Проблемы правового регулирования отдельных видов наказания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 20:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – выявить проблемные аспекты правового регулирования некоторых видов уголовных наказаний.
Для осуществления этой цели были поставлены и решались следующие задачи:
Рассмотреть особенности развития уголовных наказаний в РФ;
Раскрыть понятие уголовного наказания и его сущности;
Обозначить цели уголовных наказаний в РФ;

Содержание

Введение……………………………………………………..….………………...2
Глава 1Особенности развития уголовных наказаний в РФ…………….....6
1.1.Понятие и сущность уголовных наказаний в РФ…………….........6
1.2.Цели уголовных наказаний в РФ…………………………………...8
1.3.Этапы развития уголовных наказаний в РФ……………………...12
Глава 2 Специфика назначения отдельных видов наказаний…………...19
2.1. Наказания не связанные с лишением свободы…………………..19
2.2.Наказания связанные с лишением свободы ……………………...35
Заключение…………………………………………….......................................47
Список использованной литературы………………...........................................50

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 241.50 Кб (Скачать файл)

Цель предупреждения совершения новых преступлений (превенция) состоит в том, чтобы посредством применения уголовного наказания в отношении лица, совершившего преступление, добиться, чтобы ни само это лицо, испытавшее воздействие наказания, ни какие-либо другие лица, которым известен факт применения наказания, не совершали преступлений. В УК 1996 г., в отличие от УК 1960 г., эта цель не подразделяется на цели специального и общего предупреждения. Однако предпочтительным является решение, реализованное в ст. 1 УИК, где данная цель сформулирована точнее: «предупреждение новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами».

Цель специального (частного) предупреждения заключается  в оказании на осужденного посредством  использования карательных, воспитательных и предупредительных возможностей назначенного ему уголовного наказания такого психологического и иного воспитательно-предупредительного воздействия, которое удерживало бы его в дальнейшем от совершения новых преступлений. Средством реализации данной цели является также лишение или ограничение лица, к которому применено наказание, фактической возможности совершать новые преступления — путем установления контроля за поведением осужденного, изоляции его от общества, лишения его права занимать должности или заниматься определенной деятельностью и т.п. Эта цель достигается неотвратимостью и своевременностью осуждения виновного и применения к нему наказания, а также справедливостью наказания и правильной организацией его исполнения. Определенное удерживающее значение имеет и строгость содержащегося в санкции и реально применяемого наказания. Показателем эффективности осуществления данной цели является реальное снижение уровня рецидива.

Цель общего предупреждения предполагает оказание посредством установления наказания  в уголовном законе и фактического его применения к лицу, виновному в совершении преступного деяния, психологического — по существу устрашающего и потому удерживающего воздействия на граждан, способных при определенных условиях совершить то или иное преступление. Общепредупредительное значение имеет как факт обоснованного установления наказания в уголовном законе, так и факт его своевременного и справедливого назначения виновному и надлежащая организация его исполнения. Эффективность достижения этой цели обеспечивается прежде всего строгостью, но еще более — неотвратимостью уголовно-правового воздействия в отношении лиц, виновных в совершении преступлений.

Сформулированные  в ч. 2 ст. 43 УК цели наказания служат ориентирами для законодателя и  правоприменительных органов государства  в решении вопросов наиболее эффективного использования возможностей уголовных наказаний в противодействии преступлениям. Цели наказания лежат в основе предусмотренной УК системы наказаний (ст. 44-59), правил назначения наказания (гл. 10) и системы уголовно-правовых санкций. Цели определяют и характер правоприменительной деятельности, принимаются во внимание при назначении и исполнении наказания.

Исходя из вышесказанного следует сделать вывод, что все цели наказания тесно между собою связаны, что не исключает изменений в тот или иной период в их соотношении и приоритета одной цели перед другой. Эти изменения могут быть связаны с состоянием преступности в целом, распространенностью и общественной опасностью отдельных видов преступлений, тенденциями в уголовной политике и законодательстве, изменениями в социальной и экономической жизни общества и т.п.

 

1.3.Этапы развития уголовных наказаний в РФ

 

Формирование  положений пенитенциарного законодательства началось еще при становлении  государства и права Древней  Руси. Наиболее известный памятник древнерусского права, содержащий нормы об уголовных наказаниях и их исполнении, - Русская Правда. Объединенные в Русской Правде нормативные предписания основывались на существовавших обычаях и сложившейся практике наказания за опасные для князя и общества деяния.

