Причины и тенденции правонарушений несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 15:00, реферат

Краткое описание

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышения эффективности их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но, прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних; криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления, и число их неуклонно растет. Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер, а такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия.

Вложенные файлы: 1 файл

преступность несовершеннолетних.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

Неспособность государственных и общественных структур удовлетворить возросшие материальные и духовные запросы молодежи в сочетании с высоким уровнем криминализации общества, падением нравов и другими негативными факторами среды порождают у определенной части несовершеннолетних и молодежи разочарование, психологический дискомфорт, ощущение ущербности и ненужности, правовой и моральный нигилизм и, соответственно, потребность в самоорганизации в целях противостояния противоречивым микро- и макросреде.

Анализ данных о социально - демографических и личностных характеристиках несовершеннолетних, совершивших преступления, свидетельствует о том, что большинство из них - выходцы из неблагополучных семей, отстающие в учебе, не сумевшие трудоустроиться или продолжить обучение. Отсутствие в обществе полноценной среды социализации, отчужденность подростков от основных сфер позитивной жизнедеятельности: семьи, учебного заведения, труда, досуговых учреждений - являются, таким образом, факторами, детерминирующими процесс выбора несовершеннолетними пути совершения преступлений. Этот процесс во многих своих аспектах остается еще не до конца познанным.

Система профилактики правонарушений несовершеннолетних, существовавшая в России в прежние годы, практически распалась, а новая находится на стадии формирования и является пока несовершенной и малоэффективной. Все указанные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о научной и практической актуальности и значимости дальнейших исследований проблем преступности и совершенствования системы профилактики правонарушений несовершеннолетних.

 

 

 

 

 

 

 

2. Профилактическая  работа органов ПДН с несовершеннолетними.

     Наиважнейшее место в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних занимает деятельность подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Предупреждение таких фатальных социальных явлений, как безнадзорность, административные и иные правонарушения несовершеннолетних, подразделениями органов внутренних дел по делам несовершеннолетних возможно только при оперативном воздействии на негативные факторы и вы явлении условий, представляющих опасность для развития детей, способствующих  безнадзорности и беспризорности, совершению ими общественно опасных деяний,  правонарушений.

Инспекторы по делам несовершеннолетних органа внутренних дел ведут два основных вида учета:

- учетно-профилактические карточки (УПК);

- учетно-профилактические дела (УПД).

Разрешение о постановке на учет в отделе по делам несовершеннолетних выявленного несовершеннолетнего правонарушителя дается в письменном виде начальником горрайоргана или его заместителем.

На учет с заведением учетно-профилактических карточек ставятся несовершеннолетние:

- употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющие одурманивающие вещества;

- употребляющие алкогольную  и (или) спиртосодержащую продукцию;

- совершившие правонарушение, в том числе до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

- совершившие антиобщественные действия;

- освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, или в связи с примирением с потерпевшим, а также в случаях, когда признано, что исправление  несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

- совершившие общественно опасное деяние и не подлежащие уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

- совершившие общественно опасное деяние и не подлежащие уголовной ответственности вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

- обвиняемые в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу.

Сотрудники ПДН в целях профилактики правонарушений несовершеннолетних, а также распространения в молодежной среде наркомании, алкоголизма и токсикомании участвуют в проведении рейдов и операций по выявлению несовершеннолетних, допускающих употребление спиртных напитков, а также лиц, нарушающих правила торговли спиртными напитками в отношении несовершеннолетних; выявлению несовершеннолетних, допускающих немедицинское употребление наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ, мест их концентрации, возможного сбыта, приобретения и употребления указанных средств и веществ; лиц, вовлекающих несовершеннолетних в употребление спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ, организаторов и содержателей притонов.

Устанавливают с помощью сотрудников других подразделений горрайлиноргана обстоятельства, связанные с приобретением и употреблением несовершеннолетними спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ.

Информируют органы здравоохранения о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ.

 Анализируют состояние  работы по предупреждению систематического  употребления спиртных напитков, наркомании и токсикомании среди  несовершеннолетних на обслуживаемой территории, для организации профилактических мероприятий, подготовки информаций в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Кроме того, в целях предупреждения групповых правонарушений может быть заведено одно наблюдательное дело на группу несовершеннолетних с антиобщественной направленностью тем инспектором по делам несовершеннолетних, в зоне обслуживания которого проживают большинство ее участников либо лидер группы.

Лица, поставленные на учет с заведением учетно-профилактических карточек и дел, регистрируются в журнале регистрации лиц, состоящих на учете подразделения по делам несовершеннолетних. Инспекторы по делам несовершеннолетних о постановке на учет извещают образовательные учреждения, где учатся подучетные лица, предприятия и учреждения, где они работают. Наркологические учреждения оповещаются о несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, наркотические и другие одурманивающие средства. Помимо этого два раза в год направляются списки подростков от 17 до 18 лет, состоящих на учете, в военные  комиссариаты.

Учетно-профилактическое дело ведется инспектором по делам несовершеннолетних в течение шести месяцев, по истечении которых срок ведения дела при необходимости продлевается по утвержденному начальником горрайлиноргана или его заместителем постановлению каждый раз на шесть месяцев, но не более чем до достижения лицом восемнадцатилетнего возраста. К этому постановлению в каждом случае приобщается план профилактических мероприятий по предупреждению новых административных и иных правонарушений со стороны подучетного.

