Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:36, курсовая работа
Целью исследования является разработка рекомендаций и предложений по совершенствованию правового регулирования института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, направленных на повышение его эффективности, с учетом особенностей уголовного законодательства России.
Достижение указанной цели обусловило необходимость постановки и решения следующих задач:
- выявить основные предпосылки возникновения и закономерностей развития института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания;
- определить содержание понятий «условно-досрочное освобождение» и его «эффективность» с философских и правовых позиций;
- установить юридическую природу и социальную обусловленность института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания;
- раскрыть основания условно-досрочного освобождения от отбывания наказания и его отмены;
Введение……………………………………………………………...………3
Глава 1. Теоретические аспекты применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания……………………...………….…….7
1.1. Понятие и сущность условно-досрочного освобождения от отбывания наказания……………………………………………………………………….…….7
1.2 Понятие и сущность замены не отбытой части наказания более мягким наказанием………………………………………..………………………16
Глава 2. Основания, условия и порядок применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания и замены не отбытой части наказания более мягким наказанием…………………..…………….....19
2.1. Основания, условия и порядок применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания. Категории лиц, подлежащих условно-досрочному освобождению от наказания…...…………………..………………..19
2.2. Основания, условия и порядок применения замены не отбытой части наказания более мягким наказанием. Категории лиц, к которым применяется замена не отбытой части наказания более мягким наказанием…………………………………………………………………..………23
Заключение ………………………………………………………....……..30
Список используемых источников и литературы………….…………33
При замене наказания другим, более мягким, видом следует исходить из той последовательности перечня наказаний, которая установлена в ст. 44 УК. Все виды наказания, расположенные в этой статье до их упоминания, являются по сравнению с ними более мягкими.
При выборе более мягкого наказания суд должен руководствоваться не только ст. 44 и 80 УК, но и другими нормами УК. Можно ли, например, заменить неотбытую часть лишения свободы содержанием в дисциплинарной воинской части или, допустим, арестом? Формально закон не запрещает это делать (ст. 80 УК). Однако наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части согласно ч. 1 ст. 55 УК может применяться только к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву или по контракту на должностях рядового и сержантского состава. Вряд ли целесообразно также заменять неотбытую часть лишения свободы арестом, поскольку последний связан с более строгими условиями изоляции. Арест - по существу специфическая разновидность лишения свободы (только на менее продолжительный срок).
Возможность замены регулируется ч. 4 ст. 113 УИК РФ и относится к мерам поощрения, применяемым к осужденным, но которые применяются судом, а не должностным лицом в пределах исправительного учреждения.
Это связано
с тем, что теперь сам осужденный,
к которому может быть применено
условно-досрочное
Согласно содержанию ст. 80 УК РФ, основанием для замены неотбытой части наказания является поведение осужденного в период отбывания наказания и наличие фактического срока отбытия наказания в зависимости от тяжести совершенного преступления.
Теоретически
для лишения свободы заменяющее
наказание может быть любым основным
наказанием, но если исключить пока
не применяющееся ограничение
Часть 3 ст. 175 УИК гласит, что в отношении положительно характеризующегося осужденного, которому неотбытая часть наказания может быть заменена более мягким видом наказания, учреждение или орган, исполняющий наказание, вносят в суд представления о замене неотбытой части наказания.
В представлении о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания должны содержаться данные о поведении осужденного, его отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, об отношении к совершенному деянию. Следовательно, одним из главных показателей являются данные о поведении осужденного, поощрениях и взысканиях.
Наличие взысканий - одно из оснований к отказу в удовлетворении представления, и с учетом этих обстоятельств администрация не пытается направлять в суд представления с наличием большого количества взысканий.
Важное значение имеет для суда тяжесть совершенного преступления и время наложения поощрений. Такие характеризующие данные, как отношение к учебе или к труду, имеют место не во всех представлениях, поскольку с трудоустройством и обучением осужденных в связи с изменениями социально-экономических условий возникли серьезные проблемы и положения ч. 3 ст. 175 УИК в этом плане исполняться в полном объеме не могут.
По сложившейся
практике судьи требуют приобщать
к направляемому в суд
1. Ходатайство
(заявление) осужденного о
2. Судебные
документы (приговор, кассационные
и надзорные определения и
постановления, постановления
Без этих
документов судья не может точно
установить отбытый осужденным срок
наказания, тяжесть совершенного преступления,
позицию подсудимого при
В обязательном порядке суду следует принимать во внимание обстоятельства совершенного осужденным деяния, а если он ранее судим, то и прежние судимости.
3. Справку
о взысканиях и поощрениях
за весь период отбывания
4. Данные
о полном или частичном
5. Медицинский документ, согласно которому осужденный по состоянию здоровья может отбывать данный вид наказания.
6. Документы
о предполагаемом месте
Таков примерный перечень документов, предъявляемых осужденным и администрацией учреждения для рассмотрения судом вопросов о замене неотбытой части наказания более мягким.
Согласно ч. 11 ст. 175 УИК отказ суда в условно-досрочном освобождении от отбывания наказания не препятствует внесению в суд представления о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания.
Практика
показывает: после отказа в УДО, допустим,
через несколько месяцев
При вынесении постановления о замене назначенного наказания более мягким в виде исправительных работ суд должен указать, какая часть заработка будет удерживаться в доход государства (обычно это максимальный предел, предусмотренный ч. 3 ст. 50 УК РФ, - 20% заработка).
Суд также должен учитывать другие ограничения, которые предусмотрены ст. 50 УК РФ: исправительные работы не могут быть назначены инвалидам I группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей до трех лет.
Не применяются при замене неотбытой части наказания в качестве более мягкого наказания обязательные работы.
Максимальное наказание в виде обязательных работ составляет 240 часов и не свыше 4 часов в день, что может составить 6 месяцев обязательных работ. В случае злостного уклонения осужденным от отбывания обязательных работ они заменяются на лишение свободы из расчета восемь часов обязательных работ на один день лишения свободы. В максимальном исчислении 240 часов, что составляет один месяц лишения свободы. Таким образом, замена лишения свободы на обязательные работы выглядит несоразмерно мягким.
Не получила распространения замена более мягким видом наказания в виде штрафа. Это связано прежде всего с тем, что основная масса осужденных не относится к обеспеченным слоям населения. Они не надеются, выйдя на свободу, погасить установленный судом штраф.
Сама процедура назначения суммы штрафа не разработана, этот вопрос оставлен на судебное усмотрение. Судье трудно определить, какая сумма штрафа может соответствовать оставшейся неотбытой части наказания в виде лишения свободы.
Считаем, что для четкого разъяснения этого вопроса необходимо внести дополнение в ст. 175 УИК РФ или разъяснить его в постановлении Пленума Верховного Суда РФ.
Заключение
Сущность
условно-досрочного освобождения заключается
в том, что оно служит для освобождения
от отбывания наказания
Условно-досрочное
освобождение от отбывания наказания
носит поощрительный характер и
связывается с правомерным
Условно-досрочное освобождение можно охарактеризовать как досрочное освобождение осужденного, отбывшего установленную часть назначенного судом срока наказания от дальнейшего его отбывания при достижении целей наказания под условием несовершения в течение неотбытой части срока наказания нового преступления, исполнения возложенных судом обязанностей и соблюдения общественного порядка.
Процессуальный порядок применения условно-досрочного освобождения требует дальнейшей проработки и совершенствования. Личное дело осужденного должно заводиться с момента начала предварительного следствия или дознания, передаваться в суд и назначенное судом исправительное судом учреждение а затем в специализированный государственный орган по контролю за поведением условно-досрочно освобожденных, что позволит обеспечить преемственность воспитательного воздействия на осужденных.
Для квалифицированного рассмотрения вопросов, возникающих в ходе исполнения наказания, в т. ч. и условно-досрочного освобождения, предлагаем ввести в систему федеральных судов РФ институт пенитенциарных судей. Вопрос об условно-досрочном освобождении должен решаться в полноценном судебном заседании – с участием осужденного, защитника, прокурора и др. заинтересованных лиц.
Во избежание нарушения прав условно-досрочно освобожденных перечень применяемых условий при условно-досрочном освобождении должен быть исчерпывающим и не подлежать расширительному толкованию Функции специализированного государственного контролирующего органа при условно-досрочном освобождении целесообразно выполнять уголовно-исполнительным инспекциям, осуществляющим аналогичную деятельность в отношении условно осужденных и осужденных женщин с отсрочкой отбывания наказания.
Условно-досрочное освобождение основывается на исправлении осужденных и служит важной предпосылкой успешной ресоциализации лиц, освобожденных условно-досрочно. При этом мы под ресоциализацией понимаем совокупность правовых, организационных, педагогических, психологических, воспитательных и иных мер воздействия на осужденных, применяемых с целью изменения их негативных ценностных ориентаций, устранения отрицательных последствий изоляции осужденных, закрепления результатов исправления, включения их в позитивные социальные связи и оказания им постпенитенциарной помощи.
Ресоциализация лиц, освобожденных условно-досрочно из исправительных учреждений, является одной из важнейших проблем криминологии и уголовного права, т. к. показывает, насколько процесс исправительного воздействия был результативным. Но эффективность ресоциализационных мероприятий во многом зависит от наличия и качества деятельности специализированных органов, такие мероприятия осуществляющих. Данную работу должны проводить профессиональные пенитенциарные сотрудники, имеющие определенные знания в области психологии и социологии, т. е. сотрудники уголовно-исполнительных инспекций. Оказание помощи условно-досрочно освобожденным в социальной адаптации может осуществляться уголовно-исполнительными инспекциями при содействии патронажной службы. На уголовно-исполнительные инспекции, в частности, должны быть возложены функции по координации деятельности всех органов и служб по социальной адаптации освобождены условно- досрочно, а также осужденных условно и с отсрочкой отбывания наказания, как это существует в большинстве стран мира.
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. № 237.
2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. № 25 ст. 2954, «Российская газета» от 18 (ст.ст. 1-96), 19 (ст.ст. 97-200), 20 (ст.ст. 201-265), 25 (ст.ст. 266-360) июня 1996 г. № 113, 114, 115, 118.
3. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 г. №1-ФЗ в ред. от 05.04.2010 // Собрание законодательства РФ. 13.01.1997. N 2. ст. 198.
4. Приказ МВД РФ от 16 сентября 2002 г. № 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции» (с изменениями от 3 мая 2003 г.).
Информация о работе Условно досрочное освобождение от отбывания наказания