Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2012 в 19:21, курсовая работа
Целью данной работы является исследование преступлений против семьи и несовершеннолетних, а также анализ и характеристика предусмотрительных мер профилактики преступлений против несовершеннолетних.
Данная работа состоит из введения, трех глав, включающих три параграфа, заключения и списка используемой литературы и нормативного материала.
ВВЕДЕНИЕ…..…………………………………………………………................3
Глава I.РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ СЕМЬИ И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ…………………….……………….....8
§1. История становления и развития законодательства преступлений
против семьи и несовершеннолетних………………………………..…...8
§2. Понятие преступлений против семьи, несовершеннолетних и их
классификация………………………………………………………….…16
Глава II. ЮРИДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ СЕМЬИ И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ…………………………………………………23
§1. Вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений и
антиобщественные действия…………………………………………......23
§2. Проблемы квалификации отдельных составов преступлений против
семьи и несовершеннолетних………………………………………..…...36
Глава III. МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ СЕМЬИ И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ……………………………64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….……..…73
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………….…..…79
Право на защиту интересов несовершеннолетнего реализуется через процесс воспитания в семье и проведение государственной политики в отношении несовершеннолетних. Нормативное воплощение это право получило в целом ряде документов, так Статья 38 Конституции РФ определяет, что забота о детях, их воспитание есть равное право и обязанность родителей. Данные положения закреплены и на международном уровне (например, в ст. 18 и 19 Конвенции о правах ребенка). Обязанности по должному воспитанию в семье закрепляются в ряде других статей Семейного кодекса. Так согласно ст.54 СК РФ провозгласила, что каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, право на заботу со стороны родителей, на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. Еще более конкретно этот вопрос решен в ст63 СК РФ, которая провозглашает, что родители имеют право, обязаны воспитывать и "несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей". Важное положение закрепляется и в ст. 65 СК РФ: "При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей". Объективная сторона данного преступления состоит из альтернативных деяний: неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего совершается в форме бездействия; ненадлежащее исполнение указанных обязанностей представляет собой активное поведение, то есть действие. Под "неисполнением обязанностей" подразумевается неучастие в воспитательном процессе в виде полного отстранения от него либо участие не в полном объеме, а также частичное выполнение обязанностей по воспитанию, соединенные с жестоким обращением с несовершеннолетним со стороны лиц, на которых возложены обязанности по его воспитанию (родители, учителя и т.п.). Неисполнение представляет собой несовершение действий по воспитанию несовершеннолетнего, непринятие мер, которые виновное лицо должно было принимать в силу своих обязанностей. Нельзя вменять в вину несовершение тех действий по воспитанию несовершеннолетнего, которые не входили в обязанности привлекаемого к ответственности лица. Ненадлежащим исполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего считается нечеткое, нерадивое, формальное, несвоевременное, неправильное, а чаще всего преднамеренно неполное их осуществление. Следует особо отметить, что неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего является преступлением только в том случае, если оно соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Само по себе жестокое обращение состава преступления в настоящее время не образует, и уголовному преследованию обычно подвергаются лица, действия которых содержат еще и признаки других составов преступлений.[53] |
