Рофессионально-психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел к действиям в экстремальных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 11:57, реферат

Краткое описание

Выполнение служебно-оперативных задач сотрудниками органов внутренних дел при проведении специальных операций связано с повышенным риском для жизни и здоровья.
Безопасность личного состава обеспечивается в первую очередь четкой организацией специальной операции и постоянным контролем за соблюдением личным составом требований безопасности, а так же достигается правильным пониманием сотрудниками поставленных задач; точным и своевременным выполнением команд и распоряжений; твердым знанием и строгим соблюдением правил использования вооружения, техники, специальных средств, служебных животных; дисциплинированностью и боевой выучкой личного состава и его умением действовать на любой местности днем и ночью при любой погоде.

Содержание

Введение
1. Психологические особенности деятельности сотрудников органов внутренних дел
2. Понятие психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел
3. Психологические особенности мобилизационной готовности сотрудника ОВД к действиям в экстремальных условиях
4. Методы профессионально-психологического тренинга сотрудников органов внутренних дел и принципы его организации
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат больше.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

     Формирование  психологической устойчивости умения владеть собой в напряженных  ситуациях оперативно-служебной деятельности. В повседневной практической работе сотрудники подвергаются воздействию многих неблагоприятных психологических обстоятельств, которые могут влиять на качество выполнения профессиональных действий. И психологическая устойчивость рассматривается как один из важнейших показателей психологической подготовленности, которая проявляется в способности сотрудников не поддаваться воздействию негативных обстоятельств. Здесь важно формирование знаний и умений предвидеть эти трудности при решении оперативно-служебных задач. Формирование психологической устойчивости способствует натренированности сотрудников в безукоризненном выполнении профессиональных действий в условиях максимальных психологических трудностей, что может достигаться путем моделирования напряженности в процессе тренировок и практических занятий.

     Развитие  положительных эмоционально-волевых качеств личности, обучение сотрудников приемам саморегуляции и самоуправления. Формирование психологической устойчивости и умения владеть собой в напряженных ситуациях предполагает выработку у сотрудников определенных эмоционально-волевых качеств личности, таких как ответственность, стойкость к неудачам, склонность и устойчивость к риску, самообладание, выдержка и т.д. Сотрудник должен владеть приемами самоконтроля поведения, управлять своим поведением и эмоциями. В процессе занятий и тренировок сотрудники должны овладеть приемами саморегуляции, снятия нервного напряжения, активизации внутренних ресурсов на выполнение поставленной задачи.

     Формирование  волевой активности и навыков  волевых действий. В практической деятельности сотрудникам органов  внутренних дел приходится сталкиваться с различными трудностями, препятствиями, которые затрудняют качественное выполнение работы, а порой и препятствуют достижению поставленной цели. В этих ситуациях им приходится проявлять волевую активность, побуждающую их на преодоление этих трудностей и препятствий. Развитию навыков волевых действий способствует включение в процесс занятий определенных элементов, помех, препятствующих реализации поставленной задачи. Опыт волевой активности, накопленный в процессе таких тренировок, будет влиять на развитие воли, волевых качеств личности.

Подготовка  к психическим перегрузкам в  работе. Деятельность сотрудников органов  внутренних дел характеризуется  также тем, что воздействующие на них различные факторы, зачастую носят стрессовый характер, приводят к чрезмерным нагрузкам и перегрузкам нервной системы. Это в свою очередь сказывается на эффективности осуществляемой ими деятельности. Поэтому необходимо, чтобы сотрудники были ознакомлены с основными закономерностями протекания этих процессов и приемами (в частности, приемами психорегулирующей тренировки), которые позволяют в короткое время восстановить работоспособность и снять излишнее психическое напряжение.

 

3. Психологические  особенности мобилизационной  готовности сотрудника  ОВД к действиям в экстремальных условиях.

