Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 14:29, курсовая работа
Преступность в местах лишения свободы - исключительно опасное явление, которое в нашей стране не встречает, к большому сожалению, адекватного противодействия со стороны государства. Данная тема актуальна и в научном и в практическом отношении и вызывает до сих пор неоднозначные подходы к ее проблематике со стороны ученых и практиков. Предметом исследования данной работы являются пенитенциарные преступления, профилактика преступлений данной категории и совершенствование уголовно-исполнительного законодательства.
Разработка новых конкретных методик групповой профилактики преступлений, кроме уже применяющихся у нас в стране и за рубежом, крайне необходима.
Индивидуальная профилактика
преступлений, включающая систему мер
выявления и позитивного
Рассмотрим методы индивидуальной
профилактики преступлений в ИУ и
при исполнении иных наказаний и
мер уголовно-правового
1. изучения осужденных;
2. выявления «отклоняющихся»
от определенных, принятых при
исполнении наказаний норм, правил
поведения (обычно Правил
3. учета;
4. контроля и
5. воздействия на них.
А/ Методы изучения осужденных;
1. Документальный анализ:
а) официальных документов - уголовных и личных дел осужденных, иных;
б) личных документов - автобиографий, писем, дневников, сочинений и прочих.
2. Наблюдение как открытое, так и скрытое, включенное, естественное, экспериментальное и т.д. окружающей осужденного микросреды, группировок, в которые он входит и его места в стратификации осужденных, иные.
3. Тестирование осужденных с применением субъективных (объективных) и проективных тестов.
4. Опрос осужденных:
а) анкетирование;
б) интервьюирование;
в) беседа. При этом можно выделить опрос лиц, хорошо знающих осужденного, беседы с иными осужденными и др.
5. Эксперимент и т.д.
Б) Методы выявления «отклоняющихся» осужденных можно подразделить на:
а) оперативные способы
б) приемы изучения окружающей микросреды
в) средства проведения криминально-психологического исследования и др. Они направлены на выявление, постановку на учет, контроль за поведением осужденных в зависимости от типа наказания. Так, в местах лишения свободы выявляют склонных к совершению побегов и иных уклонений, совершивших преступления в ИУ, систематически или злостно нарушающих режим отбывания наказания, подпадающих под административный надзор и мн. др. При исполнении ограничения свободы ставят на учет нарушителей правил проживания, трудовой дисциплины и административных правонарушителей, хотя преступления в несколько раз чаще совершают лица, не совершавшие при исполнении ограничения свободы других правонарушений. В уголовно-исполнительных инспекциях, судебные приставы-исполнители вообще очень редко выделяют «отклоненцев» да еще и ставят их на учет. Здесь действуют другие, чисто организационные принципы. Так, выделяют по видам наказаний - лишенных прав, условно осужденных, приговоренных к исправительным, обязательным работам и пр.
В) Встречающиеся методы учета отклоняющихся от норм осужденных:
1. Картотека - систематизированное
собрание карточек со
2. Компьютерный учет, заключающийся в собрании всей информации на отклоняющихся осужденных, начиная с семьи, непосредственного окружения, мест работы, связей, мест исполнения наказаний, присоединяя фабулу всех совершенных преступлений, результаты медицинских обследований, тестовых испытаний, дисциплинарных, административных и пр. правонарушений с их фабулой, иные исследовательские данные.
3. Перфорация при помощи
перфолент и перфокарт, т.е.
системы отверстий на ленте
или листе картона,
Г) Распространенные методы контроля над осужденными, стоящими на учете:
1. Контроль при помощи оперативных приемов.
2. Монографическое, лонгитюдное, повторяющееся обследование на протяжении длительного периода времени одними и теми же методами.
3. Осмотр, обыск, перлюстрация
корреспонденции, проверка
4. Беседа, опрос иных осужденных, сотрудников, интервью и др.
Д) Рассмотрим некоторые методы воздействия (коррекции) на осужденных:
1. Аудио и видеозапись
индивидуального приема
2. Внушение, гипноз.
3. Аутотренинг под
руководством психолога
4. Направленное самовоспитание.
5. Индивидуальные спортивные
занятия под руководством
6. «Хобби» в процессе производства и досуга с целью снятия тревожности.
7. Приобщение к творческим занятиям путем издания газет, журналов осужденных, проведения конкурсов авторской песни, чтения собственных стихов и др.
8. Беседы.
9. Перевод в другой
отряд, бригаду, место
10. Средства и меры взыскания.
11. Задержание.
12. Применение специальных
средств (наручники, дубинка, г
13. Индивидуальное знакомство
сотрудника УИС с будущей
14. Использование общественного мнения осужденных с целью выдвижения кого-нибудь или - наоборот для дискредитации и мн. др.
Кроме того, меры индивидуальной профилактики рецидива делят на процессуальные, пенитенциарные и постпенитенциарные.
Чем разнообразнее методы, приемы, направления микросредовой, групповой, индивидуальной профилактики при исполнении наказаний, тем лучше. Каждый сотрудник должен в совершенстве обладать несколькими совершенно непохожими друг на друга методами и их обязательное изучение должно быть включено в учебные планы подготовки и переподготовки специалистов для уголовно-исполнительных учреждений.
.
