Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 20:18, курсовая работа
Цель работы – выявить проблемные аспекты правового регулирования некоторых видов уголовных наказаний.
Для осуществления этой цели были поставлены и решались следующие задачи:
Рассмотреть особенности развития уголовных наказаний в РФ;
Раскрыть понятие уголовного наказания и его сущности;
Обозначить цели уголовных наказаний в РФ;
Введение……………………………………………………..….………………...2
Глава 1Особенности развития уголовных наказаний в РФ…………….....6
1.1.Понятие и сущность уголовных наказаний в РФ…………….........6
1.2.Цели уголовных наказаний в РФ…………………………………...8
1.3.Этапы развития уголовных наказаний в РФ……………………...12
Глава 2 Специфика назначения отдельных видов наказаний…………...19
2.1. Наказания не связанные с лишением свободы…………………..19
2.2.Наказания связанные с лишением свободы ……………………...35
Заключение…………………………………………….......................................47
Список использованной литературы………………...........................................50
Указанное наказание, назначенное в качестве дополнительного вида наказания к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы, исполняют учреждения и органы, исполняющие основные виды наказаний, а после отбытия основного вида наказания уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства (работы) осужденных 31.
Администрация учреждения, в котором отбывает основной вид наказания лицо, осужденное также к дополнительному наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, не может привлекать осужденного к работам, выполнение которых ему запрещено.
Порядок исчисления срока исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью зависит от того, назначено ли это наказание в качестве основного или дополнительного, а также от того, с каким основным наказанием оно назначено.Этот срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу, если данное наказание назначено в качестве основного или дополнительного к штрафу, обязательным или исправительным работам, а также при условном осуждении.
Дополнительное наказание может быть отбыто до истечения срока основного наказания, если его срок меньше срока основного наказания.Ответственность за нарушение запрета осужденному занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью предусмотрена ст.38 УИК РФ.
Исправительные работы (ст. 50 УК РФ). Это наказание может назначаться только осужденным, не имеющим основного места работы.
Исправительные работы отбываются в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией, но в районе места жительства осужденного.Исправительные работы применяются только в качестве основного наказания к лицам, которые могут быть исправлены без изоляции от общества.
Они назначаются по приговору суда либо по постановлению судьи в связи с заменой штрафа за злостное уклонение от его уплаты (ч. 5 ст. 46 УК РФ); в связи с заменой не отбытой части наказания в виде лишения свободы более мягким видом наказания (ст. 80 УК РФ); при отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей (ч. 3 ст. 82 УК РФ). Закон разрешает применять это наказание к осужденным военнослужащим в порядке замены наказания более мягким в случае заболевания, делающего их не годными к несению военной службы (ч. 3 ст. 81 УК РФ).
Условия отбывания исправительных работ регламентированы ст.40 УИК РФ.
Исправительные работы, которые на протяжении многих лет применяются в судебной и пенитенциарной практике, зарекомендовали себя эффективным видом наказания. Это объясняется тем, что в исправительных работах весьма удачно сочетается и карательное, и воспитательное воздействие. При этом осужденный не изолируется от общества, а продолжает проживать в социуме, не разрывая социально-полезные связи с трудовым коллективом. Он также участвует в экономической, политической и культурной жизни общества, что способствует предотвращению в отношении него негативного влияния, характерного для мест лишения свободы.
Исследуется содержание исправительных работ в соотношении со штрафом и обязательными работами. Поддерживается мнение, высказанное в литературе о том, что исправительные работы не являются «штрафом в рассрочку». Содержательная сторона правоограничений в исправительных работах значительно шире, чем в штрафе. Существенным отличительным признаком исправительных работ является то, что на осужденного в процессе исполнения наказания оказывается исправительное воздействие.
Исследуя обстоятельства,
учитываемые судом при
В настоящее время содержание
понятия «основное место
Согласно ст. 188 УИК РФ, сотрудники уголовно-исполнительной инспекции обязаны осуществлять контроль за поведением осужденных. Формы и методы контроля действующее законодательство не предусматривает. Кроме того, ни законодатель, ни ведомственные нормативные акты не устанавливают временные пределы осуществления контроля.
Мероприятия по осуществлению контроля за поведением осужденного, в зависимости от места его проведения, можно классифицировать на два вида: осуществляемые по месту основной работы и в быту.
Формами контроля за поведением осужденного могут выступать различные виды проверок. При осуществлении контроля возможно использование документального метода, содержание которого заключается в изучении различных документов, характеризующих поведение осужденного. Предлагается также использование таких методов, как наблюдение и опрос.
Особое внимание следует уделить тому, в каких пределах должен осуществляться данный контроль. Представляется, что прежде всего должны быть соблюдены временные пределы (например, с 6 часов утра до 23 часов вечера). Контроль со стороны администрации организации, в которой трудится осужденный, ограничивается временем рабочего дня. Уголовно-исполнительная инспекция осуществляет контроль как в течение рабочего дня, так и в свободное от работы время.
Приговор суда о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. Наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград возможно только в качестве дополнительного наказания за совершение любого тяжкого или особо тяжкого преступления.
Суд не вправе лишать осужденного званий, носящих квалификационный характер, т.е. подтверждающих признанный государством уровень профессионального мастерства. К ним относятся ученые степени и звания, спортивные звания, профессиональные квалификационные разряды. Поскольку лишение виновного звания и наград влечет за собой отмену всех прав и льгот, связанных со званием или наградами, соответствующие органы и должностные лица должны проинформировать об этом организации, применяющие данные льготы (органы здравоохранения, социального обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства и т.п.), а также внести соответствующие изменения в учетные документы. Должностное лицо, внесшее изменения в учетные документы, в месячный срок обязано сообщить суду об исполнении приговора.
