Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2014 в 23:58, дипломная работа
Цель состоит в том, чтобы определить сущность предварительного следствия, выявить пробелы в его правовом регулировании и выработать обоснованные предложения, направленные на совершенствование правоприменительной деятельности.
Сформулированная цель потребовала необходимость решения следующих задач:
1. Показать значение предварительного следствия в уголовном процессе;
2. Раскрыть понятие и задачи предварительного следствия;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ 7
1.1 Значение предварительного следствия 7
1.2 Обеспечение законности проведения предварительного следствия правоохранительными органами 9
1.3. Обеспечение законности при проведении предварительного следствия со стороны прокуратуры 14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОННОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ 37
2.1 Нормативно - правовые документы регламентирующие проведение предварительного следствия 37
2.2. Проведение предварительного следствия на примере 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
Срок предварительного следствия может быть продлен до 3 месяцев руководителем соответствующего следственного органа.
По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.
В случае возвращения прокурором уголовного дела следователю в соответствии с частью первой.1 статьи 211, частью первой статьи 214 и пунктом 2 части первой статьи 221 УПК, срок для исполнения указаний прокурора устанавливается руководителем следственного органа, в производстве которого находится уголовное дело, и не может превышать одного месяца со дня поступления данного уголовного дела к следователю. При возобновлении приостановленного или прекращенного уголовного дела либо возвращении уголовного дела для производства дополнительного расследования срок дополнительного следствия устанавливается руководителем следственного органа, в производстве которого находится уголовное дело, и не может превышать одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном частями четвертой, пятой и седьмой настоящей статьи.
Статья 163. Производство предварительного следствия следственной группой, предусматривает, что в случае его сложности или большого объема может быть поручено следственной группе, о чем выносится отдельное постановление или указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела.
Решение о производстве
предварительного следствия
Руководитель следственной группы принимает уголовное дело к своему производству, организует работу следственной группы, руководит действиями других следователей, составляет обвинительное заключение либо выносит постановление о направлении уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера к лицу, совершившему преступление, и направляет данное постановление вместе с уголовным делом прокурору.
Руководитель следственной группы принимает решения о:
1) выделении уголовных дел в отдельное производство в порядке, установленном статьями 153 - 155 УПК;
2) прекращении уголовного дела полностью или частично;
3) приостановлении или возобновлении производства по уголовному делу;
4) привлечении лица в качестве обвиняемого и об объеме предъявляемого ему обвинения;
5) направлении обвиняемого в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 части второй статьи 29 УПК;
6) возбуждении перед руководителем следственного органа ходатайства о продлении срока предварительного следствия;
7) возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения, а также о производстве следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных частью второй статьи 29 УПК
Руководитель и члены следственной группы вправе участвовать в следственных действиях, производимых другими следователями, лично производить следственные действия и принимать решения по уголовному делу в порядке, установленном УПК.
Также законность предварительного следствия определяют следующие статьи Уголовно – процессуального кодекса:
-Статья 164. Общие правила производства следственных действий;
-Статья 165. Судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия;
-Статья 166. Протокол следственного действия;
- Статья 167. Удостоверение факта отказа от подписания или невозможности подписания протокола следственного действия;
- Статья 168. Участие специалиста;
- Статья 169. Участие переводчика;
- Статья 170. Участие понятых.
Данные статьи полностью определяют деятельность всех участников предварительного следствия.
Законность является универсальным правовым принципом, относящимся не только к правосудию, но и к деятельности всех государственных органов. Это вытекает из конституционного положения (ст. 15) о том, что все государственные органы, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы, в том числе при осуществлении предварительного следствия – Уголовно- процессуальный кодекс РФ.
1.3. Обеспечение законности предварительного следствия со стороны прокуратуры
Органы дознания и органы предварительного следствия, осуществляя досудебное производство, защищают права и законные интересы лиц и организаций, потерпевших от преступлений. В каждом случае обнаружения признаков преступления следователь, орган дознания и дознаватель принимают предусмотренные УПК меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления. Предварительно расследование существенно затрагивает права и интересы участников уголовного судопроизводства, поскольку оно связано с ограничением конституционных прав и свобод граждан. В процессе расследования могут применяться меры процессуального принуждения (задержание подозреваемого, заключение под стражу, привод, временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество и т.д.). Ограничение прав и свобод допускается только по основаниям и с соблюдением процедур, предусмотренных Конституцией РФ, имеющей прямое действие, уголовно-процессуальным законодательством. И хотя уголовно-процессульное законодательство в основном детально регламентирует досудебное производство, на практике не всегда исполняются требования этого законодательства.9
Указанные обстоятельства предопределяют сущность прокурорского надзора за исполнением законов в досудебном производстве по головным делам.
