Смертная казнь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 21:28, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного проекта состоит в рассмотрении зарубежного опыта применения смертной казни.
Задачи дипломного проекта:
1) Рассмотреть основные определения.
2) Изучить мнения зарубежных экспертов.
3) Выявить положительные и отрицательные аспекты применения смертной казни.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СМЕТРНОЙ КАЗНИ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 7
1.1 Понятие уголовной ответственности 7
1.2 Понятие смертной казни 17
1.3 История смертной казни 21
2.1 Ограничение применения смертной казни 24
2.2 Порядок исполнения наказания в виде смертной казни и помилование 31
3 СМЕРТНАЯ КАЗНЬ И ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ 33
3.1 Положительное общественное мнение 34
3.2 Отрицательное общественное мнение 36
3.3 Практика применения наказания в виде смертной казни 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
Приложение А - Системы и виды наказаний 46
Приложение Б - Смертная казнь 47

Вложенные файлы: 1 файл

смертная казнь зарубежный опыт и т.д. Магавина Ю-25во.doc

— 488.00 Кб (Скачать файл)

В последнее время  ученые выделяют также так называемую позитивную ответственность, под которой понимается осознание индивидом своей обязанности не совершать запрещенные уголовным законом преступные деяния (ответственность, лежащая в основе правомерного поведения граждан). Дифференциация единой ответственности в уголовном праве на две формы, негативную и позитивную, вытекает из двух различных оснований ее возникновения. Совершение преступления и иное нарушение уголовно-правовых норм влечет негативную уголовную ответственность. Наоборот, ожидаемое поведение, стимулируемое законом, порождает позитивную ответственность субъекта. Содержание позитивной ответственности состоит в обязанности лица выполнить конкретные предписания уголовно-правовых норм. Позитивная ответственность реализуется путем отказа от наказуемости деяний, совершенных при обстоятельствах, исключающих общественную опасность и противоправность этих деяний, а также в виде освобождения от уголовной ответственности или наказания или замены его более мягким. Позитивная ответственность в уголовном праве имеет место не только в конкретно-регулятивных, но и в общерегулятивных отношениях. Общая обязанность каждого гражданина соблюдать уголовное законодательство, воздерживаться от преступных действий - это "первичная" ответственность, обеспеченная угрозой наказания к лицу, игнорировавшему свою ответственность, проявившему свою преступную безответственность.

Однако, по мнению ряда авторов, в том числе и А.Н.Игнатьева, такое понимание уголовной ответственности, несмотря на интересный, нетрадиционный подход, все же не может быть поддержано. Представляется, что в данном случае, используя полисемию русского языка, теория создана на чисто словесном материале. В одном из значений, слово "ответственность" действительно трактуется как добросовестность, обязательность, чувство долга, а сама позитивная ответственность - как социальный, нравственный и правовой долг человека. Именно отождествление позитивной (перспективной, активной) социальной ответственности с одним из ее компонентов - осознанием обязанности, лежащей на человеке, стало причиной отрицания самой возможности рассматривать правовую ответственность как такую разновидность общей социальной ответственности, которая обладает всеми свойствами последней; то есть причиной сведения правовой ответственности исключительно к ретроспективной ответственности - ответственности за правонарушение.

 

1.2 Понятие смертной казни

 

 

Смертная казнь – вечная тема. Уже на протяжении времени обсуждается и меняется ее практическое применение в разных странах при разных режимах. Данная тема весьма сложна. Она является определителем нравственности, экономического положения в стране, психического здоровья нации, состояния умов в государстве. По всей вероятности консенсуса по этому вопросу весьма сложно, так как он не имеет единственного, безусловного, правильного решения.

Смертная казнь является одним из древнейших наказаний. Оно применялось еще до того, как возникло уголовное право в современном понимании. «Лишение жизни как вид общественной расправы с преступниками встречалось несравненно ранее», - писал один из виднейших российских ученых Н.С. Таганцев

До сих пор в мировой ученой среде идут споры о том, имеет ли право на существование такое наказание, как смертная казнь. И , видимо, эти споры будут продолжаться.

Проходит много дискуссий на тему смертной казни, но в теоретической разработке этой проблемы еще имеются белые пятна. В частности не дается понятие смертной казни.

Хотя на первый взгляд ясно, что есть смертная казнь. Это лишение человека жизни. Но при этом человек может быть лишен жизни по различным причинам. Даже если оставить в стороне случаи естественной смерти, можно назвать и причины из-за которых наступает насильственная смерть. Например, люди гибнут в результате действия сил природы и от голода, несчастных случаев в быту и на производстве и в силу своей неосторожности. Уходят из жизни люди и в результате самоубийства. Они гибнут от различных преступлений, начиная от умышленных убийств до неосторожных действий, приводящих к смерти человека, таких как нарушение правил техники безопасности, дорожного движения, обращения с различными опасными веществами и предметами. Люди убивают друг друга на войнах, во время межнациональных конфликтов. Но все эти случаи лишения жизни в социальном и юридическом отношении не имеют не чего общего со смертной казнью.

