Явление терроризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 20:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение общественно-опасного явления терроризма. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
изучить понятие, сущность терроризма и охарактеризовать его виды;
определить истоки терроризма и факторы, обуславливающие его развитие в России;
дать уголовно-правовую характеристику терроризма;
изучить аспекты борьбы с терроризмом;
провести обзор судебной практики по делам о терроризме.

Вложенные файлы: 1 файл

Уголовное право.doc

— 222.50 Кб (Скачать файл)

В ч. 2 ст. 205.1 УК предусмотрен квалифицирующий признак совершения указанных деяний: с использованием своего служебного положения.

В ч. 3 ст. 205.1 предусмотрено наказание за пособничество в данном преступлении. В примечании 1.1 указывается, что понимается под пособничеством: умышленное содействие совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий к его совершению, а также обещание скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно обещание приобрести или сбыть такие предметы.

В примечании 2 к статье закреплен специальный вид освобождения лица от уголовной ответственности, если оно своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению либо пресечению преступления, которое оно финансировало и (или) совершению которого содействовало, и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Преступление имеет формальный состав и является оконченным с момента осуществления любого из рассмотренных действий.

За совершение преступлений, указанных в ст. 205.1 УК РФ предусмотрено наказание в виде: по ч. 1 ст. 205.1 - лишения свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового; по ч. 2 – лишения свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо без такового; по ч. 3 - лишения свободы на срок от восьми до двадцати лет.

     2.3. Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (ст. 205.2 УК РФ)

1) Объектом преступления является общественная безопасность.

2) Объективная сторона  характеризуется действиями, состоящими  в публичных призывах к осуществлению  террористической деятельности, т. е. к совершению деяний, перечисленных в  ч. 1 ст. 205 УК РФ, либо в публичном оправдании терроризма.

Значимым признаком  уголовно-наказуемых призывов является их публичность. Она означает, что  призывы обращены к широкому кругу  людей. Отсутствие персональной направленности к конкретным адресатам позволяет отграничить данное преступление  от подстрекательства к совершению преступлений террористической направленности, предусмотренных ст. 205, 206, 208, 211, 277, 278, 279, 360 УК РФ.

В примечании к ст. 205.2 УК РФ говорится, что в настоящей статье под публичным оправданием терроризма понимается публичное заявление о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании.

В части 2 ст. 205.2. указан квалифицирующий признак  данных деяний, а именно их совершение с использованием СМИ.

3) Субъект  преступления – любое вменяемое  лицо, достигшее 16 лет.

4) Субъективная  сторона характеризуется прямым  умыслом.

Преступление  имеет формальный состав и является оконченным с момента совершения хотя бы одного публичного призыва к совершению любого преступления террористической направленности или публичного оправдания терроризма.

За совершение преступлений, указанных в ст. 205.2 УК РФ предусмотрено наказание в виде: по ч. 1 ст. 205.2 – в виде штрафа в размере до пятисот тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет; по ч. 2 – в виде штрафа в размере от трехсот тысяч до одного миллиона рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

 

 

 

 

 

 

 

3. БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ

     3.1. Законодательство о борьбе с терроризмом

В настоящий момент в  РФ сложилась система нормативных актов, регулирующих вопросы борьбы с терроризмом Правовую основу борьбы с терроризмом составляют международно-правовые акты, Конституция РФ, Федеральные законы РФ, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативно-правовые акты федеральных органов государственной власти.

«К международно-правовым актам можно отнести: Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г.; Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г.; Декларация ООН «О мерах по ликвидации международного терроризма» 1994 г.; Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. и др.»10.

   К основополагающим законам по борьбе с терроризмом можно отнести Конституцию РФ, ФЗ от 07.08.2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»11, ФЗ от 06.03.2006 г. «О противодействии терроризму»12, Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и ряд других законов.

   В Федеральном Законе «О противодействии терроризму» особое внимание уделяется организационным основам борьбы с данным общественно опасным явлением.

В Российской федерации  разработан механизм государственного контроля за финансовыми операциями, которые могут быть использованы для финансирования террористической деятельности. Для этих целей принят Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

После совершения террористических актов в Москве, Беслане и ряде других городах России в обществе все сильнее и чаще звучат требования усилить уголовную ответственность за терроризм. Многие предлагают ввести в санкцию ст. 205 УК РФ такие виды наказания, как смертная казнь и пожизненное лишение свободы. Данные предложения вступают в противоречие со ст. 57 и 59 УК РФ - ведь смертная казнь и пожизненное лишение свободы устанавливаются только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь. В статье 20 Конституции РФ особо отмечается, что смертная казнь устанавливается как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления против жизни. «Статья 205 УК к преступлениям против жизни не относится. Умышленное лишение жизни людей при совершении террористического акта рассматривается как самостоятельный состав и должно квалифицироваться по совокупности преступлений, предусмотренных ст.  205 и 105 УК. Однако с учетом того, что терроризм в большинстве случаев сопровождается умышленным убийством людей целесообразно, как нам кажется, дополнить п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ квалифицирующим признаком «сопряженное с терроризмом». Данная норма во многом усилит уголовную ответственность террористов и позволит решить многие вопросы, связанные с террористическими действиями».

