Преступность в местах лишения свободы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 14:29, курсовая работа

Краткое описание

Преступность в местах лишения свободы - исключительно опасное явление, которое в нашей стране не встречает, к большому сожалению, адекватного противодействия со стороны государства. Данная тема актуальна и в научном и в практическом отношении и вызывает до сих пор неоднозначные подходы к ее проблематике со стороны ученых и практиков. Предметом исследования данной работы являются пенитенциарные преступления, профилактика преступлений данной категории и совершенствование уголовно-исполнительного законодательства.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.doc

— 218.00 Кб (Скачать файл)

Разработка новых конкретных методик групповой профилактики преступлений, кроме уже применяющихся  у нас в стране и за рубежом, крайне необходима.

Индивидуальная профилактика преступлений, включающая систему мер  выявления и позитивного воздействия на конкретных лиц, от которых можно, судя по их поведению, реально ожидать совершения преступления. К объектам индивидуальной профилактики относятся лица уже совершившие преступление (в этом случае используются возможности уголовно-правовой профилактики). Индивидуальная профилактика также осуществляется с использованием мер общесоциального и специально-криминологического характера. Относительно индивидуальной профилактики необходимо также подчеркнуть, что объектами ее являются не только личность, как таковая, но и негативные элементы среды, в которой личность формируется.

Рассмотрим методы индивидуальной профилактики преступлений в ИУ и  при исполнении иных наказаний и  мер уголовно-правового характера, которые можно разделить на пять групп методов:

1. изучения осужденных;

2. выявления «отклоняющихся»  от определенных, принятых при  исполнении наказаний норм, правил  поведения (обычно Правил внутреннего  распорядка) осужденных;

3. учета;

4. контроля и

5. воздействия на них.

А/ Методы изучения осужденных;

1. Документальный анализ:

а) официальных документов - уголовных и личных дел осужденных, иных;

б) личных документов - автобиографий, писем, дневников, сочинений и прочих.

2. Наблюдение как открытое, так и скрытое, включенное, естественное, экспериментальное и т.д. окружающей осужденного микросреды, группировок, в которые он входит и его места в стратификации осужденных, иные.

3. Тестирование осужденных  с применением субъективных (объективных)  и проективных тестов.

4. Опрос осужденных:

а) анкетирование;

б) интервьюирование;

в) беседа. При этом можно  выделить опрос лиц, хорошо знающих  осужденного, беседы с иными осужденными  и др.

5. Эксперимент и т.д.

Б) Методы выявления «отклоняющихся»  осужденных можно подразделить на:

а) оперативные способы

б) приемы изучения окружающей микросреды

в) средства проведения криминально-психологического исследования и др. Они направлены на выявление, постановку на учет, контроль за поведением осужденных в зависимости  от типа наказания. Так, в местах лишения  свободы выявляют склонных к совершению побегов и иных уклонений, совершивших преступления в ИУ, систематически или злостно нарушающих режим отбывания наказания, подпадающих под административный надзор и мн. др. При исполнении ограничения свободы ставят на учет нарушителей правил проживания, трудовой дисциплины и административных правонарушителей, хотя преступления в несколько раз чаще совершают лица, не совершавшие при исполнении ограничения свободы других правонарушений. В уголовно-исполнительных инспекциях, судебные приставы-исполнители вообще очень редко выделяют «отклоненцев» да еще и ставят их на учет. Здесь действуют другие, чисто организационные принципы. Так, выделяют по видам наказаний - лишенных прав, условно осужденных, приговоренных к исправительным, обязательным работам и пр.

В) Встречающиеся методы учета отклоняющихся от норм осужденных:

1. Картотека - систематизированное  собрание карточек со сведениями  на отклоняющихся осужденных, включающая  в себя по фамильное распределение  и группировку по видам отклонений  и т.п.

2. Компьютерный учет, заключающийся в собрании всей информации на отклоняющихся осужденных, начиная с семьи, непосредственного окружения, мест работы, связей, мест исполнения наказаний, присоединяя фабулу всех совершенных преступлений, результаты медицинских обследований, тестовых испытаний, дисциплинарных, административных и пр. правонарушений с их фабулой, иные исследовательские данные.

3. Перфорация при помощи  перфолент и перфокарт, т.е.  системы отверстий на ленте  или листе картона, расположение  которых соответствует коду записываемой информации для оперативного использования, ввода в ЭВМ и пр.

Г) Распространенные методы контроля над осужденными, стоящими на учете:

1. Контроль при помощи  оперативных приемов.

2. Монографическое, лонгитюдное,  повторяющееся обследование на протяжении длительного периода времени одними и теми же методами.

3. Осмотр, обыск, перлюстрация  корреспонденции, проверка посылок  и передач, прослушивание телефонных  переговоров осужденных.

