Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 13:02, дипломная работа
Актуальность темы дипломной работы определяется тем, что в последнее время все чаще и настойчивее раздаются голоса о запрещении, т.е. отмене или во всяком случае, ограничения смертной казни. Законодательство многих государств вообще не предусматривают применение данного вида уголовного наказания.
Тема работы соответствует современным направлениям в науке уголовного права в Республике Беларусь.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЭВОЛЮЦИЯ СМЕРТНОЙ КАЗНИ КАК ВИДА НАКАЗАНИЯ В ТЕОРИИ И УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И СССР 6
1.1 Эволюция смертной казни как вида наказания в теории и уголовном законодательстве Российской империи до 1917г 6
1.2 Смертная казнь в уголовном праве СССР и БССР 15
2 ЭВОЛЮЦИЯ СМЕРТНОЙ КАЗНИ И СОВРЕМЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЭТОМУ ВИДУ НАКАЗАНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 21
2.1 Эволюция смертной казни и современное отношение к этому виду наказания в отдельных странах англо-саксонской системы права 21
2.2 Эволюция смертной казни и современное отношение к этому виду наказания в отдельных странах Западной Европы 27
3 СМЕРТНАЯ КАЗНЬ В ТЕОРИИ, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ОТДЕЛЬНЫХ СТРАНАХ СНГ 32
3.1 Смертная казнь в теории, законодательстве и судебной практике Республики Беларусь 32
3.2 Смертная казнь в теории, законодательстве и судебной практике в отдельных странах СНГ 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
Приложение А. Применение смертной казни, пожизненного заключения и помилования в Республике Беларусь с 1998 по 2010 г 62
Вместе с тем, несмотря на применение указанных наказаний, в республике имеет место рост преступных посягательств на жизнь человека. По сравнению с 1994 г., когда было зарегистрировано 952 убийства, в том числе и покушений на убийство, количество таких преступлений в 2002 г. возросло на 23,7%. Превентивная же роль смертной казни, взаимозависимость ее применения и уровня совершаемых убийств фактически не прослеживаются. Наоборот, рост числа убийств, совершенных при отягчающих обстоятельствах, при наличии которых законом предусмотрена возможность назначения смертной казни, приходился в основном на те годы, когда это наказание применялось сравнительно в большом объеме. Например, в период с 1994 г. по 1998 г. количество приговоренных к смертной казни увеличивалось (25, 37, 29, 46, 47 человек), но наряду с этим росло и число лиц, осуждаемых за убийство, совершенное при отягчающих обстоятельствах (278, 345, 411, 480, 517 человек). Однако, несмотря на то, что в 2002 г. к смертной казни было приговорено 4 человека, в 2003 г. количество зарегистрированных в республике убийств, в том числе и покушений на убийство, по сравнению с 2002 г. снизилось на 104 преступления.
Ни практика, ни научные исследования не выявили зависимости совершаемых убийств от степени использования в государстве смертной казни и не определили уровень ее устрашающего эффекта. Этот факт находит свое подтверждение и в других государствах, что явилось для них одним из достаточно серьезных аргументов в пользу отмены смертной казни. По своей природе смертная казнь не может обеспечить достижения и других целей уголовной ответственности, закрепленных в части второй статьи 44 УК: исправление лица, совершившего преступление, и предупреждение совершения им новых преступлений.
Конституционный Суд в своем решении [11] обращает внимание на то, что при решении вопроса о применении смертной казни не могут быть полностью исключены ошибки в признании лица виновным в совершении преступлений, за которые оно осуждается к этому наказанию, а также же считает, что для обеспечения безопасности общества, недопущения рецидива со стороны лиц, совершающих умышленные посягательства на жизнь при отягчающих обстоятельствах, государство обладает достаточно эффективными уголовно-правовыми средствами, позволяющими изолировать преступников от общества и тем самым не допустить совершения ими новых преступлений. Такими средствами воздействия, в частности, на убийц в Республике Беларусь, как и во многих других странах, являются наказания в виде пожизненного заключения либо лишения свободы, назначаемого на срок до 25 лет. Именно этим наказаниям, и прежде всего лишению свободы, назначаемому на длительные сроки, суды отдают предпочтение при вынесении приговоров лицам, осуждаемым за особо тяжкие преступления, сопряженные с умышленным лишением жизни при отягчающих обстоятельствах. В структуре наказаний, назначаемых за указанные преступления, удельный вес лишения свободы составляет более 90%. Например, в 2001 г. он составил 96%, в 2002 г. - 95% и в 2003 г. - 96%. Пожизненное заключение в эти годы было назначено соответственно 2,3%, 4,2%, 2,6% от общего количества осужденных за такие преступления. Между тем приоритетное использование судами в качестве карательной меры лишения свободы в отношении опасных преступников, посягающих на жизнь человека, не ставит под угрозу безопасность общества, обеспечение задач борьбы с преступностью.
