Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 16:59, курсовая работа
Сбалансированность и обоснованность системы налогов и сборов имеет большое значение в любом государстве, поскольку ни одно государство не может существовать без экономической основы, регулируемой законодательством, значительную часть которой составляет налоговая система и, следовательно, система налогов и сборов. Особенность налоговой системы Российской Федерации состоит в том, что законодательство, регулирующее эту область жизни общества ещё не обрело необходимой стабильности, поскольку не достигло сбалансированности, чёткости и обоснованности, способной удовлетворить все нужды современного российского общества.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
Налоги и налоговая система РФ.
а) Понятие налогов, сборов и других обязательных платежей.
б) Налоговая система………………………………………………………………..
Уклонение от уплаты налогов и сборов.
Состав преступления……………………………………………………….
а) Объект преступления………………………………………………………….
б) Объективная сторона преступления…………………………………..
в) Методы уклонения от уплаты налогов………………………………..
г) Субъект преступления…………………………………………………………….
д) Субъективная сторона преступления…………………………………….
Санкции за налоговые преступления………………………………
а) Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов…………………………………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………………..
Обязанности сторон оговорены в договоре страхования - письменного соглашения между страховщиком и страхователем, согласно которому страховщик берет на себя обязательства в случае наступления страхового события выплатить страховую сумму или возместить полученный убыток в рамках страховой суммы, а страхователь обязуется уплачивать страховые платежи в определенный период и выполнять другие условия договора.
Особенности расчетов по договорам страхования, автономное функционирование национальных страховых компаний, а также отсутствие надлежащего надзора за страховой деятельностью в России дает возможность расширению корыстных правонарушений в данной системе.
Уклонение от налогообложения - проблема общегосударственная, а поэтому и подход к ней должен быть системным, с созданием законодательной базы на принципах последовательности, преемственности, справедливости с наличием на первых этапах жестких административных мер регулирования предпринимательства и прогнозированием дальнейшей его либерализации. Пока что налоговое законотворчество в основных отраслях экономики имеет в основном субъективный характер. Избежать этого можно при наличии единого государственного органа, который монопольно владеет инициативой налогового законотворчества.
г) Субъект преступления.
Установление субъекта рассматриваемого преступления является одним из дискуссионных вопросов в уголовно-правовой литературе, посвященной проблемам ответственности за уклонение от уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей.
Субъектом преступления являются:
1) служебное лицо предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности;
2) лицо, которое занимается предпринимательской деятельностью без создания юридического лица;
3) какое-либо другое лицо, которое обязано платить налоги, сборы, др. обязательные платежи.
Анализ действующего законодательства, теоретических положений, судебной практики дает возможность сделать вывод, что к должностным лицам, которые могут быть субъектами данного преступления обычно относят:
а) руководителей предприятий, учреждений, организаций;
б) главных, старших бухгалтеров или других работников, которые выполняют их функции.
Стало быть, субъектом уклонения от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей, которые должны уплачивать юридические лица, могут выступать не какие-либо их работники, даже не какие-либо «должностные лица субъекта предпринимательской деятельности», а только руководитель и главный бухгалтер. Руководитель и главный бухгалтер выступают основными «действующими лицами» в процедуре преступной неуплаты налогов, сборов, других обязательных платежей. Именно они, в соответствии с положениями нормативных актов, регулирующих порядок расчетов по денежным операциям, в том числе по уплате налогов, наделены правом подписи денежных документов, которые подаются в банковские учреждения. Поступление этих надлежаще оформленных документов и является основанием для перечисления заявленных в документах сумм названных платежей со счета плательщика обязательных взносов государству. Без подписи указанных лиц, а также без печати юридического лица, которая находится у руководителя, такой документ не будет иметь юридической силы. Отсюда выходит, что без участия этих лиц уклонение от уплаты налоговых платежей невозможно. Исходя из этого руководитель и главный бухгалтер должны признаваться субъектами уклонения от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей с субъектов предпринимательства - юридических лиц. Только они могут выступать исполнителями, когда такое преступление совершено в соучастии. Рядовые же работники, которые по указанию руководства исполнили подготовительную работу (сделали подсчеты, заполнили документы), выступают пособниками преступления.
К служебным лицам законодатель относит должностных лиц предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, а также лиц, которые непосредственно связаны с исчислением и уплатой налогов с предприятия.
К физическим лицам отнесены:
- лица, занимающиеся
- какие-либо другие лица, на которых законом возложена обязанность уплачивать налоги.
Таким образом, субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее установленного законом возраста, либо руководитель предприятия, либо главный бухгалтер, независимо от форм собственности, либо налоговый агент.
д) Субъективная сторона преступления.
