Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 16:37, курсовая работа
Целью изучения является выявление содержания и направленности действия принципов организации и деятельности российской прокуратуры.
Для достижения названной цели в работе поставлены и решаются следующие основные задачи:
- изучение и анализ многообразия взглядов различных авторов на определение понятия «принципы» и «принципы и организации и деятельности российской прокуратуры», попытка дать свое определение данному понятию, наиболее полно и точно отражающее его смысл и содержание;
- изучение и анализ многообразия взглядов различных авторов на систему и классификацию принципов организации и деятельности российской прокуратуры;
- изучение и анализ сущности принципов организации и деятельности российской прокуратуры, закрепленных в действующем Федеральном Законе о прокуратуре.
Введение………………………………………………………………………........3
Глава 1. Теоретические основы понятия «принципы организации и деятельности организации»……………………………………………………….5
Глава 2. Система и классификация принципов организации и деятельности российской прокуратуры…………………………………………………………..9
Глава 3. Сущность законодательно закрепленных принципов организации и деятельности российской прокуратуры…………………………………………12
3.1. Принцип законности…………………………………………………………12
3.2. Принцип единства и централизации………………………………………..14
3.3. Принцип единоначалия…………………………………………………...…16
3.4. Принцип независимости……………………………………………………..17
3.5. Принцип гласности…………………………………………………………..20
3.6.Принцип взаимодействия и иными государственными органами, общественными организациями и трудовыми коллективами…………………23
3.7. Принцип деполитизированности (внепартийности)……………………….24
Заключение………………………………………………………………………..25
Список использованных источников и литературы…………………………...26
Поэтому, как указывалось выше, вряд ли продуктивна также классификация принципов в зависимости от сферы применения на организационные и функциональные (принципы деятельности). Так, Закон о прокуратуре Латвии делит все принципы на организационные принципы и принципы деятельности. К организационным принципам в Латвии относятся: единство, централизация и взаимозаменяемость прокуроров, занимающих одинаковые должности. Основные принципы деятельности по закону Латвии: самостоятельность и единоличность принятия ими решений, соблюдение равенства лиц перед законом и судом; презумпция невиновности, справедливость и законность.10 Однако вряд ли централизация органов прокуратуры важна лишь при организации прокурорской системы. Централизация, прежде всего, обеспечивает эффективное функционирование системы. Принцип же независимости органов прокуратуры от иных государственных и общественных структур, являясь организационным, значим и важен лишь при осуществлении прокурорами своей надзорной деятельности и, таким образом, приобретает черты функционального принципа. Такие же примеры могут быть приведены и относительно иных принципов.
Кроме того, в связи с одинаковой значимостью принципов для надлежащей организации и деятельности прокуратуры, а также для решения стоящих перед ней задач нельзя признать продуктивным и полезным какое-либо деление принципов на различные категории вообще. Целесообразнее придерживаться мнения большинства авторов и специалистов в этой области, полагающих, что принципы организации и деятельности прокуратуры действуют в рамках целостной системы, где сущность и значение каждого принципа обусловливается не только собственным содержанием, но и функционированием всей системы в целом.
Также не стоит забывать, что существует классификация, выделяющая принципы организации и деятельности прокуратуры по характеру нормативного источника (по форме нормативного выражения)деля их на конституционные принципы и принципы, закрепленные в отраслевом законодательстве (т.е. в Федеральном Законодательстве «О прокуратуре Российской Федерации» и в других нормативно-правовых актах, касающихся прокурорского надзора).
В настоящее время, исходя
из содержания Конституции Российской
Федерации и Федерального Закона
«О прокуратуре Российской Федерации»,
в систему принципов
Указанная система принципов может быть выведена не из буквального содержания, а из смысла ряда статей Закона о прокуратуре (ст.4 – 6 и др.). так, например, принцип единоначалия прямо в нормах законодательства не закреплен. Однако ряд нормативных положений (ч.1 ст.4, ст.6, 17, 18 и др. Закона о прокуратуре) дает основание сформулировать такой принцип.
