Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 10:42, контрольная работа
Краткое описание
Цель контрольной работы – изучить понятие и цели уголовного наказания, а также их уголовно-политические и теоретические начала. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - рассмотреть понятие и признаки уголовного наказания; - раскрыть содержание и сущность наказания; - определить цели уголовного наказания и их эффективность; - проанализировать цели отдельных видов наказания;
Содержание
Введение …………………………………………………………………………3 Глава 1. Общая характеристика наказания…………………………………...5 Понятия и признаки уголовного наказания……………………………....5 Отличие уголовного наказания от иных мер государственного принуждения ……………………………………………………………….15 Отличие наказания от принудительных мер воспитательного Воздействия……………………………………………………………….....20 Глава 2. Цели уголовного наказания и их эффекты…………………………21 2.1 Исторические аспекты и цели уголовного наказания……………………23 2.2 Восстановление социальной справедливости……………………………27 2.3 Исправление осуждённого…………………………………………………32 2.4 Предупреждение совершения новых преступлений……………………..36 2.5 Анализ целевых особенностей отдельных видов наказаний и проблем их применения…………………………………………………43 2.5.1 Штраф…………………………………………………………………….44 2.5.2 Лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью……………………………..46 2.5.3 Обязательные работы…………………………………………………...47 2.5.4 Исполнительные работы………………………………………………..48 2.5.5 Ограничение по военной службе……………………………………….49 2.5.6 Ограничение свободы…………………………………………………...51 2.5.7 Арест……………………………………………………………………...53 2.5.8 Содержание в дисциплинарной воинской части……………………...54 2.5.9 Лишение свободы на определённый срок……………………………..54 2.5.10 Пожизненное лишение свободы……………………………………....56 2.5.11 Смертная казнь………………………………………………………....57 Заключение……………………………………………………………………..60 Список литературы……………
Значит, уголовная ответственность
и наказание – понятия несовпадающие,
ибо уголовная ответственность может
быть без наказания. Но наказание не может
быть без ответственности. Следовательно,
понятие уголовной ответственности шире,
чем понятие наказания.
Итак, наказание отличается
от других мер государственного принуждения
по следующим параметрам:
1. По источнику права (принадлежности
санкции к отрасли права). Это
формальный критерий отграничения.
Наказание как мера государственного
принуждения устанавливается уголовным
законом, в России – УК РФ. Юридическим
основанием уголовного законодательства
являются Конституция РФ и нормы международного
права, ратифицированные РФ (ст.2 УК РФ).
Но они не содержат уголовно-правовых
санкций (за исключением международных
норм об ответственности за военные международные
преступления). Непосредственно наказания
устанавливаются в национальных Уголовных
кодексах (законах). Все новые законы, устанавливающие
уголовную ответственность, подлежат
включению в этот кодекс (ст.1, 3 УК РФ). Источником
же права при назначении мер государственного
принуждения (точнее – воздействия) за
проступки могут быть как законы, так и
подзаконные акты.
Например, при назначении мер
административной ответственности источниками
права будут законы (федеральные конституционные
и федеральные), в которых содержатся административно-правовые
нормы; в том числе соответствующие кодексы
(КоАП, Таможенный Кодекс и др.); постановления
Федерального Собрания, содержащие административно-правовые
нормы; нормативные акты Президента, Правительства,
федеральных министерств и иных федеральных
органов исполнительной власти (например,
инструкции и положения Министерства
внутренних дел Российской Федерации,
предусматривающие дисциплинарную ответственность
для подчинённых сотрудников).
2. По основаниям ответственности.
Это формально-материальный критерий
отграничения.
Уголовные наказания назначаются
за совершение деяния, содержащего состав
преступления. Другие меры государственного
принуждения назначаются за совершение
деяний, содержащих составы соответственно
административного, дисциплинарного,
гражданско-правового правонарушения.