Одним из признаков, при установлении которого возникают трудности в практической деятельности правоохранительных органов, является субъективная сторона уклонений от уплаты налогов. Только взаимосвязанное установление признаков, которые характеризуют объективную сторону преступления, позволяет установить его субъективную сторону. Выявление и анализ конкретных действий, выполняемых преступниками на разных стадиях совершения преступления, позволяет определить внутреннюю сторону, психологическое отношение субъекта к деянию и наступившим последствиям.
Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется наличием только прямого умысла, в большинстве случаев корыстного мотива.
Прямой умысел проявляется в том, что лицо сознает (понимает) характер общественно опасного деяния, предвидит наступление общественно опасных последствий и желает наступления именно такого результата. Непосредственно к действиям по уклонению от уплаты налогов прямой умысел выражается в том, что должностные лица субъекта предпринимательской деятельности понимают характер своего деяния (неотражение в бухгалтерском учете и отчетности данных о выполненных финансово-хозяйственных операциях; занижение их объема и т.п.) предвидят и понимают характер последствий, которые являются прямым результатом совершенных действий (занижение полученного дохода, а также сумм денежных средств, полученных от реализации продукции и т.п.) и соответственно занижения (сокрытия) денежных средств, которые должны были поступить в бюджет или государственные целевые фонды как налоги или другие неналоговые платежи. Так как уклонения от уплаты налогов относятся к преступлениям с материальным составом, то соответственно просматриваются (прослеживаются) в полном объеме причинная связь и наступившие последствия, которые проявляются в умышленном уменьшении или сокрытии размера налогов и других неналоговых платежей, подлежащих уплате по результатам выполненной деятельности в отчетном периоде.
Мотив преступления может быть представлен как внутреннее побуждение к преступному деянию. Преступная мотивация оказывает влияние на выбор соответствующего поведения и совершение отдельных действий, направленность которых определяется целью преступления. Применительно к уклонению от уплаты налогов мотивация преступного поведения проявляется в корыстной или иной заинтересованности. Указанное означает, что с целью уклонений от уплаты налогов, сборов и других платежей, причитающихся к уплате в бюджет или государственные целевые фонды по результатам финансово-хозяйственной деятельности, они обращаются в свою пользу или в пользу третьих лиц, используются для производственных и иных нужд (улучшение финансовых показателей предприятия; обеспечение платежеспособности, его развитие, расширение производства; обеспечение конкурентоспособности продукции).
Таким образом, субъективная сторона (ст.198 УК РФ) преступления характеризуется только прямым умыслом, так как целью преступных действий является уклонение от исполнения обязательств по уплате налогов, сборов с последующим использованием сокрытых средств по своему усмотрению.
3.Санкции за налоговые преступления.
Если
укрупненно рассматривать изменения,
внесенные в уголовное
размеры штрафов и причиненного ущерба больше не привязываются к величине МРОТ;
отменен особый порядок деятельного раскаяния по налоговым преступлениям;
введена новая статья, предусматривающая ответственность для налоговых агентов;
введена
новая статья, предусматривающая
ответственность для
исключены статьи 182 “Заведомо ложная реклама” и 200 “Обман потребителей” Уголовного кодекса.
Новые размеры штрафов.
Штраф – теперь основной вид уголовного наказания по экономическим статьям. Раньше суммы штрафов и причиненного ущерба зависели от размера минимального заработка. Новая редакция кодекса устанавливает штрафы в абсолютном денежном выражении (ст. 46 УК РФ). Теперь судьи могут ограничиться штрафом при вынесении приговора за любое экономическое преступление. Однако размеры штрафов возросли. Если раньше максимальная величина штрафа составляла 100 000 рублей (1000 МРОТ), то теперь она достигает 1000000 рублей. По налоговым статьям Уголовного кодекса (198, 199, 199.1, 199.2) максимальный штраф – 500 000 рублей.
Заметим, что произвольно устанавливать размер штрафа судьи не должны. Они обязаны учитывать материальное положение осужденного и его семьи (п. 3 ст. 46 УК РФ). Кстати, такой же порядок существовал и раньше. Только он был предусмотрен постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.99 № 40. Теперь эта норма закреплена законом.
Увеличился предельный размер ущерба, причинение которого влечет за собой уголовную ответственность. По большинству экономических статей он теперь составляет 250 000 рублей. Для сравнения: раньше за незаконное предпринимательство могли осудить, если полученный доход достигал 20 000 рублей.
Особо крупный размер ущерба теперь составляет 1000000 рублей.