Исходя из обычая, в качестве наиболее сурового наказания  за совершение убийства допускалась  кровная месть (ст. 1), т.е. разновидность  смертной казни, проводимой в исполнение не представителями власти, а родственниками убитого, вместе с тем кровная месть могла быть заменена вирой (штрафом) в 40 гривен. Таким образом, штраф служил альтернативой смертной казни 10.

Правоположения  об уголовных наказаниях и их исполнении получили дальнейшее развитие в период образования и укрепления Русского централизованного государства. Важными источниками рассматриваемых норм стали общероссийские Судебники 1497 и 1550 гг., где были объединены предписания Русской Правды, обычного права и судебно-прецедентной практики.

В сравнении  с Русской Правдой система наказаний и процесс их исполнения по Судебникам 1497 и 1550 гг. приобретают более суровый характер, направленный на максимальное устрашение преступников и населения, в этой связи значительная часть применявшихся ранее в виде основного наказания штрафов вытесняется смертной казнью, телесными наказаниями, лишением свободы 11.

Новым этапом в  формировании предписаний об уголовных  наказаниях и их исполнении было состоявшее из 25 глав и 967 статей Соборное Уложение 1649 г.12

Соборное Уложение пошло по пути дальнейшего наращивания устрашающего начала наказания и процесса его исполнения, ярко выраженной мести преступнику за совершенное деяние. Ведущими видами наказания стали смертная казнь, телесные меры, тюремное заключение, ссылка.

Важным источником предписаний о системе наказаний и их исполнении стал Артикул воинский 1715 г. - произведенная Петром Первым при его непосредственном участии первая систематизация уголовно-правовых норм России 13.

Артикул предусматривал усиление суровости наказаний и  их исполнения, развивая идеи Уголовного Уложения о мести преступнику и устрашении населения. Расширилось применение смертной казни, телесных наказаний, тюремного заключения, появились наказания в виде каторжных работ, ссылки на галеры, новые разновидности позорящих наказаний.

Между тем ни специальных учреждений по управлению исполнением всех видов уголовных  наказаний, ни специализированного  законодательства в этой сфере создано  не было.

Больше внимания к решению этой государственной  задачи проявила Екатерина II. В процессе проводимой ею реформы местного самоуправления образуются приказы общественного призрения, на которые в соответствии со ст. 390, 391 Учреждения по управлению губерниями Российской империи 1775 г. возлагаются функции организации и управления исполнением лишения свободы в работных и смирительных домах 14.

Существенный  вклад в идеологию создания пенитенциарного  права внес проект Екатерины II об устройстве тюрем, который предусматривал совершенствование  системы тюремных учреждений, гуманизацию  условий содержания заключенных, определение правового статуса администрации 15.

Первым систематизированным  законодательным актом об исполнении лишения свободы стал Свод учреждений и уставов о содержащихся под  стражей и ссыльных 1832 г. (с изменениями  и дополнениями на 1842 год), который развивал и детализировал положения тюремной инструкции 16.

При Николае I была проведена систематизация уголовного права, завершившаяся принятием 15 августа 1845 г. Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 17.

Уложением устанавливалось два главных разряда наказаний: уголовные и исправительные.

Исполнение  лишения всех прав состояния по своему содержанию зависело от сословного положения  преступника: для дворян - потеря дворянства и всех преимуществ, с ним связанных; для духовных лиц - извержение из духовного сана и звания с потерею всех преимуществ, с ними связанных; для почетных граждан и купцов двух первых гильдий - потеря доброго имени и всех преимуществ, связанных с их положением; для прочих людей - потеря доброго имени и прав, которыми они обладали в своем сословном положении. Лишение всех прав сопровождалось лишением почетных титулов, чинов, орденов и прочих знаков отличия, отобранием у осужденного его личных дипломов, патентов, аттестатов.

В целом система  наказаний и их исполнения в сравнении с Соборным Уложением 1649 г. и Артикулом воинским 1715 г. стала менее жесткой. Однако назвать ее гуманной было бы несправедливо.

20 ноября 1864 г.  в ходе прогрессивной судебной  реформы под влиянием буржуазных  веяний принимается Устав о  наказаниях, налагаемых мировыми судьями 18.

Развитием идей демократии и гуманности стало Уголовное  Уложение, принятое 22 марта 1903 г.

Уложение предусматривало  новую систему наказаний (ст. 2): 1) смертная казнь; 2) каторга; 3) ссылка на поселение; 4) заключение в исправительном доме; 5) заключение в крепости; 6) заключение в тюрьме; 7) арест; 8) денежный штраф 19.

