Рисунок 1 – Структура
органов прокуратуры
Федеральным законом «О
прокуратуре РФ» предусмотрены
следующие должности:
В Генеральной прокуратуре
Российской Федерации:
- Генеральный прокурор
- Первый заместитель генерального прокурора
- Заместитель генерального прокурора
- Старший помощник генерального прокурора (начальники главных управлений, управлений, отделов на правах управлений, советники, старшие помощники и старшие помощники по особым поручениям)
- Помощник генерального прокурора (заместители начальников главных управлений, управлений, отделов на правах управлений, начальники отделов в составе управлений, помощники и помощники по особым поручениям, помощники по особым поручениям первого заместителя Генерального прокурора и заместителей генерального прокурора)
- Старший прокурор и прокурор (в главных управлениях, управлениях и отделах)
В прокуратурах субъектов
Российской Федерации и приравненных
к ним прокуратурах:
- Прокурор
- Первый заместитель прокурора
- Заместитель прокурора
- Старший помощник прокурора (начальники управлений, отделов на правах управлений, старшие помощники прокурора)
- Помощник прокурора (заместители начальников управлений, начальники отделов в составе управлений, помощники прокурора, помощники прокурора по особым поручениям)
- Старший прокурор и прокурор (в управлениях и отделах)
В прокуратурах городов, районов
и приравненных к ним прокуратурах:
- Прокурор
- Первый заместитель прокурора
- Заместитель прокурора
- Начальник отдела
- Старший помощник прокурора
- Помощник прокурора
Должность «начальник отдела»
отсутствует в большинстве прокуратур,
вероятно по причине отсутствия необходимости.
Старшие помощники и помощники
прокурора условно объединены в
так называемые «группы», «линии»
надзора и подчиняются соответствующему
заместителю прокурора. Начальник
отдела в районной прокуратуре и
приравненной к ней является непроцессуальным
лицом и по своему статусу мало
чем отличается от старших помощников
и помощников прокурора.
Системным признаком прокуратуры
Российской Федерации является то,
что прокуроры субъектов Российской
Федерации подчинены и подотчетны
Генеральному прокурору РФ и им освобождаются
от занимаемой должности.
Прокуроры городов и районов,
прокуроры специализированных прокуратур
назначаются на должность и освобождаются
от должности Генеральным прокурором
РФ. Они подчинены и подотчетны
вышестоящим прокурорам и Генеральному
прокурору РФ.
Прокуроры субъектов Федерации
руководят деятельностью прокуратур
городов, районов и иных административно-территориальных
единиц (территориальных округов
и областей), входящих в состав соответствующего
субъекта Федерации. При этом они
издают приказы, указания, распоряжения,
обязательные для исполнения всеми
подчиненными работниками. Они могут
вносить изменения в штатные
расписания своих аппаратов и
подчиненных прокуратур в пределах
численности и фонда оплаты труда,
установленных Генеральным прокурором
РФ.
Прокуроры городов с районным
делением руководят деятельностью
районных и приравненных к ним
прокуратур.
Все территориальные прокуроры
различных уровней осуществляют
свои полномочия в соответствии с
их компетенцией, установленной Федеральным
законом «О прокуратуре Российской
Федерации», а также нормами уголовно-процессуального,
арбитражного, уголовно-исполнительного,
административного и иного федерального
законодательства.
Организация и деятельность специализированных
прокуратур в современных условиях
предопределяется объективной необходимостью
обеспечения законности в специфических
сферах деятельности, имеющих особую
важность для жизнеобеспечения общества
и государства. Административно-территориальный
принцип построения федеральных
структур власти не выполняет своей
организующей роли в ряде специфических
сфер деятельности государства. В настоящее
время функционируют следующие
специализированные прокуратуры: военные,
транспортные, на особо режимных объектах
и в закрытых административно-территориальных
образованиях - ЗАТО (до 2001 г. были прокуратуры
войсковых частей), которые осуществляют
возложенные на прокуратуру функции
в полном объеме в соответствующих
сферах правовых отношений.