4. Беседа, опрос иных  осужденных, сотрудников, интервью  и др.

Д) Рассмотрим некоторые  методы воздействия (коррекции) на осужденных:

1. Аудио и видеозапись  индивидуального приема осужденного  с выдачей ему кассеты для  работы над собой.

2. Внушение, гипноз.

3. Аутотренинг под  руководством психолога уголовно-исполнительного учреждения.

4. Направленное самовоспитание.

5. Индивидуальные спортивные  занятия под руководством тренера.

6. «Хобби» в процессе  производства и досуга с целью  снятия тревожности.

7. Приобщение к творческим  занятиям путем издания газет,  журналов осужденных, проведения конкурсов авторской песни, чтения собственных стихов и др.

8. Беседы.

9. Перевод в другой  отряд, бригаду, место исполнения  наказания

10. Средства и меры  взыскания.

11. Задержание.

12. Применение специальных  средств (наручники, дубинка, газовое воздействие и др.

13. Индивидуальное знакомство  сотрудника УИС с будущей женой,  товарищем, и т.п.

14. Использование общественного  мнения осужденных с целью  выдвижения кого-нибудь или - наоборот  для дискредитации и мн. др.

Кроме того, меры индивидуальной профилактики рецидива делят на процессуальные, пенитенциарные и постпенитенциарные.

Чем разнообразнее методы, приемы, направления микросредовой, групповой, индивидуальной профилактики при исполнении наказаний, тем лучше. Каждый сотрудник должен в совершенстве обладать несколькими совершенно непохожими друг на друга методами и их обязательное изучение должно быть включено в учебные планы подготовки и переподготовки специалистов для уголовно-исполнительных учреждений.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2Предложения по совершенствованию профилактики пенитенциарной преступности

Кардинальные общественные и социально-экономические преобразования, реформирование уголовно-исполнительной системы требуют поиска и применения новых подходов к организации  воспитательной работы с осужденными. Важное место в решении теоретических и практических вопросов правоприменительной деятельности отводится мерам поощрения и взыскания.

В соответствии с Концепцией воспитательной работы с осужденными  в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы, утвержденной в 2000 г., одной из основных задач воспитательной работы является обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода с учетом степени общественной опасности и социально-педагогической запущенности осужденных. Проблема правового регулирования применения мер поощрения и взыскания имеет актуальное значение и является важным направлением в выполнении этой задачи.

Поощрения и взыскания  являются одними из средств воспитательного  воздействия. Данный институт представляет собой группу правовых норм, регулирующих специфические общественные отношения, и включает в себя определенные элементы коррекции поведения осужденных к лишению свободы. Следует заметить, что этот институт придает динамичность, гибкость процессу исправления, позволяет чутко реагировать на изменения поведения и личностных качеств осужденного в период отбывания наказания.

По данному вопросу  написаны труды ведущих ученых в  области общей теории права, административного, уголовного, уголовно-исполнительного  права, пенитенциарной педагогики и психологии, криминологии, однако проблема совершенствования правового регулирования мер поощрения и взыскания как средства формирования социально-приемлемого поведения в условиях реформирования УИС является весьма актуальной. Следует заметить, что анализ норм, регулирующих меры поощрения и взыскания, содержащихся в уголовно-исполнительном законодательстве, выявил коллизии, пробелы в законодательстве и сложности в правоприменительной деятельности в сфере дисциплинарной практики, что оказывает отрицательное влияние на достижение целей наказания.

Относительно применения мер поощрения в уголовно-исполнительном законодательстве следует отметить, что отсутствует четкая иерархия поощрительных норм, что в результате нередко снижает их эффективность. По моему мнению, отсутствие в уголовно-исполнительном законодательстве критериев, регулирующих последовательность реализации мер поощрений, порождает всевозможные неясности и различные подходы в правоприменительной деятельности исправительных учреждений. Представляют интерес данные, свидетельствующие о низких показателях переведенных в облегченные условия отбывания наказания осужденных, не имеющих поощрений и взысканий. По материалам переписи 1999 г., 76,4% осужденных, имеющих поощрения, и 23,6% не имеющих поощрения, находятся в облегченных условиях содержания. Кроме того, по материалам проведенных исследований можно утверждать, что осужденный, имеющий два поощрения, добросовестно относящийся к труду или к обучению, принимающий участие в самодеятельных организациях, имеет наибольший шанс на перевод в облегченные условия отбывания наказания в практической деятельности исправительных учреждений. В связи с этим предлагается установить на правовой основе последовательность реализации мер поощрения, т.е. первоначально применять меры поощрения, не изменяющие условия отбывания наказания, а затем применять меры поощрения, которые выражают отдельные элементы прогрессивной системы отбывания наказания. Целесообразно перевод осужденного из обычных в облегченные условия отбывания наказания осуществлять при наличии не менее одного поощрения. В связи с этим в ч. 2 ст. 120; ч.2 ст. 122; ч. 2 ст. 124 УИК РФ предлагается внести следующие изменения: «При отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и наличии не менее одного поощрения за добросовестное отношение к труду и примерное поведение и по отбытии (ч. 2 ст. 120 - не менее шести месяцев; ч. 2 ст. 122 - не менее девяти месяцев; ч. 2 ст. 124 - не менее одного года) срока наказания в обычных условиях отбывания наказания осужденные могут быть переведены в облегченные условия».

