Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 10:43, курсовая работа
Цель работы – изучение общей и уголовно-правовой характеристики изнасилования и насильственных действий сексуального характера. Поставленная цель определяет задачи исследования:
1. Раскрыть понятие и виды изнасилования и насильственных действий сексуального характера;
2.Рассмотреть состояние, структуру, динамику развития преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, сопряженных с насилием или угрозой его применения (ст.131, ст. 132 УК РФ);
3.Дать уголовно-правовую характеристику преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности;
Глава 1. Общая характеристика преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности
1.1 Понятие и виды преступлений половой неприкосновенности и половой свободы личности
1.2 Состояние, структура, динамика развития преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности
1.3 Криминологическая характеристика личности преступника, совершающего половые преступления и причины преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности
2.1Квалификация изнасилования и насильственных действий сексуального характера
2.2 Квалификация незаконного полового сношения и иных действий сексуального характера с несовершеннолетними
2.3 Квалификация понуждения к действиям сексуального характера и развратных действий
2.4Проблемные вопросы разграничения изнасилования и насильственных действий сексуального характера от смежных составов при квалификации преступлений
Заключение
Список литературы
По мнению сотрудников правоохранительных органов, наличие в семье ранее судимых родственников и близких, отмечается криминогенной неблагополучностью, создает благоприятную обстановку для формирования личности преступника и совершения преступления.
Обращает на себя внимание наличие специального рецидива среди лиц, совершивших указанные преступления. Это говорит о том, что психические особенности человека имеют определенное значение как фактор, предрасполагающий в какой-то мере к повторному совершению этих преступлений. Вместе с тем, сравнительно незначительный специальный рецидив по этим делам позволяет сделать заключение, что это обстоятельство не может рассмотрено как основная причина совершения данных преступлений.
Так, значительная часть лиц совершили преступления в течение непродолжительного периода после освобождения из мест лишения свободы:
а) в период до одного года совершило преступления 15%;
б) от одного года до трех лет – 37%;
в) от трех лет и больше – 48%8.
Это
говорит о необходимости
Очевидно, что лица, ранее судимые, в большинстве своем являются носителями отрицательных взглядов, интересов и потребностей, вредных привычек и наклонностей. В связи, с чем в их семьях наиболее распространено:
а) пренебрежительное отношение к воспитанию детей (15%);
б) к труду и другим гражданским обязанностям (25%);
в) пьянство и драки (43%);
г) совершение правонарушений и преступлений (17%) и др. антиобщественные факторы9.
Особое внимание по степени криминологического неблагополучия на себя обращают маргинальные с алкогольной, наркотической, сексуальной и иной деморализацией, правонарушительные, преступные и психически отягощенные семьи. Уже десятилетие назад они составляли шестую часть всех семей, и к настоящему времени этот показатель имеет тенденцию к росту. На этом фоне большинство преступлений совершаются в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического) – 58% (для оценки см. приложение 1).
В процессе социализации существенную роль играет характер внутрисемейных взаимоотношений. Так, на формировании личности сказывается развод родителей (фактический или юридический), отрицательно влияющий в первую очередь на нравственное воспитание детей, поскольку психологически травмирует их, ведет к длящемуся снижению эффекта традиционных форм социального контроля в семье. Как свидетельствуют специальные исследования, дети из распавшихся семей легче попадают под дурное влияние, у них наблюдается искаженное представление о сексуальных ролях. Разводы ежегодно затрагивают в Российской Федерации около полутора млн. несовершеннолетних
Особая
роль в формировании подрастающего
поколения принадлежит
Школа в определенном смысле – своеобразный слепок общества10. Поэтому она, как и общество в целом, продолжает пребывать в состоянии кризиса.
Большим пробелом в работе школы является отсутствие должного полового просвещения и воспитания, необходимость которого для подрастающего поколения теперь повсеместно признана. В последние годы вопросы полового воспитания молодежи стали предметом широкого обсуждения в печати. Однако следует признать, что половое воспитание как таковое у нас в стране фактически еще отсутствует. Профессор В.Н. Колбановский, пишущий о половом воспитании, вынужден признать, что "педагогическая и медицинская науки не располагают достаточным научным материалом, который позволил бы выработать обоснованные научные рекомендации11. А Г. Сегал отмечает: "Проблема полового воспитания, без сомнения, является одной из жгучих проблем нашей общественности. Между тем, в этой области до сих пор не выработано ничего определенного"12. Профессор Ю.М. Антонян отмечает, что подобное воспитание сейчас крайне актуально13.
