Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 17:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: рассмотреть и проанализировать виды дорожно - транспортных преступлений
В курсовой работе были использованы следующие источники литературы:
Уголовный кодекс РФ
Различные законодательные акты РФ

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………........
1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА……………………………………….
2 ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С НАРУШЕНИЕМ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ……………………………………………..
2.1 Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта……………….
2.2 Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств……………………………………………………....
2.3 Нарушение правил международных полетов…………………………
3 ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТА………………………………………………………………
3.1 Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями………………………...
3.2 Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения…………………………………………………………………...
3.3 Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта…………………………………………………………………...
3.4 Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Нарушение ПДД.rtf

— 298.23 Кб (Скачать файл)

Субъектом этого преступления может быть как командир воздушного судна иностранного государства, так и командир воздушного судна нашей страны, а равно любое другое лицо, управляющее частным воздушным судном, достигшее 16-летнего возраста и обладающее вменяемостью. Это может быть гражданин России, иностранного государства либо лицо без гражданства.

Нарушение правил международных полетов относится к категории преступлений небольшой тяжести.

 

3 ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТА

 

 3.1 Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями

 

Общественная опасность недоброкачественного ремонта транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями заключается в том, что такого рода действия способны вызвать крушение или аварию железнодорожного транспортного средства, катастрофу самолета, аварию на море или на другом водном пути судна морского или речного транспорта, в результате этого гибнут люди или причиняется вред их здоровью, наносится крупный материальный ущерб гражданам, государственным и коммерческим организациям.

Подобные преступления в нашей стране не являются редкостью.

С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в недоброкачественном ремонте указанных выше транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации и связи либо иного транспортного оборудования или в выпуске соответствующих транспортных средств в эксплуатацию с техническими неисправностями. Ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи, а равно иного транспортного оборудования следует считать недоброкачественным, если он осуществлен с нарушением установленных технических условий или стандартов.

Под выпуском в эксплуатацию транспортного средства с техническими неисправностями понимается разрешение на использование транспортного средства по его технико-производственному назначению.

Обязательным признаком объективной стороны данного состава преступления является причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека в результате названных выше действий. Эти последствия должны находиться в причинной связи с недоброкачественным ремонтом транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, а равно с выпуском транспортного средства в эксплуатацию с техническими неисправностями. Рассматриваемое преступление относится к материальным составам и считается оконченным с момента наступления указанных в законе последствий.

С субъективной стороны данное преступление характеризуется неосторожной виной в виде легкомыслия либо небрежности.13

Субъектом этого преступления может быть только вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, которое в силу специального поручения по работе несет ответственность за качество ремонта транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, а также лицо, несущее ответственность за техническое состояние транспортных средств и за выпуск таких транспортных средств в эксплуатацию.

Это деяние при отсутствии квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 266) относится к преступлениям небольшой тяжести.

Квалифицирующим признаком этого преступления (ч. 2 ст. 266) является наступление в результате совершения указанных в законе действий по неосторожности смерти человека. В этом случае данное деяние относится к категории преступлений средней тяжести.

Особо квалифицирующим признаком рассматриваемого преступления (ч. 3 ст. 266) является причинение по неосторожности смерти двум или более лицам. Содеянное в таком случае расценивается как тяжкое преступление.

 

 3.2 Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения

Общественная опасность рассматриваемого преступления заключается в том, что такими действиями создается угроза безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, ставится под угрозу жизнь и здоровье людей, а также причиняется имущественный вред государственным, муниципальным и коммерческим организациям либо иным собственникам. Кроме того, указанные выше действия дезорганизуют нормальное функционирование железнодорожного, воздушного, водного, автомобильного транспорта и городского электротранспорта, что влечет за собой причинение огромных убытков государству, а также хозяйствующим субъектам. Основным объектом рассматриваемого преступления является защищенность личности, общества и государства от угроз в связи с приведением в негодность транспортных средств, путей сообщения, а равно блокированием транспортных коммуникаций. Дополнительным объектом этого преступления являются жизнь и здоровье людей, чужая собственность, порядок управления и др.

Предметом данного преступления являются транспортные средства наземного, воздушного и водного транспорта, пути сообщения, средства сигнализации или связи, другое транспортное оборудование.14

С объективной стороны состав приведения в негодность транспортных средств или путей сообщения выражается в следующих альтернативных действиях -- в разрушении, повреждении или в приведении иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а равно в блокировании транспортных коммуникаций.

Под разрушением транспортного средства, путей сообщения или иных технических устройств, о которых говорится в ч. 1 ст. 267, понимается приведение их в полную непригодность для функционального использования.

Под повреждением транспортного средства, путей сообщения или иных устройств понимается частичное приведение их в непригодное для эксплуатации состояние, однако при этом сохраняется возможность их восстановления путем ремонта и дальнейшей эксплуатации.

Под иным способом приведения в негодное состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи, другого транспортного оборудования понимается использование виновным для этого веществ, материалов и жидкостей, установка технических устройств, которые делают невозможным нормальное функционирование транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи и т. п. (например, смазывание на подъеме рельсов смазочными материалами, введение в средства сигнализации или связи жидких или сыпучих веществ, блокирующих нормальное функционирование соответствующих устройств, и т. п.).

Под блокированием транспортных коммуникаций понимается перекрытие железной дороги или автомагистрали, подъездов к определенным объектам путем устройства заграждений, скопления большого числа людей.