Специализированные природоохранные
прокуратуры и прокуратуры по
надзору за исполнением законов
в учреждениях уголовно-исполнительной
системы выполняют задачи и функции
прокуратуры наряду с территориальными.
При этом общие принципы организации
и деятельности прокуратуры распространяются
на них в полной мере.
Специализированные прокуратуры
не подменяют деятельность территориальных
прокуратур как основного элемента
прокурорской системы, но существенно
их дополняют.
Организация и деятельность различных
видов специализированных прокуратур
имеют особенности, обусловленные
характером организационных, правовых
и иных отношений в соответствующих
сферах.
Создание военных, транспортных и
природоохранных прокуратур обусловлено
необходимостью осуществления функций
прокуратуры в специфических
сферах правовых отношений, не зависящих
от территориального деления страны.
В этих сферах организуются и действуют
хозяйственные и государственно-правовые
структуры, закономерности формирования
и функционирования которых непосредственно
не связаны с федеративным устройством
и административно-территориальным
делением.
Принцип организации таких прокуратур
условно можно назвать «производственным».
В сфере действия этих прокуратур
экономические отношения, а также
реализующие их хозяйственные, государственно-правовые
структуры организуются и функционируют
преимущественно на иных организационных
принципах («линейный» принцип организации
управления железными дорогами; принцип
«порта приписки» на морском и
речном транспорте; внетерриториальные
принципы формирования Вооруженных
Сил РФ).
Организация специализированных прокуратур
должна отвечать требованиям системного
подхода. Все они - элементы единой системы
органов прокуратуры. Соответственно
на каждую из них распространяются
общие принципы организации и
деятельности прокуратуры.
Вооруженные силы РФ строятся не по административно-территориальному
принципу. Поэтому территориальные
прокуратуры не могут заменить подсистему
военной прокуратуры.
Военные прокуратуры возглавляет
Главная военная прокуратура (ГВП),
которая является структурным подразделением
Генеральной прокуратуры РФ. Органы
военной прокуратуры организуются
в соответствии с принципами строительства
Вооруженных Сил РФ и Военно-Морского
Флота и включают: Главную военную
прокуратуру; военные прокуратуры
военных округов, флотов, Ракетных войск
стратегического назначения, Федеральной
пограничной службы Российской Федерации;
Московскую городскую военную прокуратуру
и другие военные прокуратуры, приравненные
к прокуратурам субъектов Российской
Федерации; военные прокуратуры объединений,
соединений, гарнизонов и другие военные
прокуратуры, приравненные к прокуратурам
городов и районов.
Все органы военной прокуратуры
возглавляет заместитель Генерального
прокурора РФ - Главный военный
прокурор, который, как и иные заместители,
назначается на должность и освобождается
от должности Советом Федерации
Федерального Собрания РФ по представлению
Генерального прокурора РФ. Главный
военный прокурор руководит деятельностью
органов военной прокуратуры, обеспечивает
подбор, расстановку и воспитание
кадров, проводит аттестацию военных
прокуроров и следователей, издает
приказы и указания, обязательные
для исполнения всеми военными прокуратурами.
Свои полномочия органы военной
прокуратуры осуществляют в Вооруженных
Силах Российской Федерации, других
войсках, воинских формированиях и
органах, созданных в соответствии
с федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами. Их
компетенция распространяется на органы
военного управления, воинские части,
учреждения, военные комиссариаты,
военно-учебные заведения, предприятия,
организации, подразделения Министерства
обороны, Федеральную службу охраны,
Федеральную пограничную службу,
Службу внешней разведки, Федеральное
агентство правительственной связи
и информации, Федеральную службу
железнодорожных войск РФ, Главное
командование внутренних войск МВД
России, на органы и подразделения
Федеральной службы безопасности, а
также воинские формирования других
министерств и ведомств
Прокуратура ЗАТО является специализированной
прокуратурой, осуществляющей в закрытых
административно-территориальных образованиях,
на особо режимных объектах и в
специальных воинских формированиях
надзор за исполнением законов, иные
возложенные на прокуратуру функции.
