Проблемы расследования преступлений Следственном комитетом при прокуратуре РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 16:20, курсовая работа

Краткое описание

Кризис государственной власти породил чувство безнаказанности, поколебал основной принцип - неотвратимости уголовной ответственности за совершенные преступления. Реализация этого принципа стала важной задачей государства в период проведения судебно-правовой реформы, что неоднократно подчеркивал Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин в своих выступлениях на совещаниях руководителей правоохранительных органов.

Содержание

Введение
. Правовое положение Следственного комитета при прокуратуре РФ
.1 Задачи и структура Следственного комитета при прокуратуре РФ
.2 Полномочия Следственного комитета при прокуратуре РФ
.3 Организация деятельности Следственного комитета при прокуратуре РФ
. Проблемы расследования преступлений Следственном комитетом при прокуратуре РФ
.1 Основные проблемы расследования преступлений следственными органами Следственного комитета при прокуратуре РФ
.2 История расследования преступлений СК при прокуратуре РФ за 2007 до 2010 гг
Заключение
Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Оглавление.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

Конкретную работу по очищению чиновничьего аппарата от коррупционеров предстоит проводить, по мнению Президента, сотрудникам Следственного комитета в тесном взаимодействии с оперативными службами МВД и ФСБ России.

В настоящее время в производстве следователей Следственного комитета находится ряд уголовных дел в отношении высокопоставленных должностных лиц субъектов Российской Федерации и местных администраций, руководителей правоохранительных органов в Приморском крае, Республике Бурятия, Дальневосточном и Сибирском федеральных округах, Волгоградской области и других регионах.

Сотрудники Следственного комитета должны действовать без оглядки на должностное положение обвиняемых. Это распространяется и на лиц, обладающих особым правовым статусом. Перед законом все равны. Следователи должны быть готовы столкнуться с юридически грамотным процессуальным противником, который обладает большими административным и финансовым ресурсами, привлекает к защите своих интересов высокопрофессиональных адвокатов.

Большой проблемой Следственного комитета является расследование налоговых преступлений. Несовершенство налогового законодательства, недостаточная эффективность работы органов налогового контроля предоставляют широкое поле деятельности для злостных неплательщиков налогов по изысканию различных ухищренных способов совершения налоговых преступлений. Масштаб налоговых преступлений гораздо больше того количества уголовных дел, что удается довести до суда.

Установление виновности, прямого умысла совершения налоговых преступлений - одна из проблем, как в теории, так и в практике расследования уголовных дел данной категории. Доказанность совершения преступного деяния по неуплате налогов видится в установлении "заведомости".

Трудности и разногласия возникают не только при соотношении теоретических и практических выкладок в процессе расследования уголовных дел. При проведении криминалистического анализа налоговых преступлений нередко встают вопросы структуры их криминалистической характеристики.

В 2009 году следственными органами отмечается рост числа преступлений, совершаемых иностранными гражданами до 10%. Наибольший рост преступности отмечен в Москве и Санкт-Петербурге, что обусловлено высокой концентрацией иностранных мигрантов в этих регионах. И, конечно же, не меньшее число этих лиц находится в Московской и Ленинградской областях.

Анализ показал, что из всех совершенных иностранными гражданами преступлений убийства и причинение тяжкого вреда здоровью повлекшее смерть составляют около 25%, преступления против половой неприкосновенности - 13%, дача взятки - 11,5%.

При всем этом только около 60% иностранцев, совершивших преступления, находились на территории России легально, имели регистрацию по месту проживания. Зачастую, прибыв легально на территорию Российской Федерации, иностранные граждане пренебрегают правилами пребывания, выпадают из-под системы учета и совершают преступления.

Для решения этой проблемы необходимо постоянно отслеживать ситуацию с совершением преступлений иностранными гражданами, совместно с органами внутренних дел и Федеральной миграционной службы и разрабатывать конкретные меры, направленные на пресечение и предупреждение таких преступлений.

В настоящее время Следственным комитетом разрабатываются предложения по совершенствованию уголовного законодательства, направленные на более эффективную защиту прав работников и повышение ответственности руководителей.

Данная проблема явилась предметом рассмотрения коллегии Следственного комитета в конце прошлого года. Нужно отметить, что не каждая невыплата заработной платы влечет за собой уголовную ответственность, а только та, которая допущена свыше 2-х месяцев и из корыстной или иной личной заинтересованности. Поэтому в 70% случаях по поступающим заявлениям в следственные органы уголовные дела не возбуждаются.

