Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 21:12, контрольная работа
За время действия нового Уголовно-процессуального кодекса в него внесено более сотни изменений, которые во многом изменили первоначальную модель этого важнейшего нормативно-правового акта.
К сожалению, следует отметить, что, несмотря на внесенные изменения, несовершенство отдельных норм Уголовно-процессуального кодекса нередко позволяет виновным уходить от уголовной ответственности, негативно сказывается на работе следователей и дознавателей, а также подрывает авторитет правоохранительных органов и всего государства в целом.
Введение………………………………………………………………………….…...3
1.Органы дознания: понятия и виды……………………………………………...…5
2. Дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно…..11
3. Дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно.14
4. Функции и обязанности органов дознания……………………………………..17
Заключение…………………………………………………………………………..23 Список литературы………………………………………………………………….24
Этот вывод справедлив лишь при условии, что в рассматриваемом виде дознания не была приведена в действие процедура (механизм), предусмотренная главой 23 УПК РФ.
Следовательно, после ознакомления с содержанием обвинительного акта обвиняемый должен быть допрошен в данном качестве со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями. Однако это следственное действие в широком смысле слова не предусмотрено действующим законодательством.
Во-вторых, обвинительный
акт выполняет функцию
Естественно, эти суждения базируются на сравнении предварительного следствия как основной формы предварительного расследования и дознания — вспомогательной, субсидиарной его формы.
Согласно ст. 226 УПК РФ прокурор рассматривает уголовное дело, поступившее с обвинительным актом, в течение двух суток.
При этом он может принять одно из следующих решений: 1)
об утверждении обвинительного акта и направлении уголовного дела в суд; 2)
о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта в случае его несоответствия требованиям уголовно-процессуального закона со своими письменными указаниями.
При этом прокурор может установить срок для производства дополнительного дознания не более 10 суток, а для пересоставления обвинительного акта — не более трех суток.
Дальнейшее продление срока дознания осуществляется на общих основаниях и в порядке, установленном ч. 3—5 ст. 223 УПК РФ; 3)
о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по основаниям, предусмотренным ст. 24—28 УПК РФ; 4)
о направлении уголовного дела для производства предварительного следствия.
При утверждении обвинительного акта прокурор вправе своим постановлением исключить из него отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на закон о менее тяжком преступлении.
Копия обвинительного акта с приложениями вручается обвиняемому, его защитнику и потерпевшему в порядке, установленном ст. 222 УПК РФ.
4. Функции и обязанности органов дознания.
на органы дознания возложены следующие обязанности:
Производить предусмотренные уголовно-процессуальным законом действия и оперативно-розыскные мероприятия в целях обнаружения преступлений и лиц их совершивших.
Принимать все меры, необходимые для предупреждения и пресечения преступления.
Выполнять поручения и указания следователей в производстве следственных и розыскных действий, оказывать им помощь при проведении следственных действий.
По смыслу уголовно-процессуального законодательства, регламентирующего обязанности интересующих нас органов, органы дознания являются органами предварительного расследования, уполномоченные, как и следователь, осуществлять процессуальную деятельность в связи с поступающей к ним информации о совершении преступления.
В целом деятельность органов дознания складывается из двух основных функций: уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной, которые объединяют собой более мелкие и конкретные функции, рассматриваемых нами правоохранительных органов. Так при уголовно-процессуальной деятельности органы дознания осуществляют следующие функции:
- рассмотрение и разрешение заявлений о преступлениях.
В соответствии со ч.1 ст. 144 УПК органы дознания обязаны принимать заявления и сообщения о любом совершенном или подготовляемом преступлении и принимать по ним решения в срок не более трех суток со дня получения заявления или сообщения, а в исключительных случаях - в срок не более десяти суток.
Заявления могут приниматься, как устные, так и письменные (обязательны от предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц). Устные заявления заносятся в протокол, которые подписывают заявитель и лица производящие дознание, если он принял заявление. Протокол также составляется и при явке с повинной (ч.3 ст. 141 УПК РФ).
После ознакомления с поступившим заявлением принимается одно из следующих решений:
Возбудить уголовное дело в порядке, доказанном в п.1 ч.1 ст. 145 УПК.
Отказать в возбуждении дела. При этом выносится мотивированное постановление (п2. ч. 1 ст. 145 УПК).
Передать заявление или
- проведение проверочных
- дознание.
Данная функция закреплена в ст.115 УПК, в которой четко говорится о том, что после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, орган дознания приступает к производству дознания, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона с санкции прокурора.
