Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:14, курсовая работа
Конституция Российской Федерации1 возлагает на государство обязанность защищать права и свободы человека и гражданина. В выполнении этой обязанности государства важная, главенствующая роль принадлежит правоохранительным органам.
За последнее десятилетие в общей сложности принято сотни законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, которые создали основы функционирования правоохранительной системы страны. Построение системы правоохранительных органов во многом базировалось на ведомственных актах полномочных государственных органов. Во многие акты неоднократно вносились изменения и дополнения, многие на данный момент уже не действуют.
Содержание.
I.Введение . 1-2
II.Глава 1. Общая характеристика правоохранительных органов.
1.1 Понятие и задачи правоохранительных органов. 3-5
1.2 Система правоохранительных органов. 6-9
1.3 Правовое регулирование (правовая основа) правоохранительных органов. 10-13
Глава 2. Суды.
2.1 Конституционный Суд РФ. 14-16
2.2 Суды общей юрисдикции. 17
2.2.1Верховный Суд РФ. 17-18
2.2.2Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа. 19
2.2.3Районный суд. 20-21
2.2.4Мировые судьи в РФ. 21-22
2.3 Система федеральных арбитражных судов. 23-24
Глава 3. Прокуратура и органы безопасности.
3.1 Прокуратура РФ: понятие, задачи, устройство. 25-27
3.2 Система органов безопасности. 28
Глава 4. Министерство внутренних дел, милиция.
4.1 Система органов Министерства внутренних дел. 29-30
4.2 Милиция: ее понятие и виды, задачи. 31-32
III.Заключение. 33-34
IV.Список использованной литературы. 35-37
Для мировых судей Федеральный закон устанавливает определенные изъятия из принципа несменяемости. Мировой судья назначается (избирается) на срок, установленный законом соответствующего субъекта Федерации, но не более чем на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе вновь выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи он назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта Федерации, но не менее чем на пять лет (ст. 7 Закона о мировых судьях).
Полномочия мирового судьи могут быть приостановлены решением квалификационной коллегии судей субъекта Федерации в случаях и в порядке, установленном Законом «О статусе судей в Российской Федерации». Прекращение полномочий мирового судьи происходит по истечении срока, на который он был назначен (избран), либо в случаях и в порядке, установленных Законом о статусе судей[23].
Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» устанавливает общие рамки компетенции мировых судей: мировые судьи в пределах своей компетенции должны рассматривать гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» к компетенции мировых судей относит рассмотрение гражданских дел - по искам и заявлениям, отнесенных к их подсудности федеральным гражданским процессуальным законодательством, в частности: дела о преступлениях, максимальное наказание которых составляет не более 3 лет лишения свободы; дел о выдаче судебного приказа; дел о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; дел о разделе между супругами совместно нажитого имущества; иных дел, возникающих из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка; дел по имущественным спорам при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей; дел об определении порядка пользования имуществом; дел об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции мирового судьи КоАП или соответствующими законами РФ.
2.3 Система федеральных арбитражных судов
Правовой основой функционирования арбитражных судов в Российской Федерации являются: Конституция РФ, Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»[24] (с изменениями от 4 июля 2003 г., 25 марта 2004 г.) (далее по тексту ФКЗ об арбитражных судах).
Порядок судопроизводства в арбитражных судах в Российской Федерации определяется, наряду с названными актами, Арбитражным процессуальным кодексом РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ[25](с изменениями от 28 июля, 2 ноября 2004 г., 31 марта 2005 г.) и иными федеральными законами.
По вопросам внутренней деятельности арбитражных судов в Российской Федерации и взаимоотношений между ними Высший Арбитражный Суд Российской Федерации принимает регламент, обязательный для арбитражных судов в Российской Федерации. Регламент арбитражных судов Российской Федерации утвержден Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 июня 1996 г. N 7) (с изменениями от 20 июля 1998 г., 30 декабря 2002 г., 8 апреля 2004 г.).
Основными принципами деятельности арбитражных судов в Российской Федерации являются принципы: законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел.
В зависимости от своей компетенции арбитражные суды подразделяются на суды первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.
