая идеология – на уровне присущей ей закономерностей, выходит за рамки жизненного опыта субъекта. Правовая психология более продвинута, быстрее реагирует на изменения в правовой действительности, т.к. субъект эти изменения испытывает непосредственно на себе. Правовая же идеология медленнее реагирует на изменения в правовой сфере, потому что для глубокого изучения требуется время.

Взаимосвязь правовой идеологии и психологии проявляется в следующем. Во-первых, если правовая идеология отделяется от правовой психологии, то она лишается эмпирической базы и становится схоластической, без жизненного опыта она будет неверной, оторванной от реальности. Во-вторых, если проделать предыдущую операцию наоборот, то правовое сознание индивида никогда не выйдет из рамок своего опыта и никогда не объяснит те факты, с которыми она (правовая психология) сталкивается. В-третьих, правовая психология наиболее важный показатель практической реализации правовых принципов, теорий, концепций, и если эти принципы реализуются без учета правовой психологии, то они обречены на гибель и неисполнение. Только в единстве эти две сферы правосознания всесторонне отражают общественное бытие и оказывают активное воздействие на всю социальную жизнь общества.

1.2 Виды правосознания.

Для понимания того, что есть правосознание, имеет смысл рассмотреть его разновидности. Основаниями разделения правосознания на виды можно взять уровень осознания необходимости права, глубину проникновения в сущность права и правовых явлений в обществе, которые позволят дать его качественную характеристику.

Существует два основных основания, по которому можно разделить правовое сознание на виды. Первое основание для классификации, в зависимости от субъекта, который обладает правовым сознанием. И по этому основанию выделяют индивидуальное, групповое и правовое сознание общества. Второе основание, в зависимости от способа отражения, выделяют обыденное и теоретическое или научное правовое сознание.  

Информация о работе Правосознания: структура, виды, функции