Проблемы правового регулирования отдельных видов наказания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 20:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – выявить проблемные аспекты правового регулирования некоторых видов уголовных наказаний.
Для осуществления этой цели были поставлены и решались следующие задачи:
Рассмотреть особенности развития уголовных наказаний в РФ;
Раскрыть понятие уголовного наказания и его сущности;
Обозначить цели уголовных наказаний в РФ;

Содержание

Введение……………………………………………………..….………………...2
Глава 1Особенности развития уголовных наказаний в РФ…………….....6
1.1.Понятие и сущность уголовных наказаний в РФ…………….........6
1.2.Цели уголовных наказаний в РФ…………………………………...8
1.3.Этапы развития уголовных наказаний в РФ……………………...12
Глава 2 Специфика назначения отдельных видов наказаний…………...19
2.1. Наказания не связанные с лишением свободы…………………..19
2.2.Наказания связанные с лишением свободы ……………………...35
Заключение…………………………………………….......................................47
Список использованной литературы………………...........................................50

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 241.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Глава 2. Проблемы правового регулирования 

отдельных видов наказаний

 

2.1. Наказания не связанные с лишением свободы

 

Современная уголовно-правовая политика РФ направлена на усиление борьбы с тяжкими и особо тяжкими  преступлениями при одновременном  смягчении уголовной ответственности  за преступления небольшой и средней тяжести.

Проявляется это  прежде всего в увеличении предусмотренных  УК РФ видов наказаний, не связанных  с изоляцией от общества, расширении круга оснований их применения, совершенствовании  регламентации их исполнения. Судебная практика развивается по пути расширения применения мер, не связанных с лишением свободы.

Это в полной мере отвечает требованиям Минимальных  стандартных правил ООН в отношении  мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), и Европейским  правилам общинных (альтернативных) санкций и мер. Исполнение наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества осуществляют уголовно-исполнительные инспекции, которые ранее находились в составе МВД России.

К числу наказаний, не связанных с изоляцией от общества относятся следующие виды (ст. 44 УК РФ) :

1) штраф (ст. 46 УК РФ) - денежное взыскание,  назначаемое в пределах, предусмотренных  УК РФ;

2) лишение права  занимать определенные должности  или заниматься определенной  деятельностью (ст. 47 УК РФ) - состоит  в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью;

3) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных  наград (ст. 48 УК РФ) - данное наказание назначается при осуждении за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления с учетом личности виновного;

4) обязательные  работы (ст. 49 УК РФ) - то есть выполнение  осужденными в свободное от  основной работы или учебы  время бесплатных общественно полезных работ;

5) исправительные  работы (ст. 50 УК РФ) - назначаются  осужденному, не имеющему основного  места работы, и отбываются в  местах, определяемых органом местного  самоуправления по согласованию  с органом, исполняющим наказания в виде исправительных работ, но в районе места жительства осужденного;

6) ограничение  по военной службе (ст. 51 УК РФ) - назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по  контракту, за совершение преступлений  против военной службы, а также осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо исправительных работ;

7) ограничение  свободы (ст. 53 УК РФ) - заключается  в установлении судом осужденному  определенных ограничений, в частности:  не уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток, не посещать определенные места и т.д.

8) принудительные  работы (ст. 53.1 УК РФ) - вид уголовного наказания, связанный с привлечением осуждённого к оплачиваемому труду с вычетом из его заработной платы определённой денежной суммы. В отличие от исправительных работ, отбывание принудительных работ может производиться вдали от места постоянного проживания осуждённого. В отличие от обязательных работ, труд осуждённого является оплачиваемым.

Характерной особенностью данной группы наказаний являются их меньшая репрессивность: они не ограничивают свободу передвижения осужденного (штраф и лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью), могут применяться и как основные, и как дополнительные; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

Обязательные работы (ст. 49 УК РФ). Социальное назначение обязательных заключается в том, чтобы оказать исправительное и предупредительное воздействие на менее опасные для общества категории преступников, не отрывая их при этом от привычной работы, учебы и иной общественно полезной деятельности.В соответствии с ч.1 ст.25 УИК РФ наказание в виде обязательных работ возложено на уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных 28.