2.2Предложения по совершенствованию профилактики пенитенциарной преступности
Кардинальные общественные
и социально-экономические
В соответствии с Концепцией воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы, утвержденной в 2000 г., одной из основных задач воспитательной работы является обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода с учетом степени общественной опасности и социально-педагогической запущенности осужденных. Проблема правового регулирования применения мер поощрения и взыскания имеет актуальное значение и является важным направлением в выполнении этой задачи.
Поощрения и взыскания являются одними из средств воспитательного воздействия. Данный институт представляет собой группу правовых норм, регулирующих специфические общественные отношения, и включает в себя определенные элементы коррекции поведения осужденных к лишению свободы. Следует заметить, что этот институт придает динамичность, гибкость процессу исправления, позволяет чутко реагировать на изменения поведения и личностных качеств осужденного в период отбывания наказания.
По данному вопросу написаны труды ведущих ученых в области общей теории права, административного, уголовного, уголовно-исполнительного права, пенитенциарной педагогики и психологии, криминологии, однако проблема совершенствования правового регулирования мер поощрения и взыскания как средства формирования социально-приемлемого поведения в условиях реформирования УИС является весьма актуальной. Следует заметить, что анализ норм, регулирующих меры поощрения и взыскания, содержащихся в уголовно-исполнительном законодательстве, выявил коллизии, пробелы в законодательстве и сложности в правоприменительной деятельности в сфере дисциплинарной практики, что оказывает отрицательное влияние на достижение целей наказания.
Относительно применения
мер поощрения в уголовно-
Известно, что социально полезные связи с внешним миром положительно влияют на психологическое состояние осужденного, способствуют преодолению его отчуждения и дезадаптации, снижают уровень тревожности, делают более восприимчивым к воспитательным воздействиям. Одной из форм реализации социально полезных связей, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством, является предоставление осужденным краткосрочных и длительных свиданий. Следует отметить, что, по данным специальной переписи осужденных 1999 г., независимо от возраста более половины осужденных мужчин, содержащихся в исправительных колониях, не имеют денег на лицевых счетах, а основной размер денежных накоплений составляет у подавляющей массы осужденных около 100 рублей. В связи с этим для повышения стимулирования осужденных к позитивному изменению поведения предлагается использовать такие формы поощрения, как: предоставление один раз в год бесплатного длительного свидания с близкими родственниками в части совместного проживания в гостинице исправительного учреждения или бесплатного краткосрочного свидания; предоставление материальных льгот осужденным, успешно обучающимся в учебных заведениях. Таким образом, с данными мерами материального стимулирования появляется возможность, во-первых, способствовать восстановлению утраченных или ослабленных в результате отбывания уголовного наказания социальных функций, во- вторых, повысить заинтересованность в получении образования, что в итоге окажет содействие в ресоциализации осужденных.
В отношении порядка применения меры поощрения в виде досрочного снятия ранее наложенного взыскания следует сказать, что в ч. 3 ст. 114 УИК РФ речь идет о сроках, прошедших со дня отбытия ранее наложенных взысканий. Термин «со дня отбытия взысканий» вполне применим к таким взысканиям, как водворение в штрафной изолятор, перевод в помещение камерного типа. В то же время этот термин вряд ли применим к таким взысканиям, как выговор, дисциплинарный штраф в размере 200 рублей. В таком случае, возможно, правильнее говорить о дне наложения или применения взыскания, а не о дне его отбытия. Таким образом, часть третью статьи 114 УИК РФ желательно сформулировать таким образом: «Досрочное снятие ранее наложенного взыскания допускается не ранее трех месяцев со дня применения взысканий, указанных в п. «а» и «б» ч. 1 ст. 115 настоящего Кодекса...».
В настоящее время согласно ч. 3 ст. 119 УИК РФ начальники отрядов имеют право применять взыскание-выговор в устной форме. Мы считаем, что целесообразно предоставить право применять такой вид взыскания, как выговор (письменно), начальнику отряда, так как данное взыскание носит предупредительный характер и применяется в письменном виде в воспитательных колониях. Начальники отрядов исправительных колоний более ограничены в применении мер поощрения и взыскания, чем начальники отрядов воспитательных колоний. Поэтому ч. 3 ст. 119 УИК РФ предлагается в следующей редакции: «Начальники отрядов имеют право объявлять выговор».
Представляется довольно интересной дисциплинарная практика 1960-х гг. в исправительно-трудовых учреждениях на Украине, где широкое применение нашло условное наложение взысканий, т.е. заключенному за совершенный проступок накладывалось определенное взыскание, но в исполнение оно фактически не приводилось, если он в течение определенного периода не допустил нового нарушения. При известных обстоятельствах условное применение взыскания давало даже больший воспитательный эффект, чем приведение взыскания в исполнение. По примеру применения условного наложения взысканий предлагается дополнить ч. 1 ст. 11 5 УИК РФ и включить меру взыскания - «водворение в ШИЗО условно с испытательным сроком не менее трех и не более шести месяцев». Как нам кажется, эта мера близка к отсрочке исполнения взыскания. Представляется правильным мнение B.C. Епанешникова, что введение условного наложения дисциплинарного взыскания и разумное его использование с учетом индивидуальных особенностей личности осужденного, несомненно, будет способствовать повышению эффективности дисциплинарной практики, снижению объема строгих видов взысканий в общей системе мер воздействия, поскольку осужденному будет предоставлена возможность серьезно задуматься над своим поведением и попытаться изменить его в лучшую сторону. Данный вид взыскания может применяться только к осужденным, не признанным администрацией исправительных учреждений злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания.