Преступления, посягающие на внешнюю безопасность России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 16:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является комплексный анализ государственной измены, шпионажа, диверсии, посягательства на государственную тайну.
Для достижения указанной цели в работе ставится ряд задач:
- рассмотреть понятие государственной измены, шпионажа, диверсии, посягательства на государственную тайну;
- охарактеризовать и проанализировать составы данных преступлений и их разграничение.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………с 3
1. Государственная измена……………………………………………………с 6
2. Шпионаж……………………………………………………………………с 14
3. Диверсия…………………………………………………………………….с 19
4. Посягательства на государственную тайну……………………………..с 22
Заключение……………………………………………………………………с 28
Список использованной литературы…………………………………………с 30

Вложенные файлы: 1 файл

Готовая курсовая работа.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

В Швеции к ответственности  за шпионаж может быть привлечено лицо, которое с целью оказания помощи иностранной державе без  законных полномочий получает, передает, предоставляет или иным образом выдает информацию, касающуюся оборонных сооружений, вооружения, снабжения, импорта, экспорта, производственных технологий и пр., если раскрытие этой информации может причинить вред безопасности Королевства (ст. 5 гл. 19 УК).

 

 

 

 

 

3. Диверсия

 

Непосредственным объектом диверсии являются экономическая безопасность и обороноспособность Российской Федерации.

Безопасность определена в ст. 1 Закона РФ от 05.03.1992 № 2446-1 "О  безопасности" как "состояние  защищенности жизненно важных интересов  личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз"9. Из этого следует, что под экономической безопасностью понимается состояние защищенности важнейших экономических интересов Российской Федерации.

Обороноспособность Российской Федерации означает состояние ее защищенности от возможного нападения внешнего агрессора и включает такие элементы, как экономический и военный потенциал России, боевая подготовка и профессионализм личного состава Вооруженных Сил РФ, мобилизационная готовность гражданского населения и т.п10.

Объективная сторона  диверсии характеризуется совершением  взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение  предприятий, сооружений, путей и  средств сообщения, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения.

Это преступление обычно совершается в отношении экономически важных и уязвимых в диверсионном отношении энергетических узлов, предприятий оборонной промышленности и военных объектов, предприятий и средств железнодорожного, водного, воздушного и трубопроводного транспорта, средств связи и сигнализации, объектов обеспечения жизнедеятельности населения (электростанций, источников водоснабжения и т.п.)11.

Способами диверсии являются не только взрывы и поджоги, прямо  выделенные законодателем, но и иные действия, которые, подобно взрывам и поджогам, также являются общеопасными и тоже направлены на разрушение или повреждение объектов, перечисленных в диспозиции ст. 281 УК. К иным действиям относятся, например, устройство аварий и катастроф, обвалов, затоплений, радиоактивных и иных подобных заражений или загрязнений и т.д.

Разрушение перечисленных  в диспозиции объектов означает их физическое уничтожение, утрату народнохозяйственного  значения, невозможность или экономическую  нецелесообразность восстановления. Под  повреждением понимается причинение такого вреда объектам диверсионных действий, который значительно снижает их народнохозяйственную значимость и экономическую ценность, но может быть устранен путем ремонта или восстановления.

Состав диверсии - формальный, она является оконченным преступлением с момента совершения общеопасных действий, направленных на разрушение или повреждение названных в законе объектов, даже если они фактически не были ни разрушены, ни повреждены.

Гибель людей в результате диверсионного акта не охватывается составом диверсии и образует совокупность этого преступления с убийством при отягчающих обстоятельствах (п. "е", а возможно и другие пункты ч. 2 ст. 105 УК).

Субъективная сторона  диверсия характеризуется прямым умыслом  и специальной целью - подорвать экономическую безопасность и обороноспособность Российской Федерации.

Субъект диверсии - лицо, достигшее возраста 16 лет. Если диверсионный акт совершается гражданином  Российской Федерации по заданию  иностранных спецслужб, деяние должно дополнительно квалифицироваться как государственная измена в форме оказания помощи иностранному государству в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.

