Шпаргалка по "Конституционному праву Украины"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 11:34, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Конституционное право Украины"

Вложенные файлы: 1 файл

кпу.docx

— 322.92 Кб (Скачать файл)

Обязанность сдерживаться Конституции  Украины и законов Украины  является одной из важнейших обязанностей человека и гражданина. Он предусмотрен ст. 68 Основного Закона и касается всех лиц, которые находятся на территории Украины. Этот конституционный долг не ограничивается выполнением только Конституции и законов, а значит, что каждый должен сдерживаться и  подзаконных актов, актов органов  местного самоуправления. Идет речь о  соблюдении принципа законности. В  Конституции содержатся запретительные нормы в виде запрещения для граждан  осуществлять те или другие действия. Да, в ст. 37 Конституции предусмотрено  запрещение образования и деятельности политических партий и общественных объединений, программные цели или  действия которых направленная на ликвидацию независимость Украины, изменение  конституционного строя насильственным путем, нарушение суверенитета и  территориальной целостности государства, подрыл ее безопасности и тому подобное. Устанавливается, что на территории Украины запрещается создание и  функционирование любых вооруженных  формирований, не предусмотренных законом.

Обязанность защищать Отчизну, независимость и территориальную  целостность Украины, уважать ее государственные символы установлена  ст. 65 Конституции Украины. Более  детально обязанность защиты Отчизны  урегулирована Законом «Об обороне  Украины» от 6 декабря в 1991 г. Порядок прохождения военной службы установлен Законом Украины «Об общей военной обязанности и военной службе» от 25 марта 1992 года. Альтернативная служба существует для тех граждан, которые за своими мировоззренческими и религиозными убеждениями не могут нести военную службу. В этих и других установленных законом случаях граждане Украины имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой, порядок прохождения которой, урегулировано Законом Украины «Об альтернативной (невоенной) службе». Военная служба является почетной обязанностью каждого гражданина. Поэтому за уклонение граждан от дежурного призыва на действительную военную службу, а также за уклонение от военной службы установлена криминальная ответственность.

Почитание государственных  символов в первый раз закрепляется как конституционный долг граждан  Украины. Государственные символы - проявление суверенитета нашего государства, и потому они подлежат особенной  охране с ее стороны.

Обязанность не причинять  вред природе и возмещать нанесенные ей убытки установлена ст. 66 Конституции  Украины. Сохранение окружающей среды  признается мировым сообществом  как основное задание и обязанность  не только каждого государства, но и  каждого человека планеты. Экологические  обязанности граждан Украины  детализированы в текущем законодательстве, в частности в Законе Украины  «Об охране окружающей естественной среды» от 25 июня в 1991 г. Проблема охраны этой среды в Украине после катастрофы на Чернобыльской АЭС является достаточно важной. В связи с этим в ст. 16 Конституции Украины закреплено, что обеспечение экологической безопасности и поддержание экологического равновесия на территории Украины, преодоления последствий Чернобыльской катастрофы, - катастрофы планетарного масштаба, сохранения генофонда Украинского народа, являются обязанностью государства. Обязанность соблюдения требований экологической безопасности, рационального природопользования и охраны окружающей среды, - это задание не только государственных институций, но и каждого гражданина.

Обязанность охранять культурное наследие, что предусмотренный ст. 66 Конституции Украины, направленный на сохранение материальных и духовных ценностей Украинского народа, его  исторического достояния.

Порядок осуществления этой обязанности урегулирован Основами законодательства Украины о культуре, законами «Об охране культурного  наследия» от 8 июня в 2000 г., «О вывозе, ввозе и возвращении культурных ценностей», от 21 сентября 1999 года.

Обязанность приобретения полного  общего среднего образования, установленная  ст. 53 Конституции Украины, означает обязанность каждого иметь такое  образование. Государство обеспечивает доступность и безоплатность дошкольного, полного общего среднего образования в государственных и коммунальных учебных заведениях. Общее среднее образование является обязательной основной составляющей непрерывного образования. ее приобретение направлено на обеспечение всестороннего развития личности путем учебы и воспитания, которые основываются на общечеловеческих ценностях и принципах научности, поликультурности, светского характера образования, системности, интегративности, единству учебы и воспитания, на принципах гуманизма, демократии, гражданского сознания, взаимоуважения, между нациями и народами в интересах человека, семьи, общества, государства.

Обязанность уважать честь  и достоинство людей, не посягать на их права и свободы, что закрепленный в ст. 68 Конституции Украины, является важным условием свободы, его необходимым  ограничением и фундаментальным  принципом обеспечения правопорядка. Уважение к правам других лиц нуждается  в высоком правосознании граждан. Реализация своих прав за счет других является одновременно нарушением как  норм права, так и морали. Выполнение этого конституционного долга минимизирует конфликты между людьми или даже делает невозможными их.