Здоровые в нравственном, моральном и социальном плане семейные отношения предполагают заботу членов семьи друг о друге. Семейный кодекс устанавливает обязанность родителей содержать своих несовершеннолетних детей и нуждающихся в помощи нетрудоспособных детей, достигших совершеннолетия, а также обязанность трудоспособных совершеннолетних детей содержать своих нетрудоспособных родителей, нуждающихся в помощи. Злостное уклонение от выполнения этих обязанностей является составом преступления ст. 157 УК РФ, и влечет ответственность - наказывается обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев. Общественная опасность преступления выражается в том, что игнорирование требований закона может поставить названных выше лиц (детей, родителей) в тяжелые жизненные условия, обречь на голодное существование, поскольку в силу своих личностных особенностей (малолетства, болезни, беспомощности) они не способны обеспечить себя материально без помощи своих близких и государства. «Средства содержания», фигурирующие в законе – это алименты, а также иные расходы. Объектом преступления, предусмотренного являются материальные условия существования нетрудоспособных лиц, которые по отношению к виновному являются членами его семьи (сыном или дочерью) (ч.1 ст.157 УК РФ) или родителями (ч.2 ст.157 УК РФ). Объективная сторона указанных преступлений в основном выражается в бездействии, т.е. виновный не выполняет возложенных на него обязанностей, но иногда это может выражаться в определенных активных действиях (ложное сообщение судебному исполнителю места своей работы, частая смена мест работы, сокрытие натурального дохода и т.д.). Уклонение от содержания детей или родителей заключается в категорическом отказе выполнять постановление судьи о взыскании алиментов или в активных действиях, свидетельствующих о таком уклонении. Под злостностью понимается систематическое уклонение от уплаты алиментов, т.е. повторение указанных действий (бездействия) после предупреждения, сделанного судебным приставом-исполнителем[54]. Субъектами (точнее – специальными субъектами) преступлений частей 1 и 2 ст. 157 УК РФ могут быть родители (лица, достигшие 16 лет) и дети (лица, достигшие 18 лет), указанные в свидетельстве о рождении ребенка. Кроме того, уголовной ответственности могут подлежать и лица, в законном порядке усыновившие ребенка, а также усыновленные лица. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что, несмотря на решение суда, злостно уклоняется от уплаты средств на содержание детей, и желает действовать таким образом. Преступление является длящимся. Оно считается оконченным с момента совершения указанных в законе действий и продолжается на стадии оконченного преступления до тех пор, пока не совершено действие, прекращающее злостное уклонение от уплаты алиментов (явка с повинной, обнаружение лица, скрывающегося от уплаты алиментов и пр.), либо наступления событий, прекращающих обязанность лица уплачивать алименты (смерть ребенка, на содержание которого взыскиваются алименты, достижение ребенком совершеннолетия, восстановление трудоспособности). В последнем случае привлечение лица к ответственности возможно, если не истекли установленные ст. 78 УК сроки давности. Надо признать, что преступлений, квалифицированных ч.1 ст. 157 УК РФ совершается в тысячи раз больше, чем по ч.2 ст. 157 УК РФ, что свидетельствует о том, что несовершеннолетний в меньшей мере способен отстаивать и требовать защиты своих прав на законное содержание, нежели взрослый (родитель), который может воздействовать на своего ребенка даже на моральном уровне.[55] Дети же не имеют такой «власти» по отношению к родителям. Это еще одна причина, чтобы интересы несовершеннолетних защищались публичным законодательством. Мотивы злостного уклонения от уплаты алиментов на содержание детей на квалификацию преступления не влияют, они могут быть учтены при определении меры наказания. Потерпевшими от названного преступления признаются как родные, так и усыновленные дети. Они лишаются таким образом средств к существованию, что влечет за собой ухудшение уровня жизни, не позволяет обеспечить нормальное развитие и здоровый образ жизни детей. Президент РФ Д. Медведев предлагает ужесточить уголовную ответственность за преступления против детей[56]. Считается крайне актуальным заявление Президента РФ Д. Медведева о необходимости ужесточения уголовной ответственности за преступления против несовершеннолетних. Глава государства прислушался к голосам многих людей, которые призывали ужесточить наказание для тех, кто посягает на детей. Сегодня практически для всех очевидно, что распространители детской порнографии, организаторы детской проституции чувствуют себя практически безнаказанными. Такого в нашей стране не может и не должно быть.
