Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 09:47, курсовая работа
Родовым объектом преступлений в сфере экономической деятельно¬сти являются экономические отношения, строящиеся на принципах осуще¬ствления экономической деятельности, под которыми в свою очередь, по¬нимаются основные начала, идеи, исходные положения, выработанные практикой общественно-экономической жизни, лежащие в основе любой экономической деятельности. В экономике такие принципы называют по-разному: рыночные правила, принципы рыночной экономики, принципы предпринимательского или хозяйственного права и т.д. Они известны дос¬таточно давно и отработаны многолетней мировой практикой развития ры¬ночных отношений. По сути, это принципы организации последних. К принципам осуществления экономической деятельности следует относить принципы свободы экономической деятельности, осуществления её на за-конных основаниях, добросовестной конкуренции субъектов экономиче-ской деятельности, их добропорядочности, запрета заведомо криминальных форм их поведения.
Введение
1. Посягательства на общественные отношения, основанные на принципе свободы экономической деятельности.
1.1 Понятие предпринимательской деятельности
1.2 Ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя
или юридического лица в зависимости от организационно правовой формы
2 Посягательства на общественные отношения, основанные на принципе осуществления экономической деятельности на законных основаниях.
2.1 Незаконное предпринимательство
2.2 Незаконная банковская деятельность
3. Посягательства на общественные отношения, основанные на принципе
добросовестной конкуренции субъектов экономической деятельности
3.1 Незаконное использование товарного знака
4. Посягательства на общественные отношения, основанные на принципе
добропорядочности субъектов экономической деятельности
4.1 Незаконное получение кредита
4.2 Злостное уклонение от кредиторской задолженности
5. Посягательства на общественные отношения, основанные на принципе запрета
заведомо криминальных форм поведения в экономической деятельности.
5.1 Регистрация незаконных сделок с землей
5.2 Изготовление, сбыт поддельных денег или ценных бумаг
Заключение
Библиографический список
Согласно ч. 2 ст. 50 ГК юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в различных организационно-правовых формах (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия). Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, создаются в форме потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом (ч. 3 ст. 50 ГК).
Именно организационно-правовая форма является причиной ограничения прав и законных интересов предпринимателя или юридического лица. Дискриминационные действия по другим основаниям следует квалифицировать по другой форме ст. 169 УК: как незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица.
Незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лииа-
Проявляется, например, в незаконных принудительном разделении юридического лица, в установлении ограничений объемов производства или сбыта произведенной продукции, в навязывании невыгодных условий страхования, в незаконном применении льготного налогообложения, в незаконном изъятии у юридического лица земельного участка, в наложении запретов на осуществление какой-либо деятельности или на поддержание коммерческих отношений с каким-либо хозяйствующем субъектом, в принудительном «устраивании» на работу в организацию нужных виновному лиц либо, напротив, в принудительном выводе из числа учредителей или руководителей организации неугодных лиц, и т.д.
Преступление окончено с момента совершения действия или с момента наказуемого бездействия.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.
Субъектом воспрепятствования выступает должностное лицо, если оно использует при этом своё служебное положение.
Квалифииирующими признаками, указанными в ч. 2 ст. 169 УК, выступают: совершение преступления вступившего в законную силу судебного акта и причинение крупного ущерба.
Первый квалифицирующий признак означает по сути совершение рассматриваемого преступления во второй раз. Обязательным здесь является обращение потерпевшего от воспрепятствования за защитой от произвола должностного лица в судебные органы, которые, в сою очередь, должны признать действия должностного лица неправомерными.
Воспрепятствование, причинившее крупный ущерб, относиться к числу материальных составов. Понятие крупного ущерба в настоящее время определено в самом законе, в примечании к статье, распространяющем свое действие на всю гл.22 УК, за исключением ст. 174, 174.1, 178, 185, 185-1, 193, 194, 198, 199 и 199-1 УК. Крупным ущербом, а равно крупным размером, доходом либо задолженность в сумме, превышающей двести пятьдесят тысяч рублей, особо крупным - один миллион рублей.