Это можно с уверенностью утверждать, так как существенным признаком смертной казни является то, что она является наказанием. Это значит, что ей присущи черты, которые характеризуют именно эту меру государственного принуждения.

Сущность любого наказания – кара. Профессор Н.А. Стручков определяет кару, как «комплекс установленных законом правоограничений, конкретно выражающихся при применении того или иного наказания».

Из этого следует, что кара представляет собой лишение человека его прав или интересов, уменьшение их объема либо введение особого порядка их осуществления, установление обязанностей, которые обусловлены наказанием, и на других граждан обычно не возлагаются. В смертной казни кара проявляется в максимальной степени. У осужденного отнимается самое дорогое, что есть у человека - жизнь. Естественно, что он лишается всех других прав и интересов. Однако это происходит только после приведения приговора в исполнение. Данный момент является очень существенным, так как до него за осужденным сохраняются многие права.

Осужденный имеет целый комплекс специфических прав, которые присущи только осужденному к смертной казни. Речь идет о праве обжаловать приговор в надзорном порядке, написать и направить ходатайство о помиловании, иметь свидания с адвокатом без ограничения их продолжительности и количества. При этом поданная жалоба приостанавливает приведения приговора в исполнение до разрешения ее по существу и получения ответа.

Осужденный вправе подавать жалобы и заявления в связи с действиями администрации того места лишения свободы, в котором он содержится до рассмотрения его жалоб, ходатайств о помиловании и приведения приговора в исполнение. Это могут быть заявления, касающиеся его содержания, например, питания, бытовых и других условий, допустим, обеспечения бумагой, письменными принадлежностями, отношения к нему персонала места лишен6ия свободы, оказания медицинской помощи и так далее.

В установленном порядке осужденный имеет право на свидание с родственниками, со священнослужителями, получение и отправление писем.

Лицо, приговоренное к смертной казни, до последнего момента своей жизни остается гражданином Республики Казахстан. В связи с этим ему присущи некоторые общегражданские права, например, распорядится своим имуществом, зарегистрировать или расторгнуть брак и прочие.

Исследователи данного вида наказания отмечают, что смертная казнь вызывает страдания. Это, бесспорно, является признаком любого наказания, но применительно к смертной казни нельзя не отметить весьма существенной особенности. Осужденный к смертной казни ощущает страдания в момент вынесения ему приговора и ожидания результатов рассмотрения поданных им жалоб, ходатайства о помиловании. В этой ситуации у большинства осужденных появляется страх смерти, который нередко связан с осознанием безысходности своего положения, иногда с осознанием вины, угрызениями совести и так далее. Хотя эти страдания, видимо, несравнимы с переживаниями осужденными к другим видам наказания, по понятным причинам в момент приведения приговора в исполнение они прекращаются. Страдания преступника уже не нужны обществу, так как смертная казнь не ставит своей задачей исправить его, в чем-то убедить, что-то доказать. Общество вычеркивает его из числа своих членов.

Цивилизованные страны стараются найти способы приведения в исполнение приговора к смертной казни, связанные с минимальными страданиями для осужденного. К их числу относятся, в частности, расстрел, применение электрического стула, газа, усыпление.

В Республике Казахстан казнь приводилась путем расстрела. Согласно статьи 49 УК РК применение наказания – смертной казни в виде расстрела – допускается за умышленное убийство (ч. 2 ст. 96 УК РК), геноцид (ст. 160 УК РК), за государственную измену во время войны или боевой обстановке при отягчающих обстоятельствах (ст. 165 УК РК), за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 167 УК РК), за посягательство на жизнь лица, осуществляющее правосудие и предварительное следствие (ст. 340 УК РК), неповиновение или иное неисполнение подчиненными приказ начальника, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а равно повлекшие тяжкие последствия и совершенные в военное время или в боевой обстановке (ч. 3 ст. 367 УК РК), сопротивление начальнику и принуждение его к нарушению служебных обязанностей, совершенное в военной или боевой обстановке (ч. 3 ст. 368 УК РК), насильственные действия в отношении начальника, совершенные в военное время или в боевой обстановке (ч. 3 ст. 369 УК РК), дезертирство, совершенное в военное время или в боевой обстановке (ч. 3 ст. 373 УК РК ), злоупотребление властью, превышение или бездействие власти, совершенное в военное время или в боевой обстановке ( ч. 3 ст. 380 УК РК ), сдача или оставление противнику средств ведения войны ( ст. 383 УК РК ).