В УК предусмотрен не только основной, но и квалифицированный  состав диверсии: а) совершение организованной группой, б) повлекшие причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий (ч. 2 ст. 281 УК).

А также деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли умышленное причинение смерти человеку (ч. 3 ст. 281 УК).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Посягательства  на государственную тайну (ст. 283)

 

Принципы построения и функционирования системы защиты государственной тайны, политические, военные и экономические цели, правовые основы и организационные формы, пропорции между затратами на обеспечение сохранности государственной тайны и ее позитивными результатами не подвергались объективному критическому анализу и длительное время публично не поднимались. Все это явилось следствием отчужденности института секретности от интересов общества. Как отмечают ученые, когда в период перестройки в советском обществе ускорилось развитие информационных процессов, проблемы правового регулирования вопросов, связанных с защитой государственной тайны, обозначились достаточно остро. Их нерешенность, отсутствие в обществе достаточной правовой культуры повлекли болезненные реакции общественного сознания и как следствие - неадекватное эмоционально-психологическое реагирование общества на усилия государства по обеспечению сохранности государственных тайн, рецидивы которого проявляются и сегодня12.

Общественная опасность  разглашения заключается в том, что сведения, содержащие государственную тайну, уходят из владения и могут быть использованы для посягательства на внешнюю безопасность и другие интересы России.

Предметом преступления выступает государственная тайна.

Под разглашением понимается такое противоправное придание огласке сведений, составляющих государственную тайну, при котором они стали достоянием посторонних лиц. Посторонним признается любое лицо, которое по характеру выполняемой работы или служебных обязанностей не имеет доступа к данным сведениям.

Объективно разглашение выражается в различных действиях, в результате которых сведения, составляющие государственную тайну, становятся известны посторонним лицам: в доверительном разговоре; публичном выступлении; переписке, показе документов, демонстрации чертежей, схем, изделий; утере неучтенных тетрадей и блокнотов с выписками из документов, содержащих государственную тайну, и т. п.

Разглашение может быть совершено как действием, так  и бездействием (например, бесконтрольное оставление виновным на рабочем месте  документов, изделий, таблиц, схем в условиях, когда с ними могут ознакомиться посторонние лица).

Порядок сохранности  государственной тайны регулируется Законом РФ "О государственной  тайне" от 21 июля 1993 г, Правилами отнесения  сведений, составляющих государственную  тайну, к различным степеням секретности13, Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденным Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г.14, а также системой подзаконных нормативных актов в виде инструкций, положений, памяток и т. п. Поэтому при расследовании фактов разглашения подлежит точному установлению характер преданных огласке сведений, а также то, какое конкретно требование действующих правил было нарушено. Степень секретности сведений устанавливается путем их сверки с действующим перечнем, а при необходимости — проведением экспертизы.

Преступление окончено с момента восприятия разглашаемых сведений посторонними лицами. При  этом не требуется детального восприятия всей совокупности разглашаемых сведений, достаточно общего понимания смысла предаваемой огласке информации. Если по каким-либо причинам, не зависящим от воли виновного, умышленно разглашаемые сведения не восприняты посторонними лицами, налицо покушение на преступление. Например, разглашаемые сведения не были восприняты вследствие незнания национального языка, глухоты, сильного опьянения и т. п.

Субъективная сторона  разглашения сведений характеризуется  только умышленной формой вины, поскольку  в УК оговаривается, что по неосторожности совершаются преступления, если об этом прямо указано в диспозиции конкретной нормы (ст. 24 УК).

При прямом умысле лицо, сознавая общественно опасный характер действий, связанных с разглашением государственной тайны, предвидит, что оглашаемые сведения воспримут  посторонние лица, и желает этого (например, в доверительном разговоре с родственниками и близкими людьми) Так, работая на строительстве специального объекта, техник. Он разгласил в частной беседе своей знакомой К. сведения о дислокации и назначении режимного объекта, желая показать свою «солидность и осведомленность».

