Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 12:14, реферат
Целью настоящей работы является исследование оперативных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации.
Для реализации указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1) определить задачи и функции оперативных подразделений ОВД;
2) проанализировать структуру оперативных подразделений ОВД;
3) охарактеризовать права и обязанности оперативных подразделений ОВД.
Введение
Как и всякий вид деятельности,
оперативно-розыскная
Самостоятельное
значение оперативно-розыскная
Построение демократического и правового государства, первоочередными обязанностями которого являются соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина (ст. 2. Конституции РФ), неизбежно влечет за собой изменение приоритетных направлений в деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. В этой связи сегодня наиболее актуальным вопросом является то, кому и какими средствами обеспечивать права, свободы и законные интересы человека и гражданина.
Органы, которым предоставлено право осуществления оперативно-розыскной деятельности на территории Российской Федерации, перечислены в ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 12.08.1995 №144-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – Закон об ОРД). Среди таких органов названы, в первую очередь, оперативные подразделения органов внутренних дел Российской Федерации.
Органы внутренних дел (ОВД) – государственные органы исполнительной власти, составная часть правоохранительной системы, главной задачей которой является обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, борьба с преступностью, а также иными правонарушениями. ОВД осуществляют свою деятельность на основе социально-правовых принципов, закрепленных в Конституции РФ, федеральных законах, указах и распоряжениях Президента РФ, постановлениях и распоряжениях Правительства РФ, а также приказах, инструкциях и других нормативных актах МВД. Эти органы образуются Президентом РФ, органами государственной власти субъектов РФ, им подотчетны и подконтрольны.
Целью настоящей работы является исследование оперативных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации.
Для реализации указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1) определить задачи
и функции оперативных подразде
2) проанализировать структуру оперативных подразделений ОВД;
3) охарактеризовать права
и обязанности оперативных
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением органами внутренних дел оперативно-розыскной деятельности.
Предметом исследования является законодательство России, регламентирующее порядок проведения оперативно-розыскной деятельности.
1. Задачи и
функции оперативных
оперативный розыскной должностной уполномоченный
В ст. 1 Закона об ОРД определено, что оперативно-розыскная деятельность (далее – ОРД) – вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Законом об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее – ОРМ) в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
«Оперативный», согласно толковому словарю русского языка Ожегова С.И., означает: 1) во-первых, непосредственно, практически осуществляющий что-нибудь; 2) во-вторых, способный быстро, вовремя исправить или направить ход дел.
Осуществление ОРД невозможно без участия конкретных субъектов, которые наделены определенными обязанностями и правами. Субъектом ОРД выступает участник этой деятельности, на которого законодатель возложил соответствующие обязанности, предоставил для их выполнения соответствующие права и возложил ответственность в случае их ненадлежащего исполнения. Субъектами являются оперативно-розыскные органы, их должностные лица, а также иные физические и юридические лица, наделенные государственно-властными полномочиями на принятие соответствующих юридически значимых решений в ОРД и (или) проведение ОРМ либо участие в них.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона об ОРД право осуществления ОРД на территории РФ предоставляется оперативным подразделениям:
– Органов внутренних дел Российской Федерации.
– Органов федеральной службы безопасности.
– Федеральных органов государственной охраны.
– Таможенных органов Российской Федерации.
– Службы внешней разведки Российской Федерации.
– Федеральной службы исполнения наказаний.
– Органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Оперативное подразделение органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации проводит ОРМ только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий органов, указанных в пунктах 1, 2, 4, 6–9 части 1 ст. 13 Закона об ОРД.
Перечень органов, осуществляющих ОРД, может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять ОРД, их полномочия, структуру и организацию работы.
Органы, осуществляющие ОРД, решают определенные Законом об ОРД задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации.
Оперативные подразделения
органов, осуществляющих ОРД, вправе проводить
совместно с работниками
Следует отметить, что весь перечень субъектов ОРД, можно разделить на две группы. Первая группа – общие субъекты ОРД (ч. 1 ст. 13 Закона об ОРД) (к этой группе относятся и ОВД). Вторая группа – специальные субъекты ОРД, деятельность которых имеет ограничения, предусмотренные ч. 2 ст. 13 Закона об ОРД.