Разграничен порядок применения санкций по налоговым статьям Уголовного кодекса. Граждане и предприниматели теперь подпадают под статью 198 (уклонение от уплаты налогов и сборов), если задолжали государству более 100 000 рублей за три года подряд. Этот срок совпадает с продолжительностью периода, который может быть охвачен налоговой проверкой (ст. 87 НК РФ). В прежней редакции Уголовного кодекса продолжительность периода преступления не указывалась.
Кроме того, чтобы недоимка привела человека на скамью подсудимых, ее размер должен превышать 10 процентов от суммы, подлежащей уплате в бюджет. Недоимка “особо крупных уклонистов” должна составлять более 20 процентов от общей суммы налогов.
Ранее уголовные дела на граждан и предпринимателей заводились, если общая сумма неуплаченных налогов превышала 200 МРОТ. Причем на практике применялась не базовая ставка МРОТ (100 рублей), а его реальная величина, действующая на момент возбуждения уголовного дела (письмо Генеральной прокуратуры РФ от 21.11.2002 № 37/1-582-02). Однако сумму в 200 МРОТ можно было рассчитать накопительным способом, например, за пять лет. Теперь это запрещено. Таким образом, поправки, внесенные в статью 198 Уголовного кодекса, смягчили ответственность граждан и предпринимателей за уход от налогов.
Поправки к уголовному законодательству, которые улучшают положение граждан, имеют обратную силу (ст. 10 УК РФ). Поэтому расследования уголовных дел, связанных с уклонением от уплаты налогов за три года “вразбивку” или за больший период, должны быть прекращены.
Аналогичный
порядок привлечения к
Максимальный срок, на который могут лишить свободы директора фирмы или главного бухгалтера, теперь составляет шесть лет (прежде было семь лет). Однако раньше такая мера наказания была неизбежна для “особо крупных уклонистов”. С принятием поправок от тюремных нар можно откупиться, заплатив штраф.
Максимальные сроки лишения свободы для граждан и предпринимателей снижены с пяти до трех лет. А такое уголовное наказание, как конфискация имущества, из Уголовного кодекса вообще исключено. Раньше имущество могли конфисковать за мошенничество в крупном размере.
Явка с повинной
Из Уголовного кодекса исключен особый порядок раскаяния граждан, не заплативших налоги. Раньше, чтобы избежать наказания, достаточно было погасить недоимку и написать заявление о деятельном раскаянии. Теперь раскаяться смогут не все. Статья 75 Уголовного кодекса “Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием” разрешает раскаяться только тем, кто совершил незначительное преступление в первый раз.
Уход от налогов в особо крупном размере под этот критерий не подходит. Граждане и предприниматели смогут избежать тюрьмы, если сумма неуплаченных налогов колеблется от 100 000 до 500 000 рублей. Максимальная сумма ущерба, позволяющая надеяться на раскаяние для руководителей организаций, – от 500 000 до 2 500 000 рублей.
Но, чтобы
снять с себя ответственность, платежных
поручений на перечисление налогов
и заявления будет
Впрочем, у отмены деятельного раскаяния есть и положительная сторона. Если правоохранительные органы выявят налоговое преступление, недоимку в бюджет платить будет не нужно. Причем возможны ситуации, когда штраф заплатить выгоднее, чем налог.
Например, предприниматель Петров осужден за уклонение от уплаты налогов за 2001–2003 годы по статье 198 (часть I) Уголовного кодекса. Сумма, которую Петров не заплатил в бюджет, – 450 000 руб. За это ему вынесен приговор – наказание в виде штрафа в размере 300 000 руб. Таким образом, совершив преступление, Петров “сэкономил” 150 000 руб. (450000 – 300000).
В то же время особо предприимчивым гражданам следует помнить, что, сэкономив на налогах, они обрекают себя на жизнь с “черным пятном” судимости. Что лучше – каждый должен решить самостоятельно.
Налоговый агент – преступник.
В Уголовном кодексе появилась статья 199.1, карающая налоговых агентов, которые пренебрегают своими обязанностями. А раз появилась новая статья, проверки ФСНЭП МВД России станут более въедливыми. Раньше налоговых агентов можно было штрафовать только по статье 123 Налогового кодекса. Размер штрафа – 20 процентов от суммы, которую надо было перечислить в бюджет.
Теперь, если налоговый агент не удержит налоги, ему грозит уголовное наказание. Критерии отбора “уклонистов” и меры ответственности – те же, что и в статье 199 Уголовного кодекса. Уход от налогов на сумму от 500 000 до 2 500 000 рублей наказывается либо штрафом от 100 000 до 300 000 рублей, либо арестом на шесть месяцев, либо лишением свободы на два года.
“Особо крупное” уклонение карается штрафом до 500 000 рублей или тюрьмой на шесть лет.
Информация о работе Преступления,связанные с уклонением от уплаты налогов