Существует и острая необходимость в конкретизации  особо квалифицирующего признака ст. 205 УК РФ «совершение организованной группой». Однако привлечение к уголовной ответственности по ст. 205 УК организаторов преступных групп не   всегда представляется возможным   и  сопряжено   с  заведомыми трудностями,  поскольку ст. 35 УК указывает, что лицо, создавшее организованную группу, будет нести ответственность за совершенные организованной группой преступления, если они охватываются его умыслом, а умысел руководителей-террористов, как правило, направлен не на совершение конкретного акта терроризма, а имеет более широкие цели, в том числе и международные. «Нужно учитывать и то, что деятельность лиц, оказывающих террористам финансовую и иную материальную помощь, настоящим уголовным законодательством не урегулирована. Привлечь их к уголовной ответственности за терроризм практически невозможно, ведь деньги идут не на конкретный теракт, а на финансирование террористической деятельности в целом под весьма благовидным предлогом оказание гуманитарной помощи, коммерческие сделки и т. д.»13.


Недостатком УК в деле борьбы с терроризмом является также слабая защищенность государственных или общественных деятелей. Статья 277 УК устанавливает уголовную ответственность лишь за посягательство на их жизнь (умышленное убийство, или покушение на убийство). Но ведь применение иного насилия также может повлечь прекращение их государственной и политической деятельности. Например, человек, которому причинили тяжкие телесные повреж-дения, вряд ли сможет эффективно заниматься своей деятельностью. Данный про- бел нужно восполнить, предусмотрев уголовную ответственность за насилие или угрозу насилия в отношении государственных или общественных деятелей (диспозиция статьи может быть сформулирована по примеру ст. 318 УК РФ).

Анализируя причины  и основные проявления терроризма в современной России, многие исследователи указывают на необходимость    совершенствования    антитеррористического законодательства, начиная с формулировки основных характеристик терроризма как социально-правового явления.

В заключение хотелось бы подчеркнуть: чем конкретнее будут определены в уголовном законе признаки терроризма, тем эффективнее будет борьба с данным явлением.

3.2. Государственные органы, осуществляющие борьбу с терроризмом

Борьба с терроризмом, проявлением его в различных  формах стала насущной задачей, проблемой  для всех органов государственной  власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, министерств и ведомств. Президентом, Правительством, Советом безопасности принят ряд мер по активизации борьбы с терроризмом.

      Субъектами, непосредственно осуществляющими борьбу с терроризмом в пределах своей компетенции, являются: Федеральная служба безопасности РФ, Министерство внутренних дел РФ, Служба внешней разведки РФ, Федеральная служба охраны РФ, Министерство обороны РФ.

Другие федеральные  органы также участвуют в предупреждении, выявлении и пресечении террористической деятельности в пределах своей компетенции.

Федеральная служба безопасности Российской Федерации и ее территориальные органы в субъектах Российской Федерации осуществляют борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, в том числе преступлений, преследующих политические цели, а также посредством предупреждения, выявления и пресечения международной террористической   деятельности,    в   соответствии    с   уголовно-процессуальным законодательством проводят предварительное расследование по уголовным делам о таких преступлениях.

Пограничные органы и  войска осуществляют борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения попыток пересечения террористами Государственной границы Российской Федерации, а также незаконного перемещения через Государственную границу Российской Федерации оружия, взрывчатых, отравляющих, радиоактивных веществ и иных предметов, которые могут быть использованы в качестве средств совершения преступлений террористического характера и т.д.

Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляет борьбу с терроризмом посредством  предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, преследующих корыстные цели.

Служба внешней разведки Российской Федерации и другие органы внешней разведки Российской Федерации  осуществляют борьбу с терроризмом  посредством обеспечения безопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, их сотрудников и членов семей указанных сотрудников, а также осуществляют сбор информации о деятельности иностранных и международных террористических организаций.

Федеральная служба охраны Российской Федерации осуществляет борьбу с терроризмом посредством  обеспечения безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов.

Министерство  обороны Российской Федерации обеспечивает защиту находящихся на вооружении оружия массового поражения, ракетного и стрелкового оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, защиту военных объектов, а также принимает участие в обеспечении безопасности национального морского судоходства, воздушного пространства России.

Органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, общественные объединения  и организации независимо от форм собственности и их должностные  лица должны оказывать содействие ведомствам, осуществляющим борьбу с терроризмом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ОБЗОР СУДЕБНОЙ  ПРАКТИКИ ПО ДЕЛАМ О ТЕРРОРИЗМЕ

   В настоящее время возобновлены все приостановленные производством уголовные дела, по которым в отношении разыскиваемых лиц вынесены постановления о привлечении в качестве обвиняемых по ст. 205 УК РФ, с целью исследования вопроса о наличии в их действиях признаков состава терроризма в новой редакции. Эта работа еще не завершена, хотя уже сейчас понятно, что количество деяний, квалифицируемых как терроризм, резко  уменьшится.

Анализ материалов уголовных дел показывает, что единая политическая и юридическая природа рассматриваемых составов преступлений (ст. ст. 205, 277, 279, 281 и ряда других) обусловливает единый подход к методической схеме их расследования. При этом, безусловно, расследование каждого преступления  необходимо основывать на реальных обстоятельствах его совершения.

Информация о работе Явление терроризма