Система правоохранительных органов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:14, курсовая работа

Краткое описание

Конституция Российской Федерации1 возлагает на государство обязанность защищать права и свободы человека и гражданина. В выполнении этой обязанности государства важная, главенствующая роль принадлежит правоохранительным органам.
За последнее десятилетие в общей сложности принято сотни законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, которые создали основы функционирования правоохранительной системы страны. Построение системы правоохранительных органов во многом базировалось на ведомственных актах полномочных государственных органов. Во многие акты неоднократно вносились изменения и дополнения, многие на данный момент уже не действуют.

Содержание

Содержание.
I.Введение . 1-2
II.Глава 1. Общая характеристика правоохранительных органов.
1.1 Понятие и задачи правоохранительных органов. 3-5
1.2 Система правоохранительных органов. 6-9
1.3 Правовое регулирование (правовая основа) правоохранительных органов. 10-13
Глава 2. Суды.
2.1 Конституционный Суд РФ. 14-16
2.2 Суды общей юрисдикции. 17
2.2.1Верховный Суд РФ. 17-18
2.2.2Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа. 19
2.2.3Районный суд. 20-21
2.2.4Мировые судьи в РФ. 21-22
2.3 Система федеральных арбитражных судов. 23-24
Глава 3. Прокуратура и органы безопасности.
3.1 Прокуратура РФ: понятие, задачи, устройство. 25-27
3.2 Система органов безопасности. 28
Глава 4. Министерство внутренних дел, милиция.
4.1 Система органов Министерства внутренних дел. 29-30
4.2 Милиция: ее понятие и виды, задачи. 31-32
III.Заключение. 33-34
IV.Список использованной литературы. 35-37

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ от 02032010.doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

  Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Основными принципами деятельности Конституционного Суда Российской Федерации являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон (ст.5 ФКЗ «О Конституционном суде РФ»).

  Деятельность Конституционного Суда гарантируется независимо от любых других органов. Статья 7 ФКЗ закрепляет: Конституционный Суд Российской Федерации независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношениях от любых других органов. Финансирование Конституционного Суда Российской Федерации производится за счет федерального бюджета и обеспечивает возможность независимого осуществления конституционного судопроизводства в полном объеме. В федеральном бюджете ежегодно предусматриваются отдельной статьей необходимые для обеспечения деятельности Конституционного Суда Российской Федерации средства, которыми Конституционный Суд Российской Федерации распоряжается самостоятельно. Смета расходов Конституционного Суда Российской Федерации не может быть уменьшена по сравнению с предыдущим финансовым годом. Имущество, необходимое Конституционному Суду Российской Федерации для осуществления его деятельности и находящееся в его оперативном управлении, является федеральной собственностью. Конституционный Суд Российской Федерации может наделять правом оперативного управления указанным имуществом структурные подразделения, входящие в состав его аппарата.

  Какое бы то ни было ограничение правовых, организационных, финансовых, информационных, материально-технических, кадровых и других условий деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, установленных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается. Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права. Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд Российской Федерации принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации.

   Согласно ст.6 ФКЗ «О Конституционном суде» решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

  Конституционный Суд РФ в своем Постановлении №19-П от 16 июня 1998г. «О толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации» заявил: «Только Конституционный Суд Российской Федерации выносит официальные решения, имеющие общеобязательное значение», в то время как «решения судов общей юрисдикции и арбитражных судов не обладают такой юридической силой. Они не обязательны для других судов по другим делам, так как суды самостоятельно толкуют подлежащие применению нормативные предписания, следуя при этом Конституции Российской Федерации и федеральному закону»[20]. В Определении от 07.10.97 №88-О КС РФ указал, что суды общей юрисдикции не вправе давать собственное официальное толкование постановлений КС РФ, обязательное для других правоприменительных органов.

  К Конституционным судам также относится Конституционный (уставной) суд субъекта. Основная функция: проверка соответствия законов и иных нормативно правовых актов (НПА), принимаемых в этом субъекте Конституцией или Уставом этого субъекта.

  Конституционный (уставной) суд субъекта не является нижестоящим звеном по отношению к Конституционному суду Российской Федерации, т.е. Конституционный суд Российской Федерации не пересматривает решения Конституционного (уставного) суда субъекта.

 

2.2 Суды общей юрисдикции

  Круг полномочий конкретного суда определяет его юрисдикцию. Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают гражданские, уголовные, административные и иные дела. Общую юрисдикцию осуществляют и мировые судьи субъектов федерации РФ. Система федеральных судов общей юрисдикции соответствует федеративному устройству России, ее административно-территориальному и военно-административному делению.

  Суды общей юрисдикции подразделяются на суды трех уровней: высшее звено – Верховный Суд Российской Федерации; среднее звено – Верховные Суды субъектов Российской Федерации; основное звено – районные (городские) народные суды; низшее звено – мировой суд.

  Суды общей юрисдикции различаются объемом компетенции. В зависимости от содержания компетенции, закрепленной в нормах процессуального законодательства, суды подразделяются на суды первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.

2.2.1 Верховный Суд РФ

   В соответствии со ст. 126 Конституции РФ, Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

  Данные конституционные положения более обширно конкретизированы в ФКЗ «О судебной системе». Специальным нормативным правовым актом, в котором урегулированы организация и состав Верховного Суда РФ, является ныне действующий Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР»[21](с последующими изменениями и дополнениями). Глава пятая данного закона рассматривает полномочия и организацию Верховного Суда РФ (РСФСР).

