Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 16:43, курсовая работа
Целью работы является комплексный анализ государственной измены, шпионажа, диверсии, посягательства на государственную тайну.
Для достижения указанной цели в работе ставится ряд задач:
- рассмотреть понятие государственной измены, шпионажа, диверсии, посягательства на государственную тайну;
- охарактеризовать и проанализировать составы данных преступлений и их разграничение.
Введение…………………………………………………………………………с 3
1. Государственная измена……………………………………………………с 6
2. Шпионаж……………………………………………………………………с 14
3. Диверсия…………………………………………………………………….с 19
4. Посягательства на государственную тайну……………………………..с 22
Заключение……………………………………………………………………с 28
Список использованной литературы…………………………………………с 30
Псковский государственный университет
Юридический факультет
Кафедра уголовного права и процесса
Преступления, посягающие на внешнюю безопасность России
Курсовая работа по уголовному праву
студента 2 курса очного отделения
Заведующий кафедрой, кандидат юридических наук
Псков
2012
ПЛАН
Введение…………………………………………………………
1. Государственная измена……………………
2. Шпионаж……………………………………………………………
3. Диверсия…………………………………………………………
4. Посягательства на
государственную тайну………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………с 30
Введение
В начале XXI века проблема безопасности приобрела для Российской Федерации особую актуальность. Это связано, во-первых, с глобальными геополитическими изменениями в мире, произошедшими в результате распада СССР, и определением нового места России в мировом сообществе; во-вторых, с кардинальными изменениями во внутренней политике: разгосударствлением экономики, сменой институтов государственной власти, становлением политического и идеологического многообразия, переходом России от фактически унитарного государства к реальной федерации. Наряду с положительными факторами, приблизившими нашу страну к становлению гражданского общества, реформирование выявило ряд негативных явлений: рост преступности, ухудшение демографической обстановки, обнищание значительной части населения, развитие националистических, сепаратистских сил, утрату многих социальных гарантий, которые были доступны гражданам в советские времена.
Динамизм социальных и геополитических процессов, происходящих в современной России и в ее окружении, настолько стремителен, что законодатели и теоретики не успевают осмыслить жизненные потребности возрождения нашей страны. Формационные изменения, смена идеологических ценностей поставили перед наукой конституционного права необходимость выработки путей того, как России сохраниться в качестве мировой державы, постоянного члена Совета Безопасности ООН, как обеспечить конституционными средствами могущество и авторитет нашего государства, развитие федерализма, защитить права и свободы граждан, самобытность российских народов.
Нельзя сказать, что вопрос обеспечения безопасности возник для России именно сейчас. Вряд ли можно согласиться с утверждением Ю.В. Голика, что "до 1991 года проблемы безопасности, даже как проблемы выживания, у нас не существовало". Еще К. Маркс писал, что "безопасность есть высшее социальное понятие гражданского общества". С ним соглашается А.Д. Градовский: "государство, не дающее гражданам ничего, даже безопасности, несомненно, вызовет сначала равнодушие, потом вражду народа; оно разложится и погибнет или от внешнего врага, поддерживаемого апатией масс, или от внутренних раздоров"1.
Национальная безопасность
неразрывно связана с деятельностью
государства. Только оно может, опираясь
на свой аппарат, властные органы, деятельность
которых поставлена в жесткие
рамки и подкрепляется
Обеспечение собственной безопасности, а также безопасности своих граждан является одной из основных задач любого государства.
Обеспечение безопасности нельзя считать целью государства, так как под ней следует понимать основные приоритеты, ориентиры, к которым должно стремиться общество, сообразно с которыми народ строит свою государственность. Они должны быть четко закреплены в основном законе страны. Так, в Конституции РФ2 соответствующие положения записаны в ст.1, 2 и 7, обозначающих для России идеалы построения демократического, правового, социального государства, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Главная задача любого государства - создание необходимых условий для достижения им провозглашенных в конституции целей.
Таким образом, актуальность темы данной курсовой работы состоит в том, что преступления против конституционного строя и безопасности государства на сегодняшний день довольно распространены во всем мире. Мировое сообщество наряду с технологическим прогрессом находятся в постоянном развитии. С каждым днем появляются новые способы шпионажа, обмена сведениями, составляющими государственную тайну и т.п. Следовательно, изучение и анализ указанных преступлений необходим и важен в целях предотвращения преступности в данной сфере отношений.
Объектом данной курсовой работы являются общественные отношения, затрагивающие сферу конституционного строя, а также посягающие на безопасность государства.
Методологическую основу исследования составляют различные общенаучные и частные методы познания: диалектический, историко-правовой, сравнительного правоведения, логический, изучения документов, метод системного подхода, анализ и синтез.
Предмет исследования составляют нормы законодательства, регулирующие деятельность органов государственной власти по обеспечению и защите от внешней разведки - прежде всего Конституции Российской Федерации и Уголовного кодекса Российской Федерации.
Целью работы является комплексный анализ государственной измены, шпионажа, диверсии, посягательства на государственную тайну.
Для достижения указанной цели в работе ставится ряд задач:
- рассмотреть понятие государственной измены, шпионажа, диверсии, посягательства на государственную тайну;
- охарактеризовать и
проанализировать составы
Общетеоретической основой исследования послужили научные труды таких ученых, как А.В. Бриллиантов; С.В Дьяков; С.С. Аветисян; В.Г. Вишняков; А.Л. Гравина; С.С. Козлов; В.А. Тимошенко и др.
Структура данной курсовой работы обусловлена ее целью и задачами и включает в себя, введение, 4 раздела, заключение и список использованной литературы.