Следует отметить, что на сохранение смертной казни в уголовном законодательстве Республики Беларусь оказывают влияние результаты проведенного 24 ноября 1996 г. референдума, в ходе которого 80,44% граждан, принявших участие в голосовании, на поставленный вопрос [12]: «Поддерживаете ли Вы отмену смертной казни в Республике Беларусь?» – ответили отрицательно. Референдум проходил в условиях, когда в УК в качестве альтернативы смертной казни предусматривалось только лишение свободы на срок до 15 лет, то есть наказание, явно не соответствующее характеру и степени общественной опасности умышленных убийств, совершаемых при отягчающих обстоятельствах. Пожизненное заключение как исключительное и альтернативное смертной казни наказание было введено в УК Республики Беларусь только в декабре 1997 г.
Кроме того итоги референдума повлияли на увеличение числа осужденных к смертной казни. Если, в 1993–1996 годах к такому виду наказания осуждалось 20–30 человек, то в 1997 и 1998 – соответственно 46 и 47 человек, и вдруг резкий спад: в 1999 году – 13 человек, в 2000 – 4, в 2001 году – 7 [38]. Надо учитывать, что со времени референдума прошло шестнадцать лет.
Анализируя судебную практику можно сделать вывод о поступательном и необратимом процессе ограничения применения смертной казни в Республике Беларусь (см. Приложение А [50]).
Относительно гарантий защиты прав осужденных к смертной казни следует отметить, что в соответствии со статьей 113 Конституции Республики Беларусь дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях - единолично судьями. Согласно статье 32 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь, вступившего в силу с 1 января 2001 года, установлено коллегиальное рассмотрение по первой инстанции в составе судьи и двух народных заседателей дел о преступлениях, за которые уголовным законодательством предусматриваются наказания свыше десяти лет лишения свободы или смертная казнь, а также о преступлениях несовершеннолетних.
В соответствии с частью 2 статьи 59 УК смертная казнь не может быть назначена:
1. лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет;
2. женщинам;
3. мужчинам, достигшим ко дню постановления приговора шестидесяти пяти лет.
Правовое положение
лиц, осужденных к смертной казни
определяется уголовно-исполнительным
законодательством. Согласно статье 174
Уголовно-исполнительного
1. обратиться в установленном
законом порядке с
2. иметь свидания с адвокатами и иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, без ограничения их количества и продолжительности;
3. получать и отправлять письма без ограничений;
4. иметь одно краткосрочное
свидание с близкими
5. получать одну посылку или передачу один раз в три месяца в порядке, устанавливаемом администрацией учреждения, приобретать на протяжении месяца по безналичному расчету продукты питания и предметы первой необходимости на денежные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в том числе полученные по почтовым переводам, в размере, установленном для лиц, содержащихся в тюрьмах на строгом режиме;
6. оформлять в установленном
законом порядке необходимые
гражданско-правовые и брачно-
7. иметь свидания со священнослужителем;
8. получать необходимую медицинскую помощь.
Приговор к смертной казни, вступивший в законную силу, приводится в исполнение после получения официального сообщения об отклонении жалоб, направленных в порядке надзора, и ходатайства о помиловании.
В статье 176 УИК предусматривается возможность приостановления смертной казни. При обнаружении у осужденного к смертной казни признаков психического расстройства администрация учреждения организует его медицинский осмотр комиссией в составе трех врачей специалистов, о чем составляется протокол. В случае установления психического заболевания, лишающего осужденного возможности отдавать себе отчет в своих действиях, приговор к смертной казни в исполнение не приводится и протокол медицинского осмотра направляется в суд, постановивший приговор. В этом случае суд приостанавливает исполнение приговора к смертной казни и решает вопрос о назначении осужденному принудительной меры безопасности и лечения в порядке, установленном УК.
В случае выздоровления осужденного вопрос о применении к нему смертной казни или возможности замены ее другим наказанием решается судом, постановившем приговор.
Следует отметить, что
во многих европейских государствах,
в том числе и странах
Согласно статье 8 Конституции Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. В силу этого Республика Беларусь не может не учитывать тенденций и процессов, связанных с отменой смертной казни, происходящих в мировом сообществе, либо находиться в стороне от этих процессов. В связи с этим, при рассмотрении вопросов, связанных со смертной казнью в Республики Беларусь необходим анализ международного права, касающегося прав и жизни человека.