       Преоделение негативных состояний, неврозов ожидания, является очень важным. От этого  зависит то, насколько сотрудник  способен активизировать свои потенциальные  профессиональные возможности, чтобы  действовать наиболее успешно в экстремальной ситуации. Эти негативные состояния должны обязательно преодолеваться перед вступлением в нештатную ситуацию. На подсознательном уровне сотрудник испытывает определенный страх, который является основой всех негативных эмоций. У такого сотрудника, в данном случае возникают психологический барьер, тормозной реакции, ведущие к возникновению неосознаваемого, но в то же время реально действующего на него чувства неспособности, некомпетентности, чувства «я не могу». Это ощущение проявляется и в физических реакциях: напряжение в солнечном сплетении, комок в горле, головная боль, встречается и носовое кровотечение. Для руководителя, начальника подразделения, да и самих сотрудников этот период может служить определенным критерием, указывающим на слабую и частичную установку, на не готовность действовать успешно в нештатной ситуации.

     Эти тормозные, негативные навыки заставляют нас испытывать иррациональное чувство  страха, тревоги, что основана на внешних  стимулах (например, страх участия  в  переговорах с преступниками, взявшими заложника). Такая реакция очень быстро приводит к тому состоянию, которое называется страхом неудачи. Это серьезное препятствие на пути раскрепощения профессионального опыта и в наибольшей степени мешает работнику ОВД реализовать свой потенциал (больше, чем другие  личностные факторы).

     Как ранее было сказано, слабая мобилизационность, а, следовательно, и страх неудачи  возникает всякий раз, когда появляется необходимость рисковать здоровьем, жизнью, временем, действовать в  неопределенных и непредсказуемых ситуациях, быть «осужденным» со стороны руководства, товарищей за ошибку.   

     Следующая форма проявления невроза ожидания – это реакции компульсивных (принудительных) негативных навыков  характеризуется словами «я должен», и формируется у сотрудника, когда он становится так называемой «жертвой неправильных представлений, служебных взаимоотношений и реальных манипуляций руководства и исполнителей. Это проявляется в условном принятии подчиненного: когда дают понять, что принимают его только тогда, когда он четко работает по инструкцию, делает то, что ему говорят и приказывают, и должен работать без права на ошибочные действия. В то же время сама действительность требует творческих проявлений, «велирных» действий, решительных шагов и принятий порой ответственности за жизнь людей в  данной операции. Он говорит себе; « Я должен сделать это во что бы то ни стало». Есть, конечно, и иная мотивация, которая может быть эгоистической, но все равно через «я должен». Он говорит себе; «Я должен выглядеть героем», « Я должен заслужить одобрение»,  «Я должен быть лучше, чем Иванов, Сидоров»  и так далее.

       Это поведение очень рано приводит к  тому, что называется страхом отверждения. Данный страх «невроза ожидания»  таких действий может заставить  сформировать альтернативную установку поведения в экстремальной ситуации. В результате – случаи срывов, неадекватных действий, травматизма. Чтобы, например, заслужить одобрение от вышестоящих лиц или своих товарищей, некоторые сотрудники вдруг проявляют излишнюю ложную активность и самостоятельность, которая может стать основой неуспеха всей операции подразделения.

         Хуже всего – это двойное сочетание негативных проявлений невроза – тормозных и компульсивных. Это выражается в словах; «Я не могу, но я во что бы то ни стало должен», то - есть сверхответственность: чувствую необходимость действовать, - но боязнь сделать, попробовать, при этом чувство большой неуверенности в себе. Такое сочетание может объяснить большинство неудач сотрудников, находящихся в нештатных условиях, выражающихся в мотивационной неадекватности самому себе и окружающей действительности. Эти страхи, лежащие в основе невроза ожидания, удерживают от реализации своего полного профессионального потенциала, мобилизации «боевых» ресурсов.