В настоящее время
в России формируется так называемое
оперативно-розыскное
Таким образом, государственным органом, уполномоченным осуществлять ОРД, выступает оперативно-розыскной орган – правоохранительный орган (органы внутренних дел РФ и др.) или специальная служба России (Служба внешней разведки РФ и др.), имеющие оперативные подразделения и в соответствии с оперативно-розыскным законодательством непосредственно полностью или частично наделенные правом осуществлять ОРД.
Цель ОРД – это осознанный образ прогнозируемого результата, на достижение которого направленно действие (действия) оперативного работника (оперативника), конфидента и других участников этой деятельности.
В ст. 1 Закона об ОРД прямо указано, что ОРД осуществляется в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Т.о., направляя ОРД на достижение социально полезных целей, законодатель выделил интересы человека и гражданина (жизнь, здоровье, права и свободы), поставив их на первое место в перечне объектов защиты, т.к. в соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
С помощью ОРД государство осуществляет охрану собственности. Причем в соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции РФ защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Целью ОРД является также обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 28.12.2010 №390-ФЗ «О безопасности» под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Причем под жизненно важными интересами законодатель понимает совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и государства.
К основным объектам безопасности законодатель относит, в частности, общество (его материальные и духовные ценности) и государство (его конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность). Государство есть основной институт политической системы классового общества, оно осуществляет управление обществом. Его безопасность – это совокупность общественных отношений, которая выражается в защищенности жизненно важных интересов (прежде всего – конституционного строя) основного института политической системы современного общества от внешних и внутренних угроз, позволяющая ему функционировать и развиваться. Безопасность государства составляет один из важных элементов всей системы безопасности Российской Федерации.
Под обеспечением безопасности (общества и государства) следует понимать организацию и реализацию системы мер (различного характера) с целью нейтрализации или локализации потенциальных или реальных угроз нормальному функционированию и развитию российского общества и государства.
Задачи, стоящие перед органами, осуществляющими ОРД, определяются общими задачами правоохранительных органов по раскрытию и расследованию преступлений. Они определяются ст. 6 УПК РФ, согласно которой уголовное судопроизводство имеет своим назначением: 1) защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений; 2) защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. Уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию. В соответствии с этим, согласно ст. 2 Закона об ОРД, общими задачами ОРД являются:
В самом общем понимании задачи ОРД – это круг проблем и вопросов, решение которых возложено на тот или иной субъект ОРД. Содержание этих задач дает нам возможность разделить их на три основные группы. Это общие задачи, специальные задачи и вспомогательные задачи.
К общим задачам относятся перечисленные выше, названные в ст. 2 Закона об ОРД, задачи.
Специальные задачи включают в себя обеспечение содействия граждан органам, осуществляющим ОРД, деятельность субъектов ОРД по отдельным направлениям борьбы с преступностью, а также обеспечение собственной безопасности субъектов.
Вспомогательные или обеспечивающие задачи состоят из информационного обеспечения деятельности органов, осуществляющих ОРД, использования специальных оперативно-технических средств, обеспечения взаимодействия субъектов ОРД в решении стоящих перед ними задач, сбора данных, необходимых для принятия специальных решений.
В силу сложности и многогранности ОРД в ней следует различать отдельные виды соответствующих функций. Их, в частности, можно разделить на основные и дополнительные. Основные – это следующие:
Кроме того, в зависимости от предусмотренных в Законе об ОРД целей защиты соответствующих объектов, в ОРД можно выделить следующие основные направления работы:
а) защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина от преступных посягательств;
б) защита собственности от преступных посягательств;
в) обеспечение безопасности общества и государства (в аспекте защиты от лиц, совершающих преступления).
К иным (дополнительным) функциям относятся:
обеспечение прав, интересов и безопасности участников ОРД и уголовного судопроизводства;
обеспечение ОРД,
оперативно-служебное