  Верховный Суд РФ имеет следующие полномочия (ст. 56 Закона РСФСР): в пределах своих полномочий рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства РФ, возникающим при рассмотрении судебных дел; осуществляет контроль за выполнением судами РФ руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ; разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров России; осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

  Верховный Суд РФ действует в составе Пленума Верховного Суда РФ, Президиума Верховного Суда РФ, Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам, Военной Коллегии, Кассационной коллегии Верховного Суда РФ (ст.54 закона).

  Статья 57 Закона определяет состав Пленума ВР РФ: Пленум Верховного Суда РФ действует в составе Председателя Верховного Суда РФ, заместителей Председателя и членов Верховного Суда РФ. В заседаниях Пленума участвуют Генеральный прокурор РФ (в обязательном порядке) и Министр юстиции РФ. В заседаниях Пленума по приглашению Председателя Верховного Суда РФ могут участвовать судьи, члены Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ, представители министерств, федеральных служб и федеральных агентств, научных учреждений и других государственных и общественных организаций.

  Статья 61 Закона определяет состав Президиума ВС РФ: Президиум Верховного Суда РФ состоит из 13 судей и утверждается Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ, в составе Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя, входящих в состав Президиума по должности, и судей Верховного Суда РФ. Утверждение Президиума Верховного Суда Российской Федерации производится при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей ВС РФ.

  Судебная коллегия по гражданским делам и Судебная коллегия по уголовным делам ВС РФ, а также Военная коллегия ВС РФ утверждаются Пленумом ВС РФ из числа судей ВС РФ. Председатель Верховного Суда РФ в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии.

 

2.2.2 Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа

  Федеральными судами общей юрисдикции субъектов РФ являются количество судов по числу субъектов РФ. Изначально их было 89, однако в результате объединения некоторых субъектов, число их сократилось.

  Согласно Федеральному конституционному закону от 14 октября 2005 г. N 6-ФКЗ в результате объединения трех граничащих между собой субъектов Российской Федерации - Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа с 1 января 2007 г. образуется новый субъект Российской Федерации - Красноярский край

  Согласно Федеральному конституционному закону от 25 марта 2004 г. N 1-ФКЗ в результате объединения двух граничащих между собой субъектов Российской Федерации - Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа с 1 декабря 2005 г. образуется новый субъект Российской Федерации - Пермский край

  Верховный суд республики, краевой, областной, городской суд, суд автономной области и суд автономного округа имеет следующие полномочия: рассматривает в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; осуществляет надзор за судебной деятельностью районных (городских) судов, также изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику; осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

  Состав президиума суда утверждается Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Утверждение состава президиума суда производится при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

    Председатель верховного суда республики, краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии.

 

2.2.3 Районный суд

  Полномочия, состав районного (городского) суда определены в ст.ст. 4, 13, 21 ФКЗ «О судебной системе РФ»; ст.ст. 21, 23-27 Закона РСФСР «О судоустройстве».

  Районный суд является основным звеном судебной системы и до образования мировых судов рассматривает более 90% уголовных и гражданских дел. Помимо этого районные суды рассматривают все административные дела, отнесенные к компетенции судов.

  На протяжении десятилетий, вплоть до принятия Закона о судебной системе, районный суд имел наименование «районный народный». Этим подчеркивалась его близость к населению и то обстоятельство, что судьи районного суда избирались жителями района. С изменением порядка наделения судей полномочиями отпало основание для такого названия, но сущность районного суда от этого не меняется. По своему местоположению районные суды наиболее близки к населению, что реально позволяет гражданам обратиться именно в этот суд за защитой своих прав.

  Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.  Районный суд создается в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации. Районный суд может быть создан также в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации.

  Полномочиями районного (городского) суда согласно ст. 25 Закона РСФРС, являются: рассмотрение всех гражданских и уголовных дел, за исключением дел, отнесенных законом к ведению других судов; в случаях, предусмотренных законодательством России, районный (городской) народный суд или народный судья рассматривают дела об административных правонарушениях; изучение и обобщение судебной практики, оказание правовой помощи товарищеским судам, а также осуществление других полномочия, предоставленных ему законодательством.

    В случае временного отсутствия судьи районного (городского) народного суда/военного суда гарнизона исполнение его обязанностей возлагается на судью ближайшего районного (городского) народного суда/ближайшего военного суда решением председателя вышестоящего суда.

2.2.4 Мировые судьи в РФ

  Мировые судьи субъектов Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, общая организация деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливается Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации», а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Федерации.

  В соответствии с Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации»[22] мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков. Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Федерации, согласованной с Верховным Судом РФ или по инициативе Верховного Суда РФ, согласованной с соответствующим субъектом Федерации. Количество и границы судебных участков внутри одного судебного района определяются решением органа законодательной власти субъекта Федерации.

  Федеральный закон о мировых судьях устанавливает требования, предъявляемые к мировому судье, порядок его назначения на должность, прекращения и приостановления полномочий. Мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Федерации.

  Мировые судьи назначаются (избираются) представительным органом государственной власти субъекта Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Федерации. Наиболее демократичным является порядок, при котором мировые судьи будут избираться населением судебного участка путем прямых выборов, тайным голосованием на альтернативной основе. Порядок назначения (избрания) мировых судей устанавливается отдельным законом субъекта Федерации.

Информация о работе Система правоохранительных органов РФ