Новый этап в  реформе исполнения наказаний наметился  после февральской буржуазной революции 1917 г. Используя прежнюю пенитенциарную систему, временное правительство приступило к выработке новой концепции исполнения наказания.

Далее рассмотрим советский этап развития пенитенциарных правоположений России, перерастания их в исправительно-трудовое законодательство. Основными положениями, исходя из которых  началась трансформация пенитенциарной политики в политику исправительно-трудовую, были идеи об исправлении осужденных - главной цели наказания и общественно полезном труде как ведущем средстве исправления. Именно они легли в основу нового наименования "исправительно-трудовое право".

Первым крупным  советским нормативным актом  в области исполнения наказания  стала Временная инструкция "О  лишении свободы, как мере наказания, и о порядке отбывания такового", утвержденная постановлением Наркомата  юстиции от 23 июля 1918 г.20

Следующим крупным  нормативным актом, регламентирующим исполнение наказания, стало утвержденное постановлением Наркомата юстиции  от 15 ноября 1920 г. Положение об общих  местах заключения РСФСР, которое представляло собой инструкцию о деятельности и управлении общими местами заключения 21.

Положение развивало  идеи, закрепленные во Временной инструкции "О лишении свободы, как мере наказания, и о порядке отбывания  такового" 1918 г. Оно подробно регламентировало применение общественно полезного  труда, учебно-воспитательной и культурно-просветительной работы, снабжения продовольствием, вещевым довольствием; лечение и другие элементы быта заключенных; определяло правовой статус администрации общих мест заключения 22.

В 1922 г. вводится в действие Уголовный кодекс РСФСР, исходя из которого начинается разработка проекта Исправительно-трудового кодекса. 16 октября 1924 г. первый в истории России Исправительно-трудовой кодекс был принят.

Задачей Кодекса  провозглашалось осуществление  уголовной политики путем соответствующей организации исполнения лишения свободы и принудительных работ без содержания под стражей (ст. 1), целью которых было общее и специальное предупреждение преступлений (ст. 2). Исполнение наказаний соединялось с применением мер исправительно-трудового воздействия 23.

30 октября 1924 г. были приняты Основные начала  уголовного законодательства Союза  ССР и союзных республик, которые  оказали существенное влияние  на уголовное и исправительно-трудовое  законодательство союзных республик,  в том числе РСФСР.

Постановлением ВЦИК и СНК от 1 августа 1933 г. в действие был введен новый Исправительно-трудовой кодекс РСФСР. Задачей уголовной политики Кодекс провозглашал защиту диктатуры пролетариата от посягательств классово-враждебных элементов и нарушений как со стороны деклассированных, так и неустойчивых элементов из среды трудящихся 24.

25 декабря 1958 г. Верховный Совет ССР утвердил  Основы уголовного законодательства  Союза ССР и союзных республик  и поручил привести уголовное  законодательство союзных республик в соответствие с ними 25.

Предстояло  обеспечить правовое регулирование  исполнения этой более демократической  и гуманной системы наказаний  новым исправительно-трудовым законом. 11 июля 1969 г. Законом СССР были введены  в действие Основы исправительно-трудового  законодательства Союза ССР и союзных республик, а 10 декабря 1970 г. принят Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, регламентирующий исполнение лишения свободы, ссылки, высылки и исправительных работ без лишения свободы 26.

Таким образом, в 1983 - 1984 гг. образовались фактически две отрасли законодательства, регулирующего исполнение уголовных наказаний: 1) исправительно-трудовое; 2) законодательство об исполнении наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных 27.

15 декабря 1996 г. был принят Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Исправительно-трудовой кодекс РСФСР в связи с принятием Уголовного кодекса РФ".

8 января 1997 г.  Президент РФ подписал Федеральный  закон о введении в действие с 1 июля 1997 г. Уголовно-исполнительного кодекса.

Уголовный кодекс РФ внёс довольно значительные изменения  в систему наказаний: были исключены  такие наказания как общественное порицание, возложение обязанности  загладить причиненный вред; добавлены новые наказания — обязательные работы, ограничение свободы, ограничение по военной службе, арест. В 2003 году из Уголовного кодекса РФ было исключено наказание в виде конфискации имущества; позже (в 2006 году) конфискация имущества вновь была введена в уголовное законодательство уже в качестве иной меры уголовно-правового характера. В 2011 году было введено новое наказание — принудительные работы, которые должны начать применяться в 2013 году.

Информация о работе Проблемы правового регулирования отдельных видов наказания