В арбитражных судах дела в первой инстанции рассматриваются судьей единолично. Все дела в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях рассматриваются коллегиально, при этом, в состав суда должно входить трое или другое нечетное количество судей. В соответствии со ст.3. ФКЗ об арбитражных судах систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации; федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды); арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (далее - арбитражные суды субъектов Российской Федерации).
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (ВАС РФ) является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст.9 ФКЗ об арбитражных судах). Местом постоянного пребывания Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации является столица Российской Федерации - город Москва.
Федеральные арбитражные суды (ФАС) округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов. Всего действует 10 ФАС округов (ст.24 ФКЗ об арбитражных судах)
Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции (ст.33.1 ФКЗ об арбитражных судах). Всего действует 20 арбитражных апелляционных судов. Место постоянного пребывания арбитражного апелляционного суда определяется Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 8; от 15 декабря 2004 г. N 30; от 15 декабря 2004 г. N 31; от 17 ноября 2004 г. N 28; от 13 августа 2004 г. N 21; от 15 июня 2004 г. N 14; от 29 апреля 2004 г. N 7; от 21 июля 2003 г. №13.
Арбитражные суды субъектов РФ - арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. На территориях нескольких субъектов Российской Федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный суд. Судебную власть на территории одного субъекта Российской Федерации могут осуществлять несколько арбитражных судов (ст.34 ФКЗ об арбитражных судах). Арбитражные суды субъектов РФ рассматривают дела в качестве суда первой инстанции. Всего действует 82 суда. Местом их постоянного пребывания является административный центр соответствующего субъекта Российской Федерации.
3.1 Прокуратура РФ: понятие, задачи, устройство
Статья 129 Конституции РФ входит в главу «Судебная власть», однако это не делает прокуратуру субъектом именно этой власти, поскольку таковым в соответствии со ст. 118 Конституции может быть только суд. Вместе с тем, как верно отмечает Ю.Скуратов, общность конечных целей, таких как создание гарантий законности в стране, защита прав и свобод личности, а также близость функций предопределяют тесное взаимодействие между прокуратурой и судами[26]. Конституционны положения о прокуратуре конкретизированы в Федеральном законе от 18 октября 1995 г., которым принята новая редакция Закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Легальное определение прокуратуры дано в ст. 1 Закона: прокуратура Российской Федерации – есть единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Помимо этого прокуратура выполняет и другие функции, установленные законодательством.
Многие исследователи едины во мнении, что прокуратура является самостоятельным органом государства, не принадлежащим ни к одной из ветвей государственной власти, поскольку, прежде всего, прокуратура как орган государства не осуществляет власти – власть исходит лишь от прокурора. В то же время, отдельные исследователи склонны причислять, или, скорее, склонять прокуратуру к конкретной ветке власти. Так, например, Черемных Г.Г. относит прокуратуру к органам исполнительной власти. По мнению А.Ф. Козлова[27], «прокурорский надзор организационно тяготеет к законодательной власти, покольку его основная функция – обеспечение исполнения принимаемых законов». Аналогичное мнение выражается проф. В. Ломовским[28] - «прокуратура как орган надзора за исполнением законов должна находиться при законодательной власти России. Прокуратура не может быть в государстве совершенно одинокой при выполнении ею своих обязанностей. Закон - выражение народной воли и одновременно творение законодательной власти. Этой власти для реального осуществления ею функции высшего контроля за исполнением законов нужна собственная или близкая к ней государственно-правовая структура, в качестве которой может выступать опять-таки только прокуратура». Таким образом, прокуратура является специальным государственным органом, независимым от всех других государственных структур, обеспечивающий нормальное функционирование механизма сдержек и противовесов.
Основным нормативным актом, регулирующим деятельность прокуратуры, как уже было сказано, является ФЗ «О прокуратуре». В этом законе определяются задачи и функции органов прокуратуры, принципы их организации и деятельности, порядок формирования, основы службы в органах и учреждениях прокуратуры, работы с кадрами и другие вопросы. Ряд вопросов, связанных со службой в органах прокуратуры и ее деятельностью регламентирован в следующих нормативных правовых актах: положение о классных чинах прокурорских работников Российской Федерации[29]; постановление Правительства РФ «Об оружии, предназначенном для личной защиты прокуроров и следователей».