ГЛАВА 3. МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ СЕМЬИ И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В прошлом году жертвами насилия в России стали 126 тысяч детей. В результате такого рода преступлений 1914 детей погибли, 12,5 тысячи детей числятся в розыске. По тем оценкам, которые дает Министерство внутренних дел, в социально опасных условиях живут 760 тысяч детей. Прокурорские проверки фиксируют неуклонный рост нарушений законодательства о правах и законных интересах несовершеннолетних. Ситуация очень тяжелая. В этой ситуации бьют тревогу и государственные органы, и общественные организации нашей страны. К этой теме мы недавно обращались и в ходе коллегий, которые прошли в МВД и Генпрокуратуре. Однако следует отметить, что сама по себе проблема выходит за рамки собственно правоохранительной деятельности. Отношение к детям – это тот показатель, по которому можно судить о зрелости общества в целом, об уровне развития общества. Нам необходима нормальная система защиты детства во всех смыслах этого слова. Сегодня такой системы в стране просто нет, о чём говорят эти тяжелейшие цифры. Хотел бы ещё раз отметить то, что борьба с преступлениями против детей требует не просто дополнительных, а системных мер: это и изменение законодательства, и усиление профилактики, и полноценная реабилитация пострадавших. Здесь нужны скоординированные действия всех государственных структур, структур исполнительной власти, правоохранительных органов, общественных объединений. Таким образом необходимо обозначить основные направления профилактической работы: 1. Эксперты, правозащитники и представители правоохранительных органов, все сходятся во мнении, что следует усилить уголовную санкцию за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних в рамках статьи 156 Уголовного кодекса, а также усилить уголовную ответственность за тяжкие и особо тяжкие преступления против детей, включая и необходимость закрепления невозможности условно-досрочного освобождения лиц, совершивших такие преступления. Кроме того, есть необходимость ввести так называемый последующий контроль за теми, кто совершил преступление против несовершеннолетних, в том числе сексуального характера. 2. Чаще всего от такого рода действий – от психологического и физического насилия – страдают дети, живущие в неблагополучных семьях. По различным оценкам (хотя это плавающий критерий, как мы с вами понимаем), таковых у нас выявляется в год не меньше 100 тысяч семей. Дети, растущие в таких семьях, постоянно пополняют ряды беспризорных и безнадзорных, становятся жертвами преступлений, а зачастую сами совершают преступления. 3. Что необходимо делать. Очевидно, что нужно кардинально усовершенствовать и саму работу социальных учреждений, отвечающих за взаимодействие с неблагополучными семьями. Соответствующие структуры – это органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, общественные организации – должны вовремя распознавать по определённым критериям неблагополучные семьи и устанавливать контакт с ними, и, конечно, в необходимых случаях принимать решения. 4. Соблюдение прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Прокурорские проверки выявляют десятки тысяч нарушений и показывают недостаточность государственного надзора, который осуществляют Рособрнадзор и Росздравнадзор. Хотел бы сегодня услышать о причинах такого положения. 5. Обеспечение безопасности детей, находящихся в образовательных, медицинских, спортивных и иных социальных учреждениях. Техническое состояние зданий, пожарная безопасность, обеспечение пропускного режима – всё это должно быть в зоне постоянного внимания соответствующих структур, тех, кто отвечает за безопасность, и они же должны нести за это прямую ответственность, юридическую ответственность. Случаи халатного и безразличного отношения к детям со стороны медицинского персонала, что тоже, к сожалению, встречается достаточно регулярно, отказ от своевременного оказания неотложной медицинской помощи должны также становиться предметом профессионального, общественного разбирательства и правового контроля. 6. Обеспечение надзора за лицами, совершившими преступления сексуального характера против несовершеннолетних и освобожденными из мест лишения свободы. - Установление постоянного административного надзора за лицами, осужденными за преступления сексуального характера против несовершеннолетних и освобожденными из мест лишения свободы. - Установление запрета для лиц, совершивших преступления сексуального характера против несовершеннолетних, на устройство на работу, связанную непосредственно или опосредованно с общением с несовершеннолетними. - Установление порядка проверки работодателем сведений, представляемых гражданами при приеме на работу, связанную с педагогической или иной деятельностью, связанной с детьми. - Установление ограничений на общение с детьми, осуществление регулярных проверок мест жительства лиц, отбывших наказание за совершение преступлений сексуального характера в отношении несовершеннолетних. - Введение государственной регистрации результатов ДНК-анализа лиц, ранее судимых за сексуальные преступления, в том числе в отношении несовершеннолетних. - Установление дополнительного перечня преступлений, не являющихся тяжкими или особо тяжкими, но характеризующихся достаточно высокой степенью общественной опасности, наличие судимости за совершение которых влечет запрет на занятие педагогической или иной деятельностью, связанной с детьми: отдельные преступления против жизни и здоровья, например, доведение до самоубийства; отдельные преступления против свободы, чести и достоинства личности, например, торговля людьми, эксплуатация; преступления против семьи и несовершеннолетних, например, вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления, систематическое употребление алкоголя или одурманивающих веществ, в занятие бродяжничеством или попрошайничеством; отдельные преступления против общественной безопасности, например, хулиганство, вандализм; преступления против здоровья и нравственности населения, например, содержание притонов, склонение к потреблению наркотических веществ т.п. 7. Создание специальных подразделений в МВД России по расследованию преступлений против несовершеннолетних, учитывая особый характер и направленность преступных посягательств против несовершеннолетних. 8. Осуществление ряда мер в системе образования: Создание в каждом образовательном учреждении подразделения для оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи несовершеннолетним. Например, создание психологической службы школы, в которую бы входили социальные педагоги, социальные психологи и медицинские работники. В сферу их деятельности входили бы: оказание психологической помощи несовершеннолетним; проведение семинаров, тренингов для учащихся, их родителей, работников образовательного учреждения; взаимодействие с родителями, поликлиниками, комиссиями по делам несовершеннолетних и т.п. При этом обязать сотрудников данной службы проходить курсы повышения квалификации (например, 1 раз в год). 9. Компенсационно- 1. Создание реабилитационных центров для несовершеннолетних, ставших жертвами преступлений (в том числе, на базе уже действующих медицинских центров, таких как: государственное образовательное учреждение Центр психолого-медико-социального сопровождения «ОЗОН», многопрофильная клиника Игоря Медведева, консультативно-диагностический центр Научный центр здоровья детей РАМН, Служба помощи несовершеннолетним женщинам «Голуба», социально-реабилитационный центр «Отрадное», Санкт-Петербургская общественная организация «Служба социальной юридической помощи пострадавшим от насилия» и других) с обеспечением при необходимости (или желании несовершеннолетнего или его родителей) лечения и реабилитации вне места жительства в другом городе или регионе). 10. Разработка механизмов выплаты компенсаций несовершеннолетним жертвам преступлений. В качестве аналога можно использовать механизм компенсации перевозчиком вреда, причиненного при воздушной перевозке, жизни или здоровью пассажира воздушного судна, установленный Воздушным кодексом Российской Федерации. Применение аналогичного порядка государственной компенсации вреда родственникам погибших в результате убийства, пострадавшему в результате совершенного в отношении него иного насильственного преступления во многом бы способствовало более эффективному восстановлению нарушенных прав граждан. Например, установить сумму компенсации за вред средней тяжести - 100 тыс. рублей, особо тяжкий вред - 200 тыс. рублей, убийство - 300 тыс. рублей. Таким образом, тезис о необходимости реформирования «детского» законодательства подтвердил 16 марта и президент России Д. Медведев в своем обращении на совещании по вопросам борьбы с преступлениями против детей. Руководитель общественной организации «Право ребенка» Борис Альтшулер считает, что сегодня тема защиты детей актуальна, как никогда, однако реформировать нужно не только законы, но и систему в целом. Борис Альтшулер - Безусловно, тема защиты детей сегодня крайне актуальна. В принципе, все меры, которые можно предпринять в данной ситуации делятся на два блока. Первый блок - это усиление санкций. Сегодня необходимо соответствовать международным стандартам. Преступления против детей наказываются очень сурово во всех развитых странах. Поэтому наше законодательство необходимо «подтягивать» до международного уровня. Второй блок, без которого любое усиление наказаний, любые правоохранительные меры будут бесполезны, можно символично назвать системообразующим. Невозможно исправить ситуацию, наказывая граждан, если сама государственная система не направлена на работу с детьми. Без улучшения государственной системы защиты детства и семьи, все усилия бессмысленны. Чиновничий аппарат работает плохо по отношению к детям. Президент высказался по этому поводу, подчеркнув необходимость совершенствования социальных учреждений, взаимодействующих с неблагополучными семьями. Весь социальный блок России сегодня не работает с семьей. Картина на сегодняшний день довольно печальная. Допустим, выявлен случай насилия в семье, ребенок пришел в школу или в детский сад с синяками. Куда обращаться учителям и воспитателям? Ответ однозначный: при сегодняшней системе - некуда. Об это говорил еще глава Следственного комитета при Прокуратуре России Александр Бастрыкин на встрече 27 января. В частности, он говорил о преступном бездействии