Глава 2. Посягательства на общественные отношения, основанные на принципе осуществления экономической деятельности на законных основаниях
Видовым объектом этой группы преступлений выступают общественные отношения, основанные на принципе осуществления экономической деятельности на законных основаниях. Это означает, что экономическая деятельность строится в соответствии с российским законодательством различных правовых отраслей, не противоречит ему. Организация, порядок, гарантии осуществления экономической деятельности достаточно подробно урегулированы правом и законом; в противном случае экономическая деятельность законна, если не запрещена («дозволено все, что не запрещено»). Экономическая деятельность законна, если осуществляется в соответствии с положениями хозяйственного, гражданского, налогового, таможенного, финансового и других отраслей российского права.
Незаконное предпринимательство (ст. 171 УК) Основной непосредственный объект - общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности. Дополнительным объектом выступают охраняемые интересы граждан, общества и государства. Речь идет фактически разрешенной предпринимательской деятельности, а не о запрещенных ее видах либо требующих специального разрешения (например, производство оружия и наркотических средств, которые изъяты из свободного гражданского оборота). Объективная сторона- заключается в незаконном предпринимательстве, которое может выражаться в пяти самостоятельных формах при условии осуществления незаконного предпринимательства с извлечением дохода в крупном размере или причинения в результате его совершения крупного ущерба гражданам, организациям или государству.
Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации имеет место в следующих случаях: 1) когда лицо занимается предпринимательской деятельностью без обращения за регистрацией в федеральные органы исполнительной власти; 2) когда лицо подало документы на регистра цию предпринимательской деятельности и занимается ею, не дожидаясь решения по этому вопросу; 3) когда лицо получило отказ в государственной регистрации, но тем не менее продолжает осуществлять предпринимательскую деятельность; 4) когда лицо ведет предпринимательскую деятельность после аннулирования государственной регистрации.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации может выражаться, например, в нарушении порядка регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, в нарушении порядка регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в нарушении порядка регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией или порядка регистрации или прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию, документов, содержащих заведомо ложные сведения.
Документы, которые могут быть внесены заведомо ложные сведения, совпадают с теми документами, которые представляются для государственной регистрации. В их число входят, например, протоколы (договоры) о создании юридического лица, учредительные документы юридического лица, документ об уплате государственной пошлины, решение о реорганизации юридического лица, договор о слиянии или присоединении, передаточный акт или разделительный баланс, основные документы лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, и др.
Очевидно, законодатель имеет в виду не просто представление ложных сведений, но ведение предпринимательской деятельности после государственной регистрации.
Осуществление предпринимательства без лицензии имеет место, когда: 1) лицо занимается предпринимательской деятельностью, требующей лицензирования, не обращаясь в лицензирующие органы за соответствующей лицензией; или деятельность осуществляется 2) после подачи заявления о предоставлении лицензии, но для принятия решения о нем; 3) после получения решения лицензирующего органа об отказе в предоставлении лицензии; 4) после приостановления лицензирующим органом действия лицензии; 5) после аннулирования лицензии лицензирующим органом; 6) после аннулирования лицензии решением суда на основании заявления лицензирующего органа; 7) по истечении срока действия лицензии; и др.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных требований и условий, т.е. установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности совокупности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Момент окончания незаконного предпринимательства зависит от строения состава. Если состав отнесен законодателем к числу материальных, преступления окончено момент причинения крупного ущерба гражданам, организациям или государству. Если состав незаконного предпринимательства является формальным, преступление считается оконченным с момента извлечения виновным дохода в крупном размере. Доход оговаривается в диспозиции ст. 171УК, включает в себя только чистую прибыль, полученную виновным.
Понятия и крупного ущерба, и дохода в крупном размере даны ныне в примечании к ст. 169 УК; он превышает двести пятьдесят тысяч рублей.
Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины. При формальном составе умысел прямой, при материальном может быть и прямым и косвенным.
Субъект осознает, что осуществляет предпринимательскую деятельность без регистрации либо без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования, и желает так действовать, извлекать крупный до ход.
Либо он сознает незаконность своих действий, предвидит, что в результате его действий возможно или неизбежно будет причинен крупный ущерб гражданам, организациям или государству и желает наступления этих преступных последствий.