Многие вопросы урегулированы ведомственными нормативными актами, в частности, приказами Генеральной прокуратуры РФ:- от 9 августа 1996 г. N 47 «Об участии органов и учреждений прокуратуры в правотворческой деятельности и систематизации законодательства в прокуратуре Российской Федерации»[30];от 18 июня 1997 г. N 31 «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием»[31]; от 28 ноября 2001 г. N 72/1058 «О мерах по укреплению законности в деятельности органов внутренних дел при регистрации и учете преступлений; от 16 мая 2005 г. N 18/350 «О мерах по укреплению законности при вынесении постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела»[32]. В основе организации системы органов прокуратуры находится федеральное устройство России и ее административно-территориально
Генеральная прокуратура РФ является высшим звеном в системе органов прокуратуры. Ее структуру составляют главные управления, управления и отделы. Исчерпывающий перечень структурных подразделений Генеральной прокуратуры РФ устанавливается приказами Генерального прокурора, он вправе изменять перечень в зависимости от потребностей общественных отношений. Но во всяком перечне должны обязательно присутствовать отдельные структурные подразделения. Срок полномочий Генерального прокурора 5 лет. Генеральный прокурор РФ имеет советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, помощников и помощников по особым поручениям.
Нижеследующим звеном после Генеральной прокуратуры следуют прокуратуры субъектов РФ. Их состав и полномочия определены ст.ст.13, 15, 17 Закона. Прокуратуры субъектов федерации возглавляют соответствующие прокуроры, имеющие первых заместителей и заместителей, назначаемых Генеральным прокурором РФ. Здесь образуются коллегии в составе прокурора субъекта РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей и других прокурорских работников, назначаемых прокурором субъекта. Кроме указанных звеньев системы прокуратуры РФ, важно принимать во внимание прокуратуры федеральных округов. В соответствие с Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. N 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе»[33], территория России была подразделена на семь федеральных округов. В федеральных округах учреждены прокуратуры в полном соответствие с Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 5 июня 2000 г. N 98 «Об образовании управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах»[34]. По объему полномочий прокуратура федерального округа приравнивается к прокуратуре субъекта РФ. При этом они имеет дополнительные административные полномочия по отношению к прокуратуре субъекта РФ и возглавляется одним из заместителей Генерального Прокурора РФ.
3.2 Система органов безопасности
Для обеспечения безопасности (т.е. состояния защищенности важных интересов личности, общества и государства), спокойного развития страны и противодействия внешним и внутренним врагам, государство имеет в своем распоряжении и на службе определенные органы.
К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
Закон РФ «О безопасности»[35] (в редакции 2005 года) в ст. 2 относит к органам, осуществляющим безопасность чуть ли не все государственные органы, вне зависимости от принадлежности их к ветвям государственной сласти: «государство осуществляет функции в области обеспечения безопасности через органы законодательной, исполнительной и судебной властей».
Согласно ст.8 Закона, систему безопасности страны образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности. Создание органов обеспечения безопасности, не установленных законом Российской Федерации, не допускается.
И, наконец, система органов обеспечения пожарной безопасности предусмотрена в ФЗ «О пожарной безопасности»[36]. Возглавляет систему органов обеспечения пожарной безопасности Государственная противопожарная служба, состоящая из двух звеньев - федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов Российской Федерации.
Такой в целом можно представить систему органов безопасности страны. Повторимся, в нормативных актах не имеется полного перечня органов безопасности, поэтому, по сути, в этот перечень могут входить любые органы исполнительной власти, создание которых допускается законом.
4.1 Система органов Министерства внутренних дел
Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции.
Положение о Министерстве внутренних дел РФ, утверждено Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. №92[37]. МВД России возглавляет Министр внутренних дел Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Руководство деятельностью МВД России осуществляет Президент Российской Федерации.