Принцип разделения властей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 16:11, контрольная работа

Краткое описание

Основной целью данной работы является изучение проблемы принципа разделения властей. В рамках поставленной цели можно выделить следующие задачи:
1) изучить зарождение института разделения властей;
2) рассмотреть возникновение и проследить развитие теории разделения властей;
3) проанализировать содержание принципа разделения властей;
4) раскрыть сущность разделения властей в Российской Федерации.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….….……2
Глава 1. Возникновение и развития теории и института разделения властей..........................................................................................................………..…..5
Зарождение института разделения властей …………………………………..…..5
1.2Возникновение и развитие теории разделения властей …………………...……..7
Глава 2. Принцип разделения властей…………………………………….…...…….10
2.1 Основное содержание принципа разделения властей………………….……....10
2.2 Парламенты в разных странах…………………………………………...……….14
2.3 Разделение властей в российской федерации…………………………...………17
Заключение …………………………………………………………………..…….….25
Список литературы…………………………………………………….……...………28

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_konstit_pravo (1).docx

— 49.14 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

2.2 Парламенты в разных странах

Высшим законодательным  органом государства является парламент  – общенациональный представительный, институт, избираемый в современных  демократических странах на началах  всеобщего и равного избирательного права путем тайного голосования. В средние века представительные собрания имели три палаты по числу  сословий (духовенство, дворянство и  третье сословие). В Англии духовенство  требовало для себя права самостоятельно определять порядок налогообложения  и в работе парламента участия  не принимало, а представители высшего  духовенства как крупные земельные  собственники заседали вместе с дворянством. В результате английский парламент  сложился как двухпалатный. В настоящее  время парламенты состоят, как правило, из двух палат. В федеративных государствах наличие двух палат позволяет  сочетать принцип представительства  населения страны в целом с  представительством земель, штатов или  иных административно-территориальных  образований,входящих в состав федерации. В США, во Франции создание двух палат  в парламенте выражало стремление господствующих слоев ввести дополнительные сдерживающие начала внутри самой законодательной  власти, не допустить «чрезмерного демократизма» законодателей. Нижние палаты парламентов формируются  посредством выборов, способы формирования верхних палат более многообразны. В Англии в верхнюю палату парламента - палату лордов - входят наследственные пэры, пожизненные,не передающие свой титул по наследству пэры и высшие иерархи англиканской церкви. По язвительному замечанию одного из парламентариев, в Англии «палата лордов - пример тому, как надо заботиться о престарелых». В США в сенат - высшую палату Конгресса  избираются по два представителя  от каждого штата независимо от численности  населения . В ФРГ депутаты высшей палаты назначаются правительствами  земель. В большинстве случаев  на выборах в верхнюю палату применяется  система многоступенчатых, непрямых выборов. Депутаты частично избираются, а частично назначаются или получают место в верхней палате по наследству. Во многих странах разделение властей  законодательно предусматривает лишение  определенной категории лиц права  быть избранными в парламент. Обычно это правило распространяется на государственных служащих, лиц, состоящих  в вооруженных силах, судей. Той  же цели - обеспечить независимость  депутата, не допустить оказания на него нажима со стороны исполнительной власти служит и запрещение (с незначительными  исключениями) членам парламента в  течение срока действия их полномочий занимать должность на государственной  службе и в частных фирмах . С  тем чтобы обеспечить материальную независимость парламентариев, им выплачивается  денежное вознаграждение, зачастую соответствующее  жалованью государственных служащих высокого ранга. В бюджете предусматриваются  и специальные ассигнования на оплату труда помощников законодателей, экспертов,разрабатывающих  рекомендации для парламентских  комитетов, сотрудников аналитических  и информационных служб