- досудебная подготовка
По делам о преступлениях, перечисленных ст. 414 УПК, органы дознания не позднее чем в десятидневный срок устанавливают обстоятельства совершенного преступления и личность правонарушителя, получают объяснения от правонарушителя, очевидцев и других лиц, истребуют справку о наличии или отсутствии судимости у правонарушителя, характеристику с места его работы или учебы и другие материалы, имеющие значение для рассмотрения дела в суде (ч. 1 ст. 415). Обстоятельства совершения преступления заносятся в протокол, который составляется в соответствии со ст. 415 ч. 3 УПК РФ.
- производство розыскных и следственных действий по поручениям следователей (ст. 127, 132, 196 УПК РФ).
- участие в отдельных
Данная функция нашла свое закрепление в ст.127 ч.4 УПК, которая гласит: следователь по расследуемым им делам в праве требовать от органов дознания содействия при производстве отдельных следственных действий. Свое требование он представляет в письменном виде, и оно является для органов дознания обязательно-выполнимым.
Приведенные выше функции осуществляются органами дознания в период уголовно-процессуальной деятельности. Что же касается оперативно-розыскной деятельности органов, как мне кажется, следовало бы сначала перечислить те государственные органы, в полномочия которых входит оперативно-розыскная деятельность. Так, в соответствии со ст. 13 Федерального закона об оперативно-розыскной деятельности на территории РФ право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:
Как видно из данного
перечня, не все органы дознания осуществляют
оперативно-розыскную
На основе ст. 2 того же закона, органы, занимающиеся оперативно-розыскной деятельностью преследуют решения следующих задач:
- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
- осуществление розыска лиц,
скрывающихся от органов
- добывание информации о
При этом для осуществления решений, поставленных перед ними задач, указанным выше органам необходимо провести ряд оперативно-розыскных мероприятий:
В данной теме мною был освещен ряд важных вопросов, касающийся органов дознания и их компетенции, на основе анализа действующего законодательства, предшествующего законодательного опыта и изучения научных статей ученых-процессуалистов.
Основными положениями данной работы являются:
Указанные выше проблемы имеют дискуссионный характер, поэтому необходимо дальнейшее изучение спорных аспектов данных проблем, выработка общих путей их решения, а также дальнейшее закрепление достигнутых соглашений на законодательном уровне с целью обеспечения «защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений», а также «защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод» (пп.1,2 ч.1 ст. 6 УПК).
1.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 №174-ФЗ принят (ред. от 21.10.2013)
2.Федеральный закон от 12.08.1995 №144-ФЗ (ред. От 28.06.2013 с изменениями, вступившие в силу с 30.06.2013) «Об оперативно-розыскной деятельности».
3.Федеральный закон Российской Федерации от 03.04.1995 года №40-ФЗ (ред.от 02.07.2013) «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации».
4.Приказ МВД России № 368 от 16 октября
1992 г. «О мерах по укреплению подразделений
дознания и совершенствованию раскрытия
преступлений, по которым предварительное
следствие
не обязательно»
Специальная литература
5.Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ / Под ред. В.М. Лебедева, науч.ред. В.П. Божьев. – М.,2002.
7.Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ / Под общ. ред. Лупинской П.А. – М.,2003.
8.Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ / Под ред. Д.Н. Козака, Е.Б. Мизулиной. – М.2002.
9.Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ / Под ред. И.Л. Петрухина. – М.,2002.
10.Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ / Под ред. Смирнова А.В. – СПб.,2003.
11.Арестова Е.Н.прекращение уголовного дела при производстве дознания // Российский следователь. 2003. №11.С.35.
12.Дознание в органах внутренних дел. Учебное пособие. - М.: Издательство «Щит-М», 2004. - 80 с.
13.Петрухин И.Л. Концептуальные основы реформ уголовного судопроизводства // Государство и право. 2002. N 5. С.17-29.
14.Победкин А.В., Яшин В.Н. Уголовный процесс: Учебник / Под ред. В.Н. Григорьева. – М., 2004.
15.Проблемы применения нового уголовно-процессуального законодательства в досудебном производстве: Материалы научно-практической конференции. Барнаул, 2002.
16.Уголовно-процессуальное право / Под. ред. Лупинской П.А. – М.,2003.
17.Шумановский В.В. Общие условия производства предварительного следствия. Л., 1983.
Информация о работе Дознание как форма предварительного расследования