Выполнение работ производится на объектах, определяемых органами местного самоуправления, создаваемых в порядке, предусмотренном ст. 130-133 Конституции РФ.Практика исполнения других мер наказания показывает, что осужденные далеко не всегда добросовестно выполняют возложенные на них обязанности и соблюдают порядок и условия отбывания наказания 29. В связи с этим закон предусматривает ответственность осужденных нарушения. За неявку на работу, прогулы, появления на работе в нетрезвом виде и т.п. осужденному может быть объявлено предупреждение об ответственности за уклонение от отбывания наказания. В том случае, если осужденный допускает злостное уклонение от отбывания обязательных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ более тяжким видом наказания.

С учетом того, что признание  уклонения злостным влечет серьезные  правовые последствия, закон дает определение  злостного уклонения. Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный, если он более двух раз в течение месяца не выходил на обязательные работы без уважительных причин или более двух раз в течение месяца нарушал трудовую дисциплину либо скрылся в целях уклонения от отбывания наказания.

По замыслу  законодателя, обязательные работы, открывая перечень видов наказания, так или  иначе ограничивающих свободу, должны выступать как наиболее щадящий  способ непосредственного воздействия  на личность, связанные с ограничением свободы. Этот вид наказания применяется только как основной.

Согласно ч.1 ст. 49 УК РФ обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учёбы время бесплатных общественно полезных работ. Иными  словами, карательная сторона наказания  в виде обязательных работ состоит в общеобязательности труда, лишении осужденного права на материальное вознаграждение, ограничении его права на отдых.

Необходимо отметить, что обязательные работы, как форма исполнения обязанности при условном осуждении, существенно минимизирует степень принудительного воздействия. Формально эта обязанность не может рассматриваться как наказание в строго юридическом смысле. Однако условно осуждённые фактически претерпевают, хотя и в более короткий период, те ограничения, которые присущи наказанию в виде обязательных работ.

Бесплатные общественно  полезные работы содержат в себе известный  карательный заряд, который не позволяет  признать эту, возложенную на условно  осужденного, обязанность сходной, к примеру, с обязанностью пройти курс лечения от алкоголизма и ли наркомании или осуществлять материальную поддержку семьи. Последние (и подобные им) способствуют исправлению условно осужденного посредством обязательного исполнения тех обременений, которые имеют профилактическое значение, предполагают реализацию контроля над условно осужденным и принудительное выполнение отдельных общегражданских обязанностей. Иными словами, им не свойственны элементы кары, чего нельзя сказать о бесплатных общественно полезных работах. По поводу применения обязательных работ существуют две точки зрения:

1) Чтобы условно осужденный  смог доказать исправление свои  поведением во время испытательного  срока и действительно почувствовать  гуманное отношении со стороны  государства, суд, по мнению  приверженцев данной точки зрения, должен возлагать на него те обязанности и такие запреты, в том числе не перечисленные в ч.5 ст. 73 УК, которые не были бы аналогами уголовных наказаний, не содержали тот объем кары, который фактически присущ основной части наказания.

2) Сторонники противоположного подхода предполагают, что при введении обязательных работ общественно полезные бесплатные работы сохраняются в качестве обязанности для условно осужденных. Это существенно усилит профилактический и воспитательный потенциал условного осуждения.

Со вторым подходом согласиться  нельзя, в силу безнравственности  экспериментирования на условно  осужденных на не предусмотренных законом  основаниях.

Законодательство не предоставляет  суду правовой возможности возложения на условно осужденного обязанности выполнять бесплатные общественно полезные работы, тем более мотивируя необходимостью «практической отработкой механизма исполнения обязательных работ». Этот механизм должен быть отлажен с использованием других методов, включая международный опыт.