Меры административной ответственности
применяются за совершение административных
проступков. Административные проступки
– это правонарушения, посягающие, главным
образом, на порядок государственного
управления (нарушение правил уличного
движения, противопожарной безопасности,
санитарных правил и др).
Меры дисциплинарной ответственности
(дисциплинарные взыскания) применяются
к лицам, совершившим дисциплинарный проступок
т.е. противоправное нарушение трудовой,
служебной или учебной дисциплины.
Гражданско-правовая ответственность
наступает за нарушения гражданского
законодательства, состоящие в неисполнении
или ненадлежащем исполнении взятых обязательств,
в причинении тем или иным субъектом того
или иного имущественного вреда, в заключении
противоправных сделок и т.д.
3. По процессуальной форме.
Наказание выносится только
по приговору суда. Никакой другой орган
не имеет право налагать уголовные наказания.
В то время как проступки имеют другие
процессуальные формы: решение суда, постановления
государственных органов, приказы и распоряжения
должностных лиц. Например, решение суда,
обязывающее лицо выплатить неустойку
в пользу другого лица (гражданско-правовая
ответственность); приказ начальника об
увольнении подчиненного в связи с нарушением
им правил ВТК (дисциплинарная ответственность);
распоряжение вышестоящих государственных
органов власти о привлечении к административной
ответственности служащих нижестоящих
органов власти в связи с допущенными
с их стороны правонарушениями по службе
(административная ответственность); и
т.д.
4. По направленности (адресату)
меры государственного принуждения.
Уголовные наказания носят
строго личный характер: понести наказание
должен сам виновный, а не кто-то другой
(представитель и проч.). Например, родители
подростка, совершившего преступление
не могут быть привлечены к уголовной
ответственности. Более того, уголовное
наказание может налагаться только на
физическое лицо.
У проступков круг адресатов
широк: ими могут быть как физические,
так и юридические лица (за исключением
дисциплинарных проступков), отсутствует
строго личный характер мер. Например,
на родителей ребенка, совершившего административное
правонарушение, может быть наложен штраф;
если собака укусила прохожего, то ее хозяин
может нести ответственность как владелец
источника повышенной опасности, согласно
гражданско-правовым и административным
нормам.
5. По содержанию.
Преступление всегда влечет
наказание, которое носит признак кары
– это наиболее суровая мера государственного
воздействия. Оно представляет собой существенное
ограничение либо лишение прав и свобод
граждан.
За проступки применяются меры
взыскания, в основном, восстановительные
и профилактические, которые не ставят
похожи на возмездие.
Например, гражданско-правовая
ответственность выражается в применении
к правонарушителю (должнику), в интересах
другого лица (кредитора) мер воздействия,
которые представляют собой невыгодные
последствия имущественного характера,
возмещение вреда, уплату неустойки и
т.д. Это компенсационный характер, иными
словами, направленность на восстановление
нарушенных имущественных прав и интересов
контрагента.
Дисциплинарная ответственность
заключается в наложении дисциплинарных
взысканий на работника администрацией
предприятия, учреждения или организации.
В ТК РФ предусмотрены замечание, выговор,
увольнение (расторжение трудового договора
по инициативе администрации в связи с
нарушением со стороны работника условий
трудового договора).
В качестве административных
взысканий могут применяться штраф, исправительные
работы, административный арест и др.,
а также замечание, выговор. Эти меры в
некоторых чертах походят на уголовное
наказание, однако существенно отличатся
тяжестью правовых последствий для виновного
и носят, в основном, восстановительный
либо сугубо профилактический характер.
6. По правовым последствиям.
Наказание за преступление
влечет за собой судимость. Судимость
определяется по действующему УК РФ как
правовое последствие, связанное с вступлением
обвинительного приговора в законную
силу и действующее до момента погашения
или снятия судимости (ст. 86 УК РФ). Применяемые
за проступки меры воздействия не влекут
судимости.
И всё же наибольшее сходство
имеется между уголовным наказанием и
репрессивными мерами, предусмотренными
административным законодательством.
Этот вопрос рассмотрим поподробнее, ибо
он вызывает наибольшие трудности.
Содержание некоторых видов
наказания (штраф, исправительные работы)
во многом идентично соответствующим
административно-правовым мерам, но последние
назначаются в других процессуальных
формах (не за преступления, вне специального
порядка уголовного судопроизводства,
не оформляются обвинительным приговором
суда), не создают судимости и гораздо
меньше по своим размерам, то есть не имеет
карательной печати, присущей уголовному
наказанию.
Важнейшим замечанием является
и отличие в адресатах уголовного наказания
и административного взыскания: во втором
случае нет требований личной и виновной
ответственности, а поэтому меры административного
воздействия применятся и к юридическим
лицам, то есть специфическим совокупностям
людей, не сравнимым с понятием группы
в уголовном праве.
Санкция (наказуемость) находится
в системной связи с диспозицией (противоправность),
а поэтому остановимся на причинах некоторого
сходства административных мер воздействия
с уголовным наказанием и характере качественного
перехода от административного правонарушения
в преступление.
Во многих материальных составах
преступлений порог уголовной ответственности
граничит с административной юрисдикцией.
Он определяется по величине ущерба или
размера, характера последствия или деяния
(например, для хищений – сумма ущерба,
для налоговых правонарушений – количество
недоплаченных налогов), а также по злостности
(признак административной или гражданско-правовой
преюдиции – злостное уклонение от уплаты
налогов). Оценочным признаком объекта
и объективной стороны деяния, по которым
происходит отграничение преступлений
от проступков, является категория «иные
тяжкие последствия»: причинён вред личности,
который сам является преступлением, налицо
одновременное (пусть и побочное) посягательство
на другие объекты охраны, большой размер
последствий, вызванных деяниям – речь
начинает идти об уголовной ответственности,
а значит – о наказании. Соответственно,
меняется правовая основа мер воздействия,
меняются цели такого государственного
воздействия, и появляется карательный
признак реакции со стороны государства.
Но сама реакция остаётся похожей, она,
как и характер противоправности, проходит
этот разграничительный порог – качественно
перетекает из небольшой степени репрессивности
административных санкций в жёсткий характер
уголовного наказания, т.е. следует за
качественным переходом диспозиций.
1.3 Отличие наказания
от принудительных мер воспитательного
воздействия.
Наказание следует отличать
и от принудительных мер воспитательного
воздействия. Хотя по своей природе они
являются уголовно-правовыми мерами. Будучи
предусмотренными УК, они представляют
разновидность мер государственного принуждения.
Их применение к несовершеннолетним означает
освобождение от уголовной ответственности
либо от наказания. Главное отличие этих
мер от наказания заключается в том, что
они не влекут за собой судимости и не
несут печати возмездия. Цель – предупреждение
совершения новых преступлений.
Глава 2. Цели уголовного
наказания и их эффективность
2.1 Исторические
аспекты и цели уголовного
наказания
Учение о целях наказания –
одно из наиболее дискуссионных как в
истории, так и в современной теории уголовного
права. Неоднозначность подходов к этой
проблеме, во многом объясняется тем, что,
как писал профессор Н.С. Таганцев, применение
наказания всегда представляло деятельность
по поводу совершившегося и в виду будущего,
оно всегда было двуликим Янусом. Проблемы
целей наказания издавна обладали большой
притягательной силой для исследователей
различных отраслей знаний – теологов,
философов, правоведов, социологов, психологов.
По подсчетам Н.Д. Сергеевского целям наказания
посвящены 24 философских и более 100 юридических
концепций.
Платон рассматривал цель наказания,
как очищение души, запятнавшей себя преступлением,
предупреждение его повторения в будущем,
что достигается одним способом: истреблением
преступника, для которого наказание является
лекарством, исцеляющим его нравственный
недуг; устранением влияния дурного примера
на сограждан; избавлением государства
от опасного, вредного члена.
И. Кант, анализируя определение
целей наказания, говорил о том, что зло
требует отплаты злом, только одно воздаяние
по принципу равенства может определить
меру и объем наказания, либо равенство
по силе действия.
Немецкий ученый Пуффендорфф
писал: «истинная цель наказаний, налагаемых
человеческими судами, состоит в предотвращении
вреда и обид, которыми угрожают одни люди
другим. Для этого необходимо, чтобы тот,
кто совершил преступление, исправился;
или чтобы другие на его примере отшатнулись
от мысли о подобных поступках; или чтобы
виновный был поставлен на будущее время
в невозможность вредить. Другими словами,
всякое наказание должно иметь своей целью
благо преступника или интерес пострадавшего,
или пользу всех вообще».
Гегель считал, что наказание
может осуществляться лишь в отношении
внешнего общественно опасного деяния
человека и не может распространяться
на умонастроение. Наказание – это возмездие,
но не возмездие как некое равенство в
ценности между ущербом, причиненным преступлением,
и ущербом, причиненным преступнику наказанием.
Исторически первые теологические
теории о целях наказания базировались
на постулатах Ветхого Завета (Второзаконие,
XIX, 21): наказание – воздаяние за зло, устрашение
по правилам талиона «око за око, зуб за
зуб». Но уже в 1 веке нашей эры Новый Завет
провозгласил принцип «непротивлением
злу насилием».
Абсолютные теории целей наказания
также усматривали в нем воздаяние за
содеянное, ибо преступление нарушает
«абсолютную идею», «категорический императив»
о справедливости (Гегель, Кант).
Пришедшие им на смену утилитарные
теории видели в целях наказания общее
и специальное предупреждение преступления.
Первое удерживает не устойчивых граждан
от совершения преступления, второе –
предупреждает рецидив со стороны осужденного.
«Новая социальная защита» усматривает
цели наказания в ресоциализации преступников,
адаптации к условиям жизни общества по
отбытии наказания.
Смешанные теории наказания
соединяют идеи абсолютной и утилитарной
доктрин. Целями наказания они считают
устрашение и возмездие (кару), общую и
специальную превенцию, а также исправление.
Господствующие мировоззрения
о целях наказания оказывали воздействие
на системы наказаний. Между ними и законодательством
существовало взаимодействие. Так доктрины
возмездия как цели наказания последовательно
воплощались в жестоком рабовладельческом
и феодальном законодательстве. Безусловно,
влияние оказывали и приоритетные правовые
идеологии. В до буржуазных периодах –
также религиозные вероучения.
Своеобразным рудиментом таких
воззрений на цели наказания поныне остаются
смертная казнь и пожизненное тюремное
заключение. В мусульманском праве – членовредительские
наказания – отсечение рук, ног, отрезание
ушей им т.д. В английском праве телесные
наказания были отменены относительно
недавно.
Утилитарные теории, признающие
целями наказания исправление преступника,
общее и специальное предупреждение, способствовали
либерализации систем наказания. Они дали
уголовному законодательству такие гуманные
институты, как условное осуждение, отсрочка
исполнения приговора, условно-досрочное
освобождение. Поэтому считать теории
целей наказания только научной абстракцией
без какого-либо практического значения
не приходится.
В юридической литературе первых
лет Советской власти много внимания уделялось
вопросу о целях и задачах наказания. Сложность
этой проблемы приводила к тому, что отдельные
авторы, удачно сформулировали ту или
иную задачу наказания - исправительную,
предупредительную или же охранительную,
в ряде случаев считали ее единственной,
чем искажали действительную роль наказания
в Советском государстве. В рассматриваемый
период еще только начинали оформляться
положения советской теории уголовного
права о соотношении принудительной и
воспитательной сторон наказания, о соотношении
понятий «кара» и «воспитание», «кара»
и «наказание».