Ограничение свободы является уголовным наказанием, которое заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора (ст. 53 УК РФ).
Специалисты отмечают, что исполнение ограничения свободы упирается в финансовый вопрос.
Кроме того, необходимо
построить около 200 исправительных
центров (хотя бы по два на каждый субъект
РФ), оборудовать их, набрать и
обучить несколько тысяч
В связи с этим рассмотрим порядок и условия исполнения наказания в виде ограничения свободы. Оно должно исполняться, как правило, в пределах субъекта РФ, где данные лица проживали или были осуждены. В другие места могут быть направлены осужденные, которым ограничение свободы назначено в порядке замены иного вида наказания, либо там, где они постоянно проживали, отсутствуют исправительные центры. Органы местного самоуправления обязаны содействовать администрации исправительных центров в трудовом и бытовом устройстве осужденных.
Осужденный к месту отбывания наказания следует за счет государства, но самостоятельно. По получении предписания осужденный обязан не позднее трех суток выехать к месту отбывания наказания и прибыть туда в срок, указанный в предписании.
В случае уклонения от данной обязанности или неприбытия к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок осужденный объявляется в розыск и подлежит задержанию на срок до 48 часов для выяснения причин нарушенияпорядка получения предписания и следования к месту отбывания наказания 32. Данный срок может быть продлен судом до трех суток. При установлении неуважительных причин невыезда, он направляется туда под конвоем.
Для надзора за осужденными предполагается использовать различные технические средства контроля, например электронные браслеты, а также аудиовизуальные средства контроля. Эксперимент по применению электронных браслетов в настоящее время проводится в Воронеже, в скором времени планируется распространения эксперимента и в других регионах РФ. Конкретный перечень технических средств контроля определен отдельным постановлением правительства. Кроме того, понадобится выделение дополнительного финансирования увеличенного штата сотрудников ФСИН.
Принудительные работы были включены в Уголовный кодекс РФ (ст. 53.1) в качестве одного из видов наказания 7 декабря 2011 годаФедеральным Законом №420-ФЗ. Этот вид наказания должен начать применяться в 2013 году.
Принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных статьями Особенной части УК РФ, за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые.
Если, назначив наказание в виде лишения свободы, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, он постановляет заменить осужденному наказание в виде лишения свободы принудительными работами. При назначении судом наказания в виде лишения свободы на срок более пяти лет принудительные работы не применяются. Принудительные работы назначаются на срок от 2 месяцев до 5 лет.
Принудительные работы заключаются в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы.
Из заработной
платы осужденного к
Однако при отсутствии на территории субъекта Российской Федерации по месту жительства осужденного к принудительным работам или по месту его осуждения исправительного центра или невозможности размещения (привлечения к труду) осужденных в имеющихся исправительных центрах осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные центры, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия дляих размещения (привлечения к труду).
В случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ они заменяются лишением свободы из расчета один день лишения свободы за один день принудительных работ.
Принудительные
работы не назначаются
Например, в законопроекте указано, что вопрос о замене лишения свободы на принудительные работы суд решает при постановлении приговора (изменения в ст. 299 УПК РФ). Получается, что суд при замене лишения свободы на принудительные работы должен повторно вынести приговор в отношении осужденного, что противоречит логике законодателя, отраженной в УПК РФ: данный вопрос суд должен рассматривать в порядке п. 5 ст. 397 УПК РФ как вопрос, разрешаемый судом в процессе исполнения уже назначенного приговора по основанию, предусмотренному ст. 80 УК РФ - при замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания.
Принудительные работы вводятся по большинству составов Особенной части УК РФ. Незатронутыми остались лишь такие составы, как убийство (ст. 105 УК РФ), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ), принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации (ст. 120 УК РФ), изнасилование (ст. 131 УК РФ), насильственные действия сексуального характера (ст. 132 УК РФ), развратные действия (ст. 135 УК РФ) и некоторые другие. Даже за такие преступления, как похищение человека (ч. 1 ст. 126 УК РФ), альтернативой лишению свободы могут быть принудительные работы сроком до пяти лет.
Теперь представим, что осужденным к принудительным работам является лицо, которое довело до самоубийства другое лицо (ст. 110 УК РФ), или медицинский работник, заразивший другое лицо ВИЧ-инфекцией вследствие ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей (ч. ч. 1, 4 ст. 122 УК РФ), либо лицо, занимавшееся похищением (ч. 1 ст. 126 УК РФ), торговлей людьми (ч. 1 ст. 127.1 УК РФ), грабежом (ч. ч. 1, 2 ст. 161 УК РФ), разбоем (ч. 1 ст. 162 УК РФ), вымогательством (ч. 1 ст. 163 УК РФ). Даже кратковременное нахождение на свободе осужденных по данным статьям будет создавать реальную угрозу общественному порядку и безопасности и, главное, не будет способствовать достижению важнейшей цели наказания - общей и частной превенции.
Так же остается не ясным еще один факт, ст. 37 Конституция РФ определяет: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен». Не является ли данный вид наказания противоречащим Конституции РФ, что не допустимо?
Информация о работе Проблемы правового регулирования отдельных видов наказания