В преамбуле Второго факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах [1], направленного на отмену смертной казни, принятого резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 15 декабря 1989 г., государства - участники Протокола отметили, что отмена смертной казни способствует укреплению человеческого достоинства и прогрессивному развитию прав человека. Государства-участники убеждены в том, что все меры по отмене смертной казни следует рассматривать как прогресс в обеспечении права на жизнь. В статье 1 Протокола указано, что ни одно лицо, находящееся под юрисдикцией государства - участника этого Протокола, не подвергается смертной казни (пункт 1); каждое государство-участник принимает все необходимые меры для отмены смертной казни в рамках своей юрисдикции (пункт 2).
В течение нескольких
лет Комиссия ООН по правам человека
регулярно принимала резолюции,
в которых призывала государств
В Резолюции 1998/8, принятой 3 апреля 1998 г., Комиссия ООН по правам человека призвала все страны, сохраняющие смертную казнь, «установить мораторий на казни с видом на полную отмену смертной казни». За принятие этой Резолюции голосовала и Республика Беларусь.
Следует также отметить Европейскую Конвенцию [2] о защите прав человека и основных свобод (далее - Европейская Конвенция), подписанную в Риме 4 ноября 1950 г. десятью государствами - членами Совета Европы.
В статье 2 этой Конвенции провозглашалось следующее:
1. Право каждого лица
на жизнь охраняется законом.
Никто не может быть умышленно
лишен жизни иначе как во
исполнение смертного
2. Лишение жизни не
рассматривается как нарушение
настоящей статьи, когда оно является
результатом абсолютно
a) для защиты любого
лица от противоправного
b) для осуществления
законного задержания или
c) для подавления, в соответствии с законом, бунта или мятежа.
Хотя Европейская Конвенция не провозгласила отмену смертной казни, процессы в этом направлении стали последовательно проходить в европейских государствах. Практика этих государств, многие из которых перестали фактически применять это наказание, явилась одним из побудительных мотивов принятия Протокола N 6 к Европейской Конвенции [3] относительно отмены смертной казни, подписанного государствами - членами Совета Европы 28 апреля 1983 г. в Страсбурге, которым провозглашена отмена смертной казни (статья 1). В преамбуле этого Протокола прямо указывалось, что развитие, имевшее место в нескольких государствах - членах Совета Европы, выражает общую тенденцию в пользу отмены смертной казни. Данный Протокол не исключал применения смертной казни за действия, совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны (статья 2).
В Рекомендации N 1246 (1994) Парламентской Ассамблеи Совета Европы, принятой в 1994 г., указывалось, что смертная казнь не имеет законного места в пенитенциарных системах современных цивилизованных обществ и что ее применение может быть сравнимо с пытками и рассмотрено как бесчеловечное и унизительное наказание в смысле статьи 3 Европейской Конвенции. Это было вновь подтверждено в Резолюции N 1253 (2001), принятой в 2001 г.
Парламентская Ассамблея Совета Европы установила практику предъявления требования государствам, выразившим желание стать членом Совета Европы, вводить мораторий на применение приговоров о смертной казни, исключать из национального законодательства это наказание, подписать и ратифицировать Протокол N 6 к Европейской Конвенции относительно отмены смертной казни.
Согласно Протоколу N 13 к Европейской Конвенции [4], касающемуся отмены смертной казни при любых обстоятельствах, который подписан государствами – членами Совета Европы 3 мая 2002 г. в Вильнюсе, провозглашена полная отмена смертной казни, в том числе и за действия, совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны. В преамбуле указанного Протокола говорится, что право каждого человека на жизнь является основной ценностью в демократическом обществе и что отмена смертной казни существенна для защиты этого права и для полного признания присущего людям достоинства. Полная отмена этого наказания в государствах - членах Совета Европы осуществлена в целях усиления защиты права на жизнь, гарантированного Европейской Конвенцией.
Республика Беларусь, даже не являясь членом Совета Европы, в последние годы последовательно проводит активную позицию по ограничению смертной казни как на законодательном уровне, так и на практике, что соответствует требованиям, предусмотренным в международных актах. По существу, она приблизилась к решению данного вопроса, а вступление в Совет Европы и подписание в первую очередь Европейской Конвенции, протоколов N 6 и N 13 к ней предполагает безусловное принятие решения об отмене смертной казни.