государственной системы. Гибнут дети. Отчасти потому, что государство не ориентировано на защиту детей. Результат будет только тогда, когда президент внесет, а Госдума одобрит, ряд соответствующих поправок, нацеленных на улучшении системы в целом. В некоторых регионах ведется активная работа с неблагополучными семьями. Есть понятие «куратор семьи». Сотрудник социальной службы работает, в первую очередь, в неблагополучной семье. Для начала необходимо заставить социальную систему работать. Сегодня нет иных мер по спасению ребенка в неблагополучной семье, кроме как сделать его сиротой. Ряд изменений в этой области был разработан по поручению Дмитрия Медведева, когда он еще был первым заместителем председателя правительства в 2007 году. Тогда Министерство образования и науки разработало очень четкий пакет предложений. Например, предлагалось ввести простое и единое понятие «ребенок нуждается в помощи государства». В 2008 году такие предложения отвергли. Этот пакет существует. Остается его просто принять. Помимо работающей социальной системы необходимо единство управления. То есть, нужен координирующий и управляющий орган. Почти десять лет назад федеральный закон №127 провозгласил таким координирующим органом комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. Но ни одного федерального документа, регулирующего деятельность этого органа, не издано. Это парадокс. А обязывающие нормы просто необходимы. Сейчас Государственная Дума рассматривает внесённый Д. Медведевым проект закона об изменениях в закон об основных гарантиях прав ребенка в нашей стране. По сути, этот проект обобщает десятки инициатив на эту тему по профилактике правонарушений против детей. Этот законопроект, надеюсь, в ближайшее время будет принят, как и те предложения, которые должны быть сформулированы по итогам нашего совещания в части, касающейся уголовной ответственности и иной ответственности за действия, направленные против детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Завершая исследование, стоит сформулировать основные выводы. Что касается истории правового регулирования преступлений против семьи и несовершеннолетних, то заметим, что российское уголовное законодательство, начиная с XI века, пыталось в той или иной степени охранять семейные отношения, несколько позже были взяты под защиту права и интересы несовершеннолетних. Уже в Уставе князя Ярослава была произведена дифференциация уголовной ответственности за совершение деяний, посягающих на семейные устои, а в XIX веке в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. появилась самостоятельная глава «О преступлениях против прав семейственных». В советских уголовных кодексах первоначально интересам семьи и ребенка уделялось мало внимания, однако понимание ценности семьи и подрастающего поколения заставило законодателя постепенно установить наказание за опасные для них виды поведения. Появление главы «Преступления против семьи и несовершеннолетних» в уголовном законодательстве России - важный шаг в совершенствовании уголовного законодательства, показатель возросшей законодательной техники, а также свидетельство понимания государством и обществом важности этих ценностей. Однако исследователи подчеркивают относительную мягкость наказания, предусмотренного статьями главы 20 УК. По целому ряду позиций, содержащихся в главе «Преступление против семьи и несовершеннолетних» ответственность устанавливается ниже, чем в прежнем Уголовном кодексе и значительно ниже, чем за рубежом за аналогичные преступления. В целях повышения защиты детей от злоупотреблений со стороны родителей и иных лиц, отвечающих за воспитание детей, необходимо внести в ст. 156 УК следующие изменения: повысить меры уголовной ответственности родителей (иных лиц) за жестокое обращение с детьми, в примечании к ст. 156 дать определение понятия «жестокое обращение с несовершеннолетним», отграничивающее это деяние от иных составов преступлений, относящихся к преступлениям против личности. Это позволит правильно толковать данную уголовно-правовую норму и, соответственно, квалифицировать содеянное. В ст. 157 УК с учетом практики ее применения предлагается: дать в примечании к данной статье понятие «злостное уклонение от уплаты средств на содержание»; уточнить диспозицию данной статьи с учетом норм гражданского процессуального и семейного законодательства. Автор поддерживает точку зрения о необходимости создания судов общей юрисдикции, которые будут специализироваться на рассмотрении дел, совершенных несовершеннолетними и уголовных преступлений, направленных против несовершеннолетних – т.