Примерами блокирования железной дороги могут служить акции шахтеров Кемеровской области и других регионов страны в 1998 г. в порядке протеста против задержки выдачи зарплаты, перекрытие железнодорожных подъездов к теплоэлектростанции на Сахалине, взлетной полосы женами военнослужащих на одном из военных аэродромов. Обязательным признаком объективной стороны рассматриваемого состава преступления является наступление по неосторожности общественно опасных последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека либо причинения крупного ущерба государству, иному собственнику или владельцу. За рассматриваемые действия уголовная ответственность наступает при условии, если наступившие по неосторожности последствия находятся в причинной связи с разрушением, повреждением или приведением иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а равно в связи с блокированием транспортных коммуникаций.

Под крупным ущербом следует понимать материальный вред, превышающий 500 тыс. рублей.

С субъективной стороны данное преступление характеризуется неосторожностью по отношению к последствиям. Вина может быть в виде легкомыслия или небрежности. Если лицо указанные выше действия совершило умышленно, имея цель подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации, содеянное квалифицируется как диверсия (ст. 281).

Субъектом рассматриваемого преступления может быть любое вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста, а состава блокирования транспортных коммуникаций -- 16-летнего возраста. Это деяние при отсутствии квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 267) относится к категории преступлений средней тяжести.

Квалифицирующим признаком рассматриваемого деяния (ч. 2 ст. 267) является причинение по неосторожности смерти человеку. Как и применительно к ч. 1 ст. 267, наступление смерти должно быть причинно обусловлено действиями виновного, связанными с приведением в непригодность транспортных средств или путей сообщения. При наличии этого квалифицирующего признака содеянное расценивается как тяжкое преступление.

Особо квалифицирующим признаком состава приведения в негодность транспортных средств или путей сообщения (ч. 3 ст. 267) является причинение по неосторожности смерти двум или более лицам. В этом случае содеянное считается тяжким преступлением.

 3.3 Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта

Общественная опасность нарушения правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, заключается в том, что в результате наступают последствия, предусмотренные в ст. 263 и 264.

Основным объектом рассматриваемого преступления является состояние защищенности личности и общества от угроз, связанных с нарушениями правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, дополнительным -- жизнь и здоровье людей.

С объективной стороны это деяние при отсутствии квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 268) выражается в нарушении пассажиром, пешеходом или другим участником движения (кроме лиц, указанных в ст. 263 и 264) правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств.

Такое нарушение, например, может заключаться в неразрешенном вхождении пассажира в кабину пилотов самолета и вмешательстве в управление им во время взлета или посадки, во вмешательстве в действия капитана речного или морского судна при швартовке к причалу, в переходе пешеходом перекрестка улицы на красный сигнал светофора, если это повлекло необходимость экстренного торможения автомобиля или выезд его на тротуар, остановочную площадку, на которых находились пострадавшие в результате этого люди.

Обязательным признаком объективной стороны состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 268, является причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека. По смыслу ст. 268 речь идет о причинении такого вреда не нарушителю правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, а другим участникам дорожного движения. Наступившее последствие должно быть в причинной связи с нарушением правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта. Это преступление считается оконченным с момента наступления указанных в ч. 1 ст. 268 последствий.

С субъективной стороны нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, характеризуется неосторожной виной при наличии легкомыслия или небрежности.

Субъектом этого преступления может быть любое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, кроме лиц, указанных в ст. 263 и 264.

Подпадающее под признаки ч. 1 ст. 268 деяние относится к категории преступлений небольшой тяжести.

Квалифицирующим признаком рассматриваемого преступления является наступление по неосторожности смерти человека в результате нарушения правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта. Содеянное в этом случае квалифицируется по ч. 2 ст. 268 и расценивается как преступление средней тяжести.

Особо квалифицирующим признаком рассматриваемого преступления является наступление по неосторожности смерти двух или более лиц (ч. 3 ст. 268). Содеянное при таком квалифицирующем признаке признается тяжким преступлением.

 3. 4 Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие

Данный состав преступления по УК 1996 г. существенно реконструирован по сравнению с составом неоказания помощи при столкновении судов или несообщения названия судна, предусмотренным ст. 204 УК 1960 г. Состав неоказания капитаном судна помощи терпящим бедствие опирается на положения ст. 98 Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г., согласно которой каждое государство вменяет в обязанность капитану любого судна, плавающего под его флагом, в той мере, в какой капитан может это сделать, не подвергая серьезной опасности судно, экипаж или пассажиров:

  • оказывать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель;
  • следовать со всей возможной скоростью на помощь терпящим бедствие, 
    если ему сообщено, что они нуждаются в помощи, поскольку на такое 
    действие с его стороны можно разумно рассчитывать;
  • после столкновения оказать помощь другому судну, его экипажу и его 
    пассажирам и, когда это возможно, сообщить этому другому судну наименование своего судна, порт его регистрации и ближайший порт, в 
    который оно зайдет.15

Основным объектом рассматриваемого преступления являются защищенность личности, общества и государства от угроз, связанных с эксплуатацией морского и речного транспорта. Дополнительным объектом является жизнь и здоровье людей, а также имущество граждан, государственных и коммерческих организаций.

С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в невыполнении капитаном судна его международно-правовой обязанности по оказанию терпящим бедствие на море или на ином водном пути (судоходном озере или реке) при наличии в создавшейся обстановке реальной возможности оказания помощи людям, терпящим бедствие, без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров.

Информация о работе Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств