Преступления,связанные с уклонением от уплаты налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 16:59, курсовая работа

Краткое описание

Сбалансированность и обоснованность системы налогов и сборов имеет большое значение в любом государстве, поскольку ни одно государство не может существовать без экономической основы, регулируемой законодательством, значительную часть которой составляет налоговая система и, следовательно, система налогов и сборов. Особенность налоговой системы Российской Федерации состоит в том, что законодательство, регулирующее эту область жизни общества ещё не обрело необходимой стабильности, поскольку не достигло сбалансированности, чёткости и обоснованности, способной удовлетворить все нужды современного российского общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
Налоги и налоговая система РФ.
а) Понятие налогов, сборов и других обязательных платежей.
б) Налоговая система………………………………………………………………..
Уклонение от уплаты налогов и сборов.
Состав преступления……………………………………………………….
а) Объект преступления………………………………………………………….
б) Объективная сторона преступления…………………………………..
в) Методы уклонения от уплаты налогов………………………………..
г) Субъект преступления…………………………………………………………….
д) Субъективная сторона преступления…………………………………….
Санкции за налоговые преступления………………………………
а) Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов…………………………………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по уголовному.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)

             Рассмотренное мнение Конституционного Суда РФ о смысле положений статьи 199 УК РФ в силу ст.6 Федерального конституционного закона "О Конституционном суде Российской Федерации" является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике. Более того, КС РФ в конце мотивировочной части Постановления прямо указал, что правоприменители, в том числе суды общей юрисдикции, при разрешении конкретных дел об уклонении от уплаты налогов и страховых взносов с организаций, не вправе придавать смыслу ст. 199 какое-либо иное значение, расходящееся с его конституционно-правовым смыслом, выявленном в указанном Постановлении КС РФ №9-П.

И хотя рассмотренное Постановление  КС РФ №9-П вынесено в отношении  ст.199 УК РФ, его выводы, по нашему мнению, в полной мере должны распространяться и на ст.198 УК РФ.

 

Вопрос можно было бы считать в определенной степени разрешенным, но 24 апреля 2003 года в первом чтении Государственной Думой был принят проект закона, внесенного Президентом РФ, о внесении изменений и дополнений в УК РФ (в части гуманизации уголовно-правовых норм). Данным законопроектом затрагивается, в том числе, и обсуждаемая статья 199 УК РФ.

Законопроект излагает статьи в  новой редакции. Согласно проекту  наказуемым будет "уклонение от уплаты налогов и (или) сборов путем непредставления  налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенные крупном размере..". Такой же состав предлагается и в случае неуплаты налогов физическим лицом.

Формулировка ст.199 УК РФ, предлагаемая проектом, требует отдельного глубокого  анализа. Но сразу можно отметить, что в проекте сделана попытка  решить не менее важную проблему, чем "иной способ" - изменилась формула определения "крупного размера" неуплаты, с которого, собственно, и начинается уголовное преступление.

Согласно проекту, крупным размером (для организаций) признается сумма  налогов и (или) сборов, составляющая более пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает десять процентов от подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей. Особо крупным размером будет признаваться сумма, составляющая более двух миллионов пятисот тысяч рублей, при условии, что сумма неуплаченных налогов и (или) сборов превышает двадцать процентов от подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая семь миллионов пятьсот тысяч рублей.

Можно также отметить, что санкции за уклонение от уплаты налогов существенно смягчены. Так, срок максимальный срок запрета занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью снижен с пяти до трех лет, максимальный срок лишения свободы снижен в два раза - с четырех до двух лет. Но в то же время появилась новая санкция - штраф. Его величина составляет от ста до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет.

Из числа отягчающих признаков исключена повторность совершения преступления, а также совершение преступления ранее судимым по ст.194, 198 УК РФ лицом. Размеры санкций за совершение преступления с отягчающими обстоятельствами также снижены: максимальный срок лишения свободы снижен на один год - с семи до шести лет, а вот нижняя планка повышена с двух до трех лет. А вот штраф будет существенно больше - от двухсот тысяч до пятисот тысяч, в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от года трех лет.

Помимо вышеуказанного "смягчения" проект формулирует в новой статье под номером 199.1 новый состав преступления, которого в действующем УК РФ нет - неисполнение обязанностей налогового агента. Наказуемым будет "неисполнение в личных интересах или интересах иных лиц обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере". Санкции для агентов будут немного ниже, чем для налогоплательщика. Крупный и особо крупный размер неуплаты будет определяться также как и для налогоплательщика.