Структура оборонного промышленного
комплекса в силу его общефедерального
характера не соответствует административно-территориальному
делению страны, что предопределяет необходимость
создания и функционирования соответствующих
специализированных прокуратур. Производственная
инфраструктура и обслуживающие ее войсковые
части нередко расположены на территории
нескольких субъектов Федерации. Применительно
к структуре оборонного комплекса организуются
подразделения ФСБ и милиции, поднадзорные
прокуратуре. При организации прокуратур
на особо режимных объектах и в ЗАТО учитывается
также, что управление оборонным комплексом
и обслуживающими его структурами ФСБ,
МВД, воинских частей строится по принципам,
не совпадающим с принципом административно-территориального
деления. Прокурор ЗАТО, осуществляющий
надзор за исполнением законов указанными
органами, подчиняется прокурору соответствующего
субъекта Федерации, на территории которого
дислоцирован.
В соответствии с приказом Генерального
прокурора РФ названные прокуроры
осуществляют надзор за исполнением
законов органами местного самоуправления,
предприятиями, организациями, учреждениями
в закрытых административно-территориальных
образованиях; на особо важных и
особо режимных объектах; органами
военного управления; специализированными
военно-строительными и иными
воинскими формированиями, занятыми
на строительстве, в охране и эксплуатации
названных объектов; ведающими ими
территориальными органами соответствующих
министерств и ведомств.
Специализированные прокуратуры
расследуют все преступления, совершенные
на особо важных и особо режимных
объектах и за их пределами, если они
непосредственно связаны с деятельностью
этих объектов, а также преступления,
совершенные военными строителями
и военнослужащими войсковых
частей, прикомандированных к этим
объектам.
Специализированные природоохранные
прокуратуры создаются, когда территориальные
прокуратуры не в состоянии по
объективным причинам обеспечить в
полном объеме выполнение возложенных
на прокуратуру функций в сфере экологии.
Действуют природоохранные прокуратуры
на правах областных (Волжская природоохранная
прокуратура). В субъектах Федерации созданы
природоохранные прокуратуры на правах
межрайонных.
Специализированные прокуратуры
по надзору за соблюдением законов
при исполнении уголовных наказаний
созданы в целях усиления влияния
на состояние законности при исполнении
уголовного наказания в виде лишения
свободы и иных мер принудительного
характера, назначаемых судом. Эти
прокуратуры действуют на правах
районных прокуратур с подчинением
прокурорам соответствующих субъектов
Федерации. На них возложен надзор за
соблюдением законов администрацией
исправительных учреждений уголовно-исполнительной
системы, а также специальных
подразделений по обеспечению безопасности
объектов этой системы в соответствии
со ст. 32 Федерального закона «О прокуратуре
Российской Федерации».
Специализированные прокуратуры
в сравнении с территориальными
в большей степени ограждены
от местных влияний, обеспечивают более
тесное взаимодействие со специализированными
контролирующими органами, целенаправленную
деятельность по обеспечению законности
в соответствующих сферах правовых
отношений, более высокую специализацию
прокурорских работников и результативность
их работы.
Генеральный прокурор Российской Федерации
руководит системой прокуратуры
Российской Федерации. Он имеет первого
заместителя и заместителей, назначаемых
на должность и освобождаемых
от должности Советом Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации
по представлению Генерального прокурора
РФ. В Генеральной прокуратуре
РФ образуется коллегия в составе
Генерального прокурора РФ (председатель),
его первого заместителя и
заместителей (по должности), других прокурорских
работников, назначаемых Генеральным
прокурором РФ.
Структуру Генеральной прокуратуры
РФ составляют главные управления,
управления и отделы, возглавляемые
начальниками - старшими помощниками Генерального
прокурора РФ. В этих подразделениях работают
старшие прокуроры и прокуроры, старшие
прокуроры-криминалисты и прокуроры-криминалисты,
а также старшие следователи по особо
важным делам и следователи по особо важным
делам и их помощники.