парламента, технических служащих. Среди политологов, как и в общественном мнении демократических  стран, существуют две точки зрения относительно того, насколько зависим  депутат от поддерживающих его на выборах избирателей. Одни политологи считают, что депутат жестко связан с избирателями обязательствами  его предвыборной программы и  должен поддерживать с ними постоянные контакты, выражать в парламенте их мнения, взгляды, настроения. Другие видят  в депутате скорее доверенное лицо, которому избиратели предоставляют  право защищать в законодательном  органе их интересы и действовать, полагаясь  на собственные знания, опыт, здравый  смысл. В большинстве стран не существует права отзыва депутата, а свое отношение к его деятельности избиратели имеют возможность выразить в день выборов, не переизбрав его  на новый срок, если он не оправдал их доверия. В период же выполнения обязанностей депутат рассматривается как  представительинтересов страны, народа, а не только своих избирателей  и потому не должен подвергаться с  их стороны угрозе досрочного прекращения  полномочий. Руководство деятельностью  законодательного собрания (парламента) осуществляет выбираемый парламентариями (партией большинства или по соглашению правящей партии и оппозиции) спикер - председатель палаты и его заместители  или коллегиальный орган. Председателем  верхней палаты в США и некоторых  других странах является вице-президент  страны или, как  в Великобритании, лорд-канцлер. Спикер палаты регулирует ход прений, координирует работу парламентских  комитетов и комиссий, представляет парламент на международной арене. Для эффективной организации  работы парламента в нем из числа  депутатов создаются постоянные комитеты, подкомитеты, комиссии . В  большинстве стран - в Австрии, Италии, США, Швеции и многих других - комитеты имеют специализированный, «отраслевой» характер.Важнейшие из них - комиссии по бюджету, промышленности, труду и  социальному обеспечению, юстиции, обороне, иностранным делам. Работа в специализированной комиссии, знакомство с рекомендациями и заключениями экспертов дают депутату возможность  стать знатоком определенной отрасли  государственного управления, квалифицированно оценивать представляемые законопроекты, устанавливать постоянные и тесные контакты с руководством соответствующих  министерств и контролировать их деятельность. Оборотной стороной «профессионализации» парламентариев становится сужение  круга лиц, причастных к подготовке важнейших законодательных решений, поскольку палата обычно следует  рекомендациям комиссий и принимает  одобренные ими документы. В парламенте Великобритании и законодательных  органах стран, испытавших влияние  английской парламентской традиции и практики, постоянные комитеты не имеют специализированного характера, они создаются для рассмотрения конкретных законопроектов и после  того, как билль принят или окончательно отклонен парламентом, распускаются. Сторонники разделения властей отводят парламенту главенствующее положение в системе  законодательных, судебных и исполнительных органов государственного управления, относя к его компетенции сферу  законодательства и тем самым  предоставляя ему право определять границы деятельности исполнительной и судебной власти. На практике исполнительная власть активно участвует в законодательном  процессе, особенно на стадии внесения законопроекта, когда инициатива часто  принадлежит правительству. Представленный законопроект обсуждается в парламенте, в его комиссиях и только в  случае принятия законодателями обретает силу закона. Исторически законодательным  полномочиям парламента предшествовало завоеванное им в борьбе с королевской  властью право утверждать налоги, а затем и определять порядок  расходования полученных денежных средств. Свои права в области государственных  финансов парламенты сохраняют и  сегодня. Правительство готовит  проект бюджета и представляет его  в парламент, который разрешает  администрации расходование выделенных сумм. Важным инструментом контроля за деятельностью исполнительной власти, находящимся в распоряжении парламента, является его право одобрять и  ратифицировать заключенные правительством международные договоры и соглашения . И, наконец, парламенты многих стран  обладают правом возбуждать обвинение  против высших должностных лиц государства  и привлекать их к ответственности, если они своими действиями нанесли ущерб интересам страны .