Известно, что социально  полезные связи с внешним миром  положительно влияют на психологическое  состояние осужденного, способствуют преодолению его отчуждения и  дезадаптации, снижают уровень тревожности, делают более восприимчивым к воспитательным воздействиям. Одной из форм реализации социально полезных связей, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством, является предоставление осужденным краткосрочных и длительных свиданий. Следует отметить, что, по данным специальной переписи осужденных 1999 г., независимо от возраста более половины осужденных мужчин, содержащихся в исправительных колониях, не имеют денег на лицевых счетах, а основной размер денежных накоплений составляет у подавляющей массы осужденных около 100 рублей. В связи с этим для повышения стимулирования осужденных к позитивному изменению поведения предлагается использовать такие формы поощрения, как: предоставление один раз в год бесплатного длительного свидания с близкими родственниками в части совместного проживания в гостинице исправительного учреждения или бесплатного краткосрочного свидания; предоставление материальных льгот осужденным, успешно обучающимся в учебных заведениях. Таким образом, с данными мерами материального стимулирования появляется возможность, во-первых, способствовать восстановлению утраченных или ослабленных в результате отбывания уголовного наказания социальных функций, во- вторых, повысить заинтересованность в получении образования, что в итоге окажет содействие в ресоциализации осужденных.

В отношении порядка  применения меры поощрения в виде досрочного снятия ранее наложенного  взыскания следует сказать, что  в ч. 3 ст. 114 УИК РФ речь идет о сроках, прошедших со дня отбытия ранее наложенных взысканий. Термин «со дня отбытия взысканий» вполне применим к таким взысканиям, как водворение в штрафной изолятор, перевод в помещение камерного типа. В то же время этот термин вряд ли применим к таким взысканиям, как выговор, дисциплинарный штраф в размере 200 рублей. В таком случае, возможно, правильнее говорить о дне наложения или применения взыскания, а не о дне его отбытия. Таким образом, часть третью статьи 114 УИК РФ желательно сформулировать таким образом: «Досрочное снятие ранее наложенного взыскания допускается не ранее трех месяцев со дня применения взысканий, указанных в п. «а» и «б» ч. 1 ст. 115 настоящего Кодекса...».

В настоящее время  согласно ч. 3 ст. 119 УИК РФ начальники отрядов имеют право применять  взыскание-выговор в устной форме. Мы считаем, что целесообразно предоставить право применять такой вид взыскания, как выговор (письменно), начальнику отряда, так как данное взыскание носит предупредительный характер и применяется в письменном виде в воспитательных колониях. Начальники отрядов исправительных колоний более ограничены в применении мер поощрения и взыскания, чем начальники отрядов воспитательных колоний. Поэтому ч. 3 ст. 119 УИК РФ предлагается в следующей редакции: «Начальники отрядов имеют право объявлять выговор».

Представляется довольно интересной дисциплинарная практика 1960-х  гг. в исправительно-трудовых учреждениях  на Украине, где широкое применение нашло условное наложение взысканий, т.е. заключенному за совершенный проступок  накладывалось определенное взыскание, но в исполнение оно фактически не приводилось, если он в течение определенного периода не допустил нового нарушения. При известных обстоятельствах условное применение взыскания давало даже больший воспитательный эффект, чем приведение взыскания в исполнение. По примеру применения условного наложения взысканий предлагается дополнить ч. 1 ст. 11 5 УИК РФ и включить меру взыскания - «водворение в ШИЗО условно с испытательным сроком не менее трех и не более шести месяцев». Как нам кажется, эта мера близка к отсрочке исполнения взыскания. Представляется правильным мнение B.C. Епанешникова, что введение условного наложения дисциплинарного взыскания и разумное его использование с учетом индивидуальных особенностей личности осужденного, несомненно, будет способствовать повышению эффективности дисциплинарной практики, снижению объема строгих видов взысканий в общей системе мер воздействия, поскольку осужденному будет предоставлена возможность серьезно задуматься над своим поведением и попытаться изменить его в лучшую сторону. Данный вид взыскания может применяться только к осужденным, не признанным администрацией исправительных учреждений злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания.

Информация о работе Преступность в местах лишения свободы