Следственным комитетом в 2009 году в суд направлено 426 уголовных дел в отношении 428 руководителей, за совершение преступлений данной категории.

 

2.2 История расследования  преступлений СК при прокуратуре  РФ за 2007 до 2010 гг

 

В соответствии с Федеральным законом от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Прокуратуре Российской Федерации» образованы и с 7 сентября 2007 г. приступили к работе военные следственные органы Следственного комитета.

Система военных следственных органов включает:

военное следственное управление центрального аппарата;

12 военных следственных  управлений по военным округам, флотам, Объединенной группировке  войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, Ракетным войскам стратегического назначения и по городу Москве;

150 военных следственных  отделов и 57 отделений.

За пределами Российской Федерации, где в соответствии с международными договорами находятся российские войска, создано 5 военных следственных отделов: в Армении (г. Гюмри), Украине (г. Севастополь), Казахстане (г. Байконур и Приозерск) и Таджикистане (Душанбе).

Военные следственные органы осуществляют свою деятельность в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

Общая штатная численность военных следственных органов - 1 384 военнослужащих, из них 836 следственных должностей. Некомплект следователей составляет 39 офицеров (4,6 %).

С первых дней деятельности военное следственное управление старается максимально четко организовать работу как в аппарате, так и на местах.

Для своевременного получения информации о чрезвычайных происшествиях и преступлениях, оперативного принятия процессуальных и контрольных решений, а также для организации выездов на место происшествия и раскрытия преступлений разработаны и приняты организационно-распорядительные документы, созданы нештатные группы раскрытия, организовано круглосуточное дежурство.

Работа управления строится с учетом уровня и характера преступности в войсках.

Так, почти треть расследуемых преступлений составляют нарушения порядка прохождения военной службы - уклонение от прохождения военной службы и дезертирство. С начала 2009 г. количество военнослужащих, разыскиваемых за нарушения порядка прохождения военной службы, возросло на 3,6 %.

В связи с этим самое пристальное внимание уделяется организации розыска лиц, подозреваемых и обвиняемых в уклонении от прохождения военной службы.

С 1 октября 2009 г. во время осеннего призыва совместно с Главной военной прокуратурой, территориальными правоохранительными органами, органами военного управления, общественными и правозащитными организациями проводились широкомасштабные мероприятия, в ходе которых было установлено местонахождение 1 302 военнослужащих; 850 из них явились добровольно.

Трудности при расследовании уголовных дел об уклонении от прохождения военной службы возникают и у территориальных следственных органов.

С уверенностью можно сказать, что создание самостоятельного следственного органа придало новые качественные возможности следствию. В тесном взаимодействии с федеральными и местными органами исполнительной власти, общественными объединениями и организациями Следственный комитет разрабатывает и осуществляет меры по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства об уголовном судопроизводстве. На новой организационной основе выстраивает сотрудничество с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в целях быстрого и эффективного раскрытия преступлений и изобличения виновных лиц.

С начала деятельности Следственного комитета по март 2008 года в производстве его следственных органов находилось более 87 тыс. уголовных дел. Среднемесячная нагрузка следователей составила 3 уголовных дела. За 4 месяца окончено расследованием более 38 тыс. дел. Из них в суды направлено 90 % дел (34 тыс.). В ходе следствия дополнительно выявлено и раскрыто 3 тыс. ранее не состоявших на учете преступлений.

По всем без исключения показателям работы Следственным комитетом результаты, достигнутые в 2009 году, превосходят данные 2008 года. За истекший год количество требований прокуроров об отмене решений об отказе в возбуждении уголовного дела в регионах снизилось более чем на 20 тысяч, в 2 раза меньше поступило таких требований о повторной отмене данных решений и в 3 раза меньше прокуроры отменили решений о возбуждении уголовного дела.

Наведение порядка при рассмотрении сообщений о преступлениях позволило в 2 раза снизить и количество уголовных дел, возбужденных после отмен постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела.

Следственные подразделения СКП в 2009 году на 20% снизили прекращаемость уголовных дел, на треть меньше вынесено решений о приостановлении предварительного следствия.

Все эти меры позволили повысить эффективность принятия процессуальных решений.

Повышение эффективности следственной работы сказалось и на качестве расследования уголовных дел. В 2009 году на треть сократилось количество уголовных дел, возвращенных прокурорами для дополнительного расследования. Процент таких возвратов составил 2,6 от числа дел, направленных прокурору вместо 3,3% - в 2008 году.

Результативно работали следственные органы Приволжского федерального округа. Хорошие показатели направленных в суд уголовных дел в республиках Башкортостан, Татарстан и Мордовия, Чувашской Республике, Приморском крае и других регионах.