е. всех дел, одной из сторон в которых является несовершеннолетний. Такие суды смогут учитывать реальные последствия преступления, объектом которого были нормальное психическое и физическое развитие несовершеннолетнего. Представляется, что специализированные суды (ювенальные судьи), должны рассматривать не только уголовные дела в отношении несовершеннолетних, но и гражданские дела о лишении родительских прав, об усыновлении, об установлении отцовства и факта признания отцовства, об определении порядка воспитания ребенка, о защите имущественных и неимущественных прав несовершеннолетних. Неблагоприятные экономические и социальные условия, кризис социальной инфраструктуры, демографический спад оказывают негативные последствия особенно на институт семейной сферы. Нарастание напряженности, тревожности и стрессов у людей, приводит к росту алкоголизации и наркотизации населения, что ведет к обострению внутрисемейных конфликтов и различным способам их разрешения. Криминальное поведение взрослых членов семьи сказывается на формировании детской психики, что приводит к росту преступности в среде несовершеннолетних. Решающее влияние на правонарушающее негативное поведение несовершеннолетних, безусловно, оказывают родители, которые обязаны выполнять воспитательные функции, обеспечивать содержание и образование своих детей. Несмотря на то, что основную часть преступлений против семьи и несовершеннолетних составляют - злостные уклонения от содержания несовершеннолетних детей, значительное место занимают преступления, связанные с вовлечением несовершеннолетнего в совершение преступления. В основе данного преступления находится конфликт внутри семьи, когда родители не занимаются воспитанием, не проявляют к детям элементарного внимания и заботы, подвергают детей жестокому обращению, выгоняют их из дома, а порой дети сами убегают из семьи, если им в ней плохо. Причины и условия, преступлений против семьи и несовершеннолетних, порождены неравенством в возможности удовлетворения социальных потребностей, различиями интересов социальных слоев группы индивидов. Происходит подмена духовных ценностей материальными, снижается уровень образования, процветает пьянство, алкоголизм и наркомания, жестокость и агрессивность членов семьи и как следствие - совершение правонарушений и преступлений. Негативные семейные отношения требуют применения комплекса профилактических мер. Необходимо шире использовать общественные организации граждан, которые содействуют стабилизации социальной сферы в обществе и семье, оказывать консультативную юридическую помощь жертвам преступлений и тем, кто только оказался в кризисной ситуации. Воздействие должно носить комплексный характер, с участием различных специалистов, занятых проблемами семьи и несовершеннолетних. Для чего требуется их тесное и постоянное сотрудничество. Создание на региональном уровне ведомства, объединяющего усилия разнообразных субъектов профилактики и координирующего их деятельность, позволит разрешить эту задачу. Взаимодействие и объединение усилий предоставит возможность получать более полную и необходимую информацию о положении в семейной сфере с учетом происходящих изменений, систематизировать ее и проводить под контролем целенаправленную работу. Таким образом, борьба с преступлениями против детей требует не просто дополнительных, а системных мер: это и изменение законодательства, и усиление профилактики, и полноценная реабилитация пострадавших. Здесь нужны скоординированные действия всех государственных структур, структур исполнительной власти, правоохранительных органов, общественных объединений. В связи с этим необходимо обозначить основные направления профилактической работы: 1. Эксперты, правозащитники и представители правоохранительных органов, все сходятся во мнении, что следует усилить уголовную санкцию за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних в рамках статьи 156 Уголовного кодекса, а также усилить уголовную ответственность за тяжкие и особо тяжкие преступления против детей, включая и необходимость закрепления невозможности условно-досрочного освобождения лиц, совершивших такие преступления. Кроме того, есть необходимость ввести так называемый последующий контроль за теми, кто совершил преступление против несовершеннолетних, в том числе сексуального характера. 2. Чаще всего от такого рода действий – от психологического и физического насилия – страдают дети, живущие в неблагополучных семьях. По различным оценкам (хотя это плавающий критерий, как мы с вами понимаем), таковых у нас выявляется в год не меньше 100 тысяч семей. Дети, растущие в таких семьях, постоянно пополняют ряды беспризорных и безнадзорных, становятся жертвами преступлений, а зачастую сами совершают преступления. 3. Что необходимо делать. Очевидно, что нужно кардинально усовершенствовать и саму работу социальных учреждений, отвечающих за взаимодействие с неблагополучными семьями. Соответствующие структуры – это органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, общественные организации – должны вовремя распознавать по определённым критериям неблагополучные семьи и устанавливать контакт с ними, и, конечно, в необходимых случаях принимать решения. 4. Соблюдение прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Прокурорские проверки выявляют десятки тысяч нарушений и показывают недостаточность государственного надзора, который осуществляют Рособрнадзор и Росздравнадзор. 5. Обеспечение безопасности детей, находящихся в образовательных, медицинских, спортивных и иных социальных учреждениях. Техническое состояние зданий, пожарная безопасность, обеспечение пропускного режима – всё это должно быть в зоне постоянного внимания соответствующих структур, тех, кто отвечает за безопасность, и они же должны нести за это прямую ответственность, юридическую ответственность.