Прокурор обязан следить за тем, чтобы нормы закона, регулирующие процессуальную деятельность органов дознания и органов предварительного следствия, не нарушались, а при обнаружении нарушений - немедленно принимались меры к их устранению, восстановлению нарушенных прав и свобод гражданина, предупреждению нарушений законов.
Под прокурорским надзорам за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия понимается урегулированная законом деятельность прокуроров в ходе досудебного производства по уголовным делам, направленная на обеспечение законности при осуществлении органами предварительного расследования уголовного преследования.
Перед прокурором в ходе возбуждения уголовного дела и предварительного расследования ставятся следующие задачи:
-обеспечение единого подхода к организации прокурорского надзора за всеми органами предварительного расследования;
-немедленное реагирование на выявленные нарушения законов в ходе досудебного производства;
-защита прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений;
-обеспечение своевременности и законности процессуальных решений следователя и дознавателя;
-принятие всевозможных мер к обеспечению законности при применении мер процессуального принуждения;
-осуществление надзора за законностью применения мер процессуального -принуждения, своевременностью и правильностью проведения следственных действий;
-осуществление надзора при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве.
Правовую основу прокурорского надзора за органами предварительного следствия и дознания составляют Конституция РФ, УПК, Закон «О прокуратуре», а также подзаконные нормативные правовые акты, издаваемые Генеральной прокуратурой РФ, к числу которых отнесены приказы Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 06.09.2007 № 136 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия», от 06.09.2007 № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания», от 27.11.2007 № 189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве» и др.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОННОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ
2.1 Нормативно - правовые документы регламентирующие проведение предварительного следствия.
Правовую основу деятельности следователя и органов предварительного следствия составляют следующие нормативно- правовые акты:
- Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы и указания Генеральной прокуратуры Российской Федерации, по вопросам предварительного следствия, нормативные правовые акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также Положение о Следственном комитете при прокуратуре РФ (утв. Указом Призедента РФ от 01 августа 2007 года № 1004) , Положение об органах предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (утв. Указом президента РФ от 23 ноября 1998 г. № 1422) .
Деятельность органов предварительного следствия осуществляется в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, презумпции невиновности, а также на основе взаимодействия с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями.
Сроки предварительного
следствия регламентируются
Для быстрого и полного расследования и обеспечения прав личности важное значение имеет строгое соблюдение сроков, установленных как для выполнения отдельных процессуальных действий, так и для всего производства по делу.
В УПК установлены сроки задержания (ст.192), заключения подозреваемого под стражу до предъявления обвинения (ст. 109), предъявления обвинения (ст.171), допроса обвиняемого (ст.173), применения меры пресечения в виде содержания под стражей (ст.108), принятия прокурором решения по делу, поступившему к нему с обвинительным заключением (ст.124), и др.
Закон устанавливает начальный и конечный срок предварительного следствия и порядок его продления.
В соответствии со ст. 162 УПК предварительное следствие должно быть закончено не позднее чем в двухмесячный срок. В этот срок включается время со дня возбуждения дела и до момента направления прокурору дела с обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера до прекращения или приостановления производства по делу. В случае нахождения обвиняемого под стражей в этот срок включается и время принятия прокурором решения по делу (5 суток), поступившему к нему с обвинительным заключением.
Основные положения о процессуальных сроках расположены в главе 17 (статьи 128-130) УПК РФ. Но следует отметить, что рассматриваемый уголовно-процессуальный институт не ограничивается только нормами УПК РФ. В него, помимо норм УПК РФ, входят нормы международных договоров, ратифицированных РФ (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Международный пакт о гражданских и политических правах и другие), Конституции РФ (ч.2 ст.22 и другие), Закон РФ от 2 июля 1992 года "О психиатрической помощи и гарантии прав граждан при ее оказании" (с изм. от 10.01.2003 года) и других Федеральных Законов РФ и подзаконных актов.
На обеспечение быстрого и эффективного расследования, рассмотрения и разрешения уголовных дел, указывают следующие Международные акты:
- в п.1 ст.6 Европейской конвенции
о защите прав человека и
основных свобод установлено
право каждого при определении
его гражданских прав и
- в п.3 ст.14 Международного пакта
о гражданских и политических
правах предусмотрено право на
осуществление