1. Государственная измена
Объектом посягательства Государственной измены (ст. 275 УК РФ) является внешняя безопасность.
Государственная измена признается законодателем одним из наиболее опасных преступлений против внешней безопасности России и относится в соответствии с классификацией к группе особо тяжких преступлений. Суть государственной измены заключается в том, что субъект оказывает помощь иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб России.
Под иностранным понимается любое государство за пределами суверенной территории России. Иностранные организации могут быть государственными (разведка, армия, спецслужбы и пр.) и негосударственными (например, частные фирмы, концерны, общества). Представителем иностранного государства или иностранной организации может быть как официальное, так и неофициальное лицо, уполномоченное иностранным государством или организацией на совершение определенных действий.
В ст. 275 УК РФ предусмотрена ответственность за следующие виды государственной измены: а) шпионаж; б) выдача государственной тайны; в) иное оказание помощи в проведении против России враждебной деятельности.
Первым видом государственной измены законодатель называет шпионаж.
Понятие "шпионаж" дано в ст. 276 УК РФ. Он может совершаться путем: а) передачи, б) собирания, в) похищения или г) хранения сведений, содержащих государственную тайну.
Кроме того, шпионаж может заключаться в собирании и передаче иных сведений при определенных условиях.
Передача сведений предполагает сообщение иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну. Способ сообщения таких сведений может быть любым (устным, письменным, по телефону, телетайпу и пр.).
Собирание - получение сведений любым (кроме похищения) способом (наблюдение, прослушивание телефонных переговоров, фотографирование и пр.).
Похищение сведений заключается в противоправном, безвозмездном изъятии документов, чертежей, схем, отчетов и любых других носителей секретной информации.
Хранение сведений означает совершение действий, связанных с нахождением этих сведений в фактическом владении виновного, и может осуществляться в любых местах - в помещении и вне его, в оборудованных тайниках и пр. Если собирание и похищение предполагают и хранение сведений (хотя бы на непродолжительное время), то хранение возможно без собирания и похищения (например, когда лицо выступает в качестве посредника, когда сведения оказались у него случайно).
Во всех перечисленных случаях речь идет только о сведениях, содержащих государственную тайну. Это защищаемые государством сведения в области его военной, экономической, внешнеполитической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб внешней безопасности России. Понятие "государственная тайна" дано в Законе РФ от 21 июля 1993 г. "О государственной тайне"3 Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 12034.
Шпионажем являются также передача или собирание иных сведений, в том числе не составляющих государственную тайну. Ответственность за их собирание и передачу наступает при наличии двух условий: 1) эти действия должны совершаться по заданию иностранной разведки; 2) они предназначены для использования в ущерб внешней безопасности России.
Под иными понимаются любые сведения, например, данные о промышленных объектах, научных исследованиях, аэродромах. Они могут быть почерпнуты из периодической печати и других публикаций. Бывший начальник германской разведки Н. писал: "Германская разведка гораздо менее рассчитывает на сведения, исходящие из одного, даже надежного источника, или на единую информацию, чем на терпеливое, методическое почти научное изучение мелких подробностей, отобранных из всей массы сведений, проходящих сквозь ее фильтры: Мелкие подробности, отдельные частности, факты, кажущиеся незначительными, проверенные и сравненные с другими дают более достоверные данные".
С какого момента шпионаж является оконченным, зависит от характера их действий, которыми он осуществляется. Так, при передаче сведений шпионаж окончен с момента вручения их представителю иностранного государства. Похищение сведений, составляющих государственную тайну, окончено с момента завладения материалами, их содержащими, а собирание - с момента ознакомления с такими сведениями при условии, что ознакомление не было случайным. При хранении сведений шпионаж окончен с момента, когда у виновного оказались сведения, содержащие государственную тайну, которые он не собирал, не похищал, не располагал ими по роду своей работы.
Другим видом государственной измены является выдача государственной тайны, которая заключается в передаче или сообщении соответствующих сведений иностранному государству, иностранной организации или их представителям.5 По характеру действий выдача сведений, содержащих государственную тайну, ничем не отличается от их передачи при шпионаже. Обычно эти два вида измены различаются по субъекту. При выдаче виновный не собирает и не похищает сведения, составляющие государственную тайну, а располагает ими по службе или работе. Представляется, что выдача и передача сведений, составляющих государственную тайну, понятия тождественные. Целесообразность выделения такого вида измены, как выдача государственной тайны, при наличии шпионажа вызывает сомнения. При шпионаже передача сведений не ограничена их предварительным собиранием или похищением.
Помимо шпионажа и выдачи тайны в ст. 275 УК РФ говорится об ином оказании помощи иностранному государству, которое заключается в совершении различных деяний, направленных на содействие в проведении разведывательной деятельности, вербовку агентов, укрывательство иностранных, шпионов или террористов, снабжение их фальшивыми документами, провал агентуры и т.п. Не имеет значения, совершены ли такие действия по заданию иностранной организации или их представителя либо по собственной инициативе.
Понятие "враждебная деятельность" предполагает осуществление любой деятельности в ущерб внешней безопасности России. Следовательно, при наличии предварительной договоренности с российским гражданином об оказании помощи иностранному агенту в совершении последним, например, диверсионного акта, нет необходимости ссылаться на статью, регламентирующую институт соучастия, поскольку такие действия уже являются оказанием помощи в проведении враждебной деятельности.
Рассматриваемый вид государственной измены считается оконченным с момента совершения конкретного действия по оказанию реальной помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб России.
Информация о работе Преступления, посягающие на внешнюю безопасность России