 

2.3 Разделение властей в Российской Федерации Конституция РФ.

Согласно действующей  Конституции, носителем суверенитета и единственным источником власти в  Российской Федерации является ее многонациональный  народ. Захват власти кем бы то ни было противоправен. Власть может осуществляться народом либо непосредственно, высшим выражением чего служат референдум и  свободные выборы, либо через посредство органов государственной власти и самоуправления Конституция Российской Федерации. Органами осуществления государственной власти на общефедеральном уровне выступают Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, суды РФ. Органы государственной власти РФ строят свою деятельность на принципах, составляющих основы конституционного строя Россия. Защита прав и свобод человека - обязанность государства. (5.N 99-101.)

 Для исключения противоправной  узурпации власти и попрания  прав и свобод, устанавливается  принцип разделения властей. В  Российской Федерации носителем  законодательной власти и представительным  органом является Федеральное  Собрание. Исполнительной властью  наделено Правительство РФ. Правосудие  осуществляют суды, а судебная  власть реализуется посредством  конституционного, гражданского, административного  и уголовного судопроизводства.Вроде  бы все ветви власти имеют  своих представителей, и Президент  России оказывается как бы  вне рамок механизма разделения  властей. В действительности это  не так. Президент. Президент  Российской Федерации, будучи  главой государства, является  верховным представителем Российской  Федерации и внутри страны, и  в международной жизни.На него  возложены выполнения задач, связанных  с гарантией осуществления Конституции,  прав и свобод, охраной суверенитета, независимости и целостности  государства. В этих условиях  он наделен необходимыми полномочиями  и прерогативами. Но государственную  работу вершит не один Президент.  Ее осуществляют все ветви  власти, каждая из которых действует  в пределах своего ведения  и свойственными ей методами. Президент должен обеспечить  координацию и согласованность  деятельности всех органов власти. Президент действует не как  указующая инстанция, а совместно  с другими ветвями власти, принимая  в той или иной степени участие  в каждой из них. Президент  Российской Федерации участвует  в осуществлении верховного представительства  страны. Это право вытекает из  того, что его избирают путем  прямых выборов. Одно и то  же лицо не может занимать  должность президента более двух  сроков подряд.( 9.2004. – 624 с.)

 

          В сфере взаимодействия с парламентом Президенту РФ принадлежат весьма значительные полномочия.

а) назначает выборы Государственной  Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным  законом;

б) распускает Государственную  Думу в случаях и порядке, предусмотренных  Конституцией Российской Федерации;

 в) назначает референдум  в порядке, установленном федеральным  конституционным законом; 

г) вносит законопроекты  в Государственную Думу;

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о  положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней  политики государства. Конституция  Российской Федерации . Таким образом, Президент России может оказывать  весьма активное воздействие на работу парламента. Однако он не подменяет  его. Он не может принимать законы. А издаваемые Президентом нормативные  акты не должны противоречить Конституции  и основным законам. Президент РФ обладает довольно широкими полномочиями в сфере государственного управления. Он назначает Председателя Правительства  и по его представлению заместителей председателя и федеральных министров, принимает решение об отставки правительства. Для ограничения Президентского влияния на Правительство введены  ряд сдержек. Прежде всего, Председатель Правительства РФ назначается Президентом  с согласия Государственной Думы. Однако если Государственная Дума трижды отвергнет кандидатуру Председателя Правительства, то Президент вправе сам его назначить и при  этом распустить Государственную Думу и объявить о новых выборах. Реализация такого полномочия создает, конечно, особую неординарную ситуацию, которая все  же не может привести к установлению единоличного президентского правления. Конституция не допускает этого. Так, если государственная дума распущена, то новые выборы должны быть назначены  в такие сроки, чтобы Государственная  Дума нового созыва собралась на новое  заседания не позднее чем через  четыре месяца после роспуска. Значит период, в течение которого может  отсутствовать парламентский контроль над Правительством, ограничен. Поскольку, по Конституции, Государственная Дума может выразить недоверие Правительству, то тем самым исход выборов  предрешает судьбу Правительства. Правда сам Президент может, не согласится с Государственной Думой и  не отправлять после выражения ей недоверия в отставку. Для того чтобы решение о недоверии  возымело должный эффект, оно должно быть подтверждено Государственной  Думой по истечению трех месяцев. В случае если имел место досрочный  роспуск Государственной Думы, Президент  не может в течение года после  выборов вновь распустить палату. Следовательно, остается только один выход - отставка Правительства. Механизм, заложенный в Конституции Российской Федерации  для разрешения возможного конфликта  между законодательной и исполнительной властями, отличается большой сложностью. Президент - арбитр в споре между  властями - может, во всяком случае теоретически, осуществлять в течение нескольких месяцев управление страной посредством  Правительства, не пользующегося поддержкой Государственной Думы. После выборов  Президента так или иначе придется считаться с результатами выборов. Тем не менее, следует признать, что  глава государства обладает большими возможностями для воздействия  на законодательную и исполнительную власти. Он не просто арбитр, следящий за всеми ветвями власти, он сам  участвует в деятельности всех государственных  органов .