Штраф в соответствии со ст.46 УК РФ является денежным взысканием, налагаемым судом. Он может назначаться  только в случаях и в пределах, предусмотренных Уголовным кодексом. Закон разрешает применять штраф  и в качестве основного, и в  качестве дополнительного вида наказания (кроме военнослужащих).Исполнение штрафа регламентируется УИК и Федеральным законом от 14 сентября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" 30. Закон возлагает исполнение штрафа на службу судебных приставов-исполнителей, входящую в состав Минюста России.

В современных  экономических и политических условиях штраф как уголовное наказание  полностью отвечает целям "восстановления социальной справедливости, исправления  осужденного и предупреждения совершения новых преступлений" (ч. 2 ст. 43 УК РФ). Решение законодателя о расширении применения штрафа достойно всяческого поощрения в отношении преступлений, не представляющих повышенной общественной опасности: лица, их совершившие, не нуждаются в изоляции от общества, а карательный эффект штрафа по сравнению с многими другими видами наказаний гораздо более ощутим. К тому же при выборе такой политики государство, несомненно, выиграет в экономическом плане: увеличится приток денежных средств за счет уплаты штрафов и одновременно снизятся расходы на содержание осужденных к лишению свободы, так как для многих из виновных наказание будет сведено к денежным санкциям. Государственные расходы на расследование и судебное рассмотрение уголовных дел необходимо максимально перекладывать на самих осужденных.

Применению уголовного наказания  в виде штрафа не уделяется должного внимания ни в юридической литературе, ни в разъяснениях пленумов Верховного Суда РФ, и в этом состоит одна из важных причин его недооценки в  борьбе с преступностью. Представляется, что наказание в виде штрафа можно применять гораздо активнее. Например, в статьях, санкции которых включают наказание в виде исправительных работ, необходимо предусматривать альтернативное наказание в виде штрафа. Тем более что штраф в соотношении с исправительными работами нельзя признать менее строгим.

Например, в санкциях ст. 127 УК РФ, предусматривающей ответственность  за незаконное лишение человека свободы, не связанное с его похищением, возможно использование наказания  в виде штрафа. Если бы за это преступление был установлен штраф, допустим , в размере 500 тыс. руб., карательное содержание наказания было бы не меньшим, чем при ограничении свободы, аресте либо лишении свободы. При назначении штрафа за это преступление государство не только не понесло бы дополнительных расходов, связанных с содержанием осужденного, а, наоборот, могло бы возместить затраты на расследование и судебное разбирательство.

Чаще всего необходимо делать выбор между штрафом и  лишением свободы, при этом законодателем  не установлено четкое соотношение величин этих видов наказаний. То же относится и к парам штраф - арест, штраф - обязательные работы, штраф - исправительные работы. Можно констатировать, что законодатель не придерживается единых принципов в данном вопросе, а это не отвечает принципу справедливости, препятствует единообразию судебной практики и отрицательно сказывается на авторитете закона, правосудия и на борьбе с преступностью.

Решить проблему соразмерности альтернативных наказаний  можно посредством увязывания размера  штрафа с продолжительностью лишения свободы. Почему предлагается взять именно эти виды наказания? Во-первых, они - антиподы, во-вторых, такие наказания, как обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы и арест, не столь перспективны, как штраф.

В судебной практике часто возникает необходимость  в научном толковании правил о  назначении наказания по совокупности преступлений, когда лицу назначается  штраф как дополнительный вид  наказания за два уголовно наказуемых деяния. В этом случае штраф за второе преступление применять нельзя, иначе новое наказание будет только провозглашено, но не исполнено в соответствии с ч. 4 ст. 69 УК РФ.

Запрет на превышение максимального размера наказания, установленного Общей частью УК РФ, противоречит принципу неотвратимости уголовной ответственности и справедливости, поскольку в этом случае виновный практически остается не наказанным за совершение второго преступления.

Наказание в  виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью согласно ч. 2 ст. 45 и ст. 47 УК РФ может назначаться в качестве основного на срок от одного года до пяти лет и дополнительного на срок от шести месяцев до трех лет, при этом в приговоре суда обязательно указывается, какие должности осужденному запрещено занимать или какой определенной деятельностью ему запрещено заниматься.

Информация о работе Проблемы правового регулирования отдельных видов наказания