Установление уголовной ответственности  для налоговых агентов является логическим продолжением налоговой ответственности, введенной для агентов Налоговым кодексом РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

О наличии  пробелов в российском законодательстве известно, пожалуй, уже всем. На переходном этапе реформирования правовой системы такое положение вещей вполне понятно и, в известной мере, допустимо. Но только в том случае, если закон не затрагивает основные права и свободы граждан. К таким законам, в числе первых, относится Уголовный Кодекс. Наличие в нем неопределенностей может привести к расширительному толкованию правоохранительными органами понятия преступление, что влечет за собой риск необоснованного осуждения невиновных лиц.

В данном случае, речь идет о статье 199 УК, предусматривающей  ответственность за уклонение от уплаты налогов с организаций. Возьмем простую ситуацию, знакомую большинству предпринимателей. Организация исправно сдает налоговую отчетность, ничего не скрывая и не внося в нее заведомо искаженных данных. Уплатить причитающийся налог в срок, компания, по каким-либо причинам не может. По прошествии определенного времени, образовавшаяся недоимка погашается, уплачиваются все штрафы и пени - т.е. вопрос с задолженностью перед бюджетом закрыт. Казалось бы, можно спокойно продолжать производственную деятельность. Но, неожиданно, в организацию наносят визит сотрудники органов налоговой полиции и, после беглого изучения документов, возбуждается уголовное дело по факту уклонения от уплаты налогов.

Все дело в том, что в середине 1998 года статья 199 УК была изменена. До внесения изменений уклонением от уплаты налогов считалось включение в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах, а также сокрытие иных объектов налогообложения. После правки данная статья дополнилась неприметной с первого взгляда фразой: "либо иным способом". Причем, что считать "иным способом" законодатель не уточнил.

Принятие  данной поправки было обусловлено вполне прагматичными соображениями: изощренность российских налогоплательщиков в области  сокрытия реальных доходов не знает границ и предусмотреть все варианты невозможно. Кроме того, это дает оружие в борьбе с крупными хроническими неплательщиками, которые декларируя свою задолженность перед бюджетом, налогов не платят и, при этом, преспокойно продолжают вести деятельность, осуществляя платежи сторонним организациям - никто ведь не станет банкротить градообразующее предприятие, а разыскивать все его счета для принудительного взыскания недоимок занятие очень хлопотное. А так, одним махом, все проблемы казалось были решены.

Но эффект превзошел ожидания. Под эту статью стали подтягивать всех, имеющих  задолженность по уплате налогов  и осуществляющих в этот период какие-либо платежи кроме направленных на погашение  недоимки. Это явилось очень результативным средством улучшения статистики раскрываемости налоговых преступлений и пополнения бюджета. Чтобы раскрыть такое "преступление" не надо прилагать практически никаких усилий. "Преступника" искать не надо - он своей задолженности не скрывает. Установить факт осуществления в период наличия задолженности платежей сторонним организациям труда не составляет. Собрав эти "улики", правоохранительные органы возбуждают уголовное дело в связи с уклонением от уплаты налогов организацией, совершенным "иным способом". Должника вызывают для задушевной беседы и прозрачно намекают, что в случае погашения задолженности дело будет прекращено "в связи с деятельным раскаянием". В итоге, и преступление раскрыто, и деньги государству вроде как возвращены. Такого рода дела составляют, в настоящее время, порядка 70% всех дел, возбужденных по фактам совершения налоговых преступлений.

Широкое распространение нарушений  налогового законодательства вызвано влиянием многих обстоятельств. Одни из них действуют на общегосударственном уровне и отражают недостатки, связанные с кризисным состоянием экономики, другие - обусловлены специфическими особенностями функционирования налоговой службы, в частности условиями выполнения обязанностей их работниками в условиях жесткого противодействия со стороны правонарушителей.

К наиболее распространенным из них  относятся недостатки организационно- управленческого и нормативно-правового характера.

Таким образом, можно отметить, что  совокупность вышеуказанных недостатков  в соединении с морально-психологическими особенностями характера предпринимателя при определенных условиях могут выступать в роли конкретных обстоятельств, которые способствуют совершению налоговых и других конкретных преступлений.

Усовершенствование ряда законодательных  актов не только перекрыло бы пути уклонения от налогообложения, а и дало бы возможность значительно увеличить доходы бюджета. Поэтому налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа. Система штрафов и санкций, общественное мнение в стране должны быть такими, чтобы неуплата или несвоевременная уплата налогов были менее выгодными, чем своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами.

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 08.12.2003) (с изм. и доп., вступившими в силу с 12.05.2004).
  2. Комментарий к Уголовному кодексу РФ с постатейными материалами и судебной практикой / Под ред. С.И. Никулина. – М., 2002.
  3. Коряковцев В.В., Питулько К.В. Комментарий к уголовному кодексу Российской Федерации. СПб.: Питер, 2004.
  4. Постатейный Комментарий к Уголовному кодексу РФ 1996 г. / Под ред. А.В. Наумова. М.: Издательство «НОРМА», 1996.
  5. Российское уголовное право. Общая часть / Под ред. В.Н. Кудрявцева. – М., 1997.