Таким образом, наиболее криминально активными при совершении рассматриваемых преступлений являются лица в возрасте до восемнадцати лет, не исповедующие нравственных ценностей, с отставанием от соответствующих показателей образовательного уровня населения страны и низкой степенью культуры, злоупотребляющие спиртными напитками и наркотическими средствами, а также ведущие антиобщественный образ жизни.
Например, половые сношения или действия сексуального характера с лицами, не достигшими четырнадцатилетнего возраста, совершает в основном молодежь. Преступное поведение во многом определяется взглядом на противоположный пол, главным образом, как на объект полового удовлетворения, стремлением во что бы то ни стало испытать сексуальное наслаждение, неумением и нежеланием управлять своими потребностями, наконец, низким уровнем их моральных воззрений. Следовательно, задача гармоничного и всестороннего развития личности предполагает воспитание этой личности и в половом отношении. Необходимость полового воспитания диктуется и объективными особенностями развития человеческого организма: признаки полового созревания у подростка наступают на несколько лет раньше, чем он достигает физической и духовной зрелости.
По утверждению психологов, период полового созревания характеризуется появлением новых, неизвестных ему раннее половых ощущений и переживаний, которые могут на какое-то время доминировать в его психике над другими интересами14. Предоставленные в этом переходном возрасте сами себе, подростки пытаются самостоятельно найти выход своим влечениям, что нередко выражается в раннем вступлении в половую жизнь или различных сексуальных девиациях. Все это чревато половой распущенностью, постоянной жаждой новых наслаждений, половыми преступлениями. Несовершеннолетние часто знакомятся с тайной интимных отношений с помощью асоциализированных сверстников или взрослых лиц, прямо заинтересованных во вступлении в половую связь с ними. В некоторых случаях подростки, стараясь подражать своим "воспитателям", становятся несдержанными в личной половой жизни, что иногда приводит к совершению в отношении них рассматриваемых преступлений.
Проведенные исследования показали, что о сущности половой близости между мужчиной и женщиной в возрасте до 10 лет узнало 5,6%, от 10 до 12 лет – 5,9%, от 12 до 14 лет – 12,1%, от 14 до 16 лет – 32,3%, от 16 до 18 лет – 26,5%, после 18 лет – 15,0%. 58,3% молодых людей и девушек получили сведения о половой жизни у подруг и друзей; 18,5% – от посторонних; были очевидцами полового акта между мужчиной и женщиной 6,8%. Как мы видим, многие из несовершеннолетних об интимных взаимоотношениях полов узнали в довольно раннем возрасте. Лишь 2% об этом стало известно от родителей15. Видно, что большинство родителей уклоняется от тактичного разъяснения детям существа интимной близости между полами, рассчитывая на то, что они со временем сами все узнают. Предупреждение и своевременное пресечение половых преступлений во многом зависит от умения родителей и педагогов устанавливать душевные и доверительные отношения с детьми, от уровня и содержания полового воспитания, осуществляемого в семье и школе. Поэтому необходимо развитие у несовершеннолетних таких качеств, как честность и откровенность, создание в семье атмосферы дружелюбия и доверия, при котором они могли бы открыто говорить родителям о домогательствах со стороны взрослых.
"Наша
цель должна состоять в том,
чтобы дети своевременно
А Г. Сегал отмечает: "Проблема полового воспитания, без сомнения, является одной из жгучих проблем нашей общественности. Между тем, в этой области до сих пор не выработано ничего определенного"17.
Правильное поло-ролевое воспитание должно быть направлено на ознакомление несовершеннолетних с половыми различиями, а не асексуальность (одергивание, запугивание и наказание при первых же намеках на сексуальные проявления). Как правило, в дошкольных учреждениях коллективные игры (в космонавтов, машинистов, строителей и т. д.) проводятся без учета их пола. В школах иногда предпочитают фемининное поведение у мальчиков и маскулинное – у девочек. Маскулинное поведение у мальчиков подавляют, а компенсаторное гипермаскулинное поведение служит основанием для отнесения подростка в разряд трудновоспитуемых18. Необходимо также привитие несовершеннолетним навыков общения со сверстниками в том числе и гетеросексуального. Очень важно исключить их доступ к порнографическим изданиям.
Формирование личности определяется социально-психологическим термином "социализация". Социализация (лат. – общественное) является процессом усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, происходящим в процессе взаимодействия систем социальной среды и личности. В процессе социализации человек приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе, овладевает социальной деятельностью, социальным общением и познанием, происходит социальное становление индивида19.
Средства массовой коммуникации (кино-, видео-, теле-, радио-) являются не последними по важности информативного воздействия институтом социализации. СМИ формирует слушателя, зрителя, способствуя созданию у них определенных представлений о нравственности и морали. Естественно, следствием этого являются изменения в восприятии жизни, ее перспектив, формирующихся не только на нормах, ценностях, характерных для непосредственного окружения, но и на образцах, ставших доступными из различных средств коммуникаций. При этом обращает на себя внимание возросшее влияние на несовершеннолетних информации, поступающей из-за рубежа и пропагандирующей раскрепощенность половых отношений и свободу секса. Ее воздействие на сознание несовершеннолетних может быть непредсказуемым, так как они не могут адекватно оценить полученную информацию, выступающей для них в роли фиксатора определенного стереотипа сексуального поведения. Пресса не раз сообщала о фактах, когда даже просмотр фильмов, относимых к разряду эротических, а не порнографических, побуждал несовершеннолетних к промискуитету.
Вечером идет основная масса фильмов, поэтому сцены эротики встраиваются в будущие сновидения вместе с определенными поведенческими моделями. На показ эротики телеканалы выделяют в основном дневное время – 43,4% сцен, а половые акты демонстрируются чаще всего ночью – 75% сцен19. По мнению 33% сотрудников правоохранительных органов, широкий показ секса влияет на совершение сексуальных преступлений, а по мнению 11%, он сильно влияет на их совершение20.
Ряд авторов, занимаясь вопросами изучения личности преступника, говоря о необходимости кооперирования общественных наук, психологии и биологии, справедливо заявляют, что это будет способствовать возможности раскрытия с достаточной полнотой внутреннего механизма, регулирующего поведение человека21. Мнение же о недопустимости "любого привнесения биологического элемента в цепь причин преступности…", очевидно, основано на стремлении избежать всего, что могло бы быть истолковано как объяснение преступности биологическими или психофизическими врожденными и неизменными свойствами индивида.
Однако непримиримая борьба с существом различных биопсихологических теорий совершенно не исключает, а, наоборот, предполагает необходимость учета действительной роли и значения психического в поведении человека22. Следует еще раз подчеркнуть, что основа основ в подходе к оценке антиобщественного проявления личности лежит в признании положения о примате общественной среды во взаимодействии различных обстоятельств, влияющих на формирование сознания и образа поведения человека. Социальная среда – главный, первенствующий фактор, но не единственный.
"Все
в психологии формирующейся
Одним из условий, влияющих на формирование сознания и образа поведения личности в половой сфере, является ее "половая конституция", которая "слагается из наследственных факторов в виде врожденной повышенной возбудимости, высокой реактивности и толерантности или, наоборот, пониженной возбудимости, легкой ранимости и преждевременной изнашиваемости, безусловно, рефлекторных половых центров"24.
В
первом случае сильная "половая конституция"
заставляет человека постоянно испытывать
чувство половой
Современные достижения медицины свидетельствуют об определенной зависимости физического облика человека и его полового поведения от характера протекания некоторых физиологических процессов в его организме. Было установлено, что источником половых гормонов являются не только половые железы, но и кора надпочечников. Женские и мужские половые гормоны вырабатываются и у мужчин, и у женщин. Когда нарушается нормальная деятельность коры надпочечников, женские или мужские половые гормоны начинают выделяться в чрезмерных количествах. При избытке женских половых гормонов в организме у мужчин развиваются женские половые признаки, а при избытке мужских половых гормонов у женщин возникают мужские половые признаки. Благодаря этим физиологическим особенностям человеческого организма, при соответствующем воздействии внешней среды, не исключено развитие гомосексуальных наклонностей25.