Субъект - физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.
Квалифицирующие признаки незаконного предпринимательства включает два признака: 1) его совершение организованной группы; 2) и извлечения дохода в особо крупном размере. Понятие дохода в крупном и особо крупном размере дается в примечании комментируемой статье.
Однако, в это смысле имеются противоречия к ст. 169 УК, в котором указанны иные цифры, нежели в примечании ст. 171 УК. Такое положение не допустимо, но в настоящее время, учитывая нормы Конституции РФ, следует применять положение, содержащиеся в примечании к ст. 169 УК РФ; он должен превышать один миллион рублей.
Незаконная банковская деятельность (ст. 172 УК) Состав данного преступления является специальным составом незаконного предпринимательства, влекущим более суровую ответственность, и отличается от общего состава специфической сферой осуществления незаконного предпринимательства.
Непосредственный объект- общественные отношения, возникающие в результате законной банковской деятельности.
Объективная сторона - данного преступления может находить свое выражение в следующих трех формах: осуществление банковской деятельности (банковских операций) без регистрации; осуществление банковской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое решение (лицензия) обязательно; осуществление банковской деятельности с нарушением лицензионных требований и условий.
Осуществление банковской деятельности (банковских операций) без регистрации.
В соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» и Федеральным законом «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», любой банк как юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц (часть 1 статьи 51 ГК РФ). Своеобразной спецификой обладает и госрегистрация таких коммерческих организаций, как банки и иные кредитные организации. Их регистрация осуществляется согласно ст. 12 ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. (В ред. От 3 февраля 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 6 Ст. 492) и ст. 58 ФЗ «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 2 декабря 1990 г. (В ред. От 20 июня 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 26. Ст. 3032) Центральным Банком России.
Государственная регистрация кредитной организации и выдача лицензий на осуществление банковских операций или отказ в этом производится Банком России в срок, не превышающий шести месяцев с даты представления необходимых документов. При этом важно знать, что, учитывая особую специфику банковской деятельности, законодатель своей волей заложил в правовые нормы не только особый порядок государственной регистрации, но и такой же специфический порядок предоставления документов для получения лицензии на осуществление банковских операций . Так, для регистрации банка (кредитной организации) и получения соответствующих лицензий необходим целый пакет документов, состоящий более чем из 9-ти пунктов. Указанный выше процесс регулируется не столько ст. 143 ФЗ «О банках и банковской деятельности», сколько инструкцией № 49 Центробанка России от 27 октября 1996 г. «О порядке регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности» (Российская газета. 1996г. 2 и 16 ноября). Таким образом, осуществление банковской деятельности (банковских операций) будет рассматриваться как одна из форм объективной стороны данного преступления только в том случае, если банк занимается такой деятельностью без приобретения статуса юридического лица.
Осуществление банковской деятельности без специального разрешения (лицензии). Банк может осуществлять любые виды банковской деятельности, предусмотренные его уставом, если они не запрещены законодательством РФ. Отдельные виды деятельности (в том числе и банковские) могут осуществляться только на основании специальных разрешений (лицензий). Обращает на себя внимание не совсем удачная формулировка законодателем такого признака объективной стороны, как деяние. В диспозиции статьи 172 УК РФ, употребляется два термина: «банковская деятельность» и «банковские операции». Причем второй из них заключен в скобки и располагается в тексте закона вслед за первым. Грамматическое толкование такого законодательного оборота должно свидетельствовать о том, что эти термины тождественны. И действительно, анализ Федерального закона «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 года № 395-1 позволяет утверждать, что смысловое значение этих терминов на самом деле имеет много общего. Что же касается их объемных характеристик, то термин «банковские операции» более широк по сравнению с термином «банковская деятельность».
В обыденном употреблении под термином «банковская деятельность», как правило, понимают особый вид предпринимательской деятельности, осуществляемый уполномоченными банками в кредитно-финансовой сфере. Однако, часть 2 статьи 1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» конкретизирует это определение. В частности, эта законодательная конструкция относит к банковской деятельности лишь совершение следующих операций:
Информация о работе Преступления в сфере экономической деятельности