Обязанность заботы о детях  и неработоспособных родителях  предусмотрена ст. 51 Конституции  Украины. Родители обязаны содержать  детей к их совершеннолетию, а  совершеннолетние дети обязаны заботиться о своих неработоспособных родителях. Эта обязанность граждан отображает личную ответственность каждого  человека за судьбу своих родителей  и детей, когда они уже или  еще не в состоянии обеспечить свои жизненные потребности. Более  детально эти вопросы регламентируются Семейным кодексом Украины и нормами  текущего законодательства.

Обязанность уплаты налогов  и сборов впервые в Украине  закрепляется на конституционном уровне (ст. 67). Конституция обязывает каждого  платить налоги и сборы в порядке  и размерах, установленных законом. Налогоплательщиками являются юридические  и физические лица, на которых, согласно законам Украины, возложена обязанность платить налоги. Граждане платят налог из своих доходов в соответствии с Законом Украины «О налоге из доходов физических лиц» от 22 мая 2003 года и других нормативно правовых актов.

 

36. Гарантии осуществления  прав и свобод человека и  гражданина. Задачи органов законодательной,исполнительной и судебной властей, контрольно-надзорных, правоохранительных органов, объединений граждан в обеспечении правовой защиты личности.

Конституционные гарантии - это предусмотренные Основным Законом  Украины условия, средства, методы и  механизмы, которые обеспечивают реализацию конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Гарантии конституционных  прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, разделяются на общие (экономические, политические, идеологические) и юридические.

До основных экономических  гарантий принадлежат развитие экономической  системы, свобода предпринимательской  и хозяйственной деятельности, экономическая  многообразность, социальная направленность экономики и тому подобное.

Политические гарантии - это политика государства, которое  направлено на создание условий для  всестороннего развития человека, обеспечения  ее прав и свобод. Политика Украинского  государства наиболее четко выражена в положении ч. 2 в. 3 Конституции, что утверждение и обеспечение  прав и свобод человека является главной  обязанностью государства, что государство  отвечает перед человеком за свою деятельность.

К идеологическим гарантиям  следует отнести идеологическую многообразность общественной жизни, недопустимость признания государством ни одной идеологии обязательной, запрещение цензуры.

Юридические гарантии воплощаются  в таких конституционных положениях: права и свободы человека и  гражданина защищаются судом (ст. 55); каждый имеет право на возмещение за счет государства или органов местного самоуправления материального и  морального вреда, нанесенного незаконными  решениями, действиями или бездеятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц  при осуществлении ими своих  полномочий (ст. 56); каждому гарантируется  право знать свои права и обязанности (ст. 57); законы и другие нормативно правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда  они смягчают или отменяют ответственность  лица (ст. 58); каждый имеет право на правовую помощь (ст. 59); никто не обязан выполнять явно преступные распоряжения или приказы (ст. 60); никто не может  быть дважды притягнений к юридической ответственности одного вида за одно и то же правонарушение (ст. 61); лицо считается невиноватым в совершении преступления и не может быть подданной криминальному наказанию, пока ее вина не будет доказана в законном порядке и установлена обвинительным приговором суда (ст. 62); лицо не несет ответственность за отказ давать показание или объяснение относительно себя, членов семьи или близких родственников, круг которых определяется законом (ст. 63).

Гарантии конституционных  прав и свобод содержатся не только в статьях Конституции, а также  в нормах отраслевого законодательства.

Часть 4 в. 55 Конституции Украины  установила, что каждый имеет право  после использования всех национальных средств правовой защиты обращаться за защитой своих прав и свобод к соответствующим международным  судебным учреждениям или к соответствующим  органам международных организаций, членом или участником которых является Украина. Право на самозащиту установлено  в ч. 5 в. 55 Конституции, согласно которой  каждый имеет право любыми не запрещенными законом средствами защищать свои права  и свободы от нарушений и противоправных посягательств.

Органами, на которые положены полномочия относительно обеспечения  прав и свобод человека и гражданина в Украине, является Президент Украины, Кабинет Министров, Уполномоченный Верховной Рады по правам человека, органы прокуратуры, Конституционный  Суд Украины, местные государственные  администрации. Да, согласно ч. 2 в. 102 Конституции, Президент Украины является гарантом прав и свобод человека и гражданина, в соответствии с п. 2 в. 116 Конституции, Кабинет Министров «принимает меры относительно обеспечения прав и  свобод человека и гражданина». Одним  из полномочий прокуратуры Украины  есть представительство интересов  гражданина в суде в случаях, определенных законом, и надзор за ограничением  прав и свобод человека и гражданина, ограничением законов, из этих вопросов органами исполнительной власти и местного самоуправления, их должностными и служебными лицами (п. 2, 5 в. 121 Конституции Украины).