Также следует отметить, что отдельные ученые выделяют в качестве принципов организации и деятельности прокуратуры такие положения, как:
Однако, как мне представляется, наделение этих положений статусом принципа представляется весьма надуманным и искусственным. Поскольку одни из названных положений являются скорее задачами прокурорского надзора, т.к. определяют направления и формы деятельности органов прокуратуры, а другие поглощаются действием общепризнанных и названных выше принципов.
В следующей главе мы непосредственно рассмотрим содержание основных принципов организации и деятельности российской прокуратуры, закрепленных в действующем Федеральном законе о прокуратуре.
Глава 3. Сущность законодательно закрепленных принципов организации и деятельности российской прокуратуры.
3.1. Принцип законности
Данный принцип отражен в ч.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации и является общеправовым. Все органы государственной власти, включая прокуратуру, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать законы. Представляя собой основу правового государства, он служит важным средством укрепления и развития государственности, упрочнения охраны и развития новой экономической базы государств.13
В силу специфики статуса российской прокуратуры как органа надзора за соблюдением законов в ее деятельности указанный принцип имеет две стороны проявления. С одной стороны, прокуратура, как и все иные органы государственной власти, обязана соблюдать законы. Все действия прокурорских работников должны строго согласовываться с законом. Правовой статус прокуратуры определяется и регулируется именно законом. С другой стороны, прокуратура призвана осуществлять надзор за соблюдением законов иными субъектами российского права. Действия поднадзорных субъектов должны оцениваться исключительно с позиции их соответствия закону.
Неукоснительное соблюдение
законов самой прокуратурой означает:
а) осуществление деятельности прокурорами
в пределах своей компетенции, без
вмешательства в оперативно-
Этим условиям подчинена, прежде всего, деятельность самого Генерального прокурора Российской Федерации, который издает приказы и указания руководящего характера на основе и во исполнение законов. Это, в свою очередь, обеспечивает законность деятельности подчиненных ему прокуроров, которые руководствуются этими приказами и указаниями.
Кроме того, в деятельности нижестоящих прокуроров принцип законности проявляется в том, что каждый правовой акт, исходящий от них, каждое их процессуальное действие должны быть основаны на законе, исходить из его требований, выполняться в тех формах, которые предусмотрены законом. Осуществляя от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов, прокуроры обязаны служить примером уважительного отношения к закону и неукоснительного его исполнения в своей деятельности.
Таким образом, для системы прокурорских органов принцип законности имеет двойную направленность: во-первых, определяет назначение прокурорского надзора и, во-вторых, характеризует подзаконность методов и средств практического осуществления этого надзора.
3.2. Принцип единства и централизации.
Этот принцип организации и деятельности органов прокуратуры предусмотрен статьей 129 Конституции России и ч.1 ст.4 Федерального Закона о прокуратуре. В Конституции указано, что прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Закон о прокуратуре, кроме того, определяет, что система органов и учреждений прокуратуры является федеральной.
Единство органов прокуратуры означает, что все виды прокуратур в России (территориальные, военные, транспортные, по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях, природоохранные) составляют единый государственный орган, осуществляющий надзор за точным и единообразным исполнением законов на всей территории государства. Все органы прокуратуры России руководствуются в своей деятельности единым законодательством, решают одни и те же задачи, направленные на достижение общих целей. Единство органов прокуратуры обеспечивается общностью форм и методов осуществления надзора за исполнением законов, средств прокурорского реагирования на выявленные нарушения, взаимозаменяемостью прокуроров при осуществлении надзора.
Единство органов прокуратуры самым тесным образом связано с централизацией прокуратуры и вызвано необходимостью обеспечения единой законности на территории Российской Федерации, чего невозможно достичь без руководства из единого центра.
Строгая централизация органов прокуратуры Российской Федерации характеризуется, прежде всего, подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и всех вместе Генпрокурору России. В настоящее время все прокуроры в России подчинены строго по вертикали вышестоящим прокурорам и Генпрокурору России и назначаются им на должность. В соответствии с действующими федеральными законами Генпрокурор руководит системой прокуратуры Российской Федерации.