          Полномочия Президента - осуществляет руководство внешней политикой РФ; - ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; - в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии вводит на территории РФ или отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным об этом Совету Федерации и Государственной Думе; - решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища; - предоставляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Ген6ерального прокурора РФ; - формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ; - формирует Администрацию Президента РФ; - назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ; - назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ и др. В России предусмотрена парламентская ответственность главы государства. Парламент может заставить Президента уйти в отставку. Глава государства не свободен от следования предписаниям Конституции и законов. Если его деятельность приобретает противоправный характер, вступает в действие специальный механизм ответственности (импичмент). Президент Российской Федерации может быть привлечен к ответственности только в случае государственной измены или совершения иного тяжкого преступления. Наличие признаков такого преступления должно быть подтверждено Верховным судом РФ. После выдвижения обвинения следует довольно сложная процедура выражения импичмента. Надо заметить, что президенту Б.Н. Ельцину, пытались выдвигать импичмент, но эта попытки только показали, что это практически невозможно. Важнейшей конституционно-правовой гарантией обеспечения разделения властей и предупреждения злоупотреблений со стороны исполнительной власти остается механизм ответственного правления. Это значит, что Правительство РФ подконтрольно парламенту и несет политическую ответственность за свои действия. Законодательная власть. Парламент Российской Федерации - Федеральное собрание - состоит из двух палат.Это Государственная Дума, депутаты которой избираются населением страны путем всеобщих, равных и прямых выборов (450 депутатов), и Совет Федерации, в состав которого входят по два представителя от каждого субъекта РФ (по одному от представительного и исполнительного органов депутатов государственной власти) . Поскольку органом общенародного представительства является Государственная Дума, то именно на эту палату возложен контроль за деятельностью Правительства и ей принадлежит право выражения вотума недоверия. Государственная Дума - законодательный орган страны. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной основе. Депутаты Федерального Собрания обладают неприкосновенностью в течение всего депутатского срока. Федеральное Собрание постоянно действующий орган. №237.

            В ст. 102 и 103 Конституции перечислены основные направления деятельности Федерального Собрания. В этих статьях проявляется принцип сдержек и противовесов президенту и правительству. Так, например, без согласия Федерального Собрания не могут быть назначены на свои должности судьи высшего звена, Председатель Правительства и т.д. Федеральное Собрание рассматривает все вопросы связанные с основной экономической деятельностью правительства: федеральный бюджет; федеральный сбор налогов и т.д. Все эти полномочия Федерального Собрания направлены на недопущение чрезмерного усиления исполнительной власти и Президента. Исполнительная власть. “Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации” гласит ст.110 п.1 Конституции РФ. К исполнительной власти так же относятся Министерства РФ, Федеральные службы РФ, Комитеты РФ и др . Председатель Правительства РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Этот принцип является примером проявления принципа сдержек и противовесов, т.к. при назначении Президенту придется считаться с парламентским большинством. Председатель Правительства предлагает кандидатуры Президенту на должности его заместителей и федеральных министров. Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства. Статья 114 Конституции РФ перечисляет полномочия Правительства. Правительством Российской Федерации осуществляется разработка государственного бюджета, проведение финансовой, социальной и экономической политики. Осуществляет меры по обороне страны и защите прав населения. Механизм парламентской ответственности Правительства описан в российской Конституции в общих чертах. Необходима его детализация в специальном законодательстве. Совершенно ясно, однако, что институт ответственности - обоюдоострое оружие. Его может использовать как Дума, отказывая в доверии правительству, так и исполнительная власть, угрожая прибегнуть к досрочным выборам. Сильная исполнительная власть в России нужна. Но также нужен и механизм взаимных сдержек и противовесов. Одним из таких реально действующих механизмов в ближайшем будущем может стать институт ежегодной подотчетности Правительства России перед Государственной думой по итогам деятельности и по вопросам, поставленным непосредственно Парламентом, если Послание нынешнего президента (Д. Медведева) будет притворено в жизнь. Но пока поправки в Конституцию РФ не внесены, поэтому говорить об этом рано. Многие называют исполнительную власть доминирующей в системе государственных органов. Но эта тенденция государственно-правового развития России прослеживается достаточно ясно. Также это отвечает общим тенденциям усиления исполнительной власти во всем мире. Судебная власть. К сожалению, слабым местом остается в России судебная власть. Принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти. Несмотря на провозглашенные правовые и социальные гарантии судьи, как несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д. они очень часто не могут полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы. (Так закон о статусе судей, в котором говорится о предоставление судьи в течение полугода свободного жилья очень часто не может быть выполнен из-за отсутствия такого.) По Конституции РФ судебная власть является трехзвенной. Высшими судебными органами являются Верховный суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Конституционный Суд РФ . Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст. 126). Высшим Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров (ст.127) . Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ. О соответствии Конституции издаваемых нормативных актах, заключаемых международных договоров. Также Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125) . В связи с принятием России в Совет Европы - юрисдикция Европейского Суда стала распространяться и на территорию России. Это теперь высший судебный орган для России и ее граждан. Принцип разделения властей в сегодняшней России признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов. Но пока создание нормально функционирующего механизма сдержек и противовесов является одной из важнейших задач России . (6.N 32, ст. 3336.)

Информация о работе Принцип разделения властей