Существенной гарантией  прав и свобод является помощь профессионального  защитника (адвоката) в криминальном, гражданском и административном процессе.

К гарантиям прав и свобод принадлежит также юридическая  ответственность за их нарушение. Имеется  в виду ответственность в первую очередь органов государства  и их должностных лиц.

Способствовать реализации конституционных прав и свобод лица должны также органы местного самоуправления, однако их материально финансовые возможности  все еще остаются недостаточными.

 

37. Международно-правовые  стандарты и конституционное  законодательство Украины о правовом  положении человека и гражданина.

Право человека - это гарантированное законом и обеспеченное государством возможность поведения лица, а свобода - область человеческого поведения, к которой гос-во обязуется не вмешиваться. В современном мире для большинства государств характерно определенное совпадение взглядов на то, какие права должны быть представлены индивидом, и закреплены в национальных законах. Международно-правовые обязательства, развивающие и конкретизирующие принцип уважения прав человека составляют содержание международных стандартов в области прав человека. Существуют следующие международные акты о правах человека: всеобщая декларация прав человека 1948г./ООН /; Декларация о правах лиц принадлежащих к нац. или этническим, религиозным и языковым меньшинствам/1992г. /; Декларации о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания / 1975г. /; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

 

38. Понятие и  виды гражданских состояний личности.

Гражданское состояние - правовое положение конкретного гражданина как носителя различных прав и  обязанностей (политических, имущественных, личных и проч.), определяемое фактами  и обстоятельствами естественного  и общественного характера. Следовательно, ответить на вопрос о гражданском  состоянии гражданина - значит указать  факты, индивидуализирующие его (фамилия, имя, отчество, гражданство, пол, возраст), охарактеризовать правоспособность и  дееспособность (гражданскую, трудовую и т.д.) и семейное положение.

Гражданское положение людей  неодинаково, поскольку существенно  различаются определяющие его факты  и обстоятельства. Например, гражданское  состояние человека в возрасте 14 лет характеризуется тем, что  он, обладая гражданской правоспособностью, дееспособен частично. Гражданское  состояние совершеннолетних граждан  также различно, поскольку одни из них состоят в браке, а другие - нет, одни имеют детей (и, следовательно, родительские права и обязанности), а другие - нет и т.д.

Понятие гражданского состояния  может употребляться и в более  узком смысле - правового положения  гражданина как участника только имущественных и личных неимущественных  отношений, регулируемых гражданским  правом.

Фактам и обстоятельствам, от которых зависит гражданско-правовой статус гражданина, придается важное значение и другими отраслями  права, в связи с чем целесообразно  рассматривать их в обобщенном виде и пользоваться пониманием гражданского состояния в широком смысле.

 

39. Понятие и  принципы гражданства Украины.

Гражданство Украины —  это правовая связь между физическим лицом и Украиной, которая находит  свое проявление в их взаимных правах и обязанностях.

Гражданство нужно рассматривать  как: а) составную часть основ  конституцыонного порядка Украины; б) существенную характеристику основ правового статуса лица; в) как субъективное право лица на гражданство и г) как правовой институт конституционного права.

Это означает, во-первых, что  гражданство есть одним из главных  признаков государства; во-вторых, что  от наличия гражданства зависит  объем правосубъектности лица, поскольку неграждане владеют меньшим объемом прав, свобод и обязанностей, и, в-третьих, что каждый человек имеет право на гражданство, т.е. на постоянную правовую связь с соответсвующим государством. Право на гражданство как субъективное право закрепляется не только в нормах конституционного права, а и в международних документах.

Гражданство как правовой институт — это совокупность конституцийих норм, которые регулируют однородное общественное отношение по преобретению, прекращению гражданства, процедур по вопросам гражданства. Гражданство в Украине регламентируется такими актами, как Конституция Украины, Закон «О гражданстве Украины» от 18 января 2001г. в редакции Закона от 16 июня 2005г., а также «Порядком осуществления за заявлениями и представлениями по вопросам гражданства Украины и выполнения принятых решений», утвержденным Указом Президента Украины от 27 марта 2001г. в редакции Указа от 27 июня 2006г. В статье 4 Закона «О гражданстве Украины» установлено, что вопрос гражданства регламентируются и международными договорами, и если настоящими договорами установлены другие правила, чем те, что содержатся в Законе «О гражданстве Украины», то применяются правила международного договора.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву Украины"