       Не  вдаваясь особенно в причины такого негативного явления, наблюдающегося у сотрудников, можно лишь отметить основные из них. Первая – это следствие главным образом деструктивного критицизма со стороны руководства, манипуляции в служебных отношениях, могущих иметь место в подразделениях ОВД. Деструктивный критицизм в отношении исполнителей понижает уровень их самооценки, увеличивает страх наказания, беспомощность и незащищенность от жесткого административного руководства. В результате это не способствует тому, чтобы действия исполнителя стали более успешными и эффективными, они имеют противоположный эффект.

       Из  огромного количества исследователей в области психологии повеления  известно, что когда людей постоянно  критикуют за какой – то тип  активности, они не увеличивают эту  активность, а уклоняются от нее, - вводятся защитные механизмы, вызывающие сопротивление.

       Руководитель  должен знать, что именно в предстартовой  и стартовой ситуации исполнители  накопили достаточно мощные защитные механизмы и проявляют, пусть  не явную, но подсознательную  сопротивляемость к требованиям руководства, и  той ситуации, в которой они через некоторое время окажутся. В период подготовки, конечно, важно думать об этих защитных механизмах и снять возможное сопротивление и недоверие к конкретному руководителю. Вторым важным фактором невроза ожидания, мысли об угрозе физическому и психическому здоровью и жизнь в предстоящей операции. Если мы примем об угрозе, видим или слышим что – то угрожающее, даже независимо от того, реальна угроза или нет, подсознание всецело принимает эту мысль и тело реагирует мгновенно, сразу программируя поведение. Поэтому можем перейти от состояния полной релаксации к состоянию страха (полного ужаса) за 1-2 секунды. Этот феномен основан на различиях работы сознания и подсознания человека. Сознание выполняет рационалистическую и аналитическую функции. Решение и выбор действия принимают на уровне сознания. Оно анализирует поступающую информацию и принимает решение о действии, принимает или отвергает информацию, говорить «да» или «нет». Каждый раз, когда сознание говорит «да», при поступлении входящей информации,  подсознание принимает этот факт и немедленно реагирует. Подсознание управляет автономной нервной системой и телесными реакциями. Эти взаимоотношения между сознанием и подсознанием для простоты понимания можно объяснить примером действий человека при переходе улицы с автомобильным движением. Эта схема применима и при рассмотрении отношений между мыслью и действиями человека. Ключ, таким образом, в мыслях, содержащихся в нашем сознании. Это подводит нас к двум очень важным законам умственной деятельности. Первый – закон концентрации. Смысл в том, что чем больше сотрудник в предстартовой ситуации сосредоточивается на чем – то, формулируя действительные установки в предстоящей деятельности, тем больше имеет их реализовать.

     Второй  закон – закон замещения. Если сотрудник сознательно и умышленно будет замещать отрицательные и  негативные мысли позитивными и продолжать фокусировать свое подсознание на позитивных идеях и свойствах, которым он хотел бы овладеть, это заставит их возникнуть в нештатной ситуации, куда они отправляются в противовес тому негативному, что демонстрирует в сознании большинства сотрудников. Особенно сильно влияние негативного формирования со стороны референтных к сотруднику людей: друзей, семьи, его сознании сомнения все другие мысли; «Зачем тебе это нужно?», «Не лезь под нож», «Кто заметит и отметит все эти затраты?», «А ты подумал о семье, детях?» и так далее. Невольно реагируя на такие высказывания, сотрудник теряет мотивацию достижения в ответственности и порой смысл служебной деятельности вообще. В этой связи, безусловно, важную роль на уровне действия сознания играет смысловая оценка не только должностного произойти в будущем экстремального события, но и всей служебной деятельности сотрудника. При потере смысла и интереса к служебной деятельности снижается потенциал актуализации профессионального опыта.