БИБЛИОГРАФИЯ I.Законы и иные нормативно правовые акты: 1.Конвенция о правах ребенка 1959 года.// www.hri.ru. 6. Уголовный кодекс РСФСР 1960. года.// .// www.wikipedia.org/Материал из Википедии 7. Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 года. // 30.12.2008.//СПС«Гарант»
II. Монографии, учебники, учебные пособия, статьи:
1. Дьяченко А., Цымбал Е. Уголовное право. Особенная часть, 2000 2.Жевлаков Э. Уголовно–правовая характеристика торговли несовершеннолетними. // Уголовное право. – 2002. - № 3. 6.Комментарий к УК РФ. / Под ред. Наумова А.В. М., 1996 8. Комментарий к УК РФ. / Под ред. В.И. Скуратова и В.М. Лебедева. М.,1999 9. Кострова М. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступ-ления и иных антиобщественных действий. // Уголовное право. - 2002. - №3. 11. Международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1989 12. Новое уголовное право России. Особенная часть. – М., 1996. 16. СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. - М., 1989. 22. Чечель Г.И., Жестокий способ совершения преступлений против личности. Ставрополь, 1992
|
[1] См.:Кострова М. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступлений и иных антиобщественных действий. // Уголовное право. - 2002. - № 3 С.-59
[2] См.:Декларация прав ребенка (провозглашена Резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года) // СПС Гарант
[3]См.: Пудовочкин Ю.Е. Ювенальное уголовное право: понятие, структура, источники // Журнал российского права - 2002 - №3. С.-207
[4] См.: Словарь по уголовному праву. / Отв. Ред. А.В. Наумов. М., 1997. С. 456
[5] См.: Учебник немецкого уголовного права (Общая часть) А.Ф. Бернера. С примечаниями, приложениями и дополнениями по истории русского права и законодательству положительному Н.Неклюдова. Том.I. - По изданию 1867 г. С-405
[6] См.: Народная Энциклопедия научных и прикладных знаний. Том XI. Общественно-юридический. 2-й полутом.- Москва - 1912 г. - с.132-134.С.-57
[7] См.: Уголовный Кодекс РСФСР редакции 1926 года – Москва, Юр. изд-во НКЮ РСФСР – 1927г.
[8] См.: Уголовный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г. Принят третьей сессией ВС РСФСР пятого созыва 27 октября 1960 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР – 1960 г. - №40
[9] См.: Уголовное право. Особенная часть. Учебник. / Под ред. Козаченко И.Я., Незнамовой З.А., М., 1997. С. 165 С.-96
[10] См.: Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1 января 1996г. - №1. - Ст. 16.
[11]См.: Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. - М.: РЮИД, «Сашко», 2000. – СПС «Гарант».
[12] См.: Постатейный научно-практический комментарий Семейного кодекса Российской Федерации / Под ред. Эрделевского А.М. - М., 2001; Королев Ю.А. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации - М.: «Юридический Дом «Юстицинформ», 2003 – С. 8.
[13] См.: Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 25 декабря 1993 года.
[14] См.: Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) // Издание Организации Объединенных Наций - Нью-Йорк – 1992.С.-59
[15] См.: Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. - 25 декабря 1993 года.
[16] См.: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 28 июня 1999г. - №26. - Ст.3177.
[17] См.: Уголовное право России. Особенная часть. Учебник / Под. ред. проф. А.И. Рарог – М.: «Юриспруденция», 2003. С.-174
[18] См.:Уголовное право. Особенная часть. Учебник. / Под ред. Козаченко И.Я., Незнамовой З.А., М., 1997.С.-139
[19] По данным СМИ.// http://www.rg.ru/2009
[20]См.: Курс уголовного права. Том 3. Особенная часть (под ред. доктора юридических наук, профессора Г.Н.Борзенкова, доктора юридических наук, профессора В.С.Комисcарова) - М.: ИКД «Зерцало-М», 2002 С.-68
[21]См.: Пухтий, Е.Е. Преступления против семьи и несовершеннолетних: Вопросы техники конструирования составов и дифференциации ответственности: Автореф. дисс. на соискание уч. степ. канд. юр. наук. 12.00.08 - Казань, 2004. С.-204
[22] Статистические данные взяты с сайта Министерства Внутренних Дел России www.mvdinform.ru
[23] См.: Наумов А.В. Практика применения Уголовного кодекса Российской Федерации: комментарий судебной практики и доктринальное толкование. - Волтерс Клувер, 2005г.