Действуя с косвенным  умыслом, субъект сознает общественно  опасный характер своих действий, предвидит, что сведения, составляющие государственную тайну, могут стать  достоянием посторонних лиц, и допускает  факт восприятия сведений посторонними людьми. Так оценивается ведение разговоров между сослуживцами по закрытой тематике в общественном транспорте при громкости, которая допускает возможность восприятия смысла беседы другими пассажирами, громкое чтение документов или обсуждение деловых вопросов в помещениях с плохой звукоизоляцией, оставление в служебном кабинете, куда заходят посторонние лица, развешенных схем, таблиц, графиков и т. п.

Мотивами совершения разглашения чаще всего выступает  бахвальство, а целью — показать постороннему (в юридическом смысле слова) свою осведомленность, компетентность, подчеркнуть 'важность" и "значимость" своей персоны при решении практических вопросов. В основе мотивации могут быть и иные побудительные стимулы "помочь" близкому человеку в выполнении научной работы, выступлении с лекцией и т д.

Субъект при разглашении - специальный, т. е. лицо вменяемое, достигшее шестнадцатилетнего возраста, которому указанные сведения были доверены или стали известны по службе или работе.

От государственной  измены умышленное разглашение сведений, составляющих государственную тайну, отличается направленностью умысла, т.е. мотивами и целями содеянного.

Под утратой документов, содержащих государственную тайну, а равно предметов, сведения о  которых составляют государственную  тайну, понимается такой противоправный выход их из владения данного лица, вследствие которого наступили тяжкие последствия.

К документам относятся  текстовые и графические материалы, исполненные типографским, машинописным способом или от руки (чертежи, планы, топографические карты, приказы, директивы, ведомости, акты, обзоры и т п), в которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну Документ - это акт, имеющий реквизиты: гриф секретности, регистрационный номер органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, осуществивших засекречивание, особый порядок хранения, перемещения, выдачи и работы.

Предметы, сведения о  которых образуют государственную  тайну, — это различные материалы  и изделия, несущие в себе информацию указанного вида. К ним относятся, закрытые образцы техники и вооружения, шифры, коды, негативы, фотоснимки и т. п.

Объективно преступление складывается из совокупности трех признаков:

а) деяния, связанные с  нарушением установленных правил обращения  с документами (предметами),

б) выход документов из владения данным лицом, вследствие чего наступили тяжкие последствия,

в) причинная связь  между деянием и наступившими последствиями.

Правила обращения с  документами регламентируются законами и подзаконными актами (инструкциями, положениями, наставлениями). Нарушение правил выражается: в работе с документом в неустановленном месте (например, дома), неопечатывании сейфа, нарушении правил передачи его другим лицам и т. д.

Документ считается  вышедшим из владения, если его нет  ни в месте постоянного хранения, ни у конкретного исполнителя, которому он был выдан.

Между фактом нарушения  правил обращения с документом (предметом), содержащим государственную тайну, и его выходом из владения и  наступлением тяжких последствий должна быть непосредственная причинная связь. Если документ хотя и утрачен, но факт его выхода из владения и наступление тяжких последствий не находятся в причинной связи с имевшим место нарушением правил обращения с ним, то состав преступления отсутствует.

Субъективная сторона характеризуется двойной (смешанной) формой вины (см. ст. 27 УК). По отношению к факту нарушения правил обращения с документами вина может быть как в форме умысла, так и неосторожности. По отношению же к наступлению последствий вина может быть только в форме неосторожности (но легкомыслию или небрежности).

Если документ утратил  кто-либо из подчиненных должностного лица, но утрата явилась следствием небрежного или недобросовестного  выполнения должностным лицом своих  обязанностей по организации и контролю за режимом работы с документами, содержащими государственную тайну, и это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства, то это должностное лицо несет ответственность за халатность (ст. 293 УК).

Субъектом данного преступления может быть только лицо, имеющее  допуск к государственной тайне (ст. 21 Закона РФ "О государственной  тайне" от 21 июля 1993 г.).

С одной стороны, наличие  допуска свидетельствует, что ответственность несет человек, знающий все особенности работы с документами подобного рода, давший подписку о неразглашении сведений, соблюдении правил обращения с подобными документами (предметами).

Информация о работе Преступления, посягающие на внешнюю безопасность России