       Объектом  психологической подготовки и предметом  собственного воздействия является систематическое намерение контролировать мысли, которые занимают наше сознание в данном промежуток времени. Успех дела и сохранение психического и физического здоровья предопределяется уже в этот период. В силу закона концентрации и замещения, пока мы думаем, говорим, воображаем (рисуем) себя как высокоэффективных, надежных, устойчивых в любых ситуациях, невозможно допустить в сознание никакую негативную разочаровывающую, сомнительную, скептическую мысль. Ключ к психологической подготовленности – в снятии невроза ожидания. Для этого предлагается овладеть контролем и управлением, заставит полностью сконцентрироваться на том, что мы хотим выполнять, сфокусироваться на тех вещах, которые стремимся достичь, а не на том, чего боимся.

       Учитывая  важность различных функций сознания и подсознания, необходимо более  подробно остановиться именно на работе сознания, когда оно говорит «да» или «нет». Именно от этого зависит то, насколько полно исполнитель примет себя и ситуацию, в которой будет участвовать, то – есть возникает на себя ответственность. Принятие полной ответственности за свою жизнь и дело является психологическим признаком готовности участвовать а деле, используя весь свой потенциал. Принятие полной ответственности означает также, что нет больше сомнений, нерешительности, оправдания своих поступков и неудач, преодоления критического фактора деструктивизма,  перекладывание ответственности на других, самообвинения. Так, на практике бывают случаи, когда посылают определенные части МВД на выполнение каких – либо политических задач, прикрываясь приказами вышестоящих руководителей. Имеются примеры так называемого эффекта вседозволенности действий ОКОПа, отдельных сотрудников которые считаются, что за них всегда ответит кто – то другой, который дает соответствующие «глупые» указания.

       Существует  также однозначное соответствие между переживанием высокой степени  ответственности, чувством полного контроля за своей деятельностью и чувством личной свободы.

       Мы  не можем иметь более контроля, чем имеем ответственности, и  не можем иметь более чувства  свободы, чем контроля. И существует однозначная взаимозависимость  между ответственностью, контролем, свободой и позитивными эмоциями. В то же время существует также отношения между установками безопасности, чувством недостатка контроля и свободы в действиях и негативными эмоциями.

       Существуют  современные представления в  области психотерапевтического влияние на пациентов, страдающих какими – либо неврозами. Оказывается, можно полностью достичь избавления от этих негативных эмоций. При этом главная роль принадлежит самому пациенту, его активности в обучении и желанию избавиться от негативных проявлений. Феномен невроза ожидания у  сотрудников, как мы убедились, проявляется в негативных эмоций в формах защитных механизмов; раздражения, вины, сомнению. Существует на практике совершенно неправильное представление о том, что их выражением в экстремальной информации – это даже хорошо, что их выражением в экстремальной ситуации даже необходимо, так как сотрудник якобы перебрасывает весь накопившийся в нем заряд негативных эмоций на  преступный элемент. Такая агрессия позволяет «крутить» механизм достижения и «преследования», быть беспомощным. Кроме того, выразив такой гнев, реализовав его достаточно удачно, сотрудник имеет шанс получить удовлетворение. Однако, мы считаем, что такое представление о степени накопления и выражение гнева наверно, это не есть необходимая часть волевого успеха. В действительности происходит то, что негативное проявление эмоций укрепляется в отрицательном, деформирующем личность сотрудника, поведении.

        4. Методы профессионально-психологического тренинга сотрудников органов внутренних дел и принципы его организации

     Центральным звеном, стержнем, определяющим специфику  психологической подготовки сотрудников, являются методы ее проведения. Здесь  имеются в виду приемы, с помощью  которых развивается и достигается  необходимый уровень психологической подготовленности, позволяющий эффективно выполнять оперативно - служебные задачи. В последнее время все большее значение в организации психологической подготовки приобретает использование профессионально-психологического тренинга сотрудников органов внутренних дел. Профессионально-психологический тренинг представляет собой систему целенаправленных тренировок и упражнений, позволяющих эффективно развивать профессионально значимые качества личности сотрудника. Данный тренинг предполагает также овладение сотрудником системой соответствующих психологических приемов, повышающих эффективность его профессиональной деятельности.

Информация о работе Рофессионально-психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел к действиям в экстремальных условиях