Примерно десятая часть уголовных дел расследуется военными следователями, на которых лежит основная нагрузка по борьбе с преступностью и коррупцией в войсках, обеспечению правовой защиты военнослужащих.

К сожалению, в работе следственных органов выявились и некоторые негативные тенденции.

Прокуроры стали чаще возвращать уголовные дела для производства дополнительного расследования. Если в 2006 г. следователям прокуратуры было возвращено 1 200 уголовных дел, за 2007 г. следователям Следственного комитета - 3 679, за 2008 - 3405, за 2009 - 2980.

Недоработки как следователей, так и руководителей следственных органов, осуществляющих процессуальный контроль, отмечаются в Республике Коми, Чеченской Республике, Ленинградской, Мурманской, Новгородской и Тверской областях, Южном следственном управлении на транспорте. В следственных органах республик Дагестан, Калмыкия и Курганской области для производства дополнительного расследования возвращается каждое десятое дело, Камчатского края - четверть всех уголовных дел, направленных прокурору. Такое положение, первый заместитель генерального прокурора Российской Федерации Председатель Следственного отдела при прокуратуре Российской Федерации, Бастрыкин А.И. считает нетерпимым.

Основными причинами возвращения уголовных дел по-прежнему остаются неполнота следствия, неправильная квалификация действий обвиняемых, нарушение их права на защиту.

Вызывает обеспокоенность и состояние дел с соблюдением прав участников уголовного судопроизводства.

Следователями Следственного комитета прекращено уголовное преследование по реабилитирующим основаниям в отношении 532 лиц, из них 158 - содержались под стражей. Необходимо, правда, отметить, что решения о предъявлении им обвинения или об избрании меры пресечения принимали следователи органов прокуратуры до 7 сентября 2007 г. Но в целом это не меняет тенденции. В 2009 году следователями Следственного комитета прекращено уголовное преследование по реабилитирующим основаниям в отношении 352 лиц, из них 138 - содержались под стражей.

июня 2009 года в Казани прошел расширенное заседание коллегии по итогам работы следственных органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации за первое полугодие 2009 года и о мерах по повышению эффективности противодействия коррупции, незаконному захвату чужого имущества (рейдерству).

С докладом выступил Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации Александр Бастрыкин. Характеризуя состояние преступности в стране, Бастрыкин отметил, что на протяжении нескольких лет наблюдается тенденция снижения преступности. Только за 5 месяцев этого года оно составило 8 %. Во многом этому способствовало особое внимание профилактике правонарушений.

Вместе с тем, несмотря на положительные статистические тенденции, криминальная обстановка в стране остается сложной.

Из зарегистрированных 1 миллиона 300 тысяч преступлений более трети остались нераскрытыми, в том числе 715 убийств, почти 3 тысячи причинений тяжкого вреда здоровью, из них 464 - повлекших смерть потерпевшего. В результате преступных посягательств погибло более 19 тысяч человек, здоровью 23 тысяч граждан - причинен тяжкий вред.

За рассматриваемый период судами оправдано 16 человек, из них 8 - содержались под стражей. Наибольшее число оправданных - по уголовным делам, находившимся в производстве следственных органов республик Дагестан и Саха (Якутия), Ставропольского края, Московской, Курской, Липецкой и Тюменской областей.

Анализ недостатков следственной работы показал, что в большинстве случаев их можно устранить, лишь повысив требовательность к организации процессуального контроля со стороны руководителей следственных органов и квалификацию самих следователей. Немаловажно также при раскрытии и расследовании преступлений прошлых лет, совершенных в условиях неочевидности, шире использовать достижения науки и техники, современные возможности экспертных учреждений, повышать роль криминалистических служб.

На Первом Всероссийском совещании руководители следственных органов высказали обеспокоенность по поводу имеющихся пробелов в законодательстве.

По инициативе Следственного комитета принят Федеральный закон от 3 декабря 2007 г. № 323-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», который более четко определил процессуальные полномочия руководителя следственного органа.

С учетом предложений руководителей территориальных следственных органов подготовлен проект закона, предоставляющего руководителю следственного органа право лично рассматривать сообщения о преступлениях, возбуждать уголовное дело и производить по нему предварительное следствие в полном объеме, другие полномочия. Дополнительно регламентируется порядок проведения отдельных процессуальных действий до возбуждения уголовного дела и порядок соединения уголовных дел.

Информация о работе Проблемы расследования преступлений Следственном комитетом при прокуратуре РФ