6.Налоговое право: Учебник для вузов / Под ред. Ю.А. Крохиной. - М.: Норма, 2003. – 564 с.

7. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 14-го англ. изд. - М.: ИНФРА-М. – 2002г

8. Ильчева М.Ю. Налоговое право в вопросах и ответах: учеб. Пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект. – 2004. – .258с.

9. Толковый словарь русского языка/ Сост. Ожегов С.И., Шведов Н.Ю. – 2-е изд., испр. и доп. – 1994 г. – М.: АЗЪ. – 928 с.

10. Финансовое право: учебник/ Отв. ред. Химичева Н.И. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Юристъ. – 2005 г. –  749 с.

 

 

 

 

18.01.2011 18:26

1  Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ(с изменениями от 12 октября 2005 г.)// СЗ РФ. -  1998 г. -  N 31 ст. -  3823; СЗ РФ. - 2000 г. - N 1. - ст. 10

2  Финансовое право Российской Федерации: учебник/ Отв. ред. Карасева М.В. – М.: Юристъ. – 2005 г. –  С. 320; Финансовое право: учебник/ Отв. ред. Химичева Н.И. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Юристъ. – 2004 г. – С.321. и др.

3 Толковый словарь русского языка/ Сост. Ожегов С.И., Шведов Н.Ю. – 2-е изд., испр. и доп. – 1994 г. – М.: АЗЪ. – С.377.

4Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (с изменениями от 28 июля 2004г.) (утратил силу)// Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. - 1992 г. - N 11. - ст. 527; СЗ РФ. - 2004 г. - N 31. - ст. 3219

5 Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 14-го англ. изд. - М.: ИНФРА-М. – 2002г. - С. 592.

6 Постановление Конституционного Суда РФ от11 ноября 1997 г. №16-П// Собрание Законодательства РФ. – 1994. - №10. – Ст. 1108.

7 Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями от  6 декабря 2005 г.)// СЗ РФ. -  1998 г. -  N 31. - ст. 3824; СЗ РФ. - 2000 г. -  N 32. - ст. 3341; (не вступил в силу) «Российская газета». - 2005 г. - -N 278.

8 Финансовое право: учебник/ Отв. ред. Химичева Н.И. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Юристъ. – 2004 г. – С.322.

9 Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями от  6 декабря 2005 г.)// СЗ РФ. -  1998 г. -  N 31. - ст. 3824; СЗ РФ. - 2000 г. -  N 32. - ст. 3341; (не вступил в силу) «Российская газета». - 2005 г. - -N 278.

10 Ильчева М.Ю. Налоговое право в вопросах и ответах: учеб. Пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект. – 2003. – С.212

11Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями от  6 декабря 2005 г.)// СЗ РФ. -  1998 г. -  N 31. - ст. 3824; СЗ РФ. - 2000 г. -  N 32. - ст. 3341; (не вступил в силу) «Российская газета». - 2005 г. - -N 278.

12 Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями от  6 декабря 2005 г.)// СЗ РФ. -  1998 г. -  N 31. - ст. 3824; СЗ РФ. - 2000 г. -  N 32. - ст. 3341; (не вступил в силу) «Российская газета». - 2005 г. - -N 278.

13 Титова Г Сбор как налоговый платеж и отличительные черты сбора от налога//«Финансовая газета». – 1999г. -  N 17. – С. 23.

14 Иванова В.Н.О системном подходе к пониманию правовых категорий «юридическая конструкция налога», «система налогообложения»  и  «налоговая система»//«Законодательство и экономика». – 2004г. - N 6. – С. 30.

15 Финансовой право Российской Федерации: учебник/ Отв. ред. М.В. Карасева. – М.: Юристъ. – 2005. – С. 324.

16 Лопашенко Н.А преступления в сфере экономической деятельности: понятия, система, проблемы квалификации и наказания: Монография.

Саратов: СГАП, 1997. С.

17 несмотря на изменения редакции статей о налоговых преступлениях считаем что эти преступления причиняют ущерб бюджетной системе государства. На  таком подходе была основана сложившаяся   система  возмещения причиненного  налоговыми преступлениями ущерба. См. об этом : Яни П.С.  причиняет  ли налоговое преступление ущерб// Актуальные проблемы юридической ответственности за нарушения в сфере экономической деятельности  и налогообложения.

Информация о работе Преступления,связанные с уклонением от уплаты налогов