[24] См.: Список одурманивающих веществ (по состоянию на 1 ноября 2005г.) (утв. на заседаниях Постоянного комитета по контролю наркотиков, протокол №2/98-2005) // Новые лекарственные препараты, 2005г. - №11
[25]См.: Архив Шадринского городского суда за 2008г.
[26] См.: Пудовочкин Ю., Чечель Г. Квалификация случаев вовлечения несовершеннолетних в преступную группу // Российская юстиция - 2000 - №12 - С. 37-38
[27] См.:Даньшин И.Н. Уголовно-правовая охрана общественного порядка. - М., 1973. – С.147.
[28] См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации/Отв. ред. В.М. Лебедев. - 3-е изд., доп. и испр. - М.: Юрайт-Издат, 2004 С.206
[29] См.:Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации - №4, 2000 г.С.-109
[30] См.: Архив Шадринского районного суда за 2008 г.
[31] См.: Определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 26 марта 2002 г. «Преступление, предусмотренное ст. 150 УК, может быть совершено только с прямым умыслом» (Извлечение) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации - 2003 г. - №1 - С. 8.
[32] См.: Уголовное право РФ. Особенная часть. Учебник. / Под ред. А.И. Марцева. Омск. 2000. С. 124
[33] См.: Меркушев А. Практика рассмотрения уголовных дел в отношении несовершеннолетних // Российская юстиция. - 2000. - №6.С-223-228
[34] См.: Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 12 января 2006г. №4-005-146сп // СПС «Гарант»
[35] См.: Красиков А.Н.Преступления против личности Саратов, 1999 С.177
[36] См.:Дьяченко А., Цымбал Уголовное право. Особенная часть, 2000 С.75
[37] См.: Антонян Ю.Н Жестокость в нашей жизни М., 1995, С- 98-104
[38] См.: Архив Шадринского городского суда за 2002-2008 г.
[39] См.: Красиков. А.Н. Новое уголовное право России. Особенная часть. – М., 2000. С. 15
[40] См.: Чечель Г.И., Жестокий способ совершения преступлений против личности. Ставрополь, 1992.,С89
[41] См.: Туктарова И.Н Уголовно-правовая охрана несовершеннолетних: Диссертация кандидата юрид.наук Саратов, 2000 С.113
[42] См.: Архив Шадринского районного суда 2004 г.
[43] См.: Роль органов внутренних дел в решении проблем //http://www.mvd.ru/
[44] См.: Энциклопедический словарь экономики и права/ Отв. Ред. А.В. Наумов. М., 1997. С. 456
[45]См.: Уголовное право РФ. Особенная часть. Учебник. / Под ред. А.И. Марцева. Омск. 2000. С. 174
[46] См.:Уголовное право. Особенная часть. Учебник. / Под ред. Козаченко И.Я., Незнамовой З.А. - М., 1997.
[47] УКРФ ст 154 (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
[48] См.: Красиков А.Н Уголовно-правовая охрана прав и свобод человека в России Саратов, 1999 С.207
[49] См.: Уголовное право России. Особенная часть. Учебник для вузов. / Под ред. А.Н. Рарога. – М., 1996 С.251
[50] См.: Международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. - М., 2003 С.116
[51] См.: Ерохов В.А. http://www.allpravo.ru/
[52]См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. "О применении судами дел об установлении усыновления". // БВС РФ. – 1997. - № 7.
[53]См.: Уголовное право. Особенная часть. Учебник. / Под ред. Козаченко И.Я., Незнамовой З.А. - М., 1997.
[54] См.: Уголовное право РФ. Особенная часть. Учебник. / Под ред. А.И. Марцева. – Омск, 2000.
[55]См.: Уголовное право России. Особенная часть. Учебник для вузов. / Под ред. А.Н. Рарога. – М., 1996
[56] См.: РИА Новости // http://www.rg.ru/2009
Информация о работе Преступления против семьи и несовершеннолетних