Смертная казнь является самым суровым видом наказания. Как и всякое принуждение, смертная казнь является принуждением, применяется независимо и, как правило, вопреки желанию осужденного. Если виновный, раскаявшись, сам принимает решение уйти из жизни - налицо самоубийство, а не наказание.

Как известно, все дела о назначении осужденным наказания в виде смертной казни после завершения предусмотренной законом процедуры обжалования направляются в Комиссию по помилованию, которая создана при Президенте Республики Казахстан.

В ст. 15 Конституции РК предусматривается, что «каждый имеет право на жизнь»[1,7]. Каждый человек должен решать сам, дорога ли ему жизнь, поэтому с правом на жизнь человек должен обладать правом на смерть. А отсюда следует вывод: помилование нельзя навязать. Основанием для рассмотрения вопроса о помиловании в обязательном порядке должна быть просьба осужденного. Смертная казнь применяется от имени государства. Законность, обоснованность, справедливость приговора проверяются соответствующими органами государства. Поэтому смертной казню не могут считаться случаи самосуда, даже правомерного убийства в результате необходимой обороны или в состоянии крайней необходимости, случаи убийства преступника при задержании, даже правомерном.

Смертная казнь применяется только по приговору суда. Она может быть назначена только за преступление, то есть деяние, предусмотренное в Уголовном кодексе. Недопустимо назначение этого наказания за деяния, прямо не предусмотренное в Особенной части Уголовного кодекса. Конституция и Уголовный кодекс допускают возможность применения смертной казни лишь за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь.

Смертная казнь может назначаться только лицу, признанному виновным в совершении преступления. Хотя в ст. 15 Конституции не говорится о том, что смертная казнь может применяться лишь к виновным в совершении умышленного преступления, такое положение, безусловно, должно быть указано, даже если речь идет о преступлении, повлекшим весьма тяжкие последствия.

Как и любое другое наказание, смертная казнь направлена на достижение цели частной превенции. Она должна не допустить совершение новых преступлений самим осужденным и быть уроком другим. Поэтому осужденные надежно изолируются до исполнения приговора. Вопрос о возможности совершения новых преступлений после исполнения приговора не ставиться. Весьма велика общепревентивная роль смертной казни. Можно с уверенностью сказать, что больше, чем у любого другого наказания.

Особенностью смертной казни является то, что перед ней не стоит цели исправления осужденного. Его физическое уничтожение снимает самому постановку вопроса.

Таким образом, смертная казнь является самым тяжким исключительным видом наказания. Государство рассматривает смертную казнь как исключительную меру наказания.

Смертная казнь, естественно, не может иметь своей целью исправление виновного, а выполняет задачи восстановления социальной справедливости и предупреждения новых преступлений, прежде всего самими осужденными и другими неустойчивыми лицами.

Вопрос о смертной казни как о мере уголовного наказания , о целесообразности ее применения в уголовном законодательстве и объеме применения решался как в зарубежных странах, так и в Казахстане в разные периоды истории. Дискуссионной эта проблема была на протяжении веков и остается таковой до настоящего времени.

 

1.3 История смертной казни

 

 

Смертная казнь одно из самых древних наказаний, известных уголовному праву. Оно существует уже много веков и в течении этого времени отношение к этому виду наказания менялось неоднократно. Оно то применялось весьма часто и широко, а то и вовсе не применялось. Долгое время к смертной казни относились, как к возмездию преступнику, как к устрашению его и других членов общества. Цели смертной казни откладывали отпечаток на всю правовую регламентацию этого наказания, частоту его применения, перечень преступлений, совершение которых может повлечь смертную казнь. Это оказывало влияние на способ его применения.

В литературе способы смертной кази делятся на простые и квалифицированные. Задача первых лишить человека жизни, а вторых сводится к лишению жизни с максимальной жестокостью и страданием.

Первое упоминание смертной казни на Древней Руси было в Двинской уставной грамоте в 1398 году за кражу совершенную трижды. В действительности это наказание применялось и раньше, но только в виде кровной мести или же по указанию князей. В казахстанских степях это наказание имело место за прелюбодеяние. Но все эти случаи применения смертной казни не имело юридического характера наказания, следовательно, это была мера государственного т принуждения.

С развитием государства получает и большее распространение смертная казнь в источниках права. В Псковской судной грамоте 1497 года смертная казнь устанавливалась за 5 видов деяний. В Судебнике 1497 года за 10, в Судебнике 1550 года за 13, а в Соборном Уложении 1649 года уже за 66. И подробно регламентировались на простые и квалифицированные.

Периодом наибольшего применения смертной казни считается эпоха Петра Великого, но причем число способов было сокращено до 3-х : аркебузирования, обезглавливания, повешения.

В период правления Анны Иоановны жестокость способов возросло.

Информация о работе Смертная казнь