Шпаргалка по "Прокурорский надзор"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 16:09, шпаргалка

Краткое описание

1. Сущность, цели и задачи ПН в РФ. Место прокуратуры в системе государственных органов
ПН — специфический вид государственной деятельности, которая осуществляется от имени РФ специально созданными для этого органами прокуратуры.
ПН — самостоятельный, специфический вид государственной деятельности. Эту деятельность не могут осуществлять кроме прокуратуры никакие другие государственные, общественные, самодеятельные или иные органы, организации, учреждения, должностные или ФЛ.

Вложенные файлы: 1 файл

прокурорский надзор.docx

— 157.32 Кб (Скачать файл)

– требуют обеспечения  охраны, содержания и конвоирования  лиц, находящихся на войсковых и  гарнизонных гауптвахтах, в иных местах содержания задержанных и  заключенных под стражу.

 

13. Профессиональная подготовка и повышение квалификации прокурорских работников.

Ст. 43.4. Профессиональная подготовка и повышение квалификации работников (Закон "О Прокуратуре РФ")

1. В целях обеспечения  высокого уровня профессиональной  подготовки работников действует  система непрерывного обучения  и повышения квалификации работников, включающая индивидуальную и  групповую учебу по специальным  планам, стажировку в вышестоящих  органах прокуратуры, научных  и образовательных учреждениях  прокуратуры, обучение в региональных  учебных центрах и институтах  повышения квалификации.

2. Повышение квалификации  является служебной обязанностью  прокуроров. Отношение к учебе  и рост профессионализма учитываются  при решении вопросов о соответствии  прокурора занимаемой должности,  его поощрении и продвижении  по службе.

3. Подготовка научных  и педагогических кадров из  числа прокурорских работников  осуществляется в отделениях  очной аспирантуры при научных  и образовательных учреждениях  прокуратуры.

Прокурорский работник, зачисленный  в очную аспирантуру, освобождается  от занимаемой должности и откомандировывается  к месту учебы с сохранением  должностного оклада, доплат за классный чин и выслугу лет.

Время обучения в очной  аспирантуре засчитывается прокурорским работникам в выслугу лет, дающую право на присвоение очередного классного  чина, доплату за выслугу лет и  назначение пенсии за выслугу лет, при  условии возобновления службы в  органах и учреждениях прокуратуры  не позднее одного месяца после окончания  очной аспирантуры.

 

14. Условия и  порядок приема на службу в  органы и учреждения прокуратуры. Правовое положение прокурорских работников

Законом определяется совокупность условий, соблюдение которых необходимо при решении вопроса о зачислении на службу в органы и учреждения прокуратуры.

1. Прокурорами и следователями могут быть граждане Российской Федерации. Законом прямо предусмотрено, что лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно имеет гражданство иностранного государства (п. 2 ст. 401 Закона о прокуратуре).

2. Характер и уровень образования. Прокурорами и следователями могут быть лица, имеющие высшее юридическое образование, полученное в высшем образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию.

Под высшим образованием при  этом понимается совокупность систематизированных знаний в области юриспруденции и основанных на них практических навыках, позволяющих выполнять служебные обязанности прокурора или следователя. Данное обстоятельство удостоверяется наличием диплома о высшем образовании установленной формы. В наибольшей мере критерием соответствия подготовки по юридической специальности для работы прокурором и следователем прокуратуры имеет подготовка в Санкт-Петербургском юридическом институте прокуратуры, в институтах прокуратуры в составе Московской правовой академии, а также в Свердловской и Саратовской академиях права. Это связано с наличием в названных, а также в некоторых других высших учебных заведениях глубокой специализации, необходимой для работы в органах прокуратуры. Законом допускается, что на должности прокуроров и следователей прокуратур городов, районов, приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и окончившие третий курс указанных образовательных учреждений. Такое исключение является адекватной реакцией законодателя на изменения в состоянии и тенденциях развития законности, а также учета реальных возможностей в ближайшей перспективе полностью удовлетворить потребности органов прокуратуры в кадрах с высшим юридическим образованием, особенно в отдаленных регионах страны.