Вышестоящий прокурор вправе издавать приказы, указания, распоряжения, обязательные для нижестоящих прокуроров.
Приказы, указания, распоряжения и инструкции Генерального прокурора России обязательны для всех работников органов и учреждений прокуратуры. Генеральный прокурор несет ответственность за выполнение задач, возложенных законом на органы прокуратуры (ст. 17 Закона о прокуратуре).
Вышестоящий прокурор вправе принять на себя исполнение любых обязанностей нижестоящего прокурора, а также отменить любое решение, принятое подчиненным ему прокурором.
В тоже время, независимо от прокурорской иерархии и звеньев прокуратуры перед всеми прокурорами стоят единые задачи и цели. Закон о прокуратуре наделяет прокуроров всех рангов одинаковыми полномочиями по осуществлению надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов. Этот принцип обеспечивается:
- установленным порядком формирования органов прокуратуры, назначения прокуроров на должность и освобождения от ее;
- правом Генерального
прокурора Российской
3.3. Принцип единоначалия.
Указанный принцип реализуется в единоличном разрешении прокурором всех вопросов, связанных с прокурорским надзором. Все приказы и указания прокурора подписываются им лично и являются обязательным для нижестоящих прокуроров. Вышестоящий прокурор может единолично отменить акт надзора нижестоящего прокурора.
Осуществляя надзор за исполнением законов, каждый прокурор лично вносит протесты на незаконные акты, представления, предостережения, принимает иные решения.
Следует отметить, что
наделяя прокурора
Сказанное не означает полного отсутствия в системе прокуратуры коллегиального обсуждения отдельных вопросов. Для обсуждения наиболее важных вопросов деятельности региональных прокуратур в Генеральной прокуратуре и в прокуратурах субъектов Федерации, а также в приравненных к ним прокуратурах созданы специальные совещательные органы – коллегии. На коллегиях обсуждаются наиболее важные вопросы функционирования прокуратуры. Однако персональный состав этого органа определяется соответствующим прокурором (ст.14, 15 Закона о прокуратуре), а решения, принятые на коллегии реализуются, исключительно через его приказы. Кроме того, для рассмотрения отдельных вопросов, связанных с организацией и деятельностью прокуратуры, в Генеральной прокуратуре действует Научно-консультативный совет.
3.4. Принцип независимости.
Принцип независимости
органов прокуратуры при
Принцип независимости
органов прокуратуры состоит в том, что все свои
функциональные решения и действия (по
осуществлению надзора, расследования
преступлений и другие) каждый прокурор
осуществляют только на основе закона,
своего внутреннего убеждения и материалов
проверок и расследований, осуществленных
в соответствии с требованиями полноты,
всесторонности и объективности их проведения.
В первом своем проявлении принцип независимости
означает наличие собственной компетенции
органов прокуратуры, в осуществление
которой недопустимо вмешательство, воздействие
в какой-то форме других государственных
органов, органов местного самоуправления,
общественных объединений, средств массовой
информации, их представителей и должностных
лиц.16
Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность прокурора или следователя, чтобы воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному расследованию дела, преследуется в уголовном порядке (ст.294 УК РФ).
Воздействие на прокуроров и следователей на практике осуществляется в различных формах, от завуалированных, исходящих от различных должностных лиц, в том числе путем принятия нормативных правовых актов, от средств массовой информации (путем инспирированных заказных публикаций и т.п.) до угроз и реальных мер физического воздействие (побои, похищение членов семьи, анонимные и прямые угрозы и др.). Поэтому государство осуществляет специальные меры по защите прокуроров и следователей. Порядок и условия осуществления их государственной защиты определяются Федеральным законом от 20.04.1995 № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», а также иными нормативными правовыми актами. В органах прокуратуры создана также служба безопасности, принимаются иные меры по обеспечению безопасности прокуроров и следователей, членов их семей и имущества в целях реального обеспечения их независимости и подчинения в своих действиях и решениях только закону, защите прав и свобод граждан, общества и государства.
Информация о работе Принципы организации и деятельности прокуратуры