Сотрудники подразделений органов внутренних дел по делам несовершеннолетних в ходе проведения персонифицированной профилактической работы с лицами, не достигшими 18 лет, выясняют их образ жизни, связи и намерения, разъясняют последствия совершения ими антиобщественных и противоправных действий, выявляют и в пределах своей компетенции принимают меры по минимизации детерминант совершения несовершеннолетними правонарушений, а также в установленном порядке привлекают к различным видам ответственности совершеннолетних, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений, административных правонарушений и антиобщественных действий.

Должностные лица подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел привлекают к превентивной деятельности с несовершеннолетними правонарушителями лиц, способных оказать на них позитивное влияние, решают в процессе комплексного взаимодействия с другими органами и учреждениями проблемы по организации оздоровительного досуга, обучения и труда. В случаях выявления грубых нарушений прав и свобод лиц, не достигших совершеннолетия, сотрудники органов внутренних дел незамедлительно информируют органы прокуратуры, комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, а также иные государственные органы и учреждения, принимающие участие в профилактике правонарушений несовершеннолетних.

При совершении умышленного преступления несовершеннолетним, ранее не состоявшим на учете, начальник горрайлиноргана, его заместитель или по их поручению начальник отдела по делам несовершеннолетних проводят служебную проверку для установления причин несвоевременности его выявления, а также обстоятельств, способствовавших совершению преступления.

Начальник горрайлиноргана, его заместители, начальник подразделения по делам несовершеннолетних органа внутренних дел должны постоянно анализировать причины несвоевременного выявления и постановки на учет несовершеннолетних, совершивших преступления, не реже одного раза в квартал заслушивать отчеты сотрудников разных подразделений горрайлиноргана по выявлению указанных лиц и о мерах по оптимальной модернизации этой работы.

Непосредственно обращаясь к предупреждению групповых правонарушений и преступлений не достигших восемнадцатилетия лиц, подчеркнем, что данная деятельность является одним из ключевых направлений деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Это вызвано тем, что именно в группе не достигшие совершеннолетия лица, как правило, совершают наиболее тяжкие деяния насильственного характера. Несмотря на то что насильственные преступления не занимают в преступности несовершеннолетних ведущего места по количественным показателям, сам характер насильственных преступлений имеет повышенную общественную опасность. Они причиняют непоправимый вред жизни и здоровью граждан, значительный материальный ущерб, вселяют чувство беспокойства и страха. Причем растет дерзость таких преступлений и вооруженность лиц, их совершающих. Групповой характер преступления не только расширяет объем насилия, применяемого к потерпевшему, но и качественно изменяет это насилие, сущность которого состоит в том, что групповое насилие намного превышает пределы проявления насилия каждым из членов группы в отдельности.

В организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел по предупреждению групповой преступности лиц, не достигших совершеннолетия, следует выделить ряд этапов.

Первый этап – подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел обязаны выявлять группы несовершеннолетних лиц антиобщественной направленности и устанавливать важнейшие качественные характеристики (состав участников, лидеров, активных участников, места сбора, объекты, где совершаются правонарушения, сроки действия). Все эти данные следует рассматривать не изолированно, а в связи с общим количеством совершенных и раскрытых преступлений. В целях выявления несовершеннолетних и взрослых, представляющих оперативный интерес для организации целеустремленной профилактической работы, подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел использует следующие основные источники информации:

- внутренние источники информации – это данные оперативных учетов уголовного розыска, ориентировки, информация, поступающая из дежурной части, от патрульных и постовых, других служб органа внутренних дел;

- процессуальные источники информации – материалы, полученные в ходе расследования и судебного разбирательства уголовных дел;

- сообщения администраций предприятий, заявления и жалобы граждан;

- информацию, поступающую от актива общественности.

Другую группу источников информации составляют сведения, получаемые инспекторами подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел в процессе оперативно-профилактической отработки административных участков, при общении с населением и в ходе профилактической работы с подростками правонарушителями и связанными с ними несовершеннолетними лицами.

Второй этап – постановка группы на учет путем заведения наблюдательного дела на группу несовершеннолетних с антиобщественной направленностью. Основанием постановки этих групп на учет является наличие в них подростков, на которых имеются материалы об антиобщественном характере их связей, которые могут быть поставлены на индивидуальный учет в подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

Третий этап – оказание на группу профилактического воздействия. Как показывает практика, на этом этапе могут дать позитивные результаты такие традиционные формы превентивного воздействия, как разобщение и переориентация группы.

Разобщение может заключаться в том, что члены неформальной группы «разводятся» в разные учебные заведения или определяются на разные предприятия. Проводятся беседы с родителями о необходимости ослабления контактов подростков друг с другом. Вносятся при необходимости предложения следователю об изменении на более строгие меры пресечения в отношении активных участников антиобщественных формирований, совершивших преступления, готовятся материалы для изоляции этих лиц путем направления их в специальные учреждения, отмены условного осуждения, отсрочки исполнения приговора.

Помимо этого для разобщения криминальных неформальных групп целесообразно: дискредитировать лидера в глазах группы путем формирования конфронтационных отношений с ним и активными членами группы, что может повлечь снижение его авторитета; использовать внутригрупповые конфликты с целью разложения криминальной группировки; поддерживать желание отдельных членов отойти от деятельности преступной группы; возбуждать чувства боязни и неуверенности в связи с угрозой разоблачения и привлечения к уголовной ответственности за совершение преступлений.

Информация о работе Причины и тенденции правонарушений несовершеннолетних