3. Моральные и деловые качества. Систематизированные перечни профессиональных качеств прокуроров и следователей нормативно не определены, в том числе в силу сложности этой задачи. Указание на необходимость таких качеств, а также перечисление отдельных из них содержится в ряде положений, приказов, указаний и инструкций Генерального прокурора Российской Федерации, в Положении о нагрудном знаке "Почетный работник прокуратуры Российской Федерации", в некоторых методических указаниях по вопросам кадровой работы в органах прокуратуры.

Результаты анализа и  обобщения аттестационной работы, тестирования прокуроров и следователей показывают, что в них в различной мере отражены требования общего характера, которые соотносятся с требованиями, предъявляемыми ко всем прокурорским работникам. В соответствующих документах обычно отмечаются добросовестность, дисциплинированность, принципиальность, внимательное и уважительное отношение к гражданам, корректность, вежливость и тактичность, скромность, трудолюбие, требовательность к себе и самокритичность, исполнительность, прилежность и аккуратность, объективность и отзывчивость. Перечисленные качества определяются принадлежностью работника к системе органов прокуратуры. Помимо этих нравственных свойств личности, при установлении соответствия прокурорского работника определенной должности оцениваются профессиональные качества, определяемые функциональными задачами, особенностями профессиональной деятельности в соответствующей сфере (участие в суде, надзор за соблюдением законов в учреждениях уголовно-исполнительной системы и т.д.), с учетом иерархического уровня органа прокуратуры в прокурорской системе.

Определенные индивидуальные психологические качества имеют  важное значение для работы в качестве прокурора или следователя. В их числе такие, как степень работоспособности, энергичность, а также фиксирующие волевые качества личности, основные черты темперамента, интеллектуальные особенности, инициативность, настойчивость в достижении целей при осуществлении служебных функций, целеустремленность, уравновешенность, общительность и умение устанавливать психологический контакт, способность мыслить творчески, вдумчивость.   

Для прокуроров— руководителей соответствующих органов прокуратуры, их структурных подразделений, а также следователей — руководителей следственно-оперативных групп (бригад) наряду с иными моральными и профессиональными качествами важное значение имеет умение руководить коллективом, влиять на формирование новых подходов к выполнению служебных обязанностей. В числе таких качеств необходимо отметить умение инструктировать, осуществлять контроль исполнения поручений подчиненными, практическое и повседневное обучение на "рабочем месте", способность влиять, на формирование и поддержание надлежащего психологического климата в коллективе.

Как и в мировой практике, для кандидатов на должность прокурора  или следователя прокуратуры  в качестве критерия пригодности  выделяется также наличие у такого лица безупречной репутации. Прежде всего по этой причине в законе прямо предусмотрено, что лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на этой службе, если оно лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока, и особенно — имело или имеет судимость. При этом для интересов данной службы не имеет значения, снята или погашена судимость, важно наличие (отсутствие) самого факта судимости. Ограничение на доступ к службе в прокуратуре распространяется и на лицо, признанное решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным.

4. Состояние здоровья. С учетом особого характера условий работы в органах и учреждениях прокуратуры напряженности и интенсивности труда прокурорских работников, нередко связанными с риском опасности для жизни и здоровья, других объективных обстоятельств, к кандидатам на эти должности предъявляются определенные требования по состоянию их здоровья. Такие лица проходят медицинское обследование и не могут быть приняты на службу, если имеют заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует исполнению ими служебных обязанностей.

5. Другие требования. Не может быть принято на службу и находиться на этой службе лицо, которое состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители, или дети супругов) с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Аналогичные последствия наступают, когда лицо отказывается от процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует данное лицо, связано с использованием таких сведений.

Для определенных категорий  работников органов прокуратуры законом установлены дополнительно требования по возрасту и стажу работы. На должности прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее трех лет. На должности прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров специализированных прокуратур назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее 5 лет.

Такие требования характерны и для занятия определенных должностей и в иных ответственных сферах государственной деятельности (судьи и др.). Они необходимы, так как для занятия должности прокурора надо обладать не только определенным образованием, моральными и профессиональными качествами, но и большим жизненным и профессиональным опытом, который приходит с возрастом. Такой опыт необходим при принятии надзорных, процессуальных, управленческих и других решений, связанных с правами и свободами граждан, интересами общества и государства в различных сферах правовых отношений. Эти качества и опыт прокурора — руководителя коллектива соответствующей прокуратуры необходимы при работе с кадрами прокуратуры, для создания надлежащего морально-психологического климата, преодоления и предупреждения конфликтных ситуаций, характерных при осуществлении надзора за соблюдением законов различными субъектами правоприменения. Генеральный прокурор РФ вправе в исключительных случаях назначать на должности прокуроров субъектов Федерации, прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур, лиц, имеющих опыт работы по юридической специальности на руководящих должностях в органах государственной власти.

Законом установлено, что  лица, обучавшиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования с оплатой обучения Генеральной прокуратурой РФ, а также прокурорские работники, обучавшиеся в очной аспирантуре с сохранением денежного содержания, которое они имели на момент поступления в аспирантуру, обязаны в соответствии с заключенными с ними договорами проработать в органах или учреждениях прокуратуры не менее пяти лет.

 

15. Аттестация. Классные чины прокурорских работников.

Принципиальное значение для обеспечения эффективного надзора  за исполнением законов, выполнения иных функций прокуратуры имеет  изучение и адекватная оценка кадров органов прокуратуры. Комплексным средством выполнения этой задачи, определения соответствия работников занимаемой должности является аттестация.

Следует рассматривать  аттестацию как комплексную процедуру — средство установления такого соответствия прокурорского работника занимаемой должности, а не только как документ, в котором фиксируются все юридически и фактически значимые признаки (аттестационная характеристика).

Аттестация также  рассматривается и в качестве средства адаптации прокурорского  работника к изменяющимся политическим, социально-экономическим, правовым и организационно-структурным условиям его деятельности.

Аттестации подлежат прокурорские работники, имеющие классные чины либо занимающие должности, по которым  предусмотрено присвоение классных чинов. Согласно Закону о прокуратуре  порядок и сроки проведения аттестации устанавливаются Генеральным прокурором Российской Федерации. Приказом Генерального прокурора РФ от 30 октября 1998 г. № 74 утверждено Положение об аттестации работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации. В Положении подчеркивается, что аттестация призвана способствовать совершенствованию деятельности органов и учреждений прокуратуры по подбору, расстановке и повышению квалификации кадров, созданию их резерва на выдвижение, решению вопросов о присвоении работникам классных чинов, воинских званий.

Аттестация проводится не реже одного раза в пять лет. Она  может проводиться и досрочно при выдвижении работника на вышестоящую  должность, при наличии существенных упущений в работе или совершении порочащего его проступка, а также по просьбе самого работника. Работники, имеющие надлежащие образование и стаж службы (работы) в занимаемой должности (прокуроры и следователи, научные и педагогические работники научных и образовательных учреждений прокуратуры Российской Федерации — не менее шести месяцев, специалисты с высшим, незаконченным высшим и средним специальным образованием — не менее одного года, специалисты со средним образованием — не менее трех лет), подлежат первичной аттестации.

До истечения шести  месяцев службы в занимаемой должности с учетом стажа работы по специальности и квалификации подлежат первичной аттестации работники, имеющие определенный стаж и опыт работы. К ним относятся лица, перешедшие на службу в органы и учреждения прокуратуры с должностей по юридической или иной родственной специальности, занимаемых ими в других правоохранительных органах, а также адвокатуре, нотариате, органах законодательной, исполнительной и судебной власти, органах местного самоуправления, образовательных учреждениях высшего юридического образования, научных юридических учреждениях, правовых службах предприятий, учреждений и организаций, органах юстиции, судебно-экспертных учреждениях, если перерыв между увольнением и поступлением на службу в органы и учреждения прокуратуры не превысил двух месяцев